Произведение «Северный широтный ход. А может меридианный.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 519 +1
Дата:
Произведение «Северный широтный ход. А может меридианный.» самая комментируемая(26) работа за сутки
27.04.2023

Северный широтный ход. А может меридианный.

Пришло время интенсивного освоения арктического пояса России. Среди новых задач здесь, максимальное расширение и упрощение устойчивой круглогодичной транспортной доступности внутри региона.

Пока существует практически единственное решение – морем. Благо почти всё, что уже построено, стоит по побережью. Новое в таком подходе, пожалуй, только одно: появление (создание) сверхмощных современных ледоколов. Всё остальное, в этом подходе, как прежде. И, в первую очередь, супердорогая портовая инфраструктура. Отсюда, либо нерентабельность строительства новых и содержания уже существующих даже средних прибрежных поселений, кроме нескольких крупных портов, либо практически полная их автономность. Другими словами, полное отсутствие единой увязанной оперативной системы взаимосвязей. Дорог по побережью нет, авиасообщение дорого, крупные морские доставки грузов только сборные и поэтому редкие, мелкие, слишком опасны, чтобы стать регулярными. Итог: перспектива неприглядная и уж точно дальняя. А время подгоняет.

Есть желание построить сплошную с запада на восток северную железную дорогу, но главное препятствие здесь даже не в её фантастической стоимости, а в изменении климата. Теплеет не только Северный ледовитый океан, но и вся арктическая полоса вечной мерзлоты нашей страны. От этого увеличивается и сложность прокладки путей, и их содержание. Но, что самое неприятное, ухудшается прогнозируемость состояния такой дороги даже в среднесрочной перспективе.

На этом традиционные способы решения устойчивой круглогодичной транспортной доступности северного побережья практически заканчиваются. Итог неутешителен – дорого, долго и рисковано. Максимальное ускорение и упрощение транспортных грузопотоков между материковой частью нашей страны и её северным побережьем требует новых подходов.

Одним из перспективных решений может стать создание совершенно иного способа транспортного сообщения.   

Суть решения в том, чтобы объединить воздушный и наземный способы транспортировки в виде канатного дирижабля. С одной стороны, нет проблем в создании  дирижаблей с грузоподъёмностью 100–150 тонн. Это не превышает вес, используемых в настоящее время товарных вагонов вместе с разрешённым грузом. С другой, берётся механизм канатной подвесной дороги, но используется наоборот, т.е. груз не висит на канате, а тянет его вверх. За счёт подъёмной силы дирижабля. Дирижабль крепится к канатной дороге не жёстко, а тросами (канатами), прикреплёнными к носу и корме дирижабля. Точнее к тяговым тележкам, стоящим на канатной дороге, но скреплёнными с ней не сверху, а снизу каната.
При таком решении отпадает необходимость в дорожном полотне. Канаты протягиваются между мачтами. Причём мачты могут иметь различную высоту, для нивелирования неровностей местности. Второй оперативный способ поддержания дирижабля на заданной высоте это автоматическая регулировка длины тросов лебёдками, расположенными на тележках или самом дирижабле.
Привод тележек электрический. От генераторов расположенных на дирижабле. Топливо – газ в жидком состоянии. Регулировка давления газа в испарителе даст возможность компенсировать вес жидкого газа, так как в газообразном состоянии, он будет легче воздуха и создаст дополнительную подъёмную силу. Но возможно и решение с прокладкой эл. контактного троса совместно с тяговым тросом. В этом случае необходимы периодически расположенные выравнивающие подстанции.

Управление такого канатного дирижабля, осуществляется из кабины, расположенной на самом дирижабле. Тяговой тележки достаточно и одной. Вторая служит для ориентации дирижабля по горизонтали. Это даст возможность, экономить затраты, используя направления ветров, двигаясь галсами. Эффективность управления резко повышается с использованием Искусственного Интеллекта и беспилотного способа вождения, благо вероятность непредвиденных столкновений канатного дирижабля с чем-либо, практически отсутствует.

Возможны от двух до четырёх воздушных винтов, но не тяговых, а маневровых. Для удержания необходимого угла по отношению к ветру и направлению движения. Так же для компенсации сильных порывов ветра и уменьшения влияния резких рывков на опоры канатной дороги.

Мачты устанавливаются в зимнее время на пробуренные шурфы. На гарантированную глубину промерзания. Таким образом они естественным промораживанием закрепляются в грунте. При достаточной глубине свай под мачты, оттаивающий слой грунта в летнее время не будет сказываться на их устойчивости. В зависимости от конкретного решения по высоте мачт, они могут быть как одноопорными, так и многоопорными (в случае  ажурной конструкции).

