Произведение «Моя любовь к тебе чиста...»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 56
Читатели: 711 +1
Дата:

Моя любовь к тебе чиста...

Откуда появилась в посёлке цыганка Анжела никто не знал. На "костре", где тусовалась ночами наша молодёжь, она пела... И пела так красиво, как можно было услышать только на пластинке или по радио. Странно, но Анжела не пела ничего цыганского: в её репертуаре была только модная эстрада; особенно любила она песни всем известного тогда ансамбля "Цветы". Анжелу не надо было просить – когда мы рассаживались вокруг костра, и наступала на некоторое время тишина, ей протягивали гитару, и девушка начинала петь.

Небольшого роста, по-детски тонкая. Тёмные волосы схвачены на затылке в толстый "хвост", смуглое лицо с правильными чертами... глаза не чёрного, а скорее чайного цвета. Как пела она, умело подыгрывая себе красивыми переборами, поют только цыгане: громко, чуть хрипловато, качая звук, следя за красотой голоса и не очень задумываясь о смысле слов. И парни, и девчонки сходили с ума от нашей таинственной Анжелы. Пацаны пытались "бить клинья", но цыганка уходила ещё до рассвета, отметала всех провожающих и растворялась в темноте.

Меня тянуло к ней магнитом. Старательно, как мог, выучил с пластинки песню "Звёздочка моя ясная" и была не была, в одну из ночей стал подпевать ей. На костре не хлопали – долгое молчание означало всеобщее одобрение; уходя, цыганка оглянулась на меня... направился, было, за ней, но услышал:
– Без провожатых!
Я остался.

В следующую ночь мы опять пели вместе. Анжела подсела ко мне на бревно:
– Ты поёшь как цыган.
– Почему?
– Зазывина в голосе есть, – плечо девушки коснулось моего плеча, меня дёрнуло током. – Проводи.
Когда уходили, кто-то ехидно крикнул нам вслед: "Спелись!" И все заржали.

Стояла белая ночь. На бледно-лиловом небе мерцали едва различимые звёзды, восток замер в готовности полыхнуть розовым, дорога и вся улица были как на ладони. Жители смотрели сны, петухи и собаки тоже спали, только соловьи в ивняке и черёмухах вдоль дороги оглушительно заливались, и каждый, завидя нас с Анжелой, старался пуще соседа. Сирень отцветала, источая прощальный аромат, сладкий и волнующий аромат начала лета.

На девушке были черная кофта и чёрная узкая юбка до пят с высоким разрезом сбоку, из которого то и дело выглядывала смуглая нога, обутая в красную босоножку.
– Тебя Серёгой зовут?
– Ага.
– А лет сколько?
– Шестнадцать.
– Мне семнадцать.
– Ты с детства поёшь?
– Конечно. Наши все поют. Со старшим братом по электричкам ходили... он с гитарой, я с бубном. Орали, пока не охрипнем... лавэ* зарабатывали – нам больше давали чем гадалкам.
– А гадать умеешь?
– Какая ж цыганка гадать не умеет.

Мы вышли на край посёлка, пересекли перелесок, за которым оказалась покосившаяся и с виду нежилая изба. Возле дома, бросив оглобли в траву стояла телега, невдалеке на поляне паслась стреноженная лошадь.
– Здесь наши живут, я у них ночую, – сказала Анжела, – не пойду домой, давай погуляем. Нам нельзя гулять с русскими, но старики наверно спят: лампа не горит... живут с керосиновой лампой – видишь, проводов нет. Дед с бабушкой здесь недавно. Меня выдают замуж, а я не хочу – вот и сбежала к деду.
– Так и не выходи.
– У нас не спрашивают.
Пошли дальше и набрели на сруб строящегося дома с голыми стропилами… зашли внутрь, сели на сложенные штабелем доски. Анжела пристально посмотрела мне в глаза:
– Рядом с тобой есть Татьяна, кто она?
Я был поражён:
– Татьяна – моя родная сестра. Как ты узнала?
Анжела улыбнулась:
– Я цыганка.
Помолчали.
– Ты в городе, в ресторане "Восток" бывал?
– Я ещё не был в ресторане.
– Пою там в цыганском варьете у Баглаенко. Приезжай.

