Произведение «Война с Финляндией и Ленинградская блокада, часть 1.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 338 +1
Дата:
Предисловие:
Ленинградская блокада и связанные с этим жертвы и лишения во многом обязаны победоносной для Советского Союза войне с Финляндией зимой 1939-1940 годов

Война с Финляндией и Ленинградская блокада, часть 1.

ВОЙНА С ФИНЛЯНДИЕЙ 1939г. И ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА
I. Предыстория конфликта. Предложения СССР по переносу границы.
Трагедии Ленинградской Блокады вполне могло и не быть. А без Блокады и связанных с ней жертв и материальных потерь вся история Великой Отечественной воны могла пойти совершено по-другому, более «мягкому» сценарию. Да и Победа тогда пришла бы намного раньше.
Возможный ход событий принципиально изменила (как это ни парадоксально) победоносная для Советского Союза советско-финская война зимой 1939-1940 годов («Зимняя война» в финской историографии, мы также будем в дальнейшем придерживаться этого термина). Именно эта война «подложила мину» под роковое развитие событий в начальном периоде Отечественной войны, как для Ленинграда, так и для всего СССР.
По официальной версии Советского правительства «Вооруженный конфликт с Финляндией» был вынужденной мерой со стороны СССР в связи с нежеланием финского руководства принять советские предложения по изменению очертания советско-финской границы на Карельском перешейке. Окончательные переговоры по этим предложениям состоялись в октябре-ноябре 1939 года. 1 сентября того же года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война (так принято считать, хотя Франция и Великобритания объявили войну Германии только 3 сентября). По протоколам к небезызвестному пакту Молотова-Риббентропа [1] в сферу советского влияния и исключительных интересов отходили Латвия и Эстония (чуть позже Гитлер согласился «отдать» и Литву в обмен на Мемель), а также и ... Финляндия. Уже осенью 1939 правительствам Литвы, Латвии и Эстонии были предъявлены ультиматумы о вводе в эти страны «советских ограниченных воинских контингентов» - по навязанным договорам о дружбе и взаимопомощи.
Затем подошла очередь Финляндии. Сталин решил озаботиться безопасностью Ленинграда, так как старая советско-финская граница соответствовала очертаниям еще Великого княжества Финляндского в составе Российской империи и проходила в 30-32 км от окраин «колыбели революции». Такая дистанция вполне себе позволяла обстреливать Ленинград из дальнобойных орудий. Именно этот фактор был основным аргументом в предложениях СССР по переносу границы. Только непонятно, а кто мог осмелиться на подобные обстрелы, и с какой стати? Сами финны? – не смешите мои подковы, как говаривал конь Юлий - персонаж популярного мультфильма. Кто-то из великих европейских держав? Что, Англия и Франция, сумели бы прорваться через немецкие проливы в Балтийское море и высадить десант для атаки СССР со стороны Финляндии? – (смотри выше про коня).
Теоретически в ту пору и в ближайшей перспективе такое могла себе позволить только Германия, но она была связана вышеупомянутым пактом, условия которого соблюдались безукоснительно вплоть до 22 июня 1941 года. Даже в реальной войне в 1941 году все равно никаких дальнобойных орудий у границ СССР на Перешейке не появилось, да они и не понадобились. Так что опасаться, вроде бы, со стороны Финляндии было нечего и некого.
Здесь, правда, можно отметить, что еще в 1938 году, когда состоялись первые контакты представителей СССР и Финляндии по территориальному вопросу и когда речь шла только об островах вблизи г.Койвисто (Приморск) – у входа в Выборгский залив – и острове Гогланд, то Сталин обосновывал свою озабоченность теоретической возможностью десанта вооруженных сил некой великой державы на побережье Финляндии с последующим артобстрелом Ленинграда (многоходовочка). Подразумевалась Германия, у которой на ту пору не было абсолютно никаких возможностей (и намерений) относительно подобной акции. Но ведь Сталин видел сквозь годы и века?! Ведь, в принципе, нечто подобное и произошло в действительности, когда немецкая армия появилась в 1941 на территории Финляндии, но произошло это с одобрения правительства (и народа) страны. Но для этого должно было еще произойти событие, полностью изменившее геополитическую обстановку в данном районе. А именно: упомянутый Советско-Финляндский вооруженный конфликт зимой 1939-1940 годов или же Зимняя война (для краткости).
