Индивидуальность начинается с того, что человек никогда не позволит другим думать о себе не так, как он сам к этому относится... Индивидуальный человек всегда воспользуется предоставленной для него возможностью поговорить с другими о том, что их волнует... Индивидуальность - это возможность еще раз себя проявить...
Стиль, манера, образ мышления - это та составляющая основа человека, которая обозначит его индивидуальность... Вот поэтому очень важно относиться к самому себе, как к ребенку, которого ты всегда Любишь за то, что в детях с самого начала их рождения живет чистота Бога... Ты любишь его любым: и тем, кто сам учится исправлять свои ошибки, и тем, кто соглашается их исправить по внутреннему зову Доверия по отношению к самому себе... Совесть оправдывает все недостатки внешности, все недостатки ума, все недостатки образования... Совесть оправдывает человека по всем статьям тех обвинений, которые будут прописаны стандартным, стереотипным мышлением других... Совесть не просто бережет индивидуальность человека, Совесть способна будет беречь и защищать самого человека... Можно ли рассматривать индивидуальность человека без Совести? Нет и еще раз твердое, безусловное, бескомпромиссное нет! Приведу отдельные примеры индивидуального человека, чтобы не только мысленно, но и наглядно посмотреть на индивидуальную личность в нашей жизни... Их будет несколько, но можно было бы взять и больше примеров... К примеру, Лев Николаевич Толстой, всем известный русский писатель... Индивидуален? Безусловно! Как, когда и в чем Лев Николаевич проявил себя индивидуально, то есть - самостоятельно определил свой путь? Лев Николаевич проявил свою индивидуальность именно тогда, когда начал жить и поступать по Совести... Он стал говорить и рассуждать об этом... Его произведения призывали нашу Совесть пробудиться... И в этом направлении жизни Лев Николаевич смог оставаться всегда индивидуальным... Об этом он записал в своих дневниках, где ясно выразил мыслью свое предназначение... Он писал, что его дневник для него самого намного дороже по значению, чем роман» Война и мир», или « Анна Каренина»... Он был уверен, что повседневный труд его рассуждений намного полезнее читателю, чем то, чему он посвящал некоторое свое время... Я хочу привести пример такого режиссера, как Сергей Бондарчук... Достаточно посмотреть одну сцену из фильма « Война и мир», где Пьер проходит через муки содеянного им на дуэли... Как можно снять сюжет о воздействии Совести на человека, не зная Ее в себе? Как можно показать Бога, не имея Его внутри себя? О чем я? Посмотрите эту сцену... Как дрожит перед нами картина, дрожит в слезах Пьера... Перед нами дрожит то, что человек знает и чувствует... Только тот, кто знает слезы, сможет их выпросить для других через свое восприятие действительности... В этом и великий талант, и величайшая индивидуальность... Есть такие герои произведений, которых можно доверить играть только самим себе... Для Сергея Бондарчука таким стал Пьер... Я так увидела и почувствовала... Как бы мне хотелось рассказать еще о многих, многих мною любимых и выбранных индивидуальных людях, о Творцах... Но в этом случае я не смогу остановиться на начатом... Пусть эти два ярчайших для меня примера, станут не высказанным комплиментом для всех тех, кому стала близка индивидуальность этих двух Творцов...
Что может повлиять на индивидуальность человека? Новая прическа? Новая фигура? Новое отношение к своему образу в одежде? Исходя из личного опыта, могу говорить, что нет... Не влияет внешность на мою Совесть... Но моя Совесть очень влияет и всегда поправляет мои внешние данные... Моя Совесть всегда корректирует мой внешний и внутренний образ мысли... Может быть, кто-то захочет меня спросить о том, а не стыдно ли мне такой совестливой личности так искренне и честно показывать свою безграмотность и необразованность, находясь здесь, на литературном и художественном сайте? Спрашиваю свою Совесть... Отвечает... Иногда, наблюдая за своими ошибками, я специально не хочу их исправлять... Есть в этих побудительных мыслях та самая для меня чистота ребенка... Ребенок, который еще ничему взрослому не научен, но уже понимает смысл взрослой, такой непростой жизни, где тебя могут не любить, не принять... Где тебя, ребенка, могут не замечать, как чистого, неиспорченного индивидуального человека... Это нескладное, неровное, высказанное вслух признание, для меня самой бывает очень и очень симпатичным... Я тот взрослый человек, который замечает, любит и принимает... Благодаря этому ребенку, его искренности я не боюсь говорить, что позволяет мне всегда чувствовать себя свободным человеком и не отвлекаться на переживание о том, понравлюсь я такой или нет... Главное для меня - это Совесть... Вот о чем я всегда переживаю... Спасибо уже за то, что я знаю... Спасибо уже за то, что умею писать, умею читать, умею
думать с Совестью вместе... Я осознанно принимаю любое будущее для всего того, о чем пишу... Потому что сознание не может жить отдельно от Совести... Я это точно знаю... И много встречаю ровных, отредактированных текстов, намного больше, чем другие... Только смысла в этих отредактированных, вылизанных текстах все меньше и меньше... Совести в таких текстах все меньше и меньше... А без Совести неинтересно смотреть в мысли... Без Совести мысли теряют какой-либо вкус... Индивидуально ли это с моей стороны? Не могу ничего ответить... Я отвечаю только за то, что чувствую я... Совесть - это Духовное начало в человеке... Можно ли отобрать у человека это начало? У меня - нет... Можно ли приобрести тому, кто еще не пробовал делать что-то с Совестью вместе? Конечно можно... Совесть - это и «соль, и «сахар»... Под Совестью я замечаю индивидуальность, а если кто-то отказывается от Совести, и я об этом узнаю случайно или не случайно, у меня пропадает интерес к этому человеку, даже тогда, если я до этого выделяла его особенный талант... Без Совести человек становится безвкусным... Индивидуально ли это? Не могу отвечать за других...
Духовная Красота тем и прекрасна, что Ее звук разрешает допускать ошибки, оправдывая их Красотой высказанного смысла... Даже в неровном, некрасивом, немного нескладном, вывернутом наизнанку, тексте, может прозвучать очень глубокий и красивый смысл... Потому что когда человек заиграет на инструменте, мы, слушатели, прислушиваемся к звукам мелодии, а не присматриваемся к тому, как же технически устроен этот инструмент или музыкант, чтобы так выразительно играть...
Возьму на себя смелость и приглашу в роли своего адвоката академика Дмитрия Сергеевича Лихачева... Возможно по отношению к своему образованию я с удовольствием бы выслушала от этого человека его обвинительный приговор... Но сейчас, я приглашу его мысли в качестве своего адвоката... Это еще один пример индивидуальности в человеке...
Письмо двенадцатое
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек...
Дмитрий Сергеевич Лихачёв