Неожиданно Анжела встала, распустила волосы, раскинула их по плечам... подобрала юбку, так что оголились смуглые коленки, села верхом на мои колени, обвила руками мою шею, прижалась всем телом и повалила на доски; её волосы, пахнувшие костром, закрыли наши лица. Анжела стала целовать мои глаза, губы... кончиком языка щекотала уголки губ, касалась моих зубов, языка... Я целоваться не умел, задыхался и дрожал как в лихорадке. Понимал только, что цыганка гораздо старше и взрослее меня. Куда девать свои руки не знал, положил их на Анжелину спину. Комары пищали над нами.
– Моя любовь к тебе чиста как воды Ганга, – прошептала Анжела.
Наверное ей хотелось сказать что-то красивое, романтичное... и вспомнилась фраза из какого-то индийского фильма. Мне показалось это смешным – я не к месту хмыкнул и улыбнулся. Девушка подняла голову:
– Ты меня не любишь?!
– Люблю.
– Не ври цыганке. – Поднялась, одёрнула юбку, – амэ гаём*, наши могут проснуться, – быстро пошла в сторону цыганского дома.
Я молча шёл за ней. Открыв низкую дверь, оглянулась:
– Когда полюбишь, найдёшь меня.

Свежело. Сквозь золотое марево поднималось солнце... Я подошёл к рыжей лошади, от ног которой по росистой траве протянудись прозрачные тени. Погладил лошадиный лоб с белым пятном и побрёл домой.

Больше Анжела на костёр не приходила.
Я прождал её неделю и поехал в "Восток".
Ресторан был полон цыган, в основном мужчин: бархатные пиджаки, яркие рубахи, перстни, золотые зубы. Выступления ещё не начались, я прошёл за кулисы и спросил у цыгана, видимо танцора, который разминался перед большим зеркалом, отбивая чечётку ногами в мягких сапогах:
– Привет, ром, Анжела работает?
Танцор что-то крикнул по-цыгански в открытую дверь комнаты, я разобрал только "Анжела". На пороге появился молодой бородатый цыган:
– Тебе Анжелку? Её не будет, зачем она тебе, парень?
– Да так...
– Ты из Володарки?
– Да.
– Она туда больше не приедет. Она моя сестра, парень. Её увезли в Одессу, жениха нашли хорошего.
Уже на лестнице бородатый догнал меня и протянул сложенный вдвое листок бумаги:
– Сказала тебе передать.
Я взял листок, спустился к пруду с утками, сел на скамейку, развернул письмо, состоящее из нескольких строк:

"Значит ты пришёл. Значит любишь. Прощай, мой любимый и единственный. Мы больше не споём вместе. Прощай навек".

"Опять как в кино", – подумал я, собираясь горько улыбнуться, но в ту же минуту на душе так больно и тягостно заскреблись кошки, так стало саднить в груди, что не хотелось ни улыбаться, ни думать, ни шевелиться.
Долго сидел на скамейке, потом пошёл через парк на трамвай.

Лет через десять в дверях поселкового магазина я пропустил выходящую молодую женщину, цыганку, ведущую за руку маленькую девочку; глаза наши на мгновение встретились. Я узнал Анжелу... Посмотрел вслед, она не оглянулась. Ожили воспоминания... машинально прошёл по залу... Захватило неодолимое желание ещё раз посмотреть на мою Анжелу, и я поспешил на выход. Возле крыльца магазина стояли белые "Жигули". Спускаясь по ступеням, увидел за рулём Анжелу – она улыбалась и приглашающе кивала на соседнее сиденье. Я открыл дверцу и, смущаясь, плюхнулся рядом:
– Привет! Какими судьбами? Думал, ты меня не узнала.
– Конечно узнала. Привет... Чувствовала, что мы встретимся: утром приехала сюда к родне. Как зовут-то меня помнишь?
– Ещё как помню – Анжела.
– Помнишь...