Даже в случае разбалансировки мачт по вертикали, в случае глубинных подвижек почв, трасса остаётся в рабочем состоянии в значительно большем диапазоне изменений, чем колея железной дороги.
Лучше, если канатные дирижабли будут конструктивно рассчитаны на доставку грузов вместе с вагонами. Это даст возможность совмещать отрезки путей канатных дирижаблей с уже существующими стандартными железными дорогами без дополнительной обработки грузов. Возможно и решение исключительно контейнерным способом, но тогда при совмещении участков с уже существующей ж/дорогой трудно избежать нехватки вагонов или их простоя.

Вариант транспорта в виде канатных дирижаблей даёт возможность не только создать широтную трассу, но и связать (даже без единой широтной трассы) основные прибрежные производственные предприятия, порты и населённые пункты с узловыми станциями Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) меридианными линиями, количество которых практически ничем не ограничено. Расширение пропускной способности уже существующей транссибирской железной дороги намного проще и дешевле, чем стоимость и риски строительства железнодорожного «северного широтного пути». Тем более, что параллельно ЗСЖД будет расширяться и автотрасса.

Такая схема новой транспортной сети выгодна ещё и тем, что способна относительно дёшево и быстро включить в себя развитие громадных регионов, расположенных между ЗСЖД и «северным широтным ходом», с созданием на меридианных линиях новых промышленных предприятий и мест обработки грузов.

Стоимость проектирования и строительства таких трасс не идёт ни в какое сравнение с аналогичными работами по строительству и поддержанию в надлежащем состоянии железной дороги на вечной мерзлоте. Особенно с учётом необходимости сооружения многочисленных мостовых переходов не только через большие реки, но и через бесчисленные ручьи и речушки. Конечно, эффективность перевозки по ж/дороге может быть существенно выше. Один локомотив на сто вагонов это выгоднее, чем локомотив для каждого. Но, если брать окупаемость в комплексе, то создание трасс канатных дирижаблей намного дешевле, даже с учётом необходимого комплекса научно-технических работ.

Трассы канатных дирижаблей не только не перегораживают естественные трассы миграции животных в тундре, но и практически никак не влияют традиционный кочевой способ уклада жизни местного населения. Установка мачт в зимнее время исключает нарушение растительного слоя и не способствует дополнительному заболачиванию почв.

И последний, но важный, фактор перспективности такой транспортной сети, это её военно-стратегические преимущества. Удалённость от мест лёгкого вооружённого доступа и блокирования дороги вероятным противником, сложность в нанесении катастрофических разрушений (отсутствие мостов, как самого уязвимого места), относительная простота и скорость ремонта.

И, даже в случае решения «северного широтного хода» традиционным железнодорожным способом, создание сети меридианных линий с использованием канатных дирижаблей резко увеличивает доступность, универсальность и скорость круглогодичной доставки грузов не только по всему северному побережью, но практически на всей территории Западной и Восточной Сибири.
Реклама
Обсуждение
     17:31 26.04.2023 (1)
Простите, но я не совсем понял в чем смысл привязки дирижабля к канату, если он тащит всего один вагон (контейнер)? Я уже не говорю про канатные "стрелки" и про то, что по вашей схеме придется делать кольцо или эллипс, чтобы пустой дирижабль мог вернуться обратно в точку погрузки. Более того, от каждой станции должны отходить эти канатные дороги в виде хорд/диаметров, чтобы дирижабль не делал порожняком полный круг. Ах, разгрузившись, он будет возвращаться обычным "воздушным" путем? Но ведь он таким же образом может доставить в нужную точку и груз. Как самолет. 
Я не понимаю логику такого проекта.
     17:40 26.04.2023 (1)
Ну, чтобы отвезти один раз чего-нибудь тяжёлое, конечно, хватит и одного обычного дирижабля. Но для постоянного напряжённого и главное равномерного сообщения, пожалуй, ползущие цепочкой дирижабли всё же лучше. 
     17:43 26.04.2023 (1)
И как вы их собираетесь грузить-разгружать? Один дирижабль под погрузкой-разгрузкой - вся остальная дорога стоит и ждет?
     17:48 26.04.2023 (1)
Ну, это, извините, какие-то смешные придирки. 
А как составы разгружают? А как контейнеровозы в портах? Чем лучше технологии, тем меньше простои. Вы серьёзно полагаете, что такие вопросы технологически не разрешимы?
     18:16 26.04.2023 (1)
Ну, это, извините, какие-то смешные придирки.
=======================================

Что значит смешные? И какие придирки? ))
Вы видели как формируются грузовые ж/д составы? Вы знаете что такое сортировочная горка и полугорка? Вы знаете сколько человек составителей работает на формировании, скажем 15-20 грузовых составов? Я вам скажу - на пальцах посчитать можно. Это включая диспетчеров и машиниста маневрового локомотива. 
А вы предлагаете жестко привязанные к тросу дирижабли, которые надо прикрепить к контейнеру (вагону) - это экипаж дирижабля плюс бригада стропальщиков. И так на каждый дирижабль, которые по размерам сопоставимы с половиной ж/д состава. Цеппелин поднимал 120-130 тонн - то есть по сути один вагон длиной 15 метров. При этом сам имел 248 метров в длину и 41 метр в диаметре! Где такие махины должны ждать погрузки? На земле? В воздухе? В ангаре? Это не ложки, которые можно в коробочку сложить одна к одной.
     18:53 26.04.2023 (1)
Вот Вам навскидку.
2 ж/д тупика. Над первым прибывающие дирижабли, разворот, над вторым убывающие. 
Прибывающий фиксируется в кондукторе над рельсами. Дальше либо на тросах самого дирижабля вагон упускается на рельсы, либо участок пути на гидравлике поднимается до уровня дирижабля и принимает вагон. Тоже самое с контейнерами. Можно поставить в ряд три кондуктора: для вагонов, для контейнеров с вагонов, для контейнеров с автотранспорта. При такой системе справится автоматика (ИИ). Нужна только экстренная аварийная дежурная бригада из трёх человек, играющая в домино. Дальше дирижабль уходит на точно такую же систему погрузки. 
Час на разгрузку, час на погрузку. Дирижабли могут "ползти" по своим сетям с разрывом в два часа. КРУГЛОСУТОЧНО! 
     19:03 26.04.2023 (1)
Дирижабли могут "ползти" по своим сетям с разрывом в два часа. КРУГЛОСУТОЧНО!
=====================================================

12 вагонов в сутки - супер! 720 тонн груза! 
Какой БАМ, какая Транссибирская магистраль?! Да любой машинист с помощником, тянущие на своем локомотиве от 56 до 100 вагонов - 3000-6000  тонн груза - от зависти к такой производительности скинут свои форменные тужурки и уйдут в дирижаблеводители! 

     19:11 26.04.2023 (1)
Вы говорите так, как будто я Вам предлагаю закрыть существующую ПРЕКРАСНО работающую ж/д ветвь и вместо неё пустить канатные дирижабли. Или я что-то упустил и там действительно всё уже сделано и решено?
     19:29 26.04.2023 (1)
У нас нет прекрасно работающих ж/д магистралей в тех районах. Даже БАМ вместе с Транссибом - убыточны. 
И как вы думаете, кто будет обслуживать эту вашу дирижабельную канатку - следить за опорами, тросами, катками - а это несколько тысяч километров! Там людей - один-два на сотню км. Скажите, кто будет содержать (кормить, греть, снабжать) там вахтовые бригады по одной на 50-100 км и во сколько обойдется килограмм доставленного груза? 
Именно поэтому я вам и говорю: гораздо дешевле доставлять просто дирижаблями, без привязки к канатной дороге.  
     19:48 26.04.2023 (1)
Вопрос стоит немного иначе. Там будет строиться ж/д. Я спрашиваю, во-первых, не слишком ли дорого и не слишком ли рисковано из-за непоняток с вечной мерзлотой (климатом), и, во-вторых, одной такой нитки всё равно недостаточно для развития такого громадного региона. Необходимы ещё и меридианные связи с материком. 
Люди? А откуда взялись люди для освоения нефтеносных и газовых пластов? Вот оттуда же  возьмутся и сейчас. Если нужны об этом пояснения (здесь это отнесено к политике), то посмотрите на моём Тг-канале или в его зеркале в Дзене.
     19:58 26.04.2023 (1)
одной такой нитки всё равно недостаточно для развития такого громадного региона. Необходимы ещё и меридианные связи с материком.
=============================================

В первую очередь для развития такого громадного, но совершенно неосвоенного региона, нужны люди! И не на вахту как при разработке "нефтегазовых пластов", а которые там жить будут! Детей растить, внуков нянчить... Это миллионы здоровых, работоспособных людей. Где вы их возьмете? У нас Дальний Восток и Камчатка загнулись, влачат жалкое существование, а там не вечная мерзлота, не тундра, не безлюдье!
А построить могут, да. Запросто! Систему РОЗ у нас никто не отменял - Распил, Откат, Занос.
Только кому оно надо будет потом? 
     20:04 26.04.2023 (1)
Вы с меня спрашиваете, как с Путина. Это он сказал, что железную дорогу надо строить. Наверное у него есть какое-то понимания для чего. Я писал здесь о технической части. О политике (в том числе демографии) я пишу в другом месте. Здесь меня просили это не обсуждать.
     20:17 26.04.2023 (1)
Это он сказал, что железную дорогу надо строить.
============================================

Ну, если сам Путин сказал, то какие могут быть сомнения? Значит, начнут строить! Всенепременно!
Мало ли у нас подобных объектов построили, начиная с Золотого (быстрорастворимого) моста во Владивостоке (официальное название - Русский мост), почти бесполезного, но безумно дорогого космодрома Восточный, который как бы не совсем там построили по словам Рогозина и т.д. 
     20:21 26.04.2023
Самое время обсуждать технические решения.
     15:35 26.04.2023 (1)
Не пойму, зачем, железная дорога по всему северному побережью? Зачем новые порты? И всё остальное, что вы здесь написали. Нужен только северный морской путь.
     16:45 26.04.2023 (1)
А если его перекроют очередные "партнёры" где-нибудь возле Берингова пролива?
Вообще-то,  про необходимость наземного пути в очередной раз сказал намедни Путин. 
Что нужно развивать и заселять Север знают все. 
Я написал только про альтернативный/дополнительный вариант таких дорог.
     17:13 26.04.2023 (1)
Вы написали про северный морской путь. Я просто не понял, какое к нему  отношение имеет железная дорога на севере нашей страны.
     17:27 26.04.2023 (1)
Какое отношение? Ну, такое, что только северного морского пути недостаточно, для освоения этих территорий. Если бы там была возможность круглогодичного каботажного плавания, тогда дело другое. Но этого там быть не может. Значит нужны нормальные круглогодичные дороги между потенциальными производственными площадками и портами. Соответственно, ещё лучше, если есть параллельные возможности сообщений по земле. Не понимаю, почему это вызывает у Вас отрицательное отношение. Что здесь противоестественного?
     18:35 26.04.2023 (1)
Извините, ничего не понял, что вы написали. Наверно, я очень глупый.
     19:03 26.04.2023 (1)
Ну, давайте попробуем по частям понять друг друга.
Только один "северный морской путь" это риск, что его перекроют в случае конфликта. Разве не так?
     19:20 26.04.2023 (1)
Как можно перекрыть северный моорской путь???
Зачем нужна эта северная железная дорога??????????
Каким образом она может замениить северный морской путь??????????

     19:35 26.04.2023 (1)
Перекрыть элементарно - войной на море, запретом на приём любых судов посмевших пройти СМП, запретом на грузы прошедшие СМП. Думаете такого не может быть? 
Северная железная дорога нужна Путину (России, промышленникам и т.д.). Он только на днях говорил об этом. Будем исходить из того, что он не ошибается.
Она не замещает СМП в мирных условиях, а расширяет его. Во-первых, становясь его сетью на земле между жилыми и промышленными объектами, и, во-вторых, беря на себя часть нагрузки по суше. 
Но, если Вы против, чтобы по северному берегу у нас что-то развивалось, то, конечно, Вам там ничего не нужно.
     20:02 26.04.2023 (1)
Извините, но что-то я совсем перестал, что-либо понимать у вас. Начнём сначала.
Почему месяц назад с новой силой заговорили о Северном морском пути? С чем это связано?
"Перекрыть элементарно - войной на море, запретом на приём любых судов посмевших пройти СМП, запретом на грузы прошедшие СМП".
Это как? Северный морской путь проходит в терреториальных водах России.
     20:14 26.04.2023
"Путин реанимирует проект императора Николая I" - https://ura.news/articles/1036286657
Так же как блокируют нефть, газ и другие товары сейчас, так же заблокируют и то что связано с СМП - т.е. ЭЛЕМЕНТАРНО!
     19:02 26.04.2023 (1)
Да, читала где-то, что дирижабли намного выгоднее и безопаснее самолётов. И что в России это направление успешно развивалось. Но потом было прикрыто насильно, безо всяких оснований. Просто потому, что кто-то так захотел.

А я не понимаю, чем Паршину железные дороги вдоль северного побережья не угодили. Всё логично. Нужны пути сообщения, что непонятного? В Якутии, например, люди до сих пор привязаны к рекам  Осенью ждут, когда они замёрзнут, чтобы дорогу наладить. Весной - когда растают, переправляются на пароме. Жуть, 21-ый век!


     19:07 26.04.2023
И это при том, что там пока нет интенсивного (такого, что уже нужно сейчас) промышленного развития. 
Реклама