Учитель всегда учил меня, тому что "итоги" есть завершение.
Подвести итог своей жизни равносильно маленькой смерти.
Мы сидели у бурной реки, на тёплых, нагретых солнцем камнях.
- Ну вот... - продолжал учитель:
- Мне шестьдесят... или более лет. У меня нет ни дома, ни семьи, ни ремесла. Я не хожу в золотых бусах с сапфирами, меня не носят на руках. Значит ли это что я неудавшийся человек? Проживаю жизнь зря.
- И тот молодой юнец, внезапно разбогатевший на торговле рисом.
Учитель махнул рукой в сторону города, спрятанного далеко внизу, за горными склонами.
- Разбогатевший потому, что во время чумы и голода, продавал рис людям по тройной цене. Он сейчас уважаемый человек! Ходит в богатых одеждах, ему кланяются люди при встрече.
Я не мог ответить учителю. И он продолжал свой монолог, ковыряя пальцем в носу.
- Но зададим себе один важный вопрос: что такое человек? Зачем и откуда он приходит в этот Мир?
Какие силы стоят за этим процессом?
Ведь человек не сундук с деньгами, не мошна с монетами, и всё было бы слишком просто, если бы жизнь ограничивалось задачей - просто наполнить себя, едой, одеждой, деньгами.
- Ты видишь эту реку? - спросил он меня, хитро свернув раскомыми глазами.
- Конечно учитель!
- Она до краёв наполнена водой! Но, наполнившись сполна, она не остановилась, с криком: жизнь удалась, довольно суеты!
Река продолжает бурлить, нести свои воды дальше, орошать сухие земли. А остановившись, она перестала бы быть рекой, и постепенно превратилась в зловонное болото, на радость лягушкам и комарам.
Жизнь человека - это бесконечный труд, вечный поиск невидимых истин, смысла укрытого от глаз.
Хочешь испортить человека, остановить его во внутреннем развитии - дай ему много денег и сразу!
Это надолго выведет его из игры, возможно навсегда.
Учитель взгромоздился на камень и устремил руку к небу и облакам:
- И пусть не ропщет вольный каменщик, разбивая крепкую твердь скалы, где-то там за каменными срезами, обливаясь потом и слезами, найдёт он и смысл и даже себя самого. Потому что человек - это поиск, это река, ветер, гуляющий по горным вершинам. Человек это незавершённость, уравнение без решения и итога, вектор, направленный в вечность...
- Ответь мне мальчик, сколько будет 2+2, и не торопись с ответом, мне он не нужен.
Жизнь череда случайных чисел, плюсов, минусов, умножений и делений.
Не подводите итогов! Не укорачивайте свою жизнь!
Чуть позднее, уже спустившись в город, и почувствовав голод, мы зашли с учителем в дешёвую закусочною.
Нам принесли две миски рисового супа.
- Учитель! - начал я:
- А что насчёт пищи, почему человек нуждается в еде, воде, одежде.
Учитель вытащив ложку изо рта ответил:
- Голод и холод - лучшие учителя, посланники небес, даже я по сравнению с ними проходимец...
Учитель перекусил, засунул в рот последний кусочек лепёшки, довольно крякнул, и вышел из-за стола. Остановившись на выходе из харчевни, он опёрся рукой об дверной косяк, глядя в даль, любуясь на красивый, алеющий закат.
- Платить кто будет? - спросил подошедший к столу, недовольного вида мужчина.
Я достал из кармана последние монеты и опустил их на протянутую ладонь.
Учитель никогда не платил. Ему было нечем... Да и наверное незачем...
Учитель всегда учил меня, тому что "итоги" есть завершение.
Подвести итог своей жизни равносильно маленькой смерти.