Произведение «Кое-что о психологии литературного творчества»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 64
Читатели: 1216 +6
Дата:
Произведение «Кое-что о психологии литературного творчества» самая комментируемая(27) работа за сутки
30.12.2021

Кое-что о психологии литературного творчества

                         


Как я провалил защиту докторской диссертации по использованию игровой концепции Станиславского в литературном творчестве.



              Признаюсь сразу – я не поэт и не писатель. Моя профессия – психология. Но для раскрытия психологических механизмов литературного творчества мне пришлось на время (так мне тогда казалось) стать как бы литератором. Года 3 или 4 я писал всяческую галиматью, прикидываясь поэтом и прозаиком. Вначале получалось совсем плохо, особенно в лирике. Никак не мог уловить, что же в ней такого особенного? И, главное, - чем рифмование отличается от настоящего творчества.

          А тут еще, поднаторев в теории стихосложения, выяснил, что существует некая ипостась – чувство слова. Понятие, которое окончательно загнало в тупик начинающего автора. Нигде не смог найти расшифровки этой абракадабры. Чувство знаю, слово тоже знаю, а как их вместе склеить – так и не нашёл внятного и научно обоснованного ответа. От современных корифеев литературы, с которыми в процессе моего исследования пришлось пообщаться, слышал только нотации: либо у вас есть чувство слова, либо нет. Интересно, у меня, написавшего множество статей, брошюр, да кандидатскую диссертацию, в конце концов, нет и быть не может этого мифологического чувства слова?! И тут я разозлился. Просто озверел. Как же так? Стал думать, в результате чего пришёл к выводу о необходимости… заполучить это ЧС в свой мыслительный багаж. А вот каким именно способом – это стало уже темой моей докторской диссертации, чтоб ей неладно было.

          Конечно, я изучил всю (или почти всю) философскую и психологическую литературу по проблемам творческой деятельности. Перечислять труды, которые прочёл, смысла нет. Там было всё, начиная от Платона и Гегеля до Рубинштейна, Выготского и Ананьева. Естественно, не забыл поучения Манна, Моэма, Маяковского, Паустовского и проч., проч. И что бы вы думали? А ничего. Вроде всё понятно и о личности пишущего, и о самом процессе написания, а ответа на вопрос: КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ это делается –  не нашёл. Сплошные рассуждения о гениях или, на худой конец, талантах. Тогда я рассердился не на шутку.

          Давно известно, что многие открытия совершаются на стыке наук. Если от состыковки философии, психологии и теории литературы ничего путного не получилось, надо искать что-то ещё. Когда-то давно мне довелось прочесть прелюбопытную книжицу Станиславского «Работа актёра над собой». Ну, прочел и прочёл, не актёр же я, в самом деле. В подсознании содержание осталось.  И однажды вытеснилось наружу в четкую и нетривиальную мысль: не использовать ли театральные формулы в деятельности писателя? Сказано – сделано. Хотя основная мысль умещалась на листке тетради (прямо как теория относительности Эйнштейна), пришлось писать введение, главы, заключение, гигантский список литературы. Хуже всего дело обстояло с утверждением темы. Моя «родная» кафедра была не профильной по этой проблематике, пришлось искать на стороне необходимый учёный совет. Как относятся к чужакам всем, конечно, известно. Но тему утвердили и назначили дату защиты. Естественно, что монография была подготовлена и напечатана в какой-то шарашкиной конторе, сейчас с этим проблем нет, не то, что во времена любимого СССР.

          День защиты выдался ненастным. Нехорошие предчувствия вкупе с противным моросящим дождиком дополняли общую картину произошедшего от 12 до 15 часов по местному времени осенним днём …надцатого года. Пятнадцать минут четкого доклада, который по понятным причинам никто не слушал (учёных мало волнуют проблемы, не касающиеся их лично), пролетели незаметно. Выступили официальные оппоненты, зачитали заранее подготовленные им (мною, разумеется) тексты. Задали дежурные вопросы, получили не менее дежурные ответы. Вдруг совершенно неожиданно поднимается с места невзрачного вида, в засаленном пиджачке старикашка с гигантскими линзами вместо глаз, и просит слова.
- Так-так, батенька! На какую же методологию вы опираетесь в вашей концепции? – Ехидно спрашивает профессор.
- Основной упор делается на взаимодействие писателя с образом его литературного героя. – Выпаливаю я. 
Старичок не успокаивается.
- А что уважаемый соискатель имеет в виду под предметом исследования?
- Естественно, результат взаимодействия субъекта и объекта посредством вживания в роль, т.е. образ и поступки литературного героя.
- Очень забавно, сударь! Так вы полагаете, что, применяя теорию Станиславского, можно научиться творить настоящую литературу? Да вы с ума сошли! Творить способны лишь гении! А вы подсовываете ученому совету какое-то пособие для графоманов. Неужели вы и вправду думаете, что творчеству можно научиться?

          У меня внутри всё похолодело. Вот противный старикан! Видимо, он здесь в авторитете, ибо аудитория зашумела, послышались одобрительные выкрики: «