Произведение «Спасёт ли мир красота?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 1055 +3
Дата:

Спасёт ли мир красота?

                                                                                                                                                                                                                                           
                                                                                                       мнение христианина                                                                                                                                                                                                                                                  
                                                                                                                                                         

    Известное изречение о том, что красота спасёт мир, почему-то приписывают Ф.М. Достоевскому; хотя принадлежит оно герою одного из романов писателя, что не одно и то же. Но это к слову.
    Чтобы ответить на поставленный в заглавии вопрос, необходимо рассмотреть основные, так сказать, носители этой самой красоты, существующие на нашей планете. А их два - природа и человек. Начнём со второго.
    Кто из нас не знаком с прекрасной и изящной поэзией, воспевающей женскую красоту, превозносящей её до идеала совершенства, даже до божественности. Вот как писал, скажем, А.С. Пушкин:
     
                                                  - Я помню чудное мгновенье:
                                                    передо мной явилась ты,
                                                    как мимолётное виденье,
                                                    как гений чистой красоты…

    Наверное, многие из мужчин в юные годы сочиняли стихи, посвящённые своей избраннице… Женская красота вдохновляла её поклонников и на героические поступки; литературных героев, иллюстрирующих это, немало…
    А теперь вспомним “Сказку о Золотом Петушке” того же Пушкина. Где поведано о том, как Шамаханская царица без единого выстрела, одной лишь своей красотой, погубила сначала двух сыновей царя Дадона, а после и его самого.
    Взять того же Достоевского. В его романе “Идиот” Аглая Епанчина, взирая на портрет Настасьи Филипповны, утверждает:
    - Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть…
    А что в итоге? “Перевернулся” он, этот мир? Да куда там! Именно эта красота привела к тому, что князь Мышкин сходит с ума; Рогожин гибнет сначала нравственно, а затем физически; а “прекрасное” тело самой Настасьи Филипповны в конце концов становится пристанищем для…мухи – немаловажная деталь, подчёркнутая автором.
    А вот и приговор этой красоте, который вынес другой герой Достоевского:
    - Красота – СТРАШНАЯ и УЖАСНАЯ вещь!.. Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны…
    И далее:
    - Что уму представляется ПОЗОРОМ, то сердцу сплошь красотой…
    Всё это цитаты из “Братьев Карамазовых”, кн. 3, гл. III.
    Вот вам и “спасительница” мира!
    Согласно христианским преданиям, бесы являются людям чаще не в безобразном и ужасном виде, а принимая ангельски прекрасный лик. Затуманивая человеку не только глаза, но и сердце. И чарующая женская красота есть их практически безотказная наживка, на которую попадаются многие из мужчин. В художественной литературе подобных примеров множество. Достаточно вспомнить, как боролся с искушением герой романа Л. Толстого “Отец Сергий”: в последний миг он даже ударил по своему пальцу руки топором.
    Евангелие в этом вопросе категорично: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, УЖЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ с ней…” (Мф. 5, 27) (заметьте: всего лишь “СМОТРИТ”!). А таковые однозначно “Царствия Божия НЕ НАСЛЕДУЮТ” (1 Кор. 6, 9-10)…
    Поклонение женской красоте нередко перерастает в ревность и супружеские измены, приводя к личным трагедиям (включая убийства и самоубийства), а также возникновению так называемых неполных семей. А отсюда - к неполноценному воспитанию детей. Известно, что именно из “безотцовщин” чаще всего и вырастают так называемые трудные подростки, которые впоследствии во многих случаях становятся преступниками. А это уже не просто не спасение, а прямое РАЗРУШЕНИЕ как отдельной личности, так и общества в целом.
    Я знаю женщину с двумя детьми, муж которой позарился на молодость и красоту и теперь, быть может, сочиняет своей новой “даме сердца” стихи. Больно смотреть на женщину, познавшую горечь предательства (думаю, именно по этой причине у неё часто бывают заплаканные глаза). Ещё больнее видеть её ребятишек, идущих в школу в потрёпанных обносках. Это с одной стороны; а с другой - пьющих пиво и сквернословящих взрослым.
    Красота мужская чаще всего ассоциируется с наличием атлетического телосложения и мощной мускулатуры. И здесь у Люцифера тоже немалый интерес: постараться внушить людям (особенно детям и подросткам, душа каждого из которых представляет собой практически чистый лист, на который можно нанести всё, что угодно!), что любую свою проблему можно решить, не утруждая себя поиском ответов на нравственные вопросы, а сломав ближнему челюсть или отправив его на тот свет!
    Всевозможные боевики с нескончаемыми элементами насилия – одна из причин всё возрастающей подростковой преступности в стране!
    И всё же Достоевский говорил о спасительной силе красоты. Но какой?
    В его черновых материалах по подготовке к написанию романа “Бесы” есть запись: “Мир станет КРАСОТА ХРИСТОВА”.
    Вот он – глоток воздуха, которым пока и живы люди; то, что не даёт нам оскотиниться до конца! И в этом вся суть отличия языческого отношения к красоте человека от христианского.
    Красота мудрости, прощения, смирения, но главное – СОСТРАДАНИЯ. Для меня, скажем, морщинистый лик сгорбленного Серафима Саровского со старческими ласковыми глазами в миллионы раз красивее накрашенной и напудренной физиономии какой-нибудь кокетливой блондинки или амбала с мышцами, как у Шварцнеггера. Для меня человек, который не видит в людях красоты душевной и не понимает её вообще - САМЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ В МИРЕ! Ибо его идеалы близки “идеалам” мартовского кота, у которого, как говорят в народе, в определённое время в одном месте ЗАЧЕСАЛОСЬ и который поэтому загорелся желанием разодрать другому коту – своему конкуренту - морду!
    Наступит момент, неизбежный для каждого из нас, когда маски будут сброшены! И форма нашего нового, духовного, тела станет полностью соответствовать внутреннему содержанию, которое мы взрастили в себе за период земной жизни. И у многих, ныне обладающих гармоничной внешностью, она может оказаться БЕЗОБРАЗНОЙ!
    Подумайте, господа поклонники внешнего лоска, что превратило одного из героев “Аленького цветочка” - уродливого чудища - в прекрасного молодца. И почему жена Ксанфа растерянно пробормотала мудрецу Эзопу, лицо которого было обезображено:
    - Некрасивый человек, ты… ПРЕКРАСЕН…
    И если иметь в виду красоту человеческой души, то она безусловно является спасительной. Однако подавляющее большинство людей под термином “красота” подразумевает совершенство именно формы. Чрезмерное поклонение которой в мире, изуродованном грехом, не только не спасительно, но и опасно…
    И в этом смысле показательно отношение к другому носителю красоты – природе.
    Восторженных стихов, посвящённых прекрасным пейзажам, ничуть не меньше, чем воспевающих женскую красоту. Природа восхищала и одаривала вдохновением целую плеяду талантливых русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета и т.д. Вспомним опять из Пушкина:

   Унылая пора, очей очарованье!
   Приятна мне твоя прощальная краса.
   Люблю я пышное природы увяданье,
   в багрец и золото одетые леса…

    А Николай Кирсанов, герой романа Тургенева “Отцы и дети”, созерцая красоту лесов и полей, в порыве умиления возблагодарил Бога за подаренную ему радость…
    Многие известные писатели и философы признавали таинственную связь ощущения красоты окружающего мира с нравственностью. “Есть основание предполагать, - пишет И. Кант, - что у того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются по крайней мере задатки морального образа мысли”. Ещё категоричнее утверждал В. Белинский: “Прекрасный пейзаж очищает от скверны”. Заметьте, всё это было сказано до появления на Земле крупных городов и мегаполисов, и главное – когда природа ещё сохраняла свои первозданные естество и чистоту.
    Но вот в истории появляются деятели вроде Е. Базарова (“Отцы и дети” И. С. Тургенева), утверждающие, что “природа – не храм, а МАСТЕРСКАЯ”; и начинается безумная вакханалия по отношению к ней. Итог стал заметен только в конце двадцатого столетия: воздух, почва, реки и озёра отравлены; человеческому существованию угрожает “парниковый эффект”; а бесконечное асфальтовое покрытие, промышленные зоны, потоки машин, шум, реклама и иные подобные атрибуты нашего времени привели к резкому возрастанию серьёзных душевных заболеваний. В психиатрии даже появился термин - “синдром большого города”. Который констатирует, что среди бездушной мишуры, среди городской “мертвечины”, вне связи с живой природой, человека охватывают приступы сильнейшего СТРЕССА и смертельной ТОСКИ (так называемой депрессии). Заглушить которые (“отвести душу”, “расслабиться”) люди пытаются алкоголем, наркотиками, пошлым юмором, распутством, азартными играми, немотивированной агрессией и прочими негативными явлениями, которые в наше время приняли катастрофические масштабы. Спасла цивилизацию красота окружающего мира? Ответ очевиден. Человеческая алчность, желание комфорта в ущерб экологии, стремление ко всё большему количеству удовольствий и развлечений оказались СИЛЬНЕЕ воздействия на душу людей красоты природы. А следовательно, совершенство формы НЕ ЯВЛЯЕТСЯ инструментом духовно-нравственного роста человека.
    Другой пример.
    В доме моего знакомого живёт женщина, которая просто боготворит природу, часто выезжает на пикники, на дачу и т.д. Но особой её страстью являются цветы. Которых у неё много и на садовом участке, и в городской квартире.
    Под своим окном она насадила небольшую клумбу из декоративных цветов. С упоением за ними ухаживает, поливает, показывает их своим соседям. Ругает дворовых мальчишек, если те их трогают. Но главное, считает людей, не обладающих “эстетическим вкусом”, не просто “бескультурными”, но и “отсталыми в развитии”. Для неё осознание человеком гармонии красок, изящества форм – показатель его высокого духовного уровня. Сама она хорошо знакома с картинами Репина, Шишкина, Васнецова…
    И вот однажды, рассказывает мне мой знакомый, на её клумбу внезапно попал маленький галчонок. Очевидно, вывалился из гнезда, которое находилось на растущей неподалёку берёзе, – такие явления летом не редкость: птенцы учатся летать, но не у всех сразу получается… И едва женщина из окна своей квартиры увидела, как трепыхающийся галчонок мнёт её розы и георгины, она выбежала на улицу и попыталась взять птенца рукой. Но тот начал клеваться, продолжая махать крыльями и мять цветы.
    Тогда женщина схватила лежавший неподалёку большой камень и, подскочив к галчонку, РАЗМОЗЖИЛА ЕМУ ГОЛОВУ…
    Другой мой знакомый, Андрей, рассказал мне про одного любителя собак. Которых он просто обожает, знает все их породы, методы дрессировки, посещает со своим питомцем собачьи выставки. Может целовать их в мордочки, чуть не в сопли…

Реклама
Обсуждение
     10:48 13.12.2022
Эрудиция автора впечатляет.Спасибо.
Реклама