Мы радостно смотрели друг на друга. Анжела была ещё очень молодой и очень красивой, только несколько утомлённые глаза и над правой бровью маленький светлый рубец.
– Вот Каринка, дочка, – кивнула на заднее сиденье. Я обернулся:
– Дядя Серёжа.
Девочка приветливо улыбнулась.
– Она от русского, младшая. А старшая – Ева, я сбежала с ней из Одессы от своего. Вот, заплатила, – Анжела наклонила ко мне голову, показывая шрам, – живу с русским в Таганроге – тоже длинный и тоже Серёга.
– Да ну?
– Ага! А у тебя сын?
– Всё-то ты знаешь!
– А как же, мне положено, – засмеялась.
Помолчали. Пауза не казалась натянутой: в эту минуту не нужно было слов. Потом я тихо сказал:
– А ведь я тогда приезжал в "Восток".
– Знаю... мне брат рассказал, – она опустила глаза, – и письмо прочитал?
– Да. Я его храню.
Анжела подняла глаза и подарила мне взгляд, какой может согревать человека всю жизнь. Опять помолчали.

– Ладно, – вздохнула моя цыганка, – ехать нам нужно с Каринкой. До свидания, Серёга, мы ещё встретимся, я знаю.
Она приблизилась и поцеловала меня в щёку, я бережно погладил её чёрные волосы.
Выбрался из машины, и когда проходил вдоль магазина, Анжела притормозила, опустила стекло и перекрестила меня:
– Храни Господь!

Зачем плетёшь ты свои кружева, судьба? Зачем тебе нужно, чтобы люди, живущие в разных уголках земли своими разными жизнями, вдруг замирали иногда, задумчиво устремляли взоры вдаль и вспоминали... И каждый раз, возвращаясь памятью в те мгновения, томилась их душа, щемило сердце и казалось, что надежда на встречу не так призрачна.

Больше мы не встретились с Анжелой никогда. Ошиблась цыганка. Хотя... прошло только тридцать лет, и всё ещё может случиться.

*Деньги. (цыг.)
*Я пошла. (цыг.)
Реклама
Обсуждение
21:53 23.01.2025(1)
Irina Krupenina
Кто знает, почему судьба посылает нам подобные встречи. Зачем юному герою была послана встреча с маленькой цыганской женщиной? Наверное, чтобы дать ему понять, что он мужчина, что на свете есть любовь - незримая ниточка, которая связывает людей иногда на всю жизнь. Эта встреча произошла, чтобы дать понять герою, что жизнь не так проста, как песни у костра. Цыганка разбудила в нём первые чувства, а такое не забывается. С удовольствием прочла ещё раз. Рассказ стал более чувственным. Отличная новелла, Александр.
22:42 23.01.2025
Александр Гризодубов
Очень признателен, Ирина Павловна! Да, «жизнь не так проста…» – определённо эту простую мысль мне хочется выразить в своих текстах. Спасибо за понимание!
14:22 06.10.2024(1)
Лилия Назарова
Очень красивая, интригующая история! Концовка просто великолепно написана, мастерски, дорогой Саша!
14:57 06.10.2024
Александр Гризодубов
Большое спасибо, дорогая Лили! Банален я: всё хочу чё-нидь о любви написать.))
12:37 02.12.2023(1)
Людмила Ойкина
Читала, не отрываясь, хотелось очень верить, что это не придуманная история....
17:57 02.12.2023
Александр Гризодубов
Благодарю, Людмила. Новелла написана по мотивам реальных событий.))
19:39 10.11.2023(1)
Анатолий Бучин
Интересный рассказ. Отлично написано!
19:49 10.11.2023
Александр Гризодубов
Благодарю за прочтение и отзыв!
18:53 05.10.2023(1)
Владимир Абрамов
Хорошо рассказано!
22:23 05.10.2023
Александр Гризодубов
Благодарю!
16:11 05.10.2023(1)
ОлГус
С большой осторожностью отношусь к цыганкам (есть что вспомнить...), но твоя Анжела мне явно по душе.
Привет из Киева, Саша Гризодубов!
17:45 05.10.2023(1)
Александр Гризодубов
Спасибо, Олег! Моё отношение к этому этносу идентичное. Но в жизни всяко ведь бывает...))
19:07 05.10.2023
ОлГус
Ну да, ну да...
12:32 05.10.2023(1)
Надежда Жукова
Уверена, ещё будет встреча, обязательно! 
Героиня знает это безоговорочно. 
Возможно, Герои ещё и споют вместе? 
12:49 05.10.2023
Александр Гризодубов
Большое спасибо, Надежда! Как скажете, так и будет.))
07:08 05.10.2023(1)
Петр Петрицкий (Иван Алехин)
Отличный рассказ! Очень добротный.
11:53 05.10.2023
Александр Гризодубов
Благодарю вас!
21:35 05.05.2023(1)
Irina Krupenina
Александр, очень хороша ваша новелла. Почему не рассказ? Видимо это имеет значение. 
Интересная встреча с цыганкой произошла в вашей юности. И воспоминания о ней вы пронесли через всю жизнь.
Необычность девушки, первый поцелуй, первые чувства, какая-то загадочность цыганской души. Все это передается читателю.
Когда я читала, то мне вспомнилась "Олеся" Куприна и "История любовная" Шмелева.
Вот бы немножечко позаимствовать у них. Ведь вы пишите о себе, можно было бы немного больше написать о ваших чувствах и ощущениях. Но вы автор, и воля ваша.
Вывод замечательный. Мы никогда не узнаем у жизни ответы на свои вопросы. Мы только можем поблагодарить ее за те встречи и переживания, которые она нам подарила.
В избранное.
02:29 06.05.2023(1)
Александр Гризодубов
Очень признателен, Ирина.
Только почему вы решили, что я написал о себе? У ЛГ ведь и имя другое…))
«Олеся» конечно бесподобная вещь, а рассказ Шмелёва волнует до глубины души. Я не умею создать драматическое напряжение в рассказе, не дано.(((( 
06:20 06.05.2023(2)
Irina Krupenina
        Александр, вы пишите от первого лица, значит о себе. Когда человек пишет о себе, он может ярче выразить свое отношение к происходящему, потому, что он знает об этой истории всё в мельчайших подробностях. Драматическое напряжение предается с помощью простых выражений: я подумал, мне показалось, я ощущал, я заметил, я растерялся, я чувствовал, мною овладело, я старался себе представить и т.д.
"Я спустился по широкой лестнице к пруду с утками и долго сидел на скамейке. Потом пошёл через парк на трамвай." 
         В данном случае не важно на какой скамейке вы сидели и по какой улице шли. Важно как. 
Например: Я шел, не разбирая дороги. Я бежал, охваченный волнением. Меня душили слезы. Я не заметил, как промок. Я шел через парк, не замечая тропинок, и заблудился. 
Ожили воспоминания... машинально походил меж полок с продуктами, что-то купил.
Я вспомнил тот единственный вечер, тепло её рук, запах волос, сладость поцелуев.
         Вот я размечталась, Александр! 
Если вы хотя бы краем глаза посмотрите те произведения, о которых я вам говорила, вы поймете о чем я.
         А может вы просто не были достаточно откровенны с читателем. Если это было в действительности, то все гораздо проще.
10:44 06.05.2023(1)
Александр Гризодубов
«Александр, вы пишите от первого лица, значит о себе.»
Ирина, вот это заява!
Какие ещё будут открытия в литературоведении?))
11:51 06.05.2023(1)
Irina Krupenina
Ну не обо мне же, не о друге, не о свате. Пишете "я" - значит о себе. А придумали вы всё это, или правда с вами это приключилось, никому не ведомо. 
Даже если вы представили себя Крокодилом Геной и пишите от его лица "Я", то это дела нисколько не меняет.
Это не заява, это всего лишь мое мнение. И вы правы, я не литературовед. Так и не слушайте меня. Ответьте мне красивой розочкой. Она будет кстати.
01:04 05.10.2023(1)
Александр Гризодубов
Пишете "я" - значит о себе.

Ирина Павловна, допустим я начинаю рассказ:

"Меня зовут Гена, я крокодил, работаю в зоопарке крокодилом..." 

О ком я пишу? О себе или о крокодиле?

Я по-вашему крокодил? Спасибо большое!
01:11 05.10.2023(1)
Irina Krupenina
Да, вы на какое-то время становитесь крокодилом. Видите мир его глазами и живете в предлагаемых обстоятельствах. 
При этом вы должны все знать о крокодилах и о том, о чём вы пишете. 
Иначе я вас буду критиковать, что вы плохо написали рассказ. А вы будете мне отвечать:"Я же не крокодил. Я не виноват".
01:17 05.10.2023(1)
Александр Гризодубов
Это демагогия. И не надо тут систему Станиславского приплетать, она не догма.
01:26 05.10.2023(1)
Irina Krupenina
       Это всего лишь мое мнение. У меня 6 мая был День Рождения. Я была в хорошем настроении. И тоже постаралась развить как-то по-своему сюжет вашего рассказа, который показался мне несколько скромным. 
       Когда я читаю рассказ от первого лица, мне очень хочется, чтобы он был написан так, как человек мог бы сказать о себе. Я все равно верю, или хочу, или даже должна поверить, что это он пишет о себе. 
       Это не демагогия. Просто вы, Александр, не хотите меня понять.
01:34 05.10.2023(1)
Александр Гризодубов
Вам не того хочется, Ирина Павловна. Не ищите в произведениях любимой вами документалистики, ищите правду - это не одно и тоже.
01:41 05.10.2023(1)
Irina Krupenina
Так я вам и предложила эту правду сочинить. И сочинить так, чтобы в неё поверили. Ведь главное поверить. А правда это, или нет, это не имеет значения.
Ведь если вы пишете от первого лица, то и сочинять вам можно всё, что угодно. 
02:20 05.10.2023(1)
Александр Гризодубов
Вы путаетесь в понимании слова "правда" в литературном произведении.
02:29 05.10.2023(1)
Irina Krupenina
Александр, а вы пользуетесь тем, что меня так легко запутать.
02:40 05.10.2023
Александр Гризодубов
А вот это неправда.))
08:46 06.05.2023(1)
1
Александр Гризодубов
Ирина, огромное спасибо за гигантский комментарий! С такими познаниями и таким тонким вкусом вы должны буквально завалить читателя шикарной прозой. Или в вас дух Белинского проснулся, и теперь вы пишете только критику?
Я же пояснил ранее, что не дано мне подняться до уровня классиков – это естественно. Над новеллой продолжу работать и работать, учитывая ваши пожелания. Буду править и править, пока не испорчу вконец.))
09:03 06.05.2023(1)
Irina Krupenina
Александр, я беру пример с вас во всем. 
А может мы уже поменялись ролями?
Должна же я отдать вам долги за километры комментариев к моим произведениям.
Благодаря вам мои герои многое научились делать правильно. Я вам за это благодарна.
И вам пишу свои пожелания (не критику) руководствуясь наилучшими побуждениями.
Ваш рассказ хорош. Не нужно его править пока. Прошу вас, последуйте моему совету, почитайте великих.
У вас очень хороший сюжет. И я знаю, что вам нужен замечательный рассказ, а не просто, чтобы вас похвалили.
14:09 06.05.2023(1)
Александр Гризодубов
«Прошу вас, последуйте моему совету, почитайте великих.»
Навряд ли смогу, Ирина, ведь я читаю только свои произведения.
Кстати, со Шмелёвым вы познакомились по рекомендации вашего покорного слуги.))
09:40 07.05.2023
Irina Krupenina
Тогда читайте про Деда Мороза.

Спасибо за Шмелева. 


01:59 05.10.2023(1)
Светлана М.
Живой, замечательный сюжет. Живые характеры. Очень хорошо написано. 
02:25 05.10.2023
Александр Гризодубов
Очень признателен, Светлана за прочтение работы и отзыв в столь поздний час.))
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама