Произведение «Смута » (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Мистика
Автор:
Оценка рецензентов: 10
Баллы: 50
Читатели: 1016 +2
Дата:

Смута





















I
Закопченный до черноты потолок тяжело нависал над головой. На кованых, в рыжих пятнах, крючьях, воткнутых глубоко под ребра, висел обнаженный мужчина со связанными за спиной руками. Бессильно опущенная голова на худой жилистой шее, спутанные волосы, разодранный от уха до уха окровавленный рот с редкими остатками зубов, истерзанное плетью тело и ноги с черно-багровой, пузырящейся от сплошных ожогов кожей, вызывали ужас и отвращение. Только судорожные подрагивания и тяжелый стон, исходивший откуда-то из самого нутра и иногда переходящий в хрип указывали на то, что этот  человек еще что-то чувствует. Огромный, разгоряченный работой полуголый татарин в толстых рукавицах и войлочном, местами подпалённом фартуке, деловито раздувал мехами и без того раскалённые угли, время от времени поворачивая и присыпая жаром щипцы, клещи и другие приспособления, о предназначении которых не хотелось даже думать.
Тусклый, гнусавый голос подьячего, иногда заглушаемый лязганьем железа, гудением раздуваемого пламени и стонами несчастного, вгонял присутствующих в полуобморочное состояние:
– ... а також признал, что боярин Василий Данилов вел речи крамольные, непотребные. А в сношениях с ним были конюший Федоров да большой дьяк Иван Юрьев и прочие заговорщики новгородские, что задумали Новгород и Псков отдати литовскому королю, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси злым умышленьем извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича...
Андрея мутило от смеси запахов пота и крови, горелого мяса и отхожего места. Здесь, в пыточной, все было пропитано непрекращающейся невыносимой болью и этому худощавому, еще не заматеревшему, но уже многое повидавшему на своем веку мужчине с колючим взглядом и осунувшимся серым лицом вдруг подумалось, что, наверное, именно так выглядит преисподняя.

II
Гойда! Гойда!
Ватага всадников в черных одеждах, нахлестывая лошадей, летела по селу. Копыта с чавканьем вырывали куски грязи с талым мартовским снегом. Ребятня, возившаяся у ручья, порскнула, словно стайка воробьев. Бабы хватали малышей и, путаясь в юбках, в ужасе разбегались по дворам.
Андрей на своем вороном сходу перемахнул через изгородь прямо на боярский двор, усеянный соломой, смешавшейся с конским навозом и снежной кашей. Оказавшаяся на его пути карлица от страшного удара отлетела к крыльцу дома и там обмякла.  Он осадил жеребца, подняв на дыбы. Опускаясь, конь едва не размозжил голову своими подковами юродивому – грязному, босому оборвышу, ползавшему по двору.
– Отворяй! - приказал он оцепеневшей от страха дворовой девке. 
– Отворяй ворота, сволота! – донеслось с улицы. – Отворяй, кому говорят!
Девка, споткнувшись ослабевшими ногами о выпавший из ее рук короб с яйцами, кинулась к воротам. Откинув запорный брус, испуганно отскочила в сторону под натиском коней и с ужасом глядя на вооруженных людей, прозванных в народе "собачьим войском". На высокое крыльцо дома, крестясь и причитая, суетливо высыпали домочадцы. Слышались плач и истошные крики. Последним, грузно ступая, появился сам боярин Василий Данилов – кряжистый мужчина с окладистой бородой, в свободной красной шелковой рубахе и штанах, заправленных в красные же сафьяновые сапоги. Он тяжелым взглядом обвел всадников.
– Пошто разор учиняете?! Не ведаете, кто я?
– Как не ведать, ведаем! – с издевкой крикнул Степан, самый молодой из опричников, худощавый, с хищным лицом и вёрткий как хорек. – А кто мы, ведаешь?
Едва сдерживая пляшущего коня, он махнул кнутовищем с метлой перед боярским лицом. Толпа на крыльце отшатнулась, запричитала.
– Батюшка, батюшка! – на шее Данилова повисли две дочери. Боярыня, с лицом цвета пыльной полыни, молчала, прижавшись спиной к дверному косяку.
Андрей встретился взглядом с хозяином.
– С нами поедешь, – жестко сказал он. – Государь тебя видеть желает.
Его жеребец вдруг шарахнулся – это юродивый, безумно завыв, попытался обхватить ноги коня. Он хрипел от отчаянного бессилия, раззевая беззубый рот и указывая грязным скрюченным пальцем на неподвижно распластавшуюся уродку. Боярин посмотрел на несуразное тельце в богато расшитой кацавейке. Глаза налились кровью, широкое лицо побагровело.
– Пошто карлицу загубил, душегуб?! – он задохнулся от мгновенно пронзившей его ярости.
Костяшки пальцев, обхвативших перила, побелели от напряжения. Данилов полоснул по Андрею взглядом, полным ненависти.
– Пошто?!
Старший опричник с досадой воткнул шпоры в бока жеребцу, направив его на  крыльцо. Собачья голова, болтавшаяся у колена, казалось, зарычала, злобно оскалив желтые клыки. Толпа истошно завыла, горохом посыпалась со ступеней. И только боярин, ссутулив плечи, не отрываясь, смотрел на юродивого. Подвывая, калека гладил окровавленную голову мертвой карлицы и то шептал что-то, то брызгал слюной, рассылая проклятия.

III
Из Бежецкого Верха выехали уже под вечер. Обоз, скрипя и переваливаясь на ухабах, тащился по раскисшей дороге. На последней подводе лежали связанные боярин с боярыней. Андрей, поеживаясь от промозлого, насквозь пронизывающего ветра, вглядывался в почерневшее лицо Данилова, гадая, о чем в такие минуты может думать человек.
– Накинь на них что-нибудь! – приказал он ездовому. – Не приведи бог, замерзнут, государь гневаться будет.
Чувствуя, что совсем застыл, хлестанул коня и направил его крупной рысью в голову обоза. Мотнув гривой, жеребец понесся вперед. Неожиданно, споткнувшись, он упал на передние колени, выбросив всадника из седла. Андрей больно ударился о подмерзшую землю, в кровь ободрав руки и щеку. Тут же подскочил Степан, помог подняться.
– Цел? Как же ты так?
Прихрамывая, с досадой стряхивая с кафтана грязь и налипший снег, Андрей подошел к лежащему на боку коню. Егор – диковатого вида мосластый верзила, заросший черной бородой до самых глаз, пробурчал, хмуро оглядывая хрипящего жеребца:
– Нога сломана. Видать, в яму попал. Или за корень зацепился. Все, конец лошадке!
Андрей зло выругался. Этот скакун был предметом его гордости и зависти у многих. Где еще найдешь такого...
Он лежал в санях, укрывшись боярской соболиной шубой. Перебирая пальцами ремни сбруи, вспоминал кровь, хлынувшую густой кипящей струей из шеи любимца, его косящий и, казалось, все понимающий взгляд.

IV
Много о чем поведал боярин Данилов. Да и то – на дыбе особо-то не помолчишь. Рассказал он и о сговоре супротив государя, и о тайном схроне на заднем дворе… Супружница его, в свою очередь, призналась в связях с ведьмой Дарьицей Воловятинской, которая «у всяких чинов людей по дворам ворожила и на соль наговаривала».
...Гойда! Гойда!
Всадники, галопом несущиеся по селению, поднимали за собой клубы пыли. Полуголая ребятня засверкала пятками, испуганно разбегаясь по кустам да дворам. Улица вмиг обезлюдела и лишь юродивый ползал на небольшой вытоптанной площади перед церквушкой.
Андрей зло, с оттягом хлестанул его плетью – не путайся под ногами! Калека сжался, закрывая лицо руками, завыл, кося безумным глазом:
– Нехристь, бесов подручник! Помнишь карлицу? Пошто душу безвинную загубил, пошто?! Попомнишь еще ее, попомнишь!
Опричник соскочил с коня, наклонившись, схватил юродивого за рубище, зашипел прямо в лицо:
– На кол захотел?!
Он пнул лядащего сапогом. Тот проворно отполз в сторону и, истово крестясь, забормотал, брызгая слюной:
– Не даст она тебе покоя, бог весть не даст!
Андрей выхватил саблю, замахнулся.
– Язык отрежу!
– Брось его, поважнее дела есть! – крикнул Степан, похлопывая коня по взмыленной шее. Андрей с ненавистью плюнул в сторону малахольного и вдел ногу в стремя.
– А лошадка-то твоя старая где? Эта-то пожиже будет.
Он резко обернулся. Взгляд юродивого – ясный и осмысленный – обжег опричника.
– Какая уж по счету с весны-то? – издевательский тон безумца вызвал новый приступ бешенства. Андрей подскочил к калеке и, схватив за грудки, оторвал от земли немощное тело.
– Пёсий сын! Что ведаешь о том?! – он тряхнул его с такой силой, что, казалось, мотнувшаяся голова на худой, морщинистой шее вот-вот отвалится. – Говори, собака!
– Ы-ы-ы... у с-собачки с-своей п-п-поспрошай! – затрясся юродивый. Его глаза закатились, тело задергалось в судорогах, изо рта пошла пена. Андрей с отвращением оттолкнул от себя безумца и, вытерев ладони о серый от пыли кафтан, вскочил в седло.
– Не попадайся мне больше на глаза! Убью!
Боль от потери любимого вороного так и не прошла. С того самого весеннего дня Андрей сменил уже пятого скакуна. Его будто преследовал какой-то рок – кони под ним не держались и месяца. Одних свалила непонятная хворь, другие ломали ноги на ровном месте. А недавно сгорела и вся его конюшня. Эта неведомо откуда взявшаяся напасть вызывала в нем растерянную ярость, а глухое, тщательно скрываемое от других бессильное отчаяние саднило и царапало где-то глубоко внутри, хватало за горло, давило на грудь...
Уже отъезжая, он опять услышал хриплый, издевательский хохот калеки:
– Собачку, собачку свою поспрошай!

V
Из избы, одиноко стоящей на стыке речки Мологи и леса, выволокли бабу в черном одеянии.
– Вот она, подлюка старая!
– Вяжи ее, нечисть проклятую!– злорадно заорал Степан, срывая с седла моток веревки.
Андрей, возвышаясь над бабой с высоты коня, с презрительной ненавистью процедил сквозь зубы:
– Ты ведьма Дарьица Воловятинская?
Женщина рывком освободила руки, заправила выбившиеся волосы под платок, остро взглянула на старшего опричника.
– Не ведьма я. Травница. Что надо?
Опричник, изумленный ее спокойным достоинством, подал коня вперед.
– Зенки-то свои бесстыжие опусти!
Однако баба по-прежнему пристально вглядывалась в лицо взбешенного ее непокорностью мужчины. Андрей дал шенкеля, но жеребец, всхрапнув и осев на задние ноги, попятился.
– Побереги коня, – усмехнулась Дарьица, – небось, уже устал их менять.
Андрей задохнулся от боли и гнева, кровь ударила ему в голову.
– Что знаешь о том, старая ведьма? Говори! – он замахнулся плетью.
– Травница я. Людям помогаю, – твердо повторила женщина, схватив коня под уздцы. – Хочешь, и тебе помогу, служивый.
Жеребец застыл как вкопанный. Мужчина похолодел. Он с размаху хлестанул плеткой по крупу, но конь даже не шелохнулся, только мелко задрожал. Подскочившие к ворожее опричники схватили ее, стали заламывать руки.
– Стой! Погодь, кому говорю! – Андрей соскочил на землю. Набычившись, исподлобья глядя на колдунью, приказал:
– Егор, дуйте в боярский дом. Схрон отыщите. Буде кто подозрительный – вяжите. Дочек тоже до кучи. Да грамоты боярские заберите, потом гляну.
– А ведьмачка как же?
– Сам разберусь. Шевелись, чего встали!
Четверо всадников, недоуменно переглядываясь и перебрасываясь короткими фразами, направились в сторону села. Андрей, дождавшись когда они отъедут на значительное расстояние, шагнул к женщине, едва сдерживая гнев.
– Что ведаешь про коней?
Ведьма погладила собачью голову, висевшую у седла.
– Карлицу помнишь?
Мужчина напрягся.
– Ну?
– Мается ее душенька неупокоенная.
– Ну?!
– Здесь она, бедняжка! – ворожея резко развернула собачий череп, – здесь ее последний приют. И


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Рассказ "Бежецкий кошмар" относится к жанру исторической прозы, где "историческая правда сочетается с художественной, исторический факт - с художественным вымыслом, настоящие исторические лица - с лицами вымышленными; вымысел помещен в пределы изображаемой эпохи".

Александр Джуга в своем рассказе не столько рассказывает, сколько показывает, ярко и зримо, эпизоды из жизни опричников, а это значит, что изображаемая эпоха - годы правления Ивана Грозного, а точнее, годы опричнины.

"В российской историографии опричниной называют часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации имущества и земель знати и церкви в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати, заключавшейся в применении массовых казней", а опричниками называются "государственные люди, составлявшие личную гвардию царя Ивана Васильевича и непосредственно осуществлявшие политику опричнины" (из Википедии).

Репрессивные меры и борьба с изменой в среде боярско-княжеской знати - это исторические факты, лежащие в основе рассказа. Боярин Пётр Данилов мог быть настоящим историческим лицом. В той же Википедии я нашла короткую статью о боярине Василии Дмитриевиче Данилове, жертве "опричного террора", казненном в 1570 году.

На рисунках изображен опричник:



Насколько исторически достоверно то, что опричники носили собачьи головы у седла и метлы, разобрано в очень интересной статье Правда ли, что опричники носили метлы и собачьи головы у седла. Но если это и вымысел, про мётлы и собачьи головы, то вымысел не Александра Джуги. В рассказе собачья голова - это голый череп. 
(В этом месте добавлю примечание из комментария Александра Джуги к рецензии: Это не совсем так, Алёна. В рассказе говорится все же про собачью голову, а не про череп. Просто за 300 лет она полысела до основания и превратилась в череп ))

***

Александр Джуга - мастер слова и в совершенстве владеет художественными средствами. Он не просто создает эффект присутствия - читатель переживает происходящее в рассказе так, как будто это все происходит с ним самим.

Рассказ начинается с описания пыточной. Зримое и "обоняемое" описание вызывает у читателя ужас, вводит его в состояние высокой внушаемости, чуть ли не в гипноз. В таком состоянии некритично веришь всему происходящему в рассказе, как некритично веришь всему происходящему с тобой "в реале".

И только через некоторое время после того, как стихают эмоции, возникшие при чтении, возвращается способность сомневаться и задавать вопросы.
– Отворяй ворота, сволота! – донеслось с улицы. – Отворяй, кому говорят!
Дворовая девка откинула запорный брус и тут же испуганно отскочила в сторону, с ужасом глядя на вооруженных людей, прозванных в народе "собачьим войском". На высокое крыльцо дома, крестясь и причитая, суетливо высыпали домочадцы. Слышались плач и истошные крики. Вышел и сам боярин Пётр Данилов – кряжистый мужчина с окладистой бородой, в свободной красной шелковой рубахе и штанах, заправленных в красные же сафьяновые сапоги. Он тяжелым взглядом обвел всадников.
– Пошто разор учиняете?! Не ведаете, кто я?

Сомневаешься, что встреча незваных гостей могла проходить так "несолидно".

С улицы доносится такая любезная просьба отворить ворота, и "дворовая девка" послушно спешит откинуть запорный брус? (Кстати, дворовые люди в Русском государстве (конец XV - начало XVIII веков) - это не крепостные крестьяне, которых использовали в качестве домашней прислуги, а люди, приближенные к монарху или монархине). Домочадцы, "крестясь и причитая, суетливо" так и высыпали на крыльцо дома? Уже и плач и истошные крики слышались? По какому поводу? Ах да, ведь вооруженные люди учиняют разор! И вместо того, чтобы разбегаться и прятаться, невооруженный люд с плачем сбегается им навстречу.

И как апогей - сам боярин выходит на крыльцо встречать дорогих гостей и вопрошает (очевидно, пытаясь перекричать "плач и истошные крики"), ведают ли гости, к кому пожаловали. Боярыня и две боярышни тоже выбежали на крыльцо. Не могу себе представить, чтобы так вели себя боярин и тем более его жена и дочери. (В комментарии пишу об этом немного подробнее: Возможно, я преувеличиваю в своем воображении роскошь боярских хором и преувеличиваю этикет боярского двора. Поэтому не могу себе представить, чтобы боярин вышел сам, сразу, на крыльцо разбираться с незваными гостями. А боярыня и боярышни - тем более. Они должны были вести себя еще более церемонно, не подобало им выходить к кому попало и как попало).

Зато когда опричники едут по селу, то крестьянские детишки и бабы разбегаются:
Ватага всадников в черных одеждах, нахлестывая лошадей, летела по селу. Копыта с чавканьем вырывали куски грязи с талым мартовским снегом. Ребятня, возившаяся у ручья, порскнула, словно стайка воробьев. Бабы хватали малышей и, путаясь в юбках, в ужасе разбегались по дворам.

Эта цитата иллюстрирует, между прочим, как автор одним предложением заставляет читателя чуть ли не всеми чувствами ощутить погоду в мартовский день.

Но спрашивается: почему ребятня вместо восторга перед вооруженными всадниками испытывает страх, и каких репрессий боятся бабы? А я еще спрашиваю себя, почему бабы находились на сельской улице в будний день? Гуляли с детьми, что ли? Это не было принято среди крестьянских баб. За малышами присматривали старшие дети.

Также сомневаюсь в том, что арест боярина мог проходить так хаотично, с случайными жертвами, истошными криками и повисшими на шее боярина дочерьми. Очень похоже на описания ужасов "красного террора", раскулачиваний и т. п.

Автор рисует отряд опричников так, как будто они не "государевы люди", представляющие государственную власть, не гвардия со строгой дисциплиной, а разбойники с большой дороги, и как будто они не исполняют приказы, а убивают, насилуют и грабят всех, кто попадается на пути.

***

Время Ивана Грозного относится к позднему Средневековью, когда образ жизни и менталитет русского человека определялся Православием. Но главный герой - опричник Андрей - и другие опричники показаны как не верующие в Бога и не имеющие понятия о Боге.

Например, такой диалог:
– А ведьмачка где?
– Утопил, – глухо буркнул Андрей.
– Как утопил, где?!
– А вот так – зарубил и утопил в речке!
– А что государю скажешь?

Не Бога боятся опричники, а того, что нужно будет держать ответ перед царем.

Сам сюжет рассказа основан на отсутствии церкви и православной веры в жизни литературных героев.

В рассказе две сюжетные линии: "исторический" сюжет - история боярина Петра Данилова - и "художественный", вымышленный сюжет - история опричника Андрея, карлицы и собачьей головы.

В тот мартовский день Андрей не стал дожидаться, когда отворят ворота, перескочил на коне через изгородь и при этом нечаянно убил находящуюся на пути карлицу. На смерть карлицы опричники не обратили особого внимания. А вечером конь Андрея ломает ногу, и коня приходится убить. И это было только начало.
Боль от потери любимого вороного так и не прошла. С того самого весеннего дня Андрей сменил уже пятого скакуна. Его будто преследовал какой-то рок – кони под ним не держались и месяца. Одних свалила непонятная хворь, другие ломали ноги на ровном месте. А недавно сгорела и вся его конюшня. Эта неведомо откуда взявшаяся напасть вызывала в нем растерянную ярость, а глухое, тщательно скрываемое от других бессильное отчаяние саднило и царапало где-то глубоко внутри, хватало за горло, давило на грудь...

Почему "его будто преследовал какой-то рок"? Его и в самом деле преследовал рок. И Андрей не думал бы что напасть "неведомо откуда взявшаяся", он думал бы, что Бог посылает ему испытания, а если бы не думал о Боге, то думал бы, что стал жертвой колдовства, порчи или сглаза.

Кроме того, непонятно, почему ярость Андрея "растерянная", почему его отчаяние "тщательно скрываемое от других", почему оно саднит и царапает "где-то глубоко внутри". Ведь беды Андрея очевидны, все в курсе о преследующем его роке, молва о старшем опричнике и его несчастьях должна была стать уже притчей во языцех, все знакомые должны были бы сочувствовать ему, и непонятны мотивы, заставляющие его тщательно скрывать свое отчаяние.

Опричники, как и все христиане в то время, должны были бы довольно часто исповедоваться и причащаться, и Андрей не остался бы без душепопечения.

Но в рассказе духовное наставничество Андрея берет на себя травница, слывущая ворожеей. Она сообщает Андрею, что душа нечаянно убитой им карлицы находится в собачьей голове у его седла и мстит ему за свою смерть.
– Покой ей нужен,– продолжила женщина. – Хочешь избавиться от напасти, отвези домой и положи в красный угол. Свечку поставь. Покайся, да молебен закажи. И вели всем, чтоб не трогали ее, не беспокоили. А надумаешь выбросить, знай – в тебя переселится!

Ставить свечку собачьей голове, да еще и с душой колдуньи в собачьей голове! Даже современному и невоцерковленному человеку легко догадаться, что это кощунство.

Даже без свечки класть собачью голову в красный угол - это кощунство.
Красный угол - у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол с церковным престолом. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами.
(Из Википедии)

(Колдун - человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта. Кощунство - издевательство, неуважение к обрядам христианства. В христианстве обращаться за помощью к ворожее и тем более слушаться ее - серьезный грех).

Можно было бы предположить, что рассказ Александра Джуги - сатира (например, на мракобесие и на суеверия), но нет - мягкий юмор наличествует только в заключительной части рассказа.

Андрей выполняет все, что велела ему травница. Но слова травницы оказывают еще и непосредственное благотворное влияние на Андрея. Он моментально "исправляется" и отпускает восвояси не только травницу, но и дочерей боярина Петра Данилова. Внутренние побуждения его добрых поступков в рассказе не раскрыты. Можно только предполагать, что Андрей побоялся связываться с ворожеей, способной наслать на него еще бóльшие напасти, а боярышень отпустил на всякий случай, кто их знает, вдруг и они тоже будут мстить ему.

***

В конце рассказа "перо писателя" переносит нас в благополучный 19-й век. Я хочу сказать, что заключительная сцена сияет благополучием. Она написана так же блестяще, как и весь рассказ. Немногими яркими штрихами изображены внешность собеседников, характер их беседы и обстановка.

Оценка произведения: 10
Алёна Шаламина 01.05.2022
     16:56 11.03.2024 (1)
Интересно подано. Я прочитал с удовольствием. Честно скажу, ранее я  не читал подобного...Меня впечатлили образы... Я не знаю, вымысел ли это или историческое что-то, но написано хорошо. С уважением. Стас.
     23:45 11.03.2024 (1)
Спасибо, Стас!
Такие отзывы всегда приятны. Особая признательность вам за то, что отметили образы - для меня это очень ценно и важно!
Что касается историчности, то и боярин Морозов, и Дарьица - реальные люди, жившие в те времена и подвергшиеся гонениям и репрессиям со стороны опричнины.
     14:53 12.03.2024
Да, я уже это понял из другого комментария Вашего- иным лицам. Спасибо Вам, я не ошибся, что сюда заглянул.... С уважением, Стас.
     12:34 21.12.2023 (2)
Добрый день. Динамично, исторично, жизненно. 
Тяжёлая эпоха затронута. Хотя... у нас лёгких
и не бывало.
С почтением.
     11:43 04.02.2024 (1)
Я могу согласиться даже с динамично пожалуй, но где вы увидели "исторично"?
     16:51 11.03.2024
где вы увидели "исторично"?
=========================================

