Предисловие: Каждый элемент природы ощущает полезное для себя сладким, а вредное – горьким, и никогда не ошибается.
Каждый элемент в природе ощущает, полезное для себя, сладким, а вредное – горьким, и никогда не ошибается. Развиваясь, человек перестал различать пользу и вред на вкус, и отдалился от животного мира.
Будучи зависим в своём жизнеобеспечении от семьи, он никогда не ошибался. Однако в нём пробудились желания к богатству, почестям, власти и знаниям, и в связи с этим, его жизнеобеспечение стало зависеть от города, а затем от страны, ну а сегодня оно полностью зависит от всего мира. Правда, человек ещё не научился ощущать и принимать пользу общества, как свою личную, и потому, все его действия оборачиваются ему во вред.
Выходит, что настоящее значение этих понятий, пользы и вреда, скрыты от человека. Иначе, он, поступая себе во вред, немедленно начал бы ощущать страдание. И поступая по-другому, тут же ощутил бы наслаждение. Но чему смог бы научиться человек, применяя для себя, казалось бы, такой проверенный способ поощрения и наказания?
На первый взгляд, он призван предохранить человека от ошибок. К тому же, заботясь только о собственной пользе, человек наслаждался бы, как наслаждается всё живое.
Как известно, у всего сущего есть своя роль в замкнутой системе взаимодействия всех частей природы. И, выполняя свою задачу, оно желает ощутить наслаждение, т.е. не может не выполнить её.
Так же и мы, воспитывая детей, невольно стремимся сделать для них понятия вреда и пользы, максимально явными. Гневаясь, наказываем их за проступки, а за хорошие дела, немедленно поощряем. Примерно так же мы дрессируем животных. Однако, как мы уже выяснили, между человеком и животным, всё-таки, существует разница. И она заключается в том, что человек сам должен решить, что является для него полезным, а что вредным.
И потому, в отличии от животных, он задаётся вопросом о смысле своей жизни, пытаясь, неосознанно, понять свою роль в ней. Ведь согласно замыслу природы, он должен осознанно прийти к исполнению её, своим свободным выбором.
А на сегодняшний день, замысел природы вступил в фазу реализации. Это выражается в том, что, взаимосвязи в современном мире перестали соответствовать его новому состоянию. Ведь мы уже не то человечество, каким были ещё сто лет назад.
Мир стал другим, оставив далеко в прошлом те времена, когда каждый завод производил всё на своей территории абсолютно всё, от электричества и до последнего винтика, а страны старались быть полностью автономными. Сегодня мы зависим от бесперебойных поставок со всех точек на глобусе, и существующих в мире взаимосвязей.
И они должны стать качественно другими, так как человечеству уже недостаточно быть вместе "банками". Мы раскрываем это, сталкиваясь с невозможностью сохранить старые связи, и построить новые.
В конечном итоге это заставит нас ощутить взаимную зависимость друг от друга, ту самую, которую изо всех сил не желаем признать. Ведь она обязывает человека считаться с теми, от кого он зависим. А он желает использовать всех живущих для своей пользы, не беря в расчёт их интересы, и им же во вред.
К этому побуждают его "испортившиеся" желания, в которых он наслаждается от страданий ближнего, и страдает оттого, что тому хорошо. У животных такие желания отсутствуют. «Сладким» для них является заполнение физиологических потребностей, и если, к примеру, дать льву вдоволь мяса, то он насытившись не будет обращать на проходящую мимо него «пищу» внимания.
Наслаждения человека, за малым исключением не связанны с физиологией. Потребность в наполнении возникает у него спонтанно, когда видит, что – либо у другого человека. Он тут же желает того же, и в этом заключается его отличие от животных. Это отличие стало явным, когда человечество впервые в своей истории победило голод.
До начала прошлого века оно жило очень бедно, и человек был погружён в потребности своего тела, желающего крова и пищи. А сегодня его человеческая надстройка стала главенствовать над "физиологией". С этого момента «инстинктивное воспитание», с его поощрением и наказанием прекращает приносить плоды. Рамки законов и моральных норм уже не сдерживают человека, и следуя старой парадигме он не сможет удержать от распада свои взаимосвязи.
Но, человечеству не стоит дожидаться логической развязки происходящего. Ведь у человека есть разум, и возможность распознавать в нём правду и ложь. И этот механизм распознавания вреда и пользы, позволяет ему поменять свои ощущения таким образом, что в сладкой лжи он ощутит горечь, а в горечи правды сладость.
Сделать эту революцию он может лишь воспитанием, шаг за шагом, обретая силу следовать правде, и не идти на поводу у лжи. А воспитать себя человек должен к смыслу жизни. Он задаёт вопросы о её цели, ощущая, что без неё жизнь не имеет смысла.
Вопросы эти возникают в нём неслучайно, и свидетельствуют о заложенной в человеке потребности постигнуть смысл своей жизни. Ведь так задумано свыше, что силу следовать правде, и не идти по пути лжи, он может обрести лишь тогда, когда раскроет для себя в правде смысл жизни.
А чтобы смог прийти к ней, природа уготовила для него осознание зла. И сегодня, когда мы живём в общем и взаимосвязанном мире, наша забота о себе, которая без расчёта с другими, раскрывает себя человеку его самым большим ненавистником и врагом.
Наслаждение, которое она в себе несёт, подобно наслаждению от расчёсывания язвы, в котором отсутствует польза, а, следовательно, и смысл. И потому, оно ничуть не лучше наслаждения от наркотиков, и осознав это, человек ощутит в заботе о ближнем как о себе, сладость и истину.
Послесловие: И, как уже говорилось выше, не существует необходимости идти путём физических страданий. Ведь если человек поставит вопрос о смысле своей жизни во главу угла, то этим достигнет её добрым путём.
|