Произведение «Ур Халдейский – «масло маслянное»?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 298 +1
Дата:
Предисловие:

Данная работа  не  претендует на научное исследование)

Ур Халдейский – «масло маслянное»?

Для историка это определение шумерского Ура покажется странным… Ведь семитские племена халдеев (вавилонское Kaldu, ивр. כַּשְׂדִּים — Касдим, греч. Χαλδαίοι) ), которые жили на юге Месопотамии в 10-11 веках до н.э..Это арамеи из Аравии, которые стали правящим классом и жрецами в Новом Вавилоне в 626—536 гг. до н. э., основав там «халдейскую династию». Благодаря их правлению арамейский язык и алфавитная письменность стали популярными, успешно вытеснив аккадский язык с его громоздкой клинописью, унаследованной от шумеров. Они породили культ магов звездочетов, которые ввели культ семерки и семи небесных тел, создали известную нам теперь астрологию, впервые ввели семидневную неделю и впервые построили семиступенчатую пирамиду-зиккурат.
Но Авраам вышел  из «Ура Халдейского» где то во времена Старого Вавилона, в XIX—XVIII веках до н. э.! Именование Ура «Уром Халдейским» (Быт. 11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100—1000 годах до н. э. Считается, что такое обозначение города возникло в период подъёма Ура во времена правления последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии Набонида (556—539 до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.
Но здесь возникает вопрос, а кто такие халдеи вообще, и откуда возникло это самоназвание?
Халди или халды (греч. Χάλδοι) — народность, населявшая в эпоху бронзового века юго-восточное черноморское побережье (ныне часть Турции). В тот же период вблизи от них проживали хатты, возможно, близкие им по языку. Вопрос о родстве с народом халдеев в Междуречье остаётся открытым.
Основными источниками об истории халди являются произведения Гомера, Страбона и Ксенофона. Древнегреческие авторы упоминают халдов, наряду с их соседями халибами на западе, моссинойками и тибаренами (тубалами, табалами) среди первых народов, овладевших искусством ковки железа. Как отмечает Страбон «...халды в древности назывались халибами».
Согласно А. Сагона, земля хальдов, вероятно, могла располагаться к северу от Аракса и на землях, которые ранее находились под владычеством Урарту, особенно в районе долины реки Зивин, на пути между Карсом и Тушпой.
Во времена Римской империи халди (халды) упоминаются как племя — непосредственный сосед халибов в понтийской Каппадокии, входившей в состав римской провинции Понт.
В научной литературе первой половины XX века неоднократно упоминалось предположение о том, что халды представляют собой остатки урартских племён, называющих себя в честь урартского верховного бога Халди.
Халибы и хатты это искусные металлурги, а тубалы/тибарены отсылают нас к искусному кузнецу Ноевских времен – Тувалкаину!
Халду это верховный бог урарто-хурритского пантеона племен. С халдеями также связывают греческое название меди «халкос» - медь, и Колхиду, где она добывалась.И даже город Нимврода (строитель вавилонской башни, которая до сих пор не найдена!) Нимруд, древний ассирийский город Калху,
https://proza.ru/2021/11/28/401
https://imtw.ru/topic/3407-urartu/page__st__110
Со страной халдеей Карду связаны курды:
«В частности, Ксенофонт (опус «Анабазис», ок. 400 г. до н.э.) называл древних жителей Курдистана "кардухи" (их также называли "кордиеями", "гордианами"). Так, страна кардухов была известна древнесирийским авторам как "Джезире де Карду" (она охватывала верхнюю часть Месопотамии - Мосул, Харран, Нисибин, Мардин, Ботан и близлежащие области (эти же территории были заняты хурритами)). Арамеи же называли страну Кордуэна "Beth-Kardu" ("Дом Карду (бога Кура)"). Древнеармянские источники упоминают наименование "Кордуена" в форме "Кордука, Курдика". Вместе с тем, много ранее, в двух шумерских клинописных табличках (датир. примерно 2000 г. до н.э.) упоминается страна (земля) "Kar-da-ka" (выражение "Кур-да-ки" означает "Земля ("ки") бога Кура"), которая предположительно локализовалась на юге озера Ван, рядом со страной "Su" (в которой, видимо, жили племена субареев  -  шум. "субир"; акк. "субареи").»
Субареи из страны Субарты к северу от Месопотамии это не-семиты хурриты, которых шумеры называли  Ḫu-ur-ri . Интересно, что сам Шумер аккадцы называли Šumerû, что очень созвучно названию Субарту. И наконец, шумерский язык имеет много созвучий в хурритском. Это заставляет предполагать, что исторические шумеры на самом деле были хурро-урартским народом
https://cdli.ucla.edu/pubs/cdlj/2014/cdlj2014_004.html
И как ни странно, эта же особенность объединяет и шумерский и хурритский на предмет общности слов в тамильском языке
https://proza.ru/2021/08/04/229
https://www.academia.edu/38142920/Sumerian_Recitations_pdf
Шумеры пришли в Месопотамию примерно в середине 4-го тыс. до н.э. , ассимиллировав протодравидов убейдцев. Самыми первыми городами Шумера были УР (шумерское – Урим, аккадское – Уру) и Уру́к (шумер.  Унуг, аккад.  Урук, арамейск. אֶרֶךְ Эрех, греч. Ὀρχόη Орхои, соврем. городище Эль-Уарка́ الوركاء). Ур был построен недалеко от древнейшего города  Эриду-Урудуг (основан как поселение со святилищем бога Энки в 5400 г. до н.э.). Сам Ур находился в заболоченной местности, в которой сельское хозяйство было не возможно, а каналы-улицы в нем были исключительно для передвижения лодок (своего рода шумерская Венеция). Видимо, это был торговый город… С Уруком связана загадочная «урукская экспансия», когда на Балканах появились впервые четырехколесный повозки, ослы и даже верблюды (!). Есть предположение, что уже тогда Шумер был «фабрикой мира» по производству шерстяной одежды, и шерсть для обработки и изготовления одежды везли даже из Европы – многочисленное населения успешного сельского хозяйства надо было чем то занять. Взамен шерстяных тканей и одежды Шумер импортировал решительно все, включая металлы – своих полезных ископаемых (в том числе и древесины) там не было – только глина и тростник!
Само происхождение шумеров до сих пор загадка. Но если взглянуть на неё с точки генетики, можно найти следующее. Это большое содержание гаплогрупы R1b как у ассирийцев, наследников шумеров (40%), так и у курдов, наследников не менее загадочных хурритов (20%). Это те самые пресловутые эрбины,  которые из неизвестного источника  около Кавказа стали завоёвывать Средиземноморье и Старую Европу еще до образования Ямной Культуры. Интересен и другой факт, что наибольшее разнообразие  гаплогрупы R1b наблюдается  в Анатолии. Что позволяет предполагать источник эрбинов где то там, возможно на Армянском Нагорье. . Согласно труду М.И. Зильбермана («Хатты и Хурриты») , потомки хурритов, характеризуется высокой популяционной частотой гаплогрупп J1-M267 и R1b1b2-M269. Последняя есть маркер европейских эрбинов!

Что касаемо корня UR, которое присутствует решительно везде в названии племен и городов, было бы полезно обратиться к древнееврейской легенде о падших ангелах Ирим. Где неправильно переведенному  в иврите слову эгрегор, используемому в Септуагинте соответствует слово «Ир» или «Ивер». В иврите слова эти имеют диаметрально противоположное значение. «Ур» - бдящий, впрочем легко теряет «вав» и переходит в слово «Ир» -«город, сторожевая башня». Это  слово это также означает «бодрствующий». Иначе это «наблюдающий» или «хранитель». . В арабской мифологии – Ирем (Ирим) город потомков Адитов (нефилим или исполины, джины) По преданию этот город был основан еще до рождения Адама по приказу Шаддада, повелителя Нефелим. 
https://a-macduff.livejournal.com/111289.html?thread=423353

Эпитет Корана Ирам многоколонный (колонна=башня) может означать также просто Гардарику -  огромное число башен-городов на торговых путях со бдящими «ангелами-торгашами». Которые для древних были чем то волшебным. Они были не просто богатыми «богами», которые могли подобно джиннам достать (купить) все что угодно, но также обладали секретами магии и металлургии. Они прельстили женщин румянами и зеркалами, а мужчин медным оружием.

Корень UR видимо очень древний, так как означал башню/город уже у протодравидов:
«"целый ряд убаидских слов имеет сходство с дравидийскими словами или корнями слов! Сотни населенных пунктов в Южной Индии (тамилы!) имеют окончание "ур"; в дравидийских языках слово "ур" означает "поселение", "город", "населенный пункт". Но ведь и древнейшие города Двуречья также имеют в своем составе корень "ур" (Урук, Ниппур), а один из городов так и называется - Ур.»
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000231/st029.shtml

Езиды, этноконфессиональная группа курдов, утверждают, что они древнее шумеров, и в Шумере у  них был собственный город Адаба. Первопредок езидов Адаба, имя которого созвучно первочеловеку Адапа (шумерский Адам), привел езидов в Месопотамию в 4 тыс. до н.э. из Счастливой Аравии (Йемен, страна адитов). Их верования загадочным образом перекликаются с легендой о падших ангелах, Ирим. Так, первый по происхождению главный ангел Азраил (ирим Азаэль?) есть  светоносный «павлин» Малак Таус. Согласно библейским воззрениям, прекрасный падший ангел Люцифер был сотворен первым, но пал из за гордыни… Характерно, что и в одной из легенд  езидов говорится о том, что Всевышний поручил Мелек-Таузу соблазнить Еву, а затем вывести прародителей из Рая, дабы их потомство заселило землю.
Таким образом, возможно, что «халдеи» эрбины оказались в Шумере вместе с шумерами задолго до семитов халдеев. По одной из версий они были хурритами, которые на шумерском звались Ḫu-ur-ri , «люди башен» в вольном переводе. Таким образом, Ур Халдейский можно понимать как Город людей, строителей городов. Торговцев и ремесленников, жрецов и магов, которых древняя легенда называла Ирим – «наблюдатели башень», которые были стражами торговых путей.
И что самое неожиданное, это мог быть вовсе не шумерский Ур, но какой то другой, находящийся в Анатолии!
https://jew-observer.com/izrail/gde-on-ur-xaldejskij/


Послесловие:
из книги "ДРЕВНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И СПЕЦИФИКА ИСТОЧНИКА"

"Отметим, что исследования лингвистов, пытающихся определить языковую принадлежность носителей БМАК, пока не увенчались большим успехом. Установлено, что их язык скорее всего не был индо-иранским. Высказано предположение о его родстве с хурритским."

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама