Предисловие: — Как по татарски будет «Вперед»?
— Алга.
— А «Назад»?
— У татар нет слова «Назад»…
Если нам надо, то мы разворачиваемся и Алга…
Часть 8. Время-пространство
Взгляд кочевника всегда устремлен за горизонт, в прошлое или будущее, оттого текущий момент времени-пространства упущен из виду, как и упущено из вида ощущение ритмики соразмерности вечности.
Базовое тяготение к движению, обусловленное кровью, накладывает свой отпечаток на восприятие: для такого человека время всегда существует только в связке с пространством. То есть будущее или прошлое - это не только иное время, но и но иное место, точка-метка на линейке (СССР - другая страна, Царская Россия - другая страна).
Закономерным следствием из подобного восприятия можно считать тенденцию к поиску земли обетованной (реальной или воображаемой) в ориентации личностной и общественной. Не столь существенно, выражено ли это в желании жить в другом месте среди лучших людей самому или присоединить кусок земли (сместить караван в сторону житных пастбищ) к чему-то.
Восприятие кочевника векторно, достижение его - пройденный путь, собранное в том пути.
Базовое стремление к вростанию и выростанию сосредотачивает взгляд оседлого хозяйственника на точке опоры в текущем моменте и выстраивании от него пространства Порядка и Прави, соотносимой с ритмикой фаз спиралевидной вечности.
Календарь в виде круга - достижение твоих предков. Календарь в виде ускользающих дат, что отрываются и выбрасываются, отмеряя пройденное - структура иного мышления.
Что посеешь, то и пожнешь... Что в начале, то и в продолжении... Мы обретаем горести и величие, выстроенные ошибками неразрешенными и победами духа своей крови, которую можем продолжить и выправить в самих себе ради собственных потомков. Вот тебе и колечко-узелок.
Пространство хозяйственника - единая точка, что разрастается трудом множества поколений. Великая роща вырастает из единого семени.
Нет оседлым горя во времена сплочености и единства, нет предела миру их пространства.
Нет оседлым прибежища во времена рассеянности-разобщенности и внутренней грызни. "Ограниченный..." - презрительно хмыкнет кочевник, смотря на потуги иного обрести себе хоть малый уголок дома.
Общественное внутреннее понукание к достижению и движению со страхом ускользающего времени порождает в оседлом тоску, разочарование, а при давлении и истинную панику, ведь время хозяйственника - вечность. Что начато сегодня, будет завершено потомками и потомками их потомков. Главное, чтоб зачин был крепкий и наказ должный в воспитании тех, кто продолжит это строительство.
Горе глубинное - труд родительский, продолжения в потомках не обретший, раскрытия не получивший, мудрость поколений, собранная по крупицам, брошенная под ноги сором. Кто корни свои рубит, не обретет в себе ни цветения, ни малого плода.
Не верь иным, что скажут тебе, что все тропы и дороги давно бурьяном заросли и не найти тебе Дома. Путеводный клубок разворачивай, узелки пальцами ощути, живой отклик внутреннего родника чистой водицы почувствуй. Единый исток, общий, всякому, кто от корня того, доступный, неиссякающий.
Обретающий собственную суть, крепость духа Прави в себе истинно выстраивает.
|