БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 30. ОКОНЧАНИЕ.
ГЛАВА 17. РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ.
БОГ:
Есть люди, которые не очень стремятся следовать Слову Бога в Святых Писаниях и, тем не менее, считают себя верующими. На каком уровне можно рассматривать их веру и под влиянием какой гунны она преимущественно – гунны страсти, невежества, благости, ст.1 гл 17? На этот вопрос Бог Кришна отвечает Арджуне с предварительным пояснением, Указывая в ст. 2 гл. 17, что вера воплощенных бывает трех видов: в гунне добродетели, в гунне страсти и в гунне тьмы.
Надо понимать, что каждый человек может находиться под влиянием своей гунны и быть в таких жизненных условиях, которые этой гунне соответствуют и дают человеку возможность полностью проявлять свои качества и желания. Именно эти условия и сами качества человека обуславливают выбор его религиозного направления, и человек, находясь в этой религии, соответствующей ему по образу его жизни и качествам, имеет возможность не только полностью проявить свои качества, но и, находясь под влиянием этой религии развить в себе и те качества, которые только эта религия своими религиозными принципами и постулатами, как и формами поклонения, может развить и привнести.
На самом деле, каждому человеку на его ступени развития Бог Сам дает соответствующую религию, окружение, формы поклонения и то, что религия должна в человеке развить. Как человек от рождения к рождению поднимается вверх в своем развитии, так он от жизни к жизни поднимается по ступеням разных религиозных требований. И каждая жизнь делает его все более религиозным, утверждает в религии разумом, учит человека религиозно мыслить и быть готовым поддерживать те или иные требования религии, как и формы поклонения, духовные знания и религиозные обряды.
Но каждый человек может на своей ступени входить в религию в своей мере. Но чем больше данная религия соответствует качествам и образу жизни человека, тем полнее он в нее входит и предается ей, пытаясь мыслить и поступать согласно религиозным требованиям и не чувствуя в себе противоречия, несогласия или насилия над свой волей, чувствами, пониманием, качествами и желаниями, ст. 3 гл. 17.
Однако, ст. 4 гл. 17 для современного человека не совсем подходит, поскольку был ориентирован на современников Арджуны. Но на данный период следует понимать, что люди в гунне невежества поклоняются преимущественно не демонам, но духам, включая духов умерших. Также, люди в гунне страсти могут поклоняться и духам умерших и полубогам, и самому Богу-Отцу, а в гунне благости люди поклоняются исключительно Богу-Отцу, Верховной Божественной Личности. Точно также, ст. 5-6 гл. 17 имел в основном место только для современников Арджуны. В настоящий период не принято проходить через очень жесткие тапасьи, а потому, эти стихи можно опустить.
Но есть такое, все же, понимание, как личное жертвоприношение Богу в условиях современного мира, когда человек ограничивает себя в еде, сне, одежде, удовлетворении своих чувств. Если это делается с тем, чтобы заслужить Милость Бога, то человек должен знать, что это должно быть исполнено в рамках Божественного требования с тем, чтобы не приносить вред своему здоровью, чтобы это, также, не угрожало жизни человека, чтобы не вовлекались другие люди помимо своей воли. Также, это должно быть согласовано со служителями данного религиозного направления, которые знают, в каких формах допустимы те или иные ограничения или посты. Но самым лучшим жертвоприношением Богу являются строгие посты, раздача милостыни, простой образ жизни, контроль ума, желаний и чувств и многие другие вещи, предусмотренные в Святых Писаниях той или иной религии, а также, человек не должен о своем жертвоприношении или аскетизме или благотворительности рассказывать другим, похваляться, приводить себя в пример, а также, в трудные для себя периоды не должен просить у Бога это учитывать или о вознаграждении. Но молиться и усердно заниматься духовной практикой и изучением Слова Бога в Святых Писаниях.
Также, пища, которую потребляют люди, делится на три вида в зависимости от трех гунн материальной природы, и это имеет место и в современном мире, ст. 7-19 гл. 17.
Также, жертвоприношение, которое приносится Богу, также в современном мире бывает трех видов в зависимости от трех гунн материальной природы, ст. 11-13 гл. 17.
Также, в современном мире следует говорить о тапасье тела, речи и ума, ст. 14 – 16 гл. 17. Также, в современном мире можно говорить о трех видах тапасьи, тела, речи и ума, в зависимости от трех гунн материальной природы, ст. 17 – 19 гл. 17.
Также, в современном мире можно говорить о трех видах благотворительности в зависимости от трех гунн материальной природы, ст. 20-22 гл. 17.
Надо знать, что во времена Арджуны и в некоторой степени теперь многие йоги, медитируя на Бога, вибрировали обозначения Бога, Верховного Брахмана, которые произносились, как Ом – Тат - Сат – Всевышний Бог, Тот, Который Извечный. Они использовали эти звуки во время медитации, также, жертвоприношений, а также, при написании Вед. Такова была Воля Бога на тот период.
Таким образом, йоги, брахманы, также те, кто только начинал духовный путь и шли, как бы не следуя строго указаниям Вед, брали эти звуки за основу, понимая их вибрацию, как процесс соединения со Всевышним.
Звук Ом вибрировался, также, перед началом не только жертвоприношений, но и благотворительности и тапасьи теми, кто строго следовал указаниям шастр и теми, кто желал себе освобождение и духовное развитие, но указание шастр при этом игнорировал, ст. 23 – 24 гл. 17.
