Трудно найти человека, который бы не слыхал об Арабатской Стрелке. Но не все представляют, где она находится. И действительно, мир так велик и разнообразен, что на фоне всего бесконечно прекрасного эта маленькая полоска земли не всегда может привлечь к себе чье-то, внимание, а тем более маленького города Геническ, от которого и начинается Арабатская Стрелка.
Таких районных центров как Геническ на Украине тысячи. Они небольшие, малоэтажны и каждый в меру возможностей несет свое народнохозяйственное бремя. Единственно, что выделяет Геническ из общего числа – это Азовское море. Оно влечет к себе тысячи и тысячи желающих поплескаться в благодатных морских волнах. Этим Геническ и живет.
Но почти никто не знает, что под городом находятся катакомбы, которым тысячи лет, и которые протянулись на многие километры в разные стороны далеко за пределы города. И я хочу хоть на какое-то мгновенье ввести читателя в сказочный мир катакомб Геническа и их историю.
ИСТОРИЯ КАТАКОМБ ГЕНИЧЕСКА
Если вы посмотрите на карту Крыма, то справа тянется с юга на север узкая полоска земли разделяющая Азовское море от залива Сиваш. Эта полоска земли и есть Арабатская Стрелка. А в самом верху этой Стрелки на берегу Азовского моря расположен город Геническ. Своё название город и порт получили от тюркского выражения «джениче» — тонкая вода. Первоначально поселение называлось Еничи, Джениче, Геничи, пока окончательно не трансформировалось в Геническ. Эта местность была заселена ещё с давних времен. Города-колонии Северного Приазовья жили полнокровной жизнью в середине I тысячелетия до нашей эры, а возможно и раньше.
Дату основания поселения можно отнести по времени к 1640 году, когда была построена «башня на устье тонких вод» На материковом берегу пролива находилось одноимённое с крепостью и проливом поселение Джениче – Тонкая вода.
Официальная дата основания Геническа – 1784 год, хотя на самом деле поселение и крепости здесь были намного раньше
Геническ был сначала казенным поселением и славился в основном рыбо-соле-хлеботорговлей. В этих местах выращивалась знаменитая пшеница «арнаутка». Зерно шло на экспорт. В порту швартовались суда из Англии, Франции и других стран.
Через город проходила дорога, по которой чумаки вывозили соль на Украину и южные районы России. Соль добывали на Арабатке в водах Сиваша.
В 1835 г. был проложен почтовый тракт от Геническа по Арабатской стрелке до города Феодосия. Это оживило и ускорило развитие города, но наибольшее ускорение получил Геническ после постройки железнодорожной магистрали Лозовая — Симферополь в 1876 году.
Достаточно сказать, что водозабор, который снабжает водой Геническ, был построен еще в 1893 году.
В 1903 году Геническ получил статус города. В общем это типичный районный центр. И был бы он совсем незаметным, если бы не море. Азовское море привлекает тысячи и тысячи людей из разных районов северо-востока Европы. Многих сюда привлекает относительная дешевизна отдыха, особенности климата и вод Азовского моря с пляжами для средне и мелкоплавающих взрослых и детей, а также близость уникальной Арабатской Стрелки. Климат здесь лечебный, а базар обильный и умеренно дешевый.
Однако основной достопримечательностью города для гостей и туристов должны бы стать катакомбы. Да, под городом и его окрестностями находится многоуровневая сеть пещер и переходов, протянувшихся на многие десятки! километров в разных направлениях. Их история теряется в далеких тысячелетьях прошлого.
ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕЙ СКИФИИ
Первые сведения о Генических катакомбах прослеживаются в одной из легенд грека – историка Геродота, который в 440-е годы до нашей эры побывал в северном Причерноморье и Приазовье. Тогда он заинтересовался легендой, услышанной в одном из небольших греческих поселений на берегу моря.
Но прежде чем узнать, о чем говорят легенды, лучше окунутся в предисторию тех событий, то есть приблизительно в седьмой век до нашей эры.
В те времена в северном Причерноморье в степях от Дуная до предгорий Кавказских гор кочевало могущественное племя скифов. Вооруженные луками копьями и короткими мечами на быстрых конях скифские воины покорили окрестные племена и однажды воровались в пределы персидского царства. Они разорили его, прошли до Египта и собрав большие трофеи ушли в свои степи непобедимыми.
Несколько позже этого события в 529 году до н. э. персидский царь Кир разбил скифский отряд. Скифы поспешно отступали. Ободренные успехом персы преследовали врага и не заметили, как очутились в узком ущелье. Там все персы вместе с Великим Киром были убиты.
Следующий персидский царь Дарий, укрепив свою власть, решил наказать скифов за то прошлое нашествие в их царство и за убийство Великого Кира.
Но это была «дымовая» завеса истинной причины: уничтожив скифов, он хотел отрезать Грецию от хлебородных и богатых скотом и рыбой областей Балкан и Скифии, а затем завоевать Европу.
Поход Дария на Скифию начался в 521 году до н. э. Перед этим греческий архитектор Мандрокол Самосский в самом узком месте пролива Босфор (750 метров) построил наплавной мост. Семисоттысячная армия Дария двинулась в сторону Дуная, где уже строили через реку наплавной мост. По дороге персы подчиняли себе новые народы, собирая с них дань. Через три месяца армия Дария ступила на землю скифов.
До этого поход был успешным, осталось только разбить скифское могущество.
Скифы понимали, что перед такой силой в открытом бою им не устоять и поэтому они приняли свою тактику борьбы. Они отступали, засыпая колодцы, родники и сжигая траву. С меньшей частью войска они, угоняя скот, отправили телеги и кибитки с женщинами и детьми на север, а большая часть скифских отрядов заманивала персов южнее в сторону Азовского моря и дальше.
В засушливой степи персидское войско оказалось в трудном положении: маленькие речки и ручьи, пересыхающие летом, не могли напоить столько людей и животных, кончалось продовольствие.
А скифы не вступали в открытое сражение. Они все время держались от персидских войск на расстоянии одного дневного перехода. А если и нападали, то обязательно в неудобное время: во время обеда, то после ужина, то ночью или перед рассветом. Тем самым они держали войска Дария в постоянном напряжении, и они были постоянно не выспавшимися, злыми и голодными. А кроме этого скифы часто, поджигая сухую степь, лишали тем самым корма для животных.
Персам не было покоя ни днем, ни ночью. А сражения так и не было. И Дарий понял, что надо срочно уходить из этой земли, пока цел. Он бежал, теряя воинов, части обоза, части награбленного. Ему повезло. Он успел с остатками войска переправится через Дунай.
И вот тут начинается самое интересное. Геродот (отец Истории, пятый век до нашей эры) слышал легенду, которая отражает поход Дария и катакомбы.
Эта легенда почти точно отражала «официальную» хронологию похода Дария, но с небольшим отклонением.
По легенде в войске Дария были боевые слоны, и десятки тысяч вьючных верблюдов и ослов, которые несли провиант, необходимые вещи, казну и сокровища, награбленные в задунайских странах.
Так вот сначала от бескормицы и жары пали слоны, а затем и большинство конницы. А с верблюдами и ослами много не навоюешь. Это так разозлило Дария, что он любой ценой хотел разорить скифов и его войска все дальше и дальше упрямо продвигались на восток. Они дошли до столицы скифов, это в районе нынешнего Мелитополя, разграбили и сожгли ее, а затем повернули назад, так как скифы неожиданными нападениями постоянно терроризировали войска Дария, вынуждая их уйти из этих мест.
И пока войско Дария пылило по дорогам отступления, значительные силы скифов обошли их и стали на Дунайской переправе. И вот, когда перед измученными долгим переходом войсками Дария заблестел Дунай, появились скифы. Обезвоженные, обессиленные войска не могли и не хотели воевать. Сил не было и желания.
И тогда скифы обратились к войскам Дария: "Крови вашей мы не хотим и согласны отпустить вас, но только, если отдадите всю свою военную добычу". Тем ничего не оставалось делать, как согласиться.
Повезли скифы свои трофеи на 5.000 верблюдах и 5.000 спаренных осликах. Они привезли эти сокровища в то место, где стоит ныне Геническ, под которым находились катакомбы, где их и спрятали.
Куда они потом делись легенда не говорит, но катакомбы под городом есть, и возрастом они очень подходят под эту историю. Очевидно это и послужило основной причиной пребывания Геродота на берегах Азовского моря. Он хотел убедится в существовании катакомб. Он убедился и поверил. Он понимал, что народная молва просто так не хранит веками свои тайны.
Если поверить легенде, то скифы привезли сокровища на ослах неизмеримо большие.
Если же вернутся к хронологическим событиям похода Дария, то при отступлении скифы могли хорошо потрясти в обозах казну и награбленные Дарием сокровища. Их было так много, что скифы спрятали их в катакомбах. В общем, в любом варианте в катакомбах было что-то спрятано и Геродот это понимал и в это верил.
Там же или в одном из греческих приазовских поселений, услышал Геродот и другую легенду. Она рассказывала о происхождении скифов, и связана она была с именем самого сильного в мире мужчины по имени Геракл.
Этот грек веселил и восхищал народы своими подвигами почти в те же времена или немного раньше.
Геракл, по своей основной специальности был пастух – чабан. Он клеймил своих быков «тавром». (бык-тавр) Возможно и название Таврида произошло от этого слова.
И вот, гоняя быков и лошадей по пастбищам, он попал в страну скифов (северное Причерноморье, Приазовье, в общем, Херсонская область Украины). Человек он был жизнерадостный – "любил вино и плотские утехи" (ничего не изменилось). И вот после одного из таких праздников с местными жителями, он обнаружил, что его любимая буланая кобыла пропала (пить надо было меньше). Он опечалился, но вскоре выяснил, что ее увела местная царица – Змея, дочь Борисфена (Днепра) – Апи. Это была полудева – полузмея. Она могла сбрасывать с себя кожу, становясь поочередно то женщиной, то змеей (и сейчас все так же).
Эта царица – Змея и была в этих
| Помогли сайту Реклама Праздники |