Немного конспирологии. Если всмотреться в политическую карту мира по состоянию на июнь 1941 года и на 1946 год, то можно обнаружить почти полное восстановление границ Российской империи. Прибалтика, восточная часть Польши, Бессарабия (Молдавия), в Азии возвращены Сахалин и Курилы. Мало того, Порт-Артур вновь в долгосрочной аренде у России – Советского Союза. Под советским влиянием вся Польша, Восточная Германия, Чехословакия, добавились Румыния, Венгрия и Болгария. Сталин в плане воссоединения и присоединения к орбите советского влияния утраченных и новых земель выступает как матерый империалист-хищник. За завесой коммунистической идеологии Россия-СССР ведет борьбу за доминирование на планете Земля. Здесь как у львов в прайде: вожак и альфа-самец должен быть один!
Все «пазлы» у Сталина ложатся на свои места, кроме одного - Финляндии. Нажим на финнов осенью 1939 под предлогом обеспечения безопасности «города Ленина» проходил тоже в рамках расширения «советской империи» по единому, но никем не утвержденному плану, существовавшему только в голове у Сталина. Других объяснений нет. Никто ни тогда, в 1939, ни в обозримом будущем не угрожал Ленинграду обстрелами и не мог угрожать. Но это только в двух случаях: либо Финляндия в любых конфликтах третьих стран с СССР остается нейтральной, либо она становится Финлядской Советской Социалистической Республикой в составе СССР. В нейтралитет и вообще в любые договора Сталин не верил, а в 1939 году привык получать желаемое угрозой силы, нажимом и нахрапом. Но вот с Финляндией в отношении ее покорности сталинским замыслам вышла промашка.
Источники:
1. Секретные дополнительные протоколы к Договору о ненападении между Германией и СССР. [Электронный ресурс]URL: http//Wikipedia.org/wiki/Секретные-дополнительные- проколы–к–договору-о-ненападении-между–Германией-и-СССР.

II. Встречные возражения и «резоны» Финляндии.
Предложения СССР Финляндии по изменению границ должны были обеспечить безопасность Ленинграда, но они при этом никак не гарантировали безопасности и независимости самой Финляндии. Итак, главное: граница отодвигалась в глубь Старой Финляндии (это исторический термин для Выборгской губернии России) на 60-70 километров, причем, в основном, по южной стороне вдоль Финского залива до г.Койвисто (Приморск) – а это уже почти 100 км. В средней части по Перешейку на меньшее расстояние и в северной части оставалась на месте. В районе Койвисто новая граница пересекала бы «линию Маннергейма», а на остальных участках по Карельскому перешейку она захватывала бы так называемое «предполье» этой линии – систему заграждений и завалов, созданных перед основной линией финской обороны. Без предполья пресловутая линия Маннергейма в значительной степени лишалась бы своих оборонительных возможностей (и без того не идеальных). Это как рыцарь без доспехов. Взамен Финляндии предлагалась территория более чем вдвое большей площади в Средней Карелии – район Поросозеро и Реболы (лес-болото).
Кроме того на всех переговорах рефреном, начиная с 1938 года проходило требование о предоставлении Советскому Союзу в аренду под военные базы вначале острова Гогланд с прилегающими островками, а затем и полуострова Ханко (Гангут). От Ханко до Хельсинки всего 100-110 километров. Как это ни покажется странным сам Маннергейм, когда речь шла только о Гогланде с островами и о незначительном переносе границы, рекомендовал уступить пожеланиям русских (сам он тогда не занимал официальных постов), так как для Финляндии это не имело стратегического значения [2]. Но к нему тогда в правительстве не прислушались. На последнем этапе переговоров в октябре-ноябре 1939 финны согласились отодвинуть границу на 10-15 км только в районе Куоккалла (Репино) – это своеобразный «язык-выступ» в сторону Ленинграда у побережья Залива. От окраин Ленинграда, таким образом, граница проходила бы не в 30-32 км, а в 40-42 километрах. На ту пору такая дистанция была доступна только уникальным специальным артиллерийским системам. Но Сталин был непреклонен и компромисса не получилось.
Воевать 4-х миллионной Финляндии – тогда отсталой в техническом плане окраине Европы – с 200 миллионным  советским монстром в одиночку было не с руки. Германия была связана договором с СССР, Англия и Франция вели, хотя и «странную», но все же войну (весьма, впрочем, ожесточенную на море и в воздухе), США спокойно сидели за океаном и подсчитывали барыши от поставок всем воюющим сторонам. Есть отдельные мнения, что финны надеялись отсидеться за линией Маннергейма, но, во-первых, она была далека от совершенства и в сравнении с линией Мажино выглядела очень бледно, а во-вторых, у СССР оставались достаточные возможности для наступления в центральной и северной части страны. В этих условиях совершенно непонятно на что рассчитывали, на что могли надеяться финское общество, правительство и парламент?! Но, тем не менее, советские предложения были сочтены неприемлимыми.
Позволю заметить читателю, что, возможно, в какой-то мере, если допустить на мгновение – руководство страны, общественное мнение озаботилось тогда о таких понятиях как честь и достоинство; а вдруг, осмелюсь предположить, стремление к независимости перевесило сиюминутную выгоду советских предложений?
Источники:
2. Маннергейм К.Г. Мемуары, М., изд-во Вагриус, 1999.
III. «Зимняя война» 1939-1940гг. и ее последствия для Финляндии.
Началась война. Как и всегда с нашей стороны – священная и благородная, а с противной захватническая. Советский Союз был вынужден объявить войну после «многочисленных провокаций финской военщины»: то солдат у границы украдут, то пару снарядов кинут (так примерно писали советские газеты). И наконец, чаша терпения у советского правительства лопнула: после артобстрела советской погранзаставы с жертвами с нашей стороны (инцидент в Майнила) СССР был просто вынужден начать военные действия. Правда, запросы финской стороны о расследовании этого странного события остались без ответа. Картинка получилась та еще: нищая  (на ту пору) северная страна с малочисленным населением, без серьезного современного вооружения, без влиятельных союзников позволяет себе подобные «шалости» у границ могущественного соседа – бывшей метрополии.
Советские газеты тех дней: «Наглая провокация финляндской военщины», «Варварство маннергеймовских банд», «Красная Армия уничтожит зарвавшихся бандитов», «Красная Армия сумеет дать зарвавшимся провокаторам войны такой отпор, от которого затрещит по всем швам шутовское финляндское правительство» (и далее в том же духе).
Уже на второй день советского наступления газета «Правда» (а вслед за ней все существующие в стране периодические издания) выдают следующую новость. Благодаря некоему радиоперехвату становится известным о создании в первом же городке у границы, куда удалось добраться советским войскам (это Терийоки – ныне Зеленогорск) Народного правительства Финляндской демократической республики во главе с деятелем Коминтерна Куусиненом (с Гражданской войны Куусинен сидел безвылазно


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:34 21.09.2021 (1)
Анатолий, что-то вас давно не было? Вы, похоже, единственный человек на Фабуле, который в истории России разбирается!
Гость      21:37 22.09.2021 (1)
А почему вы запрещаете другим публиковать то,что они считают важным и нужным?
Один вы чтоли такой умный?
Сами то о чём пишете?
     06:42 23.09.2021
Не понял, о чем речь и как я могу что-то запретить - я же не Мизулина с Яровой.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама