Произведение «Редакторы литсайтов. Гении или злодеи?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 7
Читатели: 237 +1
Дата:
Произведение «Редакторы литсайтов. Гении или злодеи?» самая комментируемая(28) работа за сутки
29.10.2021

Редакторы литсайтов. Гении или злодеи?

Редакторы литературных сайтов – это особая каста. Меня давно занимает вопрос: как в эту касту попадают простые люди? Вот живёт себе человек спокойно, пописывает стишки, публикует их в Сети, общается с кем-то, что-то там пишет в откликах, и вдруг в один прекрасный день – бац! – и он уже редактор! Почему? Он лучше всех пишет стихи? Далеко не так. Отличился в написании отзывов? Ну, может быть, но отзывы у большинства редакторов мало чем отличаются от отзывов других умных и талантливых пользователей сайтов. Написал оригинальный, заинтересовавший многих обзор? Это, пожалуй, да. Но ведь есть среди редакторов и те, кто и в этом пункте не особо выделился, а то и вовсе не отметился. Так что же сделало его редактором?
(В скобках замечу, что случаются, разумеется, разные истории. Например, жил-был себе талантливый человек, любил поэзию, сам неплохо писал, со временем стал разбираться в теории стихосложения, почувствовал в себе силы для чего-то особенного, появились финансовые возможности, а тут ещё правила и условия сайта, где он публиковался, стали раздражать. И вот он взял да и открыл собственную площадку. Потом набрал группу товарищей, многие из которых стали его помощниками, редакторами разных ЛитО и пр., и дело пошло. Или похожая история: на некоем сайте, владельцу которого всё равно, кто будет держать его на плаву, сама собой образовалась сплочённая команда единомышленников и взяла мирным путём бразды правления в свои руки. Тут всё понятно, и я говорю не о подобных случаях.)

Первый вопрос прозвучал. Теперь давайте представим себе, что наш маленький, но, вероятно, талантливый в чём-то герой всё же каким-то образом заслужил значок редактора на своей странице. Что это принесёт ему и другим людям, что изменится отныне в жизни сайта и в его личной литературной судьбе? Подключим фантазию и рассмотрим несколько вариантов.
Вариант первый, оптимистический. Редактором становится действительно талантливый и активный автор, которому есть что сказать. Это, безусловно, приобретение для сайта. В нашей фантазии это светлый ангел, от которого будет одна польза. Он сразу же возглавит своё ЛитО, станет вести различные конкурсы, писать обзоры, участвовать в организационной жизни сайта, почувствует ответственность – и качество его рецензий и откликов значительно повысится, что благотворно повлияет и на качество работ тех, кому он поможет своим советом. Но, говоря откровенно, такой редактор это ещё бОльшая фантазия, чем моя статья. В реальности чаще работает
Вариант второй, нейтральный. Редакторство получает человек, почти ничем не выделяющийся из списка достойных этого звания. Вероятно, такой вариант можно даже назвать случайностью, совпадением определённых условий. Чего ждать от этого редактора? По-настоящему ценного – ничего. Он шатко-валко будет исполнять свои обязанности, воспринимать их скорее как обременение (как раз для таких любое действие на пользу сайту будет «геморроем», как выразился один из редакторов некого новомодного литсайта; но зачем тогда вообще подписываться на этот геморрой??? любое занятие априори должно приносить человеку радость), активничать только там, где появляется личный интерес, и крайне редко – потому что так нужно – писать жалкие подобия обзоров («в этом стишке лучше сделать так», «вот тут лишний слог», «вы ничего не понимаете в поэзии» и т. д.). Вред от такого редакторства очевиден, потому что в нём нет самого главного – духа творчества. Это однозначный злодей в нашей истории (впрочем, удачно замаскированный). Но есть злодеи и покруче (хотя, возможно, и поневоле).
Вариант третий, пессимистический. Маленькое отступление. Служила одинокая стареющая женщина в одном небольшом офисе, ничем особым не отличалась от сослуживцев, получала не ахти какое жалование и свою порцию наездов от начальства и была, в общем, не особо довольна своей жизнью. И единственной радостью и отдушиной для неё, не считая четырёх кошек и турецких сериалов, была поэзия. Писала она стихи неплохо, иногда даже, начитавшись на ночь Ахматовой, хорошо, и публиковала их на некоем сайте. Вся её нерастраченная энергия (из той, что осталась после общения с кошками) уходила на этот сайт, она писала много откликов на стихи других авторов, встревала в посторонние диалоги и разговоры, активно участвовала во всех конкурсах и в обсуждении их, не проходила мимо различных публикаций и общесайтовских мероприятий и, что немаловажно, оставляла лестные отзывы на творения местных «главных людей». Скажите, вам разве не показался знакомым написанный мной портрет? Так же показалось и кое-кому из тех самых «главных людей», с которыми наша героиня успела завести короткую дружбу. И вот однажды с чьей-то лёгкой руки как бы невзначай прозвучало предложение: а почему бы нам не назначить эту прекрасную женщину редактором? Вон она какая активная, а нам последнее время этого как раз и не хватает!
Так на сайте появился новый редактор. Сначала в нашей героине почти ничего не изменилось, всё та же активность, вездесущность и пр., но со временем в её тоне в общении с простыми смертными стали появляться медные нотки; в любом разговоре на любую тему она неизменно оказывается безапелляционно права, задавленная работой и неудачами в личной жизни, теперь, в своём новом статусе, не упускает случая прикрикнуть на всякого, кто вызовет у неё раздражение, и унизить при случае того, кто посмеет высказать свою собственную, несколько отличную от её точку зрения. И вскоре серая мышь превращается в редактора-монстра, а её самомнение, подтверждённое редакторством и сетевыми регалиями (типа «национального поэтства»), удивительным образом создаёт у неё в голове небезызвестный «органчик» с одной только фразой: «Не потерплю!». И уж этот органчик не сломается никогда. Потому что таких редакторов – с некоторыми вариациями – увы, большинство.
Одной из причин подобных историй является то, что редакторами на сайтах становятся в основном «самодеятельные артисты». Профессионал (не обязательно по образованию, но по призванию) или литературный критик от бога, человек знающий, тонко чувствующий слово и стиль, – большая редкость в наше время. И настоящей удачей для литературного сайта является присутствие такого лидера или – тем более – целой команды таких людей. А если такой команды нет, нет ощутимой пользы от тех, кто призван исполнить её функции, зачем тогда вообще нужен институт редакторства?..

От автора. Статья была написана в 2012 году. Боюсь, сейчас высказанные в ней идеи неактуальны, так как институт редакторства в классическом понимании в настоящее время исчез. И всё же, возможно, для кого-то этот текст окажется небезынтересным.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:20 03.02.2022 (1)
Мне кажется, что во всем этом присутствует небольшая путаница, смешение понятий. Отождествляют два термина: редактор и редакция. Но это совершенно не одно и то же. Редакция в целом занимается административными и управленческими функциями. А отдельный редактор работает с текстами. Разве местные редакторы как-то специально работают с материалами - правят, чистят, готовят их к публикации? Я такого не видел. Может, пропустил что-то?  Исходя из этого, предполагаю, что на редакторов здесь возложены только административные функции: недопущение запрещенного контента, локализация конфликтов, рассмотрение жалоб и отбор материалов на главную страницу. Кстати, лично я понятия не имею кто здесь редакторы и мне это пока не мешает.
     09:21 07.02.2022
Александр, я писал не конкретно о Фабуле. Если интересно, посмотрите чуть ниже мой ответ Дяде Пете))
А здесь действительно давления редакторов не ощущается, согласен.
     17:45 03.02.2022 (1)
" Уважаемый редактор,
Может лучше про реактор?
Про любимый лунный трактор..." (с)
Тема выеденного яйца не стоит...На любительском лит. сайте, каждый сам себе и пЫсатель и редаХтур...И зачем копья ломать...Бла-бла -бла и не более...
     09:18 07.02.2022
Во-первых, Вы неправы. На некоторых сайтах (а я писал не конкретно о Фабуле) редакторы очень сильно влияют на лит. жизнь авторов, нередко даже оказывают давление на их способы самовыражения, что выливается во многочисленные конфликты (баны, удаления страниц и пр.). Не у всех толстая кожа или мощный стержень, не все выдерживают или могут игнорировать это давление.
Во-вторых, в принципе вся наша жизнь не стоит выеденного яйца, просто как на это смотреть. Так что и моя тема не стоит, а ваше мнение о ней - тем более.
     15:36 03.02.2022 (1)
Полностью поддерживаю Леонида!
Вообще, как по мне, всё это некая игра для взрослых людей...
     15:53 03.02.2022 (1)
Да, но Леонид считает, что редакторы и авторы действуют как бы параллельно, не пересекаясь друг с другом. Тогда кто-то из них явно лишний на литературном сайте))
     16:10 03.02.2022 (1)
1
Обычно, лишним бывает редактор.  Но бывают исключения в некоторых случаях.
     16:15 03.02.2022 (1)
1
))))))))) Это реально крутая фраза - про лишних редакторов! И смелая! Люблю смелых людей. Хотя чего нам бояться?
     16:16 03.02.2022
Действительно...
     20:32 28.10.2021 (1)
Уважаемый Александр! Зачем Вам, мне редактор?
Есть он или нет, кто он - злодей или гений, Вам от этого тепло или холодно? Лучше будет писаться или нет?
Мы пишем и пишем.
Читаем коллег, учимся у них, и слава Богу.
Редакторы такие же Читатели, как и все.
За годы нахождения на Фабуле еще ни один Редактор мне не мешал, хотя их сменилось море.
Деликатные люди - советы давали в личке.
Не пойму темы.
     08:16 29.10.2021 (1)
1
А я не понимаю теорему Ферма. Это нормально, когда для кого-то интересно в чём-либо разобраться, а кому-то то же самое - пофигу. Не находите?
     18:00 29.10.2021
Нахожу.
И еще добавлю, что любой Автор может подымать  для обсуждения ЛЮБУЮ тему, тем более если хочет разобраться
Вопрос: А надо ли, Александр, разбираться?
Редакторы - редакторами. Авторы - авторам.
Мы друг другу, я считаю, не мешаем.
     20:19 27.10.2021 (3)
2
Прямо женоненавистник какой-то. Нет чтобы привести пример одинокого мужчины, у которого вся страсть - это кактусы и стишки. Обязательно женщин задеть нужно.
     08:40 28.10.2021 (1)
Я даже не думал об этом, милая Анна!)) Просто в реальности, как мне показалось, больше вот именно таких редакторш, чем редакторов-мужиков. Женщины вообще как-то злее, особенно одинокие, с мужиками легче договориться. Хотя упрёк Ваш полностью принимаю, наверное, малость перегнул. Тем более что женщин люблю, обожаю, холю и лелею в реальной жизни. А о кактусах и стишках - в следующем опусе.

(Кстати, вот интересно: на Литсети почти 20 000 просмотров, более 300 комментов, но ни одного с подобным Вашему упрёком. Надо об этом подумать))
     09:08 28.10.2021 (1)
С дамами вообще договорится нельзя, они не признают иерархии. Любое замечание для них оскорбительно.
Кроме похвалы они ничего не понимают.
     09:19 28.10.2021 (1)
Щас Вам достанется))

На самом деле мы ведь их обожаем, верно? Они прекрасны во всех отношениях. Во всех кроме того, о котором мы здесь с Вами говорим))
     09:44 28.10.2021
С ними кашу не сваришь. С ними можно только плясать под их дудку.
     22:30 27.10.2021
     22:13 27.10.2021 (1)
     12:42 28.10.2021 (1)
О! Редактор прозы. Интересно Ваше мнение.
     18:12 28.10.2021
Как по мне, вы недалеко от истины. Но есть много "но"...
     16:11 28.10.2021 (1)
Зачем Вам эти домыслы? Кто редактор, тот и редактор.
     16:34 28.10.2021
Логично.
     18:18 27.10.2021 (1)
1
Как я понял из этой заметки. В редакторы на литсайтах выбирают кого попало. А вот великого писателя и поэта Предтечина Александра никто никуда не выбирает. Более того, его даже никто не замечает.
А вы посмотрите. какие гениальные произведения на его страничке на Фабуле. А судя по этой заметке он человек с высоким интеллектом и очень хороший организатор. Просто очень скромный человек. Обратите на это внимания. Следующим редактором на Фабуле непременно должен быть Предтечин Александр.
Александр, я всё правильно понял и написал?
     08:46 28.10.2021 (1)
Паршин, вы читать умеете? Эта статья писалась не о Фабуле, но каждый видит в ней то, что хочет видеть (см. комменты выше). По сути это психологический тест, и вы его провалили.
Великий писатель и поэт, кандидат в суперредакторы и ваш личный психолог А. Предтечин.
     12:15 28.10.2021 (1)
Полностью с вами согласен! Только в следующий раз обращайтесь не Паршин, а Александр Паршин. Ладно?
     12:39 28.10.2021
Хорошо, Александр Паршин, обещаю! Меня же можете звать просто: Александр Вадимович.
     22:53 27.10.2021 (1)
Вполне логичные у вас рассуждения, уважаемый Александр, и вполне здоровые.
У меня тоже не так давно были вопросы к редакции, но после непродолжительных дебатов и реплик я осознал, что представляет из себя редакция. С того момента вопросами не задаюсь - ее здесь нет. А кто и на каких условиях числится в редакции, не столь важно: видимо перед ребятами не ставят определенных задач, а сами они что могут - то могут. Я говорю о разделе прозы и никоим образом не касаюсь поэтов.

С уважением  Н.А.
     08:33 28.10.2021 (1)
Приветствую Вас, Никита! Статья не конкретно о Фабуле, это попытка понять, зачем вообще нужны т.н. редакторы на литсайтах.
     08:44 28.10.2021 (1)
Видимо есть в этом необходимость - бдить. 
Мало ли, что удумают, писатели хреновы? С их помощью проталкиваются клоны и ряд новичков, которые должны стать своими, или они сразу программируются на определенный род деятельности. Таким образом создается видимость работы сайта - он дышит, значит живет.
Доброе утро, уважаемый Александр.
     08:53 28.10.2021 (1)
А что же делать  в таком случае нам, простым смертным?)) Нам, людям, которым хочется просто поделиться с другими своими литературными фантазиями.
Кстати, какой бы сайт Вы лично отметили как лучший в этом плане? Надеюсь, об этом можно здесь писать, не сочтут за рекламу.
     08:59 28.10.2021 (1)
Создавать объединения по темам, там и можно найти единомышленников, как и просто интересных собеседников, не пропитанных политическими микробами. 
О других сайтах ничего не скажу, не знаю.
     09:01 28.10.2021 (1)
Пожалуй, один из вариантов. Но сколько надо сломать копий, чтобы найти этих самых единомышленников!))
     09:53 28.10.2021 (1)
Копий? Копий ломать не надо, одно запустите в Паршина, другое поставьте рядом, а остальные подальше спрячьте - "мы мирные люди и наш бронепоезд стоит на запасном пути". 
Не знаю, что вам ответить насчет единомышленников, кроме того, что они есть.
     09:55 28.10.2021 (1)
В Паршина запустил))
     10:11 28.10.2021 (1)
Правильно сделали, но все копья пройдут мимо, изворотлив и всегда готов извиняться - таким только мухобойка нужна.
А насчет "клубного" общения можно подумать. Грубый пряник тоже пища, можно попробовать, только здесь нужно от себя давать объявление КРУПНЫМИ БУКВАМИ: "Желающим присоединиться к клубу любителей Троцкого необходимо написать рассказ или стихо с пометкой Троцкийнашрулевой."
Шучу.
     10:21 28.10.2021 (1)
Смеюсь)
     12:32 28.10.2021
Спасибо за понимание
     19:03 27.10.2021 (1)
Из практики известно, что редактор и писатель - две разные профессии. Бывало, что писатели объединялись для создания издательства. Но если будешь заниматься ректорской деятельностью, не будет хватать времени для собственных произведений.
На фабуле в редакторы пробираются за счёт того, что пишут хвалебные комментарии и ставят оч. пон., набиваются ко всём в друзья и т. д.
Мне не кажется, что редакторы фабулы как-то влияют на работу сайта. У редакторов Фабулы свой круг избранных пользователей, они их на главную рекомендуют, те их в редакторы выбирают - и всё счастливы.
     08:42 28.10.2021 (1)
Заметьте, Вы написали практически о том же, о чём говорю и я в статье))
     09:05 28.10.2021 (1)
А что тут ещё напишешь. Я знал один сайт, на котором писали отзывы два профессионала. Они писали небольшие, но правдивые комментарии. Было понятно, что хорошо написано, п что не очень. На Фабуле же сплошные хвалебные отзывы, даже на самые нечитаемые публикации.
Угодничество победило здравый смысл.
Мне кажется так везде. Сорняки активно размножаются и вытесняют культурную поросль...
     09:21 28.10.2021 (1)
А можно с этим как-то бороться? Или хотя бы этому противодействовать?
     09:26 28.10.2021 (1)
Писать правду, но кому это понравится. Сайту нужно не качество, а количество. Чем больше на сайте посещений, тем выше рейтинг. А от рейтинга зависит стоимость на размещение рекламы.
А для сайта важно получать деньги за рекламу.
Кино по ТВ показывают исключительно для того, чтобы привлечь рекламодателя.
     09:34 28.10.2021 (1)
Мне бы правда понравилась)) Только не злопыхательство и ёрничание. А откровенность и доброжелательность. Ну ещё честность, от слова "честь". В любых обстоятельствах надо сохранять порядочность, это касается всего, даже рекламы. Например, Вы знаете, меня бесит, что теперь у нас нет кубка страны по футболу, а есть "Бетсити кубок", нет чемпионата, а есть "Тинькофф чемпионат". Эту унижает достоинство моей страны. (Что-то нагнал я пафоса, извините))
     09:48 28.10.2021
Согласен.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама