Произведение «Память сердца Kuruwinda гл.53»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 155 +1
Дата:
«Крамской "Неизвестная"»

Память сердца Kuruwinda гл.53

Любовь к балеринам

Русская Джоконда

Вас обмануло представление?..
Едва ли… Вдыхая с кожи запах мяты с молоком,
По сердца голосу Вы всё-таки узнали
Ту незнакомую, чей образ Вам знаком…
(Неждана Юрьева)


    В 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской (1) выставил  портрет "Неизвестная"  на 11 выставке Товарищества передвижников. (2)  Вокруг картины сразу же разгорелся скандал.
  Странно, ведь с нынешней точки зрения картина выглядит абсолютно невинно. Что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции? Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже. Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени. Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной, но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.
  Однако скандальным был в то время сам факт появления дамы без имени среди прочих "своих" портретов выставки: людей с именами - деятелей культуры и науки, или  полотен с героями - простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами). Порт­рет так и остался единственным примером подобного изображения.
  Молодую женщину без имени  публика выставки почему-то сразу "записала" в дорогие содержанки-куртизанки. Её даже не захотели рассматривать как "светскую львицу" - новомодное в русской культуре явление. Что-то в этом образе настораживало. Он словно художественно отображал два классических литературных типа русской литературы второй половины XIX века.(3)
  Настасья Филипповна Достоев­ского ("Идиот") или Анна Каренина Тол­стого? Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка, спустившаяся с высоты своего социального положения? Образ, созданный Крамским на картине,  сродни обеим: в нём видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен и в то же время есть что-то удивительно простодушное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.
  “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утончённости. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Её наряд -  шляпа “Франциск”, отделанная изящными лёгкими перьями, перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет.
Шляпа "Франциск" напоминала по форме головные уборы времён французского короля из династии Валуа Франциска I (1494 - 1547). Шляпки, у которых поля широкие, спереди согнутые и длинное перо, вошли в моду в 20-е годы ХIХ века. Их надевали для прогулок вечером в карете.
  Шляпа, перчатки, пальто, муфта - это всё модные детали женского костюма 1880-х годов претендующие на элегантность. Но девушка явно не принадлежит к высшему свету. Дело в том, что кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. Кроме того, на дворе утро, а её наряд больше подходит под вечер. Такой вольности аристократки не могли себе позволить.
  Ещё одна деталь. Девушка в коляске одна. И это тоже символ. Своеобразный язык жестов того времени. Незамужние дамы не могли ездить без сопровождения. С ними всегда должен был кто-то находиться. А вот дамы полусвета таким проездом в одиночестве в коляске по Невскому проспекту показывали, что прошлый любовник отправлен в отставку и место рядом с ней в коляске свободно.
    Это композиционное решение позволяет взглянуть на сцену картины  совсем иначе. Ведь в роли предполагаемого попутчика дамы выступает сам зритель. А выражение лица девушки? Её надменность, лёгкий оттенок презрения, но вместе с тем, почти неуловимая печаль в глазах...
  Этот портрет -  гимн женской красоте и молодости, но в то же время блестящая психологическая работа. Это трагедия, трагедия страшная, которая может поджидать каждого из нас. Ведь часто кажется, что мы на вершине, что в жизни достигли всего, что могли. Нас окружают дорогие машины, шикарные квартиры, роскошные вещи, но вместе с тем мы остаёмся на дне.
  На дне, подняться с которого непросто, особенно если там великолепная обстановка. На дне, которое так незаметно губит нас и которое с таким трагизмом описывал Антон Павлович Чехов. Девушка с картины предлагает вам выбор. Сесть к ней в коляску или нет. Вспоминать её как незнакомку или прокатиться с ней по Невскому. Решать вам.
"В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создаёт другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа  -  чтобы быть пройденной"
(из Интернета)
  Ещё современники Крамского задумывались:
"Кто она, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа?"
Уже тогда выдвигали несколько  версий, кто изображён на этой картине.
  ПЕРВАЯ. Портрет написан либо с жены художника Ярошенко - Марии Павловны Ярошенко, либо с его племянницы.(4)
    ВТОРАЯ. На картине - собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом.
    ТРЕТЬЯ.  Крамскому позировала грузинская княжна Варвара Туркестанишвили или Туркестанова, которая была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.
  ЧЕТВЁРТАЯ. Существует неподтверждённая легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.
  ПЯТАЯ. Искусствовед Чижова (5) утверждает, что картина  "Неизвестная" - была изначально портретом Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской. Только после гибели императора художник отошёл от первоначального замысла. И портрет остался без имени.
Княгиня Юрьевская была выслана за границу. Крамской, занимавший к тому моменту весьма высокое положение при дворе, вряд ли бы стал создавать портрет персоны, попавшей в опалу при следующем императоре Александре III.
"Неизвестная".  Пусть теперь рассуждают, кто это. Собирательный образ или конкретного человека, вернее прекрасной женщины, гордой и свободолюбивой.  И не важно, она жена или любовница. Женщина с большой буквы!"
  Возможно именно так рассуждал художник. Но мне хочется верить, что это княгиня Юрьевская, Екатерина Долгорукова.
Этот лик был знаком каждому россиянину, хотя многие и не догадывались, как зовут красавицу с картины и кто она по положению. Репродукции её портрета, в своё время, вырезанные из советского журнала "Огонёк",  украшали стены квартир и молодежных общежитий. Фотофрагменты картины смотрели с коробок конфет и прочих мелочей галантерейных товаров.
  Она иллюстрировала  стихи А.Блока в образе "незнакомки". И по-прежнему её портрет висит в стенах Третьяковской галереи среди прочих шедевров Ивана Крамского.  По популярности в России "Неизвестная" Крамского едва ли не самый манящий эталон неземной красоты и чистоты - русская Джоконда, разгадать загадку которой пытались многие.

В мареве туманном катит экипаж,
В Петербурге зимнем, в стылой тишине
Пред чопорным светом, словно мираж,
С Мадонной сидящей на мягкой скамье

Столетние дома под зыбкой пеленой
В дрёме холодной, печальной застыли
Что же Вы, художник Иван Крамской,
Как зовут красавицу от мира утаили?

Взгляд невозможно отвести
От женщины, что на этой картине
Рождает в сердце чувство красоты
С прошлых веков, да и поныне

Элегантная, в чёрном бархате дама,
Полуприкрыты прелестные чёрные очи
Неприступная и строго величава
О чём думы твои, неотразимая, кто ты?

Ты так, непостижимая, здесь холодна
Но ты не мраморная, нет, ты живая
Не то, чтобы надменна, не то, чтобы горда
Скорее задумчива и строгого нрава

Сколько мужчин пред тобой замирало,
С трепетом, до дрожи в желании познать
Скольких ты любила, скольких презирала,
Но кто-то же сумел тебя завоевать…

(Людмила Облапенко Суворова)

(1) Иван Николаевич Крамской (27.05.[8.06.] 1837 -  24.03.[5.04.] 1887) - русский живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи,  художественный критик.  Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей.
  Портрет  "Неизвестная" Крамской написал  в 1883 году. В настоящее время является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины -  75,5×99 см.
(2)  В 1870 году Иван Николаевич Крамской стал одним из организаторов и  идеологов "Товарищества передвижных художественных выставок".
(3) Журнал "Культурная Столица".
30 сен 2020
Русская Джоконда. История "Неизвестной" Крамского.
(4) Николай Александрович Ярошенко ( 1 [13].12. 1846 - 26.06. [8.07.] 1898) - русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников. Дядя известного революционера Б. В. Савинкова. Среди наиболее известных:
"Террористка" (1881), "Портрет художника Николая Николаевича Ге" (1890)
(5) Чижова, Ирина Борисовна (1928 - 2009) -  советский и российский искусствовед, писатель.
Послесловие:
Продолжение следует ...
Реклама
Обсуждение
     23:22 24.03.2022 (1)
1
СУПЕР! Очень интересно и познавательно! Очень много нового открыла для себя! Спасибо!))
     02:29 25.03.2022 (1)
1
БлагоДарю, Emmi! Вы с Татьяной мои самые верные читатели! Жду ваших новых произведений!
     22:16 26.03.2022
СПАСИБО!))
Скоро будет!))
     14:52 24.03.2022 (1)
КАк много нового я узнала из этой небольшой главы! Анечка, вот уж точно, век живи- дураком умрешь)))))))
 Отлично написано Спасибо тебе,Умница ты наша!
     20:53 24.03.2022 (1)
2
Ой, я очень рада, что тебе нравится то, что я пишу...
Истории, как бусины на нить нанизываю...
     14:51 25.03.2022 (1)
Тогда у тебя уже должно быть дли-и-и-иное ожерелье))))
     15:33 25.03.2022
1
Ага...точно так
Реклама