Что не так? И боярин Василий Данилов, и Дарьица Воловятинская - в прошлом реальные люди. И оба попали в руки опричников. 

     14:04 21.12.2023
Спасибо за отзыв и оценку, Leprechaun!
С благодарностью.
     16:35 04.02.2024 (1)
 Отлично!  Исторические темы опасны, но Вы прошли точно, меня не "царапнула" ни одна деталь, уже знакомая по прежде читанному об этом времени.
 Есть сюжет, есть динамика, аутентична речь.
 Прекрасный рассказ!  
Браво, господин Джуга!
     17:11 04.02.2024
Спасибо, Галина! 
Такие отзывы всегда согревают и вдохновляют ))
     00:29 01.05.2023 (1)
1
От чтения первого абзаца замутило... Как живописна Ваша рука, Александр!... Но внутренний голос сказал - потерпи! - зерно он спрятал впереди. Прочла на одном дыхании. Вам, Александр, за эпистолярное мастерство в этой работе, согласно ее тематике - самый низкий поклон. 
     19:53 23.06.2023 (1)
Здравствуйте, Вера!
Сердечно благодарю за такую высокую оценку!
И простите, что отзываюсь с таким опозданием - я был уверен, что ответил Вам на этот комментарий.
     21:40 23.06.2023
Все нормально, Александр. Для меня важно, что Вы мой коммент прочли. Желаю дальнейших успехов!
     19:12 10.08.2022 (1)
1
Не буду повторяться за предыдущими читателями.
Изумительно!
     19:20 10.08.2022
Спасибо большое, Надежда! От такого мастера как вы получить столь высокую оценку вдвойне приятно!
     00:44 11.07.2022 (1)
1
Александр, примите мое искреннее восхищение! Великолепное владение материалом, образность повествования, мгновенное погружение в эпоху - все на высоте!
Читала не отрываясь! И какой простой и сильный язык, какие диалоги!
Спасибо!
     09:31 11.07.2022 (1)
1
Спасибо за прочтение и столь лестный отзыв, Ляман! 
Приятно )) 
     21:16 11.07.2022
Вам спасибо!
     21:36 27.06.2022 (2)
висел обнаженный мужчина; повидавшему на своем веку мужчине

Почему мужчина, а не человек?
     21:44 27.06.2022
Вы о повторах? Между этими словами 215 слов - это пол-страницы текста. Не вижу никакой проблемы. Да и речь идет о разных людях.

     21:38 27.06.2022
А почему не мужчине - с этим словом что-то не так?
Гость      21:33 27.06.2022 (1)
Комментарий удален
     21:36 27.06.2022
И?..
Гость      11:12 10.05.2022 (1)
Согласна. Очень интересный рассказ. Неплохо написано. Спасибо за доставленное удовольствие. Великолепно! Сочный, яркий язык. И рука мастера видна сразу. И держит под впечатлением долгое время. Захватывает рассказ.
     18:00 11.05.2022
Спасибо, польщен!
Заходите еще как-нибудь ))

Гость      11:32 11.05.2022 (1)
Спасибо вам, Александр. Прекрасное владение историческим материалом, блестящее талантливое перо, которое держит мудрая рука.

Давно не читал такой захватывающей прозы, искал, не находил, только здесь. До сих пор под большим впечатлением.
     17:59 11.05.2022
И вам спасибо за прочтение и за такую лестную оценку, Гость. Увы, не знаю вашего имени.

Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама