Произведение «Перечитал Антона Павловича Чехова»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 191 +1
Дата:
Предисловие:
Антон Павлович Чехов это писатель на все времена, никогда не теряют актуальности его многие мудрые мысли. 
Советую перечитать это произведение. 

Перечитал Антона Павловича Чехова

В этом году перед моим днем рождения жена где-то нашла большую анкету про жизнь. Было много вопросов, в том числе: «Назовите любимое произведение». Я назвал без раздумий рассказ Антона Павловича Чехова «Скучная история». Анкета была доступна для ознакомления родным и близким людям. Сначала прочитала этот рассказ любительница чтения. Она же рекомендовала прочитать его своей маме и сестре.

Потом эта компания открыла переписку-обсуждение прочитанного произведения.
Выводы были очень интересные. Ну как Чехов словами главного героя рассказа пишет о молодежи! Просто почти полное совпадение с днем сегодняшним! Старый профессор университета с горечью характеризует свою молодежь: «Если бы меня спросили, что мне не нравится в теперешних моих учениках, то я ответил бы на это не сразу и не много, но с достаточной определенностью. Недостатки их я знаю и мне, поэтому нет надобности, прибегать к туману общих мест. Мне не нравится, что они курят табак, употребляют спиртные напитки и поздно женятся; что они беспечны и часто равнодушны до такой степени, что терпят в своей среде голодающих и не платят долгов в общество вспомоществования студентам. Они не знают новых языков и неправильно выражаются по-русски; не дальше как вчера мой товарищ, гигиенист, жаловался мне, что ему приходится читать вдвое больше, так как они плохо знают физику и совершенно незнакомы с метеорологией. Они охотно поддаются влиянию писателей новейшего времени, даже не лучших, но совершенно равнодушны к таким классикам, как, например, Шекспир, Марк Аврелий, Епиктет или Паскаль, и в этом неуменье отличать большое от малого наиболее всего сказывается их житейская непрактичность. Все затруднительные вопросы, имеющие более или менее общественный характер (например, переселенческий), они решают подписными листами, но не путем научного исследования и опыта, хотя последний путь находится в полном их распоряжении и наиболее соответствует их назначению. Они охотно становятся ординаторами, ассистентами, лаборантами, экстернами и готовы занимать эти места до сорока лет, хотя самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле. У меня есть ученики и слушатели, но нет помощников и наследников, и потому я люблю их и умиляюсь, но не горжусь ими. И т.д., и т.д.»


Если говорить о дне сегодняшнем, то все перечисленное уважаемым профессором присуще в той или иной мере и современной молодежи! НО! Все очень серьезно усугубляется новыми, еще более противными чертами, такими как: появлением и укреплением тиктокового и клипового мышления, преимущественным чтением коротких, нередко бессмысленных текстов, типа Дзен, ютуб.

Все явления окружающей действительности молодежь пропускает через призму понятий, полученных из поверхностных псевдо знаний интернета. И в этом состоит суть глубокой ошибки нового поколения. Они идентифицируют «информацию» и «знания». В то время как информация лежит на поверхности явлений, а знания раскрывают причинно- следственную связь явлений и процессов.
Более того, юные информированные люди идут гораздо дальше, но далеко не глубже. Они считают, что старшее поколение (для них 14-20 летних, старое поколение это возраст 30 и выше) имеет излишнюю информацию в виде массы прочитанных напрасно книг, знание и понимание законов физики, механики, экономики. Зачем, вопрошают они, все это можно легко посмотреть в интернете при необходимости. Я часто беседую с моими юными друзьями, люблю им задавать простые, на мой взгляд, вопросы в области литературы, точных наук, экономики в пределах школьной программы.

Практически никто не отвечает мне про три закона Ньютона, бином Ньютона, устойчивость денег и инфляцию. Не говоря уже про второй закон термодинамики! Про него успешно забыли все выпускники технических ВУЗов. Почти все вчерашние школьники не читали и не читают классиков, но получили четверки и пятерки по литературе и русскому языку в аттестате общего среднего (весьма среднего!) образования. А зачем читать многостраничные тома классиков, в интернете можно просмотреть (даже не прочитать) содержание великих произведений на 10-15 страницах. Я знаю выпускников университетов, которые не открывали вузовских учебников, не посещали лекции, но успешно получили «бумажку» о высшем образовании, не имея среднего соображения и начального воспитания.

Когда уважаемый Антон Павлович писал рассказ «Скучная история» про восприятие окружающего мира 62 летним профессором медицины, писателю было всего-то 29 лет!
У меня стаж чтения лекций около пятидесяти лет, но я восхищен насколько тонко, точно и замечательно красиво Чехов описывает сложный процесс изложения лекционного материала! Мне созвучно практически все принципы построения лекционного материала, владения аудиторией, использования юмора для отдыха слушателей. Все, кроме смертельной усталости от чтения лекции. Конечно, усталость имеет место, но далеко не смертельная, а при удачном изложении материала, очень приятная. Когда был полный контакт с аудиторией, когда я видел понимание сложного материала лекции в глазах студентов, присутствовала обратная связь с аудиторией в форме «вопрос-ответ».

Не могу отказать себе в удовольствии, а скорее всего и читателям, привести пространную цитату из рассказа по поводу чтения лекции уважаемым профессором медицины.

«Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей.
Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот.

Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать.
Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. И я думаю. Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладостного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекций».


Это необыкновенно шедеврально! Конечно, Антон Павлович имел яркий прототип главного героя – профессор медицины Московского университета Александр Иванович Бабухин, лекции которого Чехов слушал в бытность свою студентом медицинского факультета.
Связь старого профессора из «Скучной истории» с Бабухиным не отрицал и сам автор «Это — лицо собирательное, хотя многое взято с Бабухина» (Источник:

Но все же, чтобы изобразить настолько точно, ярко и вкусно процесс чтения лекции молодому человеку возраста 29 лет, который не приобрел достаточного опыта преподавания, нужно иметь не просто талант литератора, а громадное воображение, помноженное на музыкальность и красоту изложения, столь любимые формы, применяемые Чеховым в своих рассказах.

Над рассказом-повестью «Скучная история» А.П. Чехов работал более 6 месяцев, постоянно внося правки, редакцию, уточнения. На мой взгляд, это образчик литературной работы автора. Антон Павлович не только занимался усердно и неутомимо литературной шлифовкой не только своих, но и многих произведений других авторов.

Своему брату Александру Павловичу Чехов говорил: «Все те рассказы, которые ты прислал мне для передачи Лейкину, сильно пахнут ленью. Ты их в один день написал? Сюжеты невозможные. Лень не рассуждающая, работающая залпом, зря. Уважай ты себя, ради Христа, не давай рукам воли, когда мозг ленив! Пиши не больше двух рассказов в неделю, сокращай их, обрабатывай, дабы труд был трудом... Так помни же: копти над рассказами. Сужу по своему опыту». (Источник. ).

Вот это высказывание точно по тексту и про многих современных литераторов написано.
По собственному скромному опыту понимаю, что написать текст – это только вершина айсберга труда писательского, семь восьмых скрыто за работой редактора и обязательной многосложной правкой текста. Антон Павлович Чехов в этом плане недосягаемый идеал настоящего писателя.


Послесловие:
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ


А.П. Чехов так отзывался о своей работе: «...Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю»'.

Брату он советовал: «Надо люто марать», замечая: «...Я не хочу признавать рассказов без помарок»^

Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А. П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными».

И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5 дней и думать о нем все время... Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два...».

Этот огромный труд писателя над словом скрыт от нас, потому что мы видим уже готовое произведение. Исследователь же, сравнивая черновики и беловой вариант, сопоставляя различные редакции произведений, отчасти проникает в творческую лабораторию писателя и по лексическим заменам может судить о том, как он трудился над словом.

Голуб, И. Б.

Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. — 11-е изд. — М.:
Айрис-пресс, 2010 — 448 с. — (Высшее  образование).

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:49 15.02.2022 (1)
Хорошо.
Гость      22:03 15.02.2022
Спасибо! Вам добра и здоровья!
Реклама