Также, звук Тат обозначал: Тот, Кому посвящается, ради Кого, Во имя Кого, имея ввиду только Единого Бога, Верховного Творца материального и духовного миров, Высшего Управляющего. Тат - этот звук использовался теми, кто, желая, также, освобождения, не стремились к плодам любой своей деятельности, начиная с исполнения жертвоприношения, тапасьи и разных видов благотворительности, ст. 25 гл. 17.
В ст. 26-27 гл. 17 Сад – Извечный, Нетленный, Нерожденный, Изначальный, Вечный. Используется в таких выражениях, как Сад-бхаве, изначальная нетленная природа, также садху-бхаве, духовное изначальное извечное положение бхакты, слуги Бога. Также, слово Сад используется при обозначении истинной духовной деятельности. Поэтому при исполнении жертвоприношения, тапасьи и благотворительности присутствует слово Сад, а также, работа, посвященная Всевышнему, где человек абсолютно не претендует на плоды, не считает себя производящим и распоряжающимся, обозначается Сад, т.е. извечная, нетленная, разрешенная. В противном случае принесение в жертву без веры, исполнение тапасьи и благотворительности без посвящения Богу плодов деятельности считается греховной деятельностью, недопустимой, влекущей за собой наказание, не приносит плодов ни в этой, ни в следующей жизни и называется асад, греховная, тленная, запрещенная, ст. 28 гл. 17. Но следует знать, что в современном мире использование этого обозначения Всевышнего ОМ- ТАТ-САД не считается полезным и не благословлено Богом ни для кого.
ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ.
БОГ:
Несомненно, вопрос, который задает Арджуна в ст. 1 гл. 18 был достаточно важен для современников Арджуны, как и для него самого, поскольку Арджуна уже в разговоре с Богом неоднократно порывался оставить место сражения, полагая, что этот путь, путь участия в сражении, повлечет за собой последствия греховной деятельности. Поэтому, Бог и сосредоточил внимание Арджуны и всех на том, следует ли оставлять исполнение своего предписанного долга или нет, и если нет, то как быть с отречением или отказом от работы, который проповедовали многие духовные учителя и действительно оставляли материальную деятельность, занимаясь только медитацией и живя на подаяние. Это считался правильный религиозный путь, имел свое название саннйаса, где человек перестает фактически исполнять работу и отказывается полностью от наслаждений или удовлетворения чувств.
Но помимо такого понимания отречения саннйаса существует и другое понятие об отречении, где человек отказывается от всех плодов своей деятельности, будь то работа, жертвоприношение или благотворительная деятельность, называемое тйага, о чем Бог Кришна Говорит Арджуне в ст. 2 гл. 18. В этом случае при таком отречении человек выполняет любую деятельность, но отрекается от плодов. Поэтому, одни люди, занятые духовной деятельностью, считают, что от работы следует отказаться, как от причины греха, а другие считают, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы, о чем сказано в ст. 3 гл. 18. В этой связи Бог Сообщает Арджуне окончательное Божественное требование, касающееся отречения тьяга.
Прежде всего, следует знать, что отречение тьяга в зависимости от трех гунн материальной природы объявлено в трех видах, ст. 4 гл. 18. Но прежде, чем описать эти три вида отречения тьяга, что существенно для ответа на вопрос Арджуны, заданный в ст. 1 гл. 18, следует, все же, знать следующее требование Бога, приведенное, как ответ, Арджуне в ст. 5 гл. 18. Т.е. заключается оно, это требование Бога в том, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы, но непременно их выполнять, ибо жертвоприношения, благотворительность, также тапасья и работа очищают всегда, всех, при любых условиях, как бы человек ни считал себя или другого реализованным или великой душой. Т.е. работать, фактически, необходимо, и правы те великие мудрецы, которые, ст. 3 гл. 18, считают, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы. Это ответ и Арджуне. Нельзя оставлять поле битвы, но реально, фактически, принять участие в сражении. Это – окончательное Мнение Бога.
Но теперь вопрос о том, как именно следует работать, исполнять любую деятельность? Ответ на этот вопрос Бог Говорит в ст. 6 гл. 18. И это очень важно, важнейшее требование Бога. Во-первых, следует отказаться от привязанностей в работе и плодов и, во-вторых, следует выполнять работу, как долг. И не иначе. Но если человек полностью отказывается от работы, фактически не работает, то такое отречение тьяга в гуне невежества. Т.е. это тоже отречение, но на низшей ступени, а потому, греховное, не рекомендуемое Богом, наказуемое, происходит под влиянием низшей гунны природы, гунны невежества. Итак, такое отречение, связанное с неисполнением работы, есть отречение тьяга, но в гунне невежества, из каких бы «высоких» побуждений человек не исходил. Оно вызвано иллюзией, неправильным мышлением, не поддерживается Богом, влечет последствия греховной деятельности, ст. 7 гл. 18.
Но отречься от работы фактически, т.е. не выполнять работу можно и по другой причине. Если человек отказывается, отрекается от работы в связи с тем, что испытывает страх, неудобства телу, то такое отречение есть также отречение тьяга, но в гунне страсти. Такое отречение приносит человеку страдание и насладиться плодами такого отречения невозможно, ст. 8 гл. 18. Но если человек исполняет работу, как долг, отказываясь от привязанности и плодов, то такое отречение есть отречение тьяга, в
| Помогли сайту Реклама Праздники |