Любовь к балеринам
Русская Джоконда
Вас обмануло представление?..
Едва ли… Вдыхая с кожи запах мяты с молоком,
По сердца голосу Вы всё-таки узнали
Ту незнакомую, чей образ Вам знаком…
(Неждана Юрьева)
В 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской (1) выставил портрет "Неизвестная" на 11 выставке Товарищества передвижников. (2) Вокруг картины сразу же разгорелся скандал.
Странно, ведь с нынешней точки зрения картина выглядит абсолютно невинно. Что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции? Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже. Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени. Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной, но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.
Однако скандальным был в то время сам факт появления дамы без имени среди прочих "своих" портретов выставки: людей с именами - деятелей культуры и науки, или полотен с героями - простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами). Портрет так и остался единственным примером подобного изображения.
Молодую женщину без имени публика выставки почему-то сразу "записала" в дорогие содержанки-куртизанки. Её даже не захотели рассматривать как "светскую львицу" - новомодное в русской культуре явление. Что-то в этом образе настораживало. Он словно художественно отображал два классических литературных типа русской литературы второй половины XIX века.(3)
Настасья Филипповна Достоевского ("Идиот") или Анна Каренина Толстого? Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка, спустившаяся с высоты своего социального положения? Образ, созданный Крамским на картине, сродни обеим: в нём видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен и в то же время есть что-то удивительно простодушное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.
“Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утончённости. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Её наряд - шляпа “Франциск”, отделанная изящными лёгкими перьями, перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет.
Шляпа "Франциск" напоминала по форме головные уборы времён французского короля из династии Валуа Франциска I (1494 - 1547). Шляпки, у которых поля широкие, спереди согнутые и длинное перо, вошли в моду в 20-е годы ХIХ века. Их надевали для прогулок вечером в карете.
Шляпа, перчатки, пальто, муфта - это всё модные детали женского костюма 1880-х годов претендующие на элегантность. Но девушка явно не принадлежит к высшему свету. Дело в том, что кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. Кроме того, на дворе утро, а её наряд больше подходит под вечер. Такой вольности аристократки не могли себе позволить.
Ещё одна деталь. Девушка в коляске одна. И это тоже символ. Своеобразный язык жестов того времени. Незамужние дамы не могли ездить без сопровождения. С ними всегда должен был кто-то находиться. А вот дамы полусвета таким проездом в одиночестве в коляске по Невскому проспекту показывали, что прошлый любовник отправлен в отставку и место рядом с ней в коляске свободно.
Это композиционное решение позволяет взглянуть на сцену картины совсем иначе. Ведь в роли предполагаемого попутчика дамы выступает сам зритель. А выражение лица девушки? Её надменность, лёгкий оттенок презрения, но вместе с тем, почти неуловимая печаль в глазах...
Этот портрет - гимн женской красоте и молодости, но в то же время блестящая психологическая работа. Это трагедия, трагедия страшная, которая может поджидать каждого из нас. Ведь часто кажется, что мы на вершине, что в жизни достигли всего, что могли. Нас окружают дорогие машины, шикарные квартиры, роскошные вещи, но вместе с тем мы остаёмся на дне.
На дне, подняться с которого непросто, особенно если там великолепная обстановка. На дне, которое так незаметно губит нас и которое с таким трагизмом описывал Антон Павлович Чехов. Девушка с картины предлагает вам выбор. Сесть к ней в коляску или нет. Вспоминать её как незнакомку или прокатиться с ней по Невскому. Решать вам.
"В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создаёт другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа - чтобы быть пройденной"
(из Интернета)
Ещё современники Крамского задумывались:
"Кто она, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа?"
Уже тогда выдвигали несколько версий, кто изображён на этой картине.
ПЕРВАЯ. Портрет написан либо с жены художника Ярошенко - Марии Павловны Ярошенко, либо с его племянницы.(4)
ВТОРАЯ. На картине - собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом.
ТРЕТЬЯ. Крамскому позировала грузинская княжна Варвара Туркестанишвили или Туркестанова, которая была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.
ЧЕТВЁРТАЯ. Существует неподтверждённая легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.
ПЯТАЯ. Искусствовед Чижова (5) утверждает, что картина "Неизвестная" - была изначально портретом Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской. Только после гибели императора художник отошёл от первоначального замысла. И портрет остался без имени.
Княгиня Юрьевская была выслана за границу. Крамской, занимавший к тому моменту весьма высокое положение при дворе, вряд ли бы стал создавать портрет персоны, попавшей в опалу при следующем императоре Александре III.
"Неизвестная". Пусть теперь рассуждают, кто это. Собирательный образ или конкретного человека, вернее прекрасной женщины, гордой и свободолюбивой. И не важно, она жена или любовница. Женщина с большой буквы!"
Возможно именно так рассуждал художник. Но мне хочется верить, что это княгиня Юрьевская, Екатерина Долгорукова.
Этот лик был знаком каждому россиянину, хотя многие и не догадывались, как зовут красавицу с картины и кто она по положению. Репродукции её портрета, в своё время, вырезанные из советского журнала "Огонёк", украшали стены квартир и молодежных общежитий. Фотофрагменты картины смотрели с коробок конфет и прочих мелочей галантерейных товаров.
Она иллюстрировала стихи А.Блока в образе "незнакомки". И по-прежнему её портрет висит в стенах Третьяковской галереи среди прочих шедевров Ивана Крамского. По популярности в России "Неизвестная" Крамского едва ли не самый манящий эталон неземной красоты и чистоты - русская Джоконда, разгадать загадку которой пытались многие.
В мареве туманном катит экипаж,
В Петербурге зимнем, в стылой тишине
Пред чопорным светом, словно мираж,
С Мадонной сидящей на мягкой скамье
Столетние дома под зыбкой пеленой
В дрёме холодной, печальной застыли
Что же Вы, художник Иван Крамской,
Как зовут красавицу от мира утаили?
Взгляд невозможно отвести
От женщины, что на этой картине
Рождает в сердце чувство красоты
С прошлых веков, да и поныне
Элегантная, в чёрном бархате дама,
Полуприкрыты прелестные чёрные очи
Неприступная и строго величава
О чём думы твои, неотразимая, кто ты?
Ты так, непостижимая, здесь холодна
Но ты не мраморная, нет, ты живая
Не то, чтобы надменна, не то, чтобы горда
Скорее задумчива и строгого нрава
Сколько мужчин пред тобой замирало,
С трепетом, до дрожи в желании познать
Скольких ты любила, скольких презирала,
Но кто-то же сумел тебя завоевать…
(Людмила Облапенко Суворова)
(1) Иван Николаевич Крамской (27.05.[8.06.] 1837 - 24.03.[5.04.] 1887) - русский живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик. Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей.
Портрет "Неизвестная" Крамской написал в 1883 году. В настоящее время является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины - 75,5×99 см.
(2) В 1870 году Иван Николаевич Крамской стал одним из организаторов и идеологов "Товарищества передвижных художественных выставок".
(3) Журнал "Культурная Столица".
30 сен 2020
Русская Джоконда. История "Неизвестной" Крамского.
(4) Николай Александрович Ярошенко ( 1 [13].12. 1846 - 26.06. [8.07.] 1898) - русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Дядя известного революционера Б. В. Савинкова. Среди наиболее известных:
"Террористка" (1881), "Портрет художника Николая Николаевича Ге" (1890)
(5) Чижова, Ирина Борисовна (1928 - 2009) - советский и российский искусствовед, писатель.
| Помогли сайту Реклама Праздники |