Произведение «Эх, жизнь комендантская! (главы 1-3)»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 1277 +1
Дата:

Эх, жизнь комендантская! (главы 1-3)

В славном гарнизоне морской авиации Монгохто, когда-то, давным-давно служил комендантом, достославный майор Петр Васильевич Петриков. Всем известно, что комендант гарнизона – должность собачья и чтобы исправно ее исполнять, коменданту и быть надо настоящей собакой. Таков и наш комендант. Но каково было мое удивление, когда, встретив его, уже гражданским человеком, я приятно удивился тому, что передо мной милейший человек. Сняв с себя собачью шкуру, он снял вместе с ней и гнусный характер. Так артист, чье амплуа в театральной жизни - опереточный злодей, в обычной жизни, чаще всего, добрейшей души человек. И вообще, человеку, работающему хоть в какой-то мере воспитателем, надо в той же мере быть и артистом.
Петр Васильевич был настолько выдающимся и характерным комендантом, что, если нижеприведенные истории и не случились лично с ним, они вполне могли с ним  случиться. И очень часто, уже после того, как я давно уехал из Монгохто, мне рассказывали комендантские истории, настолько похожие на те, что происходили в нашем гарнизоне, что я перестал отличать их от тех, что произошли с Петром Васильевичем. Возможно, что, совершив круговорот в офицерской среде, эти истории, уже однажды рассказанные мной, вернулись, изменив место и имя главного героя. Я махнул рукой и все, когда-либо услышанные мной истории про комендантов,   присвоил ему. Хотя они вполне могли произойти и с другим, не в меру старательным и ретивым служакой.

1.ПОРЯДОК В ОРКЕСТРЕ

Вдруг, ни с того, ни с сего, умер от пьянства дирижер гарнизонного оркестра. Категория военного дирижера дивизионного духового оркестра, как известно майорская. Бедный Петр Васильевич, будучи всего лишь капитаном, весь извелся в поисках подходящей для него должности, что бы  получить майора. Это непростая задача: он не летчик, не штурман, как техник никакой. До капитана вырос, перекладывая бумажки в строевом отделе штаба дивизии. Когда его спрашивали, какое училище он окончил, Петр Васильевич, сам, теряясь в догадках, так долго чесал затылок, что спрашивающий обычно забывал, что его интересовало. А тут как раз и вакансия. Что там дирижировать? Он сам не раз видел, как оркестр без дирижера играл. А руками помахать изредка, это можно.
Пошел наш Петр Васильевич к командиру дивизии проситься на должность дирижера. Генерал очень удивился странной просьбе и спросил:
- Так ты, Петр Васильевич, в музыке соображаешь?
- В музыке, товарищ генерал-майор, я ничего не соображаю, но порядок в оркестре наведу.
Генерал посмеялся, но в памяти себе отложил, что Петриков способен навести порядок даже на совместной вечеринке буйнопомешанных с постмодернистами. А когда вскоре, старый комендант на пенсию ушел, Петрикова комендантом гарнизона назначили. О чем его жена подругам рассказывала:
- Как я узнала, что моего комендантом назначили и майора дадут, так я в обморок от радости  чуть не грохнулась.
А в это время в комендатуре уже печатали шаг на строевой подготовке, отловленные новым комендантом, солдаты, матросы, сержанты и старшины. Петр Васильевич не был изысканным строевиком и не ставил перед собой задачу сколотить подразделение, соперничающее с ротой почетного караула. Главная задача строевой подготовки было довести до полного изнеможения задержанных нарушителей формы одежды. Что бы служба им медом не казалась. А патрульная служба из синекуры в каторгу превратилась.

2.РЕМОНТ ОТОПЛЕНИЯ

Намерзлась комендантская семья прошлой зимой. Везде более-менее тепло, а у них в квартире батареи имели температуру равную средней по больнице, где большинство пациентов уже в морге лежат. Этого, при тридцатиградусных морозах, было недостаточно. Посоветовали ему, что надо бы летом отопительную систему промыть и батареи поменять. Отправил он жену в отпуск и занялся этим вопросом.
Во-первых, приказал патрулям солдат, военных строителей, наловить. Затем каждому отловленному по десять суток от себя дал. За нарушение формы одежды и передвижение без строя. И пригрозил, что до дембеля их гноить будет. Потом по одному к себе вызвал и сказал, что тут же отпустит, как бы за примерное поведение, если ему притащат: три батареи по пятнадцать радиаторов и одну на двадцать пять и труб в соответствии.
Во-вторых, особо приближенному начальнику патруля задачу поставил, Хлоп-Мотора пьяным поймать и в камеру для временно задержанных посадить. Хлоп-Мотор, бывший офицер. Спился напрочь. После демобилизации никуда не уехал и пристроился в УДОС сантехником. Несмотря на безобразный вид, руки  имел золотые. Раз в месяц Хлоп-Мотор ходил в баню, надевал старый синий китель со стоячим воротником, но без погон, и шел в бильярдную при Доме Офицеров. Там, сильными и точными ударами, он с одного кия делал партию. Потом полчаса, молча, наблюдал за игроками, шел в свою каморку, надевал свое тряпье и напивался особенно сильно. Без Хлоп-Мотора ремонт системы отопления – напрасная трата времени.
Хлоп-Мотор весь ремонт находился рядом с солдатами. Только один раз на час ушел. Новые батареи, украденные чехами* со склада, тщательно надраили металлическими щетками и покрасили корабельной краской, прочной и блестящей.
Ремонт дал поразительный результат. На кухне и в двух маленьких комнатах батареи стали горячими. Но в зале, который нуждался в особом обогреве, оставались по-прежнему ледяными. И соседи сверху и снизу на ту же беду жаловались. И воздух травили, и батареи промывали, и гаечным ключом стучали – никакого толка. Отловленный, а он по своей воле к коменданту ни ногой, Хлоп-Мотор быстро нашел причину. Вместо трубы, питающей горячей водой батареи, был вварен и закрашен лом соответствующей длины и диаметра, который, как известно, воду через себя не пропускает, ни горячую, ни холодную. Солдат найти не удалось. Ушли на дембель. Вываривание лома и установка новой трубы свели насмарку весь ремонт в большой комнате. А недавно посаженным на гауптвахту чехам комендант автоматически добавил по двое суток.
* Чехи – солдаты, военные строители. Назывались так в морских гарнизонах за зеленый цвет формы одежды.

3.КУЧНАЯ КАРТОШКА

            До появления в гарнизоне зябров* никто и не знал, что бруснику заготавливать, есть и пить можно. И покрывала осенью брусника красным бисерным ковром кюветы и дворы городка. А уж о том, что картошку на этих землях растить можно и даже собирать приличный урожай никто и вовсе никогда не слышал. Картошка вырастала с розовой кожурой и очень вкусная. Военторг же, завозил картошку невкусную, гадкую и сразу гнилую. Она быстро портилась, и больше половины ее приходилось выбрасывать.
            Естественно и семья Петрикова своей картошки возжаждала. Наловленные патрулями солдаты и матросы, раскорчевали делянку, тщательно огородили ее и вскопали огород. Конечно же, самый большой в гарнизоне. А что? Не самим же горбатиться приходилось. В середине июня, когда весенний призыв готовился к дембелюю, семья Петриковых готовилась к посадке картошки.
В ближайшей деревне купили два мешка отборного посевного материала. Патрули пригнали человек шесть солдат и матросов, дембелей, которых лично Петр Васильевич пообещал немедленно демобилизовать, если они сегодня всю картошку посадят.
- Вот картошка, вот лопаты, вот огород. Что бы к обеду все закончили. Посадите, завтра  дембель. Не посадите, вас посажу и до июля никакого дембеля. Ясно?
Задержанным было все ясно и задолго до обеда они управились. Они снесли пустые мешки и лопаты в комендатуру и побежали собираться домой.
Настала пора проклевываться росткам. На соседних участках робкие ростки картофеля показались из-под земли, но как-то реденько. У Петра Васильевича мощные ростки обогнали соседей. И росли они очень кучно, но почему-то… только в центре участка.
Через неделю все стало ясно. Все ростки сосредоточились в центре огорода. Именно там, где оба мешка картошки закопали ленивые дембеля. Пересаживать было поздно, и семья Петриковых всю зиму, по-прежнему, покупала картошку в военторге. Или приходилось Петру Васильевичу возить ее на своем «Зюзике» с продскладов. В обмен на рабочую силу, поставляемую с гауптвахты. А уж, какую картошку закупает военное ведомство, я думаю, все знают.
* Зябры – летчики и техники, переведенные на ТОФ из гарнизона Зябровка, Белоруссия.

(Продолжение следует)
Реклама
Обсуждение
21:04 12.04.2013(1)
ХЛОП МОТОР хотя и закладывал крепко, но хороший, честный и отзывчивый товарищ был.
21:36 12.04.2013
А я чего говорю? Ты монгохтян сюда направь. Они после Фабулы совсем книгу покупать перестанут.
22:08 05.01.2012(1)
Саша, а у него дочка была?
22:11 05.01.2012(1)
Две. К этому мы еще придем. Тут, в принципе, каждая главка отдельный рассказик. Я просто поражен, вашим женским чутьем, леди! А почему ты спрашиваешь?
23:04 05.01.2012(1)
Да просто, Саша, "Капитанскую дочку" вспомнила. А вообще-то, меня всегда дети спрашивали, почему я в милицию не пошла работать. У меня чутье, действительно, когда-то было.
23:27 05.01.2012(1)
Дело в том, что младшая, по-моему, где-то в Херсоне живет, а старшая в Николаеве. Вдруг она тебе знакома. Фамилия конечно другая, и у коменданта тоже. Но он тут не  совсем в приглядном виде. Но я, как всегда, честно все описываю. А проницательный человек всегда может что-то с чем-то сопоставить. Вот я и спросил.
23:33 05.01.2012(1)
Саша, Херсон - большая деревня. Вот было бы смешно, если и правда оказалось, что мы знакомы.
А ты пиши, мил человек,  пиши, как есть. За это и люблю читать твои рассказы.
23:51 05.01.2012(1)
А я чо? А я ничо.Стараюсь, вон в поте лица
00:03 06.01.2012(1)
С праздниками тебя, дорогой! Будь здоров.
И семейству твоему всего хорошего.
"Главное, ребята, сердцем не стареть..." - помнишь?
00:54 06.01.2012(1)
Спасибо, и тебя также! Насчет сердца в самую точку. от постаревшего сердца инфаркты всякие. Я помню все песни и анекдоты советского периода. Начиная с "Вихри враждебные..."
01:00 06.01.2012(1)
Да, есть что вспомнить.
Но что-то до сих пор  "темные силы нас злобно гнетут"...
10:04 06.01.2012(1)
Ну, если постоянно вступать в бой роковой, то и силы враждебные тут же найдутся. Закон единства и борьбы противоположностей.
10:14 06.01.2012(1)
Да уж, как на пороховой бочке... зато не скучно.
11:38 06.01.2012(1)
Есть люди, что и на пороховой бочке засыпают. Им все скучно.
11:49 06.01.2012(1)
Ой, Это как мой Саня,  я его читать заставляю, а он  над книжкой засыпает, легенды об Аскольде и Дире  его не вдохновляют...
12:19 06.01.2012(2)
Матерь Божия! Это ты ребенка Аскольдом и Диром мучаешь? О, боги! Безжалостная мать! Ты бы еще его Рунами третировала или Калевалой. Ему и Гарри Потера в падлу читать. По-моему дети сами нашли путь дальнейшего развития. Невозможно овладеть всеми знаниями накопленными человечеством. Это как я сдавал кандидатский минимум по философии. Вся законченная марксо-ленинская философия, это две тонкие книжки Истмат и Диамат, а сдавали мы основы философии - несколько огромных томов. Нонсенс. Зачем надо знать всех древних философов и их учения если они, к тому же, были неправы? Я понимаю, для общего развития. Ну кому это нужно - пусть развивается. Я и сам люблю всех этих Диогенов Лаэртских изредка почитывать: как они там по блудилищам шастали. Но зачем кандидату военных наук это знать? А разве можем мы сравнится с детьми в скорости овладевания ими новинок электроники? У меня простой мобильник с фотиком, а что у внука в айфоне мне и невдомек. Он как-то показывал, так я чуть не заснул. Вот где парадокс.
13:29 06.01.2012(1)
Ну... во времена оны блестящему офицеру как-то не возбранялось быть и блестящим поэтом, и играть на музыкальных инструментах, и показывать успехи в академических науках. Боюсь, Чапаев испортил военным карму. Одноименной шашечной игрой.
А у внука в айфоне я скажу что - умозаменитель. Позволяющий добиться тех же результатов, что и на более простом девайсе, только нажатием одной кнопки. Человеку, не нуждающемуся в умозаменителе, это скучно, я считаю, так и должно быть. Иначе ум атрофируется. За ненадобностью. Сорри, что встрял.
14:00 06.01.2012(2)
Что вы-что вы! Михаил, даже очень рад что "встряли" Тема очень серьезная, видимо и вас она волнует. Вопрос стоит так: либо быть умным, начитанным, эрудированным, либо быть на острие современности. Те кто пытаются охватить и одно, и другое, за редким исключением, всерьез не охватывают ничего. А в реалиях это значит: либо быть "белой вороной" вне социума (врагу не пожелаю, не то что своему внуку), либо быть туповатым нажимателем кнопок. Мне кажется выход в следующем. Быть специалистом в какой-либо области, в той же лингвистике, литературе, истории, искусстве и в то же время не отставать в нажимании кнопок от основной массы. Я как-то нажил себе кучу врагов на этом сайте, отстаивая такую же идею. Но продолжаю считать, что оператора вооружением современного самолета нет необходимости обучать тонкостям штыкового боя и фехтованию на акинаках.
14:09 06.01.2012(1)
Александр, Вы так и не поняли предмета того спора :)
Офицеру не полезно, а он таки обязан уметь выбирать точку приложения сил и наносить точный и свовременый удар. Грош ему цена со всем его немеренным вооружением, если он не сможет применить его в нужном месте, выбрав удачный момент.
Так и во всём, либо у него есть умение вычленять главное и побеждать - и он победитель, либо нет - и тогда он, увы... и Самое главное это можно и реально выработать каждому - было бы желание. Не может такого быть, чтобы это умение работало лишь в какой-то узкой сфере, это универсальное умение...
Именно на это и было нацелено множество "невоенных" дисциплин, преподававшихся в старой армии, на развитие ума, который лишь способен на это, пожалуйста, развивайте чем угодно, но оно должно быть
14:53 06.01.2012(1)
Дорогой господин Арджуна, уважаемый Михаил! Во-первых позвольте поздравить вас с наступающим Православным Рождеством и прошедшим Новым Годом. Я и предположить не мог, что наставник Арджуна более года, а по-моему именно столько прошло с нашего предыдущего спора, терпеливо ждал, когда я высуну свой нос из-под панциря именно в этом направлении!
Дорогие господа! Я не против всемерного развития умственных способностей молодежи и даже всеми фибрами "за". Я за то, что бы педагоги тщательнее отбирали багаж знаний. Ибо, как сказал Козьма Прутков: Нельзя объять необъятное! И надо искать новые пути развития способностей в мышлении и моторике детских пальчиков, а не уповать на старые методы написания тысяч крючочков и чтения стихов которые больше учат средневековой истории, нежели реалиям сегодняшним. Японцы и сегодня поголовно занимаются фехтованием на деревянных мечах, красиво, занятно, но вряд ли пригодится в сегодняшнем воздушном бою. И наши летчики, не зная на каком боку носят самурайский меч, выходили и выйдут победителями в любом воздушном бою. Это даже не вопрос для обсуждения.
Рад буду и далее принять участие в аналогичной словесной баталии. Крепкого вам здоровья и успехов!
15:16 06.01.2012
и Вас с прошедшими и наступающими :)
ну что Вы, я не жду, зачем? столько энергии тратить, я всегда боеспособен  
Вы и умирать будете, дай Б-г ещё не скоро, я к Вам явлюсь с вопросом  
14:06 06.01.2012(1)
Не согласен ) Умный человек с тренированным мозгом всегда разберется, на какую кнопку нажать. Более того, он разберется что делать, если кнопка сломалась. В отличие от кнопкодава. Дело в способности мыслить абстрактно, в способности к синтезу и анализу. Развитое мышление - это не энциклопедия, разложенная по полочкам в мозгу. Это навык поиска нужной информации и способность ее обработать с целью практического применения.
И уж всяко оператору вооружения надо иметь развитую моторику, мышечные реакции и понимание логики боя. Логика, тактика и стратегия, по аналогии, в сущности своей одна и та же, в небе и в фехтовальном зале.
14:51 06.01.2012(1)
Дорогой господин Арджуна, уважаемый Михаил! Во-первых позвольте поздравить вас с наступающим Православным Рождеством и прошедшим Новым Годом. Я и предположить не мог, что наставник Арджуна более года, а по-моему именно столько прошло с нашего предыдущего спора, терпеливо ждал, когда я высуну свой нос из-под панциря именно в этом направлении!
Дорогие господа! Я не против всемерного развития умственных способностей молодежи и даже всеми фибрами "за". Я за то, что бы педагоги тщательнее отбирали багаж знаний. Ибо, как сказал Козьма Прутков: Нельзя объять необъятное! И надо искать новые пути развития способностей в мышлении и моторике детских пальчиков, а не уповать на старые методы написания тысяч крючочков и чтения стихов которые больше учат средневековой истории, нежели реалиям сегодняшним. Японцы и сегодня поголовно занимаются фехтованием на деревянных мечах, красиво, занятно, но вряд ли пригодится в сегодняшнем воздушном бою. И наши летчики, не зная на каком боку носят самурайский меч, выходили и выйдут победителями в любом воздушном бою. Это даже не вопрос для обсуждения.
Рад буду и далее принять участие в аналогичной словесной баталии. Крепкого вам здоровья и успехов!
14:55 06.01.2012
а баталии нет никакой и не будет, она уже не состоялась. дело в том, что мы как-то незаметно друг для друга говорим о разных вещах, кто про фому, кто про ерему. один о формах обучения, другой о содержании обучения.
12:36 06.01.2012(1)
Он о варягов спотыкается, учится ведь в украинской школе, говорит, что ошибок в книге много, для него варяги - "вороги". У нас бартер: он мне  исторические рассказы  читает, я ему - компьютерные игры разрешаю.
А что делать?
Может, ты в чем-то и прав, только почему "мать"? Я - Бабушка.
13:22 06.01.2012(1)
Вау! А на фотке, как раз на молодую маму похожа. На Бабушку и не тянешь. Поздравляю и не только с Наступающим Рождеством! Молодец!
18:20 07.01.2012(1)
Вау! На комплимент нарвалась.
Да вроде говорила тебе, что бабушка...
Пока меня не было, гляжу, мужчины интересные темы  поднимали.
21:12 07.01.2012
Тут не то что новая тема, она уже и иссякла, тут просто чудеса какие-то творятся. С наставником Арджуной мы спорили больше года назад, тему вроде закрыли, с ним даже, слава Богу, поругаться не удалось. Тут Михаил по поводу обучения что-то сказал и ровно через пол часа появляется пост от наставника Арджуны. Ну не мог же он год над моей страницей сидеть и ждать пока я об обучении заговорю?!А про бабушку мы и не говорили. Наоборот, я как-то сказал: ну значит зовсим ще молода дытына.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама