Произведение «Не назову его братом…» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 971 +2
Дата:

Не назову его братом…

У знакомой умер отец. Ее малая родина на севере Урала. К похоронам женщина не успевала и ей посоветовали заказать (или как там это правильно называется) молебен за упокой души в храме.

Вот ее впечатление. «Батюшка, вполне молодой, симпатичный (женщина, все-таки, - сразу заметила мужские достоинства. – прим. автора) подошел к тому месту, где прихожане складывают свои записки с именами тех, кого нужно помянуть. Там лежала пара бумажек, священник их даже не глядя, скомкал и засунул куда-то в глубину одежды…»

Помянули… Впрочем, не думаю, что прихожанка узнала об этом случае. Да, и, Слава Богу, чувство исполненного долга будет согревать ее душу, как и память о тех, кого она по-прежнему любит…

Возможно, я не прав цинично констатируя факт непрофессионального отношения к своим обязанностям сельского священника. Жизнь у них, как считается не сахар,

«Не знаю, кто в чем ездит и что ест, знаю только о том, что вижу. А вижу я своих священников собратьев, у которых зарплата составляет от 9 до 12 т. рублей (и это в городе). Можно ли на такую зарплату купить себе машину? Я думаю, что нет…»

Ответ на один из вопросов верующих пользователей сайта Русской православной церкви (truechristianity.info) и касался он дорогих иномарок, на которых сейчас любят передвигаться церковнослужители. Причем, далеко не ведущие топ-менеджеры, простите, иерархи, этой социально-экономической сферы.

Экономической это уже не оговорка. Это – реальность. Самая настоящая. На одних добровольных пожертвования верующих содержать огромный аппарат праволавных клириков было бы проблематично. И это должны осознавать все.

Ведь официально: структура, а, значит, и штатное расписание РПЦ может поспорить с ключевыми промышленными отраслями.
«Русская Православная Церковь имеет 156 епархий, 196 архиереев, из них 148 епархиальных и 48 викарных, 29 141 приход, на которых несет служение 30 544 священнослужителя. Количество монастырей в нашей Церкви — 769, из них 372 мужских и 397 женских. Число приходских воскресных школ — 11 051. Количество молодежных центров — 463» (из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2004 году).

А так как за последние годы храмов восстановлено еще больше, а в многочисленных семьях священников подрасло не одно поколение детей, то скорее всего и цифры основных социальных объектов РПЦ нужно корректировать в сторону увеличения. И все это должно жить, нести веру, спасать людей, помочь обрести им душевное спокойствие, да просто помолиться, обратившись к господу в храме.

И понятно, что можно в таком случае просто пройти мимо такого замечания, может быть даже и махрового атеиста, циничного модератра с сайта Луркоморье:

«Заводы, отели, торговые точки, коммерческие дочерние фирмы приносят РПЦ несколько миллиардов долларов чистой прибыли в год.
У группы есть «филиалы» в стране и за рубежом. Каждый из тысяч приходов, сотен монастырей и десятков епархиальных управлений, не говоря уже о коммерческих дочерних фирмах, зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо, обладающее собственным банковским счетом. Заводы, отели, торговые точки – светский промысел постепенно превращает РПЦ в весьма влиятельную ФПГ.»

Можно, да вот не всегда получается, особенно, если вдруг всплывает очередной скандал вокруг РПЦ. Самый,  пожалуй, известный – хотя и «с бородой», конечно, - о беспошлинной поставке табачных изделий из-за рубежа.

«Табачный скандал — события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию табачной продукции структурами Русской православной церкви под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996—1998 годах. В прессе («Московский комсомолец») активно проводилась кампания, связывающая скандал с именем митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла.

По официальным данным Государственного таможенного комитета России по состоянию на 15 октября 1996 года в Россию структурами Русской православной церкви было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет[1][2], что составило 6,6 % отечественного рынка табачной продукции в 1996 году (268.8-276.8 млрд.шт.)[3]. Внимание прессы и общественности также привлекло то обстоятельство, что традиционно в русской церковной среде табакокурение осуждается как грех.
После того, как масштаб злоупотреблений стал общеизвестным, льготы были отменены по просьбе Алексия II» (ru.wikipedia.org/wiki/Табачный_скандал.)

Или вот такое мнение
«– РПЦ, – считает директор Института изучения религии стран Балтии и СНГ Николай Митрохин, – это гигантская корпорация. Тут под единой маркой действуют сотни тысяч самостоятельных экономических агентов. Начиная с небольших предприятий, создаваемых отдельными священниками, и заканчивая общецерковными предприятиями. За год она получает от своей хозяйственной деятельности доходы, сравнимые с доходами средней металлургической компании. В общероссийских масштабах вроде бы немного. Но церковь контролирует и ряд предприятий, имеющих более значимые обороты. Плюс пожертвования от государственных и частных компаний на различные православные программы.

О какой именно сумме идет речь – большая церковная тайна. Светские аналитики называют цифру в несколько миллиардов долларов чистой прибыли в год. Самое известное предприятие РПЦ, приносящее Патриархии приличную прибыль – завод «Софрино», выпускающий церковную утварь.

Есть еще множество крупных компаний, которые по объемам производства сопоставимы с «Софрино», но они предпочитают себя не афишировать, – уверяет кандидат исторических наук Митрохин. – Одна из самых известных в Москве находится в Новоспасском монастыре и специализируется на производстве маленьких деревянных иконок с наклеенными бумажными образами. Троице-Сергиева лавра считается крупнейшим производителем свечей и полиграфии» (skandaly.ru)
Тоже как бы новизной не блещет, но, тем не менее цитата является мнением человека, который по своему образованию и должности владеет большим информационным ресурсом, чем мы, простые православные и прихожане.
Впрочем, можно  несколько фактов посвежее. Фактов, которые приоткрывают еще не  один бытовой, житейский грех:
«Сысертский фарфоровый завод под Екатеринбургом уже не первый раз попадает в поле зрения прокуратуры, налоговых органов и СМИ. Первые данные об игнорировании хозяевами предприятия – РПЦ действующего законодательства РФ датируются 2002 годом. Как установили налоговые органы, в то время Сысертский фарфоровый завод уклонялся от уплаты налогов. По данным налоговиков, на тот момент предприятие недоплатило в казну более 2 млн. рублей. Соответствующая жалоба была направлена в прокуратуру в 2006 году, тогда же по ней прошла проверка и выемка бухгалтерских документов с завода.

За год до этих событий – в августе 2005 года руководство Сысертского фарфорового завода удалось привлечь к административной ответственности. Тогда было доказано, что руководители предприятия и главный бухгалтер виновны в систематической невыплате заработной платы коллективу. Более того, указанные руководители пытались скрыть задолженность перед рабочими, за что были оштрафованы на 5 МРОТ. Ранее точно такой же штраф был наложен на предыдущего руководителя Сысертского фарфорового завода – Чарсова. При этом на заводском складе была обнаружена нереализованные продукция на сумму в 7 млн. рублей.

Тогда же надзорные органы пытались установить роль Екатеринбургской Епархии в систематической невыплате зарплат трудовому коллективу. Дело в том, что владельцем предприятия является именно РПЦ, тогда как управление осуществляется наемными менеджерами. Однако по закону ответственность за долги перед коллективом несет не учредитель, кем в данном случае является Епархия, а директор… (rusproject.org).

В прошлом году, на этом заводе были волнения (1905 год, какой-то выходит получается) рабочих, связанных с невылатой заработной платы.
Или вот еще, далеко незабытое – показ Пояса Богородицы:
«стало известно, что к поясу можно пройти без очереди, используя специальный VIP-билет для чиновников. Пример такого билета привела в своем твиттере Ксения Собчак, осудившая подобную практику. В РПЦ не отрицают наличия "проходок", но настаивают, что они предназначались для сирот и кормящих матерей» (mnenia.ru).

В какой-то мере, все эти вещи в той или иной степени разрешены Уставом РПЦ:
«отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими подразделениями Русской Православной Церкви самостоятельно или совместно с иными юридическими или физическими лицами;

ж) иных не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах». Глава XV. Имущество и средства. Устав Русской Православной Церкви. (Официальный сайт Московского патриархата).
Еще  Алексий, в упомянутом выше докладе четко выделил курс сотрудников Русской православной Церкви:
«Нам не нужно бояться нелицеприятно обличать неправду и людские пороки. Мы должны доброжелательно, но твердо вступать в дискуссию со всеми, кто не желает православного возрождения наших народов. Нам следует поддерживать любое благое дело и начинание. Православный христианин сегодня призван быть и часто уже является человеком с активной жизненной позицией, которую нужно осуществлять под руководством архиереев и пастырей».

Куда уж активнее и и в политике, и в социалке, и в экономике. Преемник Алексия Кирилл ( тот самый экс-митрополит Калинградский и Смоленский) высказывает свое мнение о будущем руководителе государства. Да и в экономике, в том числе и личной, на уровне: «глава Русской православной церкви Кирилл имеет в своём автопарке самые разные машины - начиная с М-20 "Победа", заканчивая бронированным Mersedes-600S.» (smi2.ru), а его  имущество, в том числе и за границей, оценивают в 4 миллиона долларов.
Хотя, вполне возможно оно не его личное, а имущество РПЦ, или подарено приличными прихожанами. А по этому поводу также уже найдена цитата в христианской литературе: «Апостол Павел говорил: «Я могу жить в богатстве, могу жить в бедности – это для меня ничто». И точно также для священнослужителя это не является принципиальным и важным.
Вряд ли стоит их упрекать за то, что они этот дар приняли, ведь есть такой хороший принцип: «ничего не просить и ни от чего не отказываться».( Протоиерей Георгий Коваленко, for-ua.com/authornews)
Что это? Данность времени, необходимость или может быть лицемерие. Пусть даже не в том обыденном толковании данного греха. «Лицемерие – это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью. Словарь Ожегова».
Может быть, не так жестко, а так?

«Лицемерие – это подделка убеждений, чувств, добродетелей, которыми человек не обладает. Неискренность. Американский толковый словарь».
Или еще несколько иначе: «Слово «лицемерие», используемое в Новом Завете – это hupokrisis (в прямом смысле переводится как «ответ»). В классическом греческом языке оно является театральным термином и означает: «играть» или «делать вид». А слово «лицемер» - hupokrites в буквальном

Реклама
Реклама