Произведение «Неточных рифм очарованье»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 41
Читатели: 230 +1
Дата:
Произведение «Неточных рифм очарованье» самая оцениваемая(16) работа за сутки
29.08.2022
Произведение «Неточных рифм очарованье» самая читаемая(23) работа за сутки
29.08.2022
Произведение «Неточных рифм очарованье» самая комментируемая(38) работа за сутки
29.08.2022
Предисловие:
Автор выражает здесь, всего лишь, своё личное мнение.
И если оно, кому-либо из читателей окажется не вполне по душе, то это абсолютно ничего для меня не изменит.


Неточных рифм очарованье

   Стараюсь не читать графоманов. По возможности, разумеется.
   Однако, вовсе не потому, что сильно много возомнил я о своих собственных талантах.
Просто уважаю труд человеческий.
   Именно поэтому, когда вижу строчки написанных с апломбом комментариев, о том, что автор абсолютно ничего не желает переделывать и менять в своих, далеко не совершенных (но, разумеется, гениальных на его собственный взгляд) творениях, мне тут же становится очень скучно и грустно.
   Ведь, на мой непросвещённый взгляд это, увы, клиника.

    (Кстати, песенных текстов всё то, что я пишу здесь ниже, практически не касается, поскольку в большинстве случаев  ритмический рисунок песни помогает певцу относительно легко маскировать в них то, что никакой поэзией, по сути своей, не является!) 

    А для примера, Вы, просто представьте себе штукатура, бросившего работу над ремонтируемой стеной в вашей квартире, лишь потому, что он "так её творчески видит"; 
   или же, странный кривокрылый самолёт, с энтузиазмом бегущий по рулевой дорожке направляясь на взлёт!

    Неудачное стихотворение более всего похоже, пожалуй, на ряд любезно предназначенных, для посиделок, и предлагаемым всем читателям, разновеликих катренов - табуреток, стоящих в одну линию, вкривь и вкось, причём на ножках самой разной высоты (или же, длины строк, в данном случае)!

   Своеобразие, а так же исключительность данного ряда заключается именно в том, что каждый читающий вынужден будет по ходу прочтения всё время пересаживаться, с самой первой из них, на все последующие, пока не пересидит подобным образом на всём их ряду!)))

   Однако, к сожалению, спорить с подобными "литераторами" бывает абсолютно бесполезно.
До них никак не доходит, что столь грубо настроганные рифмы - это всего лишь обычный ремесленный брак. 
   А любые замечания воспринимаются, ими, как ненужные и жалкие придирки.

   Каюсь, когда сам я только начинал писать свои стихи, примитивно рифмуя лишь вторые и четвёртые строки катренов, то абсолютно искренне готов был считать себя - автором, пожалуй, способнее и талантливее Есенина.

   И потребовался мне год, или возможно даже пара лет, чтобы вполне осознать тогда, всю глубину своего заблуждения.
А ведь это была, какая-то вполне себе искренняя слепота. При том, что читал я уже к тому моменту стихи множества прекрасных авторов, и в том числе: Пастернака, Бунина, Брюсова, Игоря Меламеда.

   Кстати, часть юношеских стихотворений последнего, из его дебютного ещё студенческого сборника "Бессонница"- буквально поразили меня при первом прочтении, своей невероятной поэтической энергией; каким-то сверх-талантом, что-ли; и настолько, что некоторые из них обосновались в моей памяти на несколько десятилетий!

   Однако, понимание того, как нужно писать самому, даже после этого, всё ещё ко мне, так и не пришло.

   Вероятнее всего, и далее продолжил бы я свой личный творческий путь в дружелюбно-графоманской среде, не случись знакомство со стихами уже  покойного, к тому моменту времени, великого Поэта Игоря Царёва, нашего современника.

   Прочитал почти случайно по сути, некоторое количество из них, и словно переключилось, что-то - в моей голове.
Настолько точным, правильным, добротным, образным, чистейшим в своём звучании оказался его литературный язык!

   Внезапно и у меня начали складываться мозаики из отдельно взятых слов, возникло желание избегать в своих стихах хотя бы самых элементарных ошибок.

   Первое время я уделил тому, что просто начал рифмовать все строки текстов. Потом стал избавляться от глагольных рифм, стараться избегать повторов в своих стихах. Я стал чураться банальностей, и всё более настойчиво искал свежие образы, для каждого нового стихотворения.
   Появилось и отчётливое понимание того, что язык любого литературного произведения должен быть максимально ясным каждому читателю.
   Достаточно быстро и относительно легко ушли невнятности. Так же, я начал тщательно следить за необходимостью соблюдения ритмической сетки в каждом стихотворении, обнаружил для себя необходимость подсчёта и корректировки числа слогов во всех строках. 
   Затем пришло понимание необходимости правильной расстановки ударений в используемых словах.
   Полагаю, вполне достаточно соблюдение этих немногих правил, чтобы любой человек сумел грамотно и вполне читабельно построить неплохое стихотворение.

   Сейчас, для меня например, эти простые технические приёмы совершенно очевидны, несоблюдение же их, поверьте - буквально коробит слух.
   
   А вот тут, мы и подходим к самому интересному!
Недостаточно, просто более-менее точно подбирать правильные рифмы.

  Оказалось, что гораздо интереснее строить их внешне неточными, но куда более правильными в голосовом звучании.
И вот именно в этом, а кроме того в свежей образности, выборе нестандартных тем, на мой взгляд и заключается очарование истинной поэзии. 
  
  Очень хотелось бы привести здесь несколько примеров, построения таких звуковых рифм, но данный текст и так уже получился достаточно объёмным.
Послесловие:
  А поэтому, вероятнее всего, данная тема - если разумеется её с интересом воспримут авторы сайта, будет вскоре мною развёрнута в своём новом продолжении.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:59 13.11.2023 (1)
Взяла в избранное! 
Ещё раз вернусь и перечитаю. 
Спасибо
     19:00 13.11.2023
Не за что!
Читайте и комментарии, Надежда.
Они получились полезными и интересными .))
     10:39 28.08.2022 (2)
Хотелось бы увидеть разбор стих-ий.
     22:12 14.09.2022
Написано продолжение, Галина!
Оно находится здесь: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=126843
     10:55 28.08.2022 (1)
Он обязательно будет, во второй части, Галина!
     10:58 28.08.2022 (1)
     10:59 28.08.2022
     15:26 28.08.2022 (1)
Какой однако разбор большой.
Интересно, какое именно стихотворение находящееся здесь огорчило и сподвигло на столь глубокий анализ?
     17:42 28.08.2022 (1)
Спасибо за прочтение и отклик, Mary!
Об огорчениях речь не идёт, в данном случае. Всегда хочется обращать внимание и запоминать прекрасное!
Иногда моя память достаточно успешно работает в этом направлении.

Поэтому просто приведу сейчас здесь, для Вас и остальных читателей одно из таких, отложившихся в ней на десятилетия стихотворений: 

…И опять приникаю я к ней ненасытно.
Этой музыки теплая, спелая мякоть.
Когда слушаю Шуберта – плакать не стыдно.
Когда слушаю Моцарта – стыдно не плакать.

В этой сказке, в ее тридевятом моцарстве,
позабыв о своем непробудном мытарстве,
моя бедная мама идет молодою,
и сидят мотыльки у нее на ладони.

Ты куда их несешь, моя бедная мама?
Ты сейчас пропадешь за наплывом тумана.
Эта музыка, словно пыльца мотылька,
упорхнувшего в недостижимые страны.
Твоя ноша для Моцарта слишком легка,
а для прочих она непосильна и странна.

И опять ненасытно я к ней приникаю.
И она приникает ко мне ненасытно.
Остается стакан полутеплого чаю
в полутемном вагоне, где плакать – не стыдно…

1982  Игорь Меламед


Обратите внимание на то, сколь органично слышатся здесь, совершенно невообразимые для обычных стихотворений, крайне  неточные зрительно рифмы:   мама....- тумана; или же : молодою.... - на ладони
     17:45 28.08.2022 (1)
И ещё одно, очень важное замечание: это издано талантливым автором в возрасте, всего лишь двадцати одного года!!!
То есть было написано им ещё раньше.
     17:51 28.08.2022 (1)
А вот это, одно из стихотворений Игоря Царёва:


Ожидание

У утеса на макушке
На семи шальных ветрах
Пятипалая церквушка
Поднялась из  буйных трав.
На Ивана – на Купала
Золотые купола
В зорьке утренней купала
И плыла, плыла, плыла…

Чуть поодаль деревушка
Затерялась среди ржи.
Старый пес, старик, старушка,
Больше – ни живой души.

Чай дымится, вечер тает,
Скатерть с праздничной каймой.
Дед, закрыв глаза, читает
Прошлогоднее письмо.
У детей  все – слава Богу,
Вот и славно старикам.
Они смотрят на дорогу
Голубую, как река.

Подрастают внуки где-то…
Дети просят их простить –
Пишут, что ближайшим летом
Соберутся погостить.

Скрупулезно отмечая
Каждый день календаря,
Старики сидят за чаем,
Ни о чем не говоря.
Ждут гостей не без тревоги:
Дети могут не найти…
Заплутают по дороге
И вернутся с полпути…

А найти их очень просто:
От соседнего села
Мимо леса до погоста,
И потом – на купола.

У утеса на макушке
На семи шальных ветрах
Пятипалая церквушка
Поднялась из буйных трав.
На Ивана – на Купала
Золотые купола
В зорьке утренней купала
И ждала, ждала, ждала…
     20:05 30.08.2022 (1)
Тут слов нет. Красота!

В плане такой несовпадающей рифмы - да, вроде бы есть такой прием, когда слова подбираются по созвучию не портя общий вид и смысл.
Думаю, тема интересная и ее стоит раскручивать дальше. Особенно молодым и начинающим это будет в помощь, чтобы стихи не звучали "то яма, то канава".
     22:09 14.09.2022 (1)
Вот здесь, обещанное продолжение, Mary Harp : https://fabulae.ru/prose_b.php?id=126843
     22:10 14.09.2022
Да, спасибо. Обязательно в ближайшее время загляну.)
     00:37 29.08.2022 (1)
-1
С удовольствием прочитала, потому что со всем согласна. Если автор вложил душу, то что ему мешает поработать над техникой стиха? Особенно удивляют те, кто не хочет прислушиваться к адекватным замечаниям. Сбой ритма всегда можно услышать, даже не считая слоги. А уж когда меняют ударение в словах в угоду рифме, объясняя авторским видением, - это и вовсе беспредел. А вот акустическая рифма мне очень нравится.
И ещё. Есть разные виды поэзии, к которым и требования разные.
Эпическая поэзия. Чаще почему-то её называют рифмованной прозой. Но это не так. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром" - это эпическая поэзия, там не господствуют образы и метафоры, но это всё равно поэзия, а не рифмованная проза.
Философская лирика. Здесь тоже не так важны образы, важнее постановка проблемы и попытка найти её решение.
Пейзажная лирика - вот тут как раз без образов и прочих средств художественного выражения не обойтись.
Любовная лирика, как ни странно звучит, но это очень сложная задача - говорить о любви так, чтобы было не банально и не избито, чем грешат очень многие авторы. Не просто: ах, я его любила, а он меня забыл, а  "О, вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!»
Есть и сейчас авторы, имя которым ПОЭТЫ.
И для примера стихи Ксении Август:
 
***
Всё будет свет, всё будет после нас -
и белый снег, и пасмурное небо,
и вечер недописанный, и недо
озвученный, и быстрая весна,

и шум листвы, и тихая вода,
и мать-и-мачех лёгкое рожденье,
и первый взлёт, и первое паденье,
а мы уже не будем никогда.

Не наш погаснет вечер, и не наш
след быстрый оборвётся у дороги,
и мы забудем все слова и строки,
и наши голоса, и имена,

и тех, кого мы любим, но пока
мы паузы на этом нотном стане,
а после мы совсем не перестанем -
мы будем свет, мы будем облака.
     15:36 29.08.2022 (1)
Согласен с Вашими мыслями, Галина!

Стихотворение хорошее, разумеется, не рядовое.
Вот только, пожалуй, написано оно такими мазками "потока сознания". А это, на самом деле не так сложно сделать, требуется лишь войти в состояние, когда руки просто записывают всё то, что приходит в этот момент в голову.


Сравните, например: 


Трава замуравела вдоль нашего двора.
И август шлёт несмело все дни и вечера
где свет горит в оконцах, иль темень в них ползёт.
Небесным ставнем солнце играет взад-вперёд.

Колышется бесстыже бельё, и в вираже
то чуть нырнёт пониже, то вверх летит уже.
На озеро купаться бредём среди толпы.
Считают, может статься, фонарные столбы

по головам прохожих, машины по рядам.
Жар лета, как похоже, огладив по пятам
уходит постепенно в чужой далёкий край.
Деревья так степенны в молчании, но знай

что скоро, очень скоро сюда придут ветра
и унесут, с укором, дымки и тень костра
где станет под вопросом шашлык зажарить свой...
Недели две и осень взметнёт над головой

по гроздьям сладким, ладным желанный терпкий сок,
предъявит виноградный упругий стан и бок.
...А там и дождь по крышам,.. и холод,.. и труха...
Считай, весь год и вышел - на волю, из стиха.



По-моему, в обоих стихотворениях применён примерно один и тот же технический приём.)
     19:33 29.08.2022 (1)
-1
Володя, мы говорили об акустической (неточной) рифме, поэтому я привела пример стихотворения Ксении. В Вашем интересном примере вполне себе точная рифма. Да и поток сознания - это когда не прослеживается нить повествования. У Ксении идея ясна, и ничего домысливать не надо. У неё очень много в стихах именно тех рифм, о которых Вы говорите, когда нет точности, но есть акустика (музыка), может, потому что она ещё и музыкант.
И я именно соглашаюсь с Вами, что акустическая рифма интереснее точной, потому что точные уже использовались много раз (одни розы-морозы или любовь-кровь сколько раз употреблялись), а вот акустические - это ещё надо услышать. Так что Вы правы по поводу очарованья неточных рифм.
     22:10 14.09.2022
Обещанное продолжение здесь, Галина: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=126843
     07:37 30.08.2022 (1)
О-о-о, Володя... В какую глубокую, сложную и, к сожалению, длинную тему ты меня пригласил! Тут многое есть мне чего сказать - однако, знаю точно: чем дальше - тем больше увлекусь и потеряю кучу драгоценного времени. А вкратце - увы, не получится. Другое дело: в диалоге (интервью): меня спрашивают - я отвечаю. Там эта тема уже заранее продумана Спрашивающим. И Отвечающему легче придерживаться точной канвы разговора. Дабы, увлекаясь, не уходить с основного шоссе в мало значащую колею. Но, тем не менее, ежели вкратце... На мой взгляд практически каждый к мастерству приходит через опыт - иными словами: через обычную урну. Писать, писать, писать. Зачёркивать, комкать, отправлять в урну - и снова писать. Но этот рецепт действует лишь для тех, кто изначально к Поэзии предрасположен; в ком поэтический дар до поры до времени дремлет...
Во-от, видишь, сколько у меня "Вкратце". А ежели я размахнулся бы и дальше? Дня не хватило бы на рассуждения.
     08:18 30.08.2022
Вот и я вынужден был временно приостановиться.) Однако, обязательно продолжу, уже через несколько дней.
Пока что, есть некоторые обстоятельства, которые мешают этим заняться.
На мой взгляд (если максимально коротко высказаться) всё дело, прежде всего, в выработке каждым автором своего собственного поэтического слуха!
А это достигается, прежде всего, интересом к самосовершенствованию и большой работой!
     23:07 28.08.2022 (1)
Написано со старанием, этого не отнимешь.


Стараюсь не читать графоманов. По возможности, разумеется.

Это в зависимости от того, что подразумевать под понятием "графоман". 

Лев Толстой - и то себя причислял к данной категории и совсем этого не стыдился. Хотя, конечно, я не думаю, что он был графоманом. 
Что касается нашего сайта - у нас, увы, почти нет профессионалов. Поэтому хотим мы этого или нет - но в графоманы мы хоть чуть-чуть, но попадаем все. Ну, нет среди нас Пушкиных! И Некрасовых тоже нет. Что поделать - талант дан не всем. Способности - не спорю - многим, но "способности" и понятие "писать хорошо" не идентичны меж собой.


... когда вижу строчки написанных с апломбом комментариев, о том, что автор абсолютно ничего не желает переделывать и менять в своих, далеко не совершенных (но, разумеется, гениальных на его собственный взгляд) творениях, мне тут же становится очень скучно и грустно.


Ну, зачем же так? Комментарии далеко не всегда пишутся с апломбом. Любой автор имеет право НЕ МЕНЯТЬ то, что не считает нужным. )))

А любые замечания воспринимаются, ими, как ненужные и жалкие придирки.

На критику (любую!) в основном реакция болезненная. И здесь уже ничего не сделать - человек рождается таким. 

Я не пишу стихов, если только очень редко. Стихотворные размеры, разумеется, мне известны, но выдержать безукоризненный ритм - вещь сложная.  То, что Вы попытались разобраться в технических приёмах - снимаю шляпу. Не очень люблю перфекционистов, но человек, который хочет добиться какой-то высоты, достоин уважения. 
Всё дело в том, что качество всего того, что мы пишем - понятие весьма относительное. Иногда можно и в ритме сбиться, и рифмы неточные подобрать, а стихи ложатся на душу, несмотря на множество огрехов.
Тут уже, как говорится, "на вкус и цвет товарищей нет". 

Трудолюбие Ваше, Владимир, видно. И то, что Вы хотите помочь авторам - видно тоже. Вашу заметку было приятно прочитать, т.к. ни одного грубого слова в ней нет. Только позитивный настрой и поиск тех, кто заинтересуется. 
Что Вам пожелать? Побольше тех, кто действительно хочет писать СТИХИ. Но Вы, раз уж взялись за эту тему, не будьте строги к тем, у кого это сразу не получится. Опыт - такая вещь. Сразу не приходит.

Желаю Вам удачи! Пишите и радуйте нас своим творчеством! 
Ну, и, конечно, пусть у Вас будет как можно больше единомышленников )))



     23:22 28.08.2022
До перфекциониста мне далеко, разумеется.
Появляется желание - пишу, достаточно быстро.
И не так уж часто сам, что-то переделываю. Хотя случается и такое.
А вот к критике всегда прислушиваюсь, если она не откровенно хамская, разумеется. И обычно пытаюсь дать человеку шанс общения со мной, если есть о чём нам говорить.
Чёрный "литературный" список же, использую тогда в основном, когда у меня нет возможности достать очередного наглеца кулаком. Поэтому такой список постепенно растёт, хотя по счастью он и не велик.
А помочь людям пытаюсь, если им реально это требуется.
Но, на неисправимых лентяев время стараюсь не тратить. Его, свободного, у меня и так немного.

Спасибо, Магдалина!)
     11:37 28.08.2022 (1)
1
В стихах очень важен стиль и содержание!

Бывает, стихотворение построенное на дактилических неточных рифмах (когда ударение в рифме падает аж на 3-ий с конца слог) прозвучит весьма очаровательно. Но одна такая рифма в стихотворении, построенном на более точных рифмах, может испортить всё впечатление. Здесь большую роль играет развитый вкус и чувство стиля и меры.

Одно из моих любимых стихотворений Роберта Рождественского. Всё время вспоминаю по такому случаю:

БЕГ

Бежала, как по воздуху.
С лицом, как май, заплаканным.
И пляшущие волосы
казались рыжим пламенем.
И только дыма не было,
но шла волна горячая...
Она бежала — нежная,
открытая, парящая!
Звенела, будто денежка,
сама себя нашедшая...
Не сознавая, девочка
бежала в званье женщины.
Так убегают узники.
Летят в метро болельщики.
И был бюстгальтер узенький,
как финишная ленточка.


Есть ещё один фактор, на который обычно обращаю внимание.
В стихах играют значение как частности, так и общее впечатление.

Часто слышал, как организатор каких-либо поэтических конкурсов предлагает метод оценки: нет ритмических, сбоев - плюс 1 балл к оценке (есть сбои - минус 1 балл), хорошая рифма - плюс 1 балл к оценке (плохая рифма - минус 1 балл),  есть метафоры - плюс 1 балл к оценке... и т.д.
По-моему, один из самых хреновых методов оценки.

Как я уже сказал выше: бывает, одна откровенно плохая рифма может испортить всё впечатление.
Я, к примеру, ответственно заявляю, что "воздуху - волосы" - это очень слабая рифма (сама по себе (в отрыве от контекста)). Примени её кто-либо в своём простоватеньком стихотворении на Фабуле -  и я как рецензент обратил бы на это внимание и сильно понизил бы оценку.
Но совсем иной вопрос применение такой рифмы в стихотворении "Бег":

Во-первых, "воздуху - волосы" - здесь не главная рифма, а вспомогательная. Поясняю: в традиционных четверостишиях с перекрёстной рифмой рифма в 2-4 строках - главная (поскольку 4-ая строка завершающая), а рифма в 1-3 строках - вспомогательная. Её вообще могло бы не быть, и ничего страшного.

Во-вторых, стихотворение целиком построено на дактилической рифме, поэтому наш слух ловит ударение на "ВО" ("ВОздуху - ВОлосы"), и восприятие возрастает.

А, в-третьих, стихотворение настолько воздушное, парящее (динамичное, лёгкое), с очаровательным налётом эротики (в данном случае "половой эстетики"), что даже такая дактилическая неточная рифма ложится в стиль и добавляет лёгкости.
В этом весь ключ.

Но находятся умники, творящие мусорную поэзию с глагольной рифмой — и им даже замечания насчёт рифмы не скажи — сразу ответ, мол, глагольная рифма и у Пушкина была. Невежды не осознают, что сначала нужно самому подняться до пушкинского гения, а потом уже на рифму кивать.

 
     18:14 28.08.2022 (2)
Большое спасибо за такой развёрнутый отзыв, Александр!

Мой технический вид деятельности, равно, как и некоторая природная лень никогда не способствовали изучению теории стихосложения. Тем не менее, полагаю, что определённый слух развить всё же удалось самостоятельно. Отчасти этому вероятно способствовали другие давние увлечения.

Должен сказать, что приведённое Вами, в качестве примера стихотворение - понравилось!
Я практически всегда хорошо воспринимал, отчасти знакомое мне творчество Роберта Рождественского.
В отличие от его приятеля Аркадия Вознесенского, например.
Да и к стихам и песням Булата Окуджавы отношение у меня достаточно сложное. Что-то нравится, что-то нет.
И даже у Беллы Ахмадулиной я встречал стихи, оставлявшие меня абсолютно равнодушным.


А вот Игорь Царёв, на мой взгляд, одна из высочайших вершин русской поэзии!

Например, вот это: 

Золотой Кожим

Золотая река, своенравный Кожим,
Многожильным течением неудержим,
Закипая в базальтовом тигле,
Прячет редкие тропы под мороком льда.
Ни Мамай, ни какая другая орда
Самородков его не достигли.

Рассыпаются прахом оленьи рога,
За века не изведав иного врага,
Кроме острых зубов росомахи.
Но, признайся мне честно, сакральный Урал,
Сколько душ ты невольно у неба украл
В необузданном русском размахе?

Вот и снова, едва ты кивнул: «Обожди!»,
Я влюбляюсь в твои обложные дожди
И холодные волны с нажимом,
И тревожные крики последних гусей 
Над уже побелевшей горой Еркусей
И сметающим камни Кожимом.

Не печалься, Урал, твоя совесть чиста,
Как забытые кости в расстрельных кустах
И мелькание снежных косынок!
Но гляди, как седая старуха-заря
Каждым утром обходит твои лагеря,
Будто ищет пропавшего сына... 



Игорь Царёв - большой мастер точнейших рифм. Однако и у него встречаются те, которые можно назвать голосовыми, т.е. рассчитанными на слуховое восприятие.
     22:16 28.08.2022 (1)
В своё время был покорён стихами Игоря Царёва. Чуть пообщался с его вдовой.
И я в курсе Ваших успехов на фестивалях его имени.
     22:22 28.08.2022
Я был в своё время поражён и восхищён стихами Игоря.
Считаю за честь принимать участие в его ежегодном конкурсе.
Правда, в этом году не стал туда отправлять своего стихотворения. Считал для себя невозможным, чтобы не сказать большего это делать в нынешней обстановке. Вообще тогда стихи перестал писать, на некоторое время.
     18:21 28.08.2022
А это, стихотворение практически двадцатилетнего Игоря Меламеда: 

БЕССОННИЦА

1.
Такую ночь, как враг, себе назначь.
Как враг, назначь, прими, как ангел падший,
где снег летит, опережая плач,
летит, как звук, от музыки отставший.
И тьма вокруг. И снег летит на вздох,
ни слухом не опознанный, ни взглядом.
В такую ночь бессилен даже Бог,
как путник, ослепленный снегопадом.
И Бог – уже никто. Он – темнота
за окнами. Он кроною ночною
ко мне в окно глядит. Он – немота.
Он задохнулся снегом за стеною.
В такую ночь кровати, двери, шкаф
подобны исполинским истуканам:
вот-вот и оживут они, припав
к оставленным, недопитым стаканам…

2.
Я помню: так же ветер завывал
в такую ж ночь – ни звезд, ни Божьих знаков.
Я собственное имя забывал
во сне – и называл себя Иаков.
И снилось мне, что это – сон навек
и никогда не будет пробужденья.
Всю ночь я колыхался, как ковчег,
на волнах отчужденья и забвенья.
И было пробуждение. И явь,
казалось, в окнах светом брезжит утло.
Но как преодолеешь море вплавь? –
То был лишь сон, в котором снилось утро.
Там, в этом сне, я тихо умирал.
И сам себе я снился пятилетним.
И снег летел безмолвно, наповал,
и падал с неба лебедем балетным.
Меня куда-то с хлопьями несло.
Умершие со мной играли дети.
И календарь не помнил про число.
И ночь не вспоминала о рассвете.
Я умирал на гребне января,
и холод, наступивший наконец-то,
все окна в доме настежь отворя,
увел меня в пожизненное детство…

3.
И я тогда не умер. Я живу.
Но, тем же снегом к стеклам прилипая,
все та же вьюга, только наяву,
крушит окно, как всадница слепая.
И снег летит в былые январи.
И в комнате безжизненно и пусто.
И двери открывает изнутри
ночной сквозняк, и вслед за ним искусство
уходит прочь из комнаты моей
на снег, на смерть – сродни пустому звуку.
И все никак не может до дверей
ко мне Господь пробиться в эту вьюгу.
Но, Господи, услышь хотя бы плач!
Узнай, о ком я плачу хоть, о ком я…
Уже не хлопья в окна бьют, как мяч,
а черные кладбищенские комья.
…Не о тебе ль я плачу, не твою
ищу ли руку, жалуясь и каясь?
И в темноте то на руку свою,
то на свою молитву натыкаюсь…
Не дай тебе беспомощный Господь
в такую ночь проснуться – о, не дай же!…
Он сам уже – одна больная плоть.
Он лишь на шаг продвинулся – не дальше…

4.
Кто ж эту ночь на боль короновал? –
пусть мой вопрос никем уже не слышим! –
Кто выдумал нелепый карнавал,
где в маске снега страх течет по крышам?
То страх мой потерять тебя впотьмах,
и страх еще покуда не имущих,
и страх уже утративших, и страх
еще своих утрат не сознающих,
и страшный страх лишенных сна навек,
кто сам – непоправимая утрата...
Так вот что означает этот снег,
точнее, то, что в маске снегопада.
И снег летит неведомо куда.
И длится страх мой, в грех перерастая.
И длится шаг Господень без следа.
И длится ночь, безбожная, пустая.
И мы с тобой навеки длимся врозь,
невыплаканной тьмою отчуждаясь.
И снег летит, как поезд под откос,
своим ночным крушеньем наслаждаясь…

1983


(1983 - год издания. А родился он в 1961г)
     14:12 28.08.2022 (1)
Спасибо за полезную информацию. Как графоману мне это мало поможет, наверное, а как филологу интересно очень.
     17:57 28.08.2022 (1)
Воспоминания
 
Сжать воспоминанья в кулаке,
И держать, сжимая добела.
Пусть растают у меня в руке,
Так как льдинка тает от тепла

Сжать воспоминания в архив,
Спрессовать их как ненужный хлам,
Смело гигабайты удалив
Мыслей, что таились по углам.

Оградить их каменной стеной -
Не прорваться, не перескочить…
Пусть исчезнут как кошмар ночной,
Чтобы научиться все забыть.
*******************************************
Трудности перевода
 
А за окном снежинки, и нет порядка.
Просто в пропасть летят слова  мимоходом.
И телефон давно уснул на зарядке.
«Гугл транслейт» не справился с переводом.

А монитор сыплет снегом в глаза белым.
Сто слов, тысяча знаков, и сохраниться.
Открыть окно и вдохнуть влажный снег смело,
Поймать снежинку и сразу закрыть страницу.



Узнаёте, разумеется, Анна?)
Не вижу здесь графомании. Хотя имеются наверняка пути к улучшению этих текстов.
По моему у Вас есть хорошие задатки, чтобы стать настоящим поэтом.
     18:07 28.08.2022 (1)
Спасибо!))) В "Трудностях..." ошибки сама вижу)). Вообще я все советы принимаю с благодарностью. И, мне кажется, за последний год моей здесь активности немного продвинулась вперед. Хотя никогда всерьёз не относилась к своему творчеству.
     18:17 28.08.2022
Стихи требуют времени, самоотдачи, развития внутреннего слуха.
Всё обязательно получится, при желании!
     00:12 28.08.2022 (1)


Доброй ночи, Владимир! 
Что же Вы так? Оборвали моё прочтение на самом интересном. 
Надеюсь, что продолжение последует. 
Всего Вам доброго!


     00:21 28.08.2022 (1)
))) Поверьте, Георгий, 
очень хотел разобрать здесь несколько своих стихотворений.
Тем более, что к сожалению, далеко не все чувствуют и понимают на слух то, о чём я написал!
Но объём и этого текста, набрался довольно значительный, причём, буквально, как-то сам - собой!))
Поэтому попробую продолжить, данную тему, уже через несколько дней!
Спасибо за ваше внимание!
     00:36 28.08.2022 (1)
Буду ждать с нетерпением! 
     09:25 28.08.2022 (1)
Теперь, обязательно напишу!))
     14:12 28.08.2022 (1)
     17:53 28.08.2022
     11:06 28.08.2022 (1)
А я-то думал, почему ты меня не читаешь?! Спасибо, что прояснил.
     11:10 28.08.2022 (1)
Просто, в этом году я здесь не так уж часто бываю. Болел. Была у меня даже срочная операция.
Да и вообще, к стихам и творчеству, душа не лежала.
     11:18 28.08.2022 (1)
Нет, твой ответ тут:

Стараюсь не читать графоманов.

Графоман - это любитель, не профессионал. Т.е. он нигде не учился стихосложению. Большинство поэтов этому  не учились. Просто кому-то дано, кому-то нет. И кому  не дано, никогда не научатся  писать стихи.
     11:25 28.08.2022
Так и я нигде, и ни у кого - подобному не учился!

Но, если варенье "не лезет" в тебя, не любишь ты его, или не понимаешь сладкого, например; то, как говорится, "нужно себя заставлять" его проглотить.)))

Сам дохожу. Учусь слышать.
И когда слышу визгливость, затянутость, итп... у кого-то, например...

А к тебе лично, вовсе не поэтому не заходил. Ты, как собеседник всегда был мне интересен.
Сам не заходишь, почему-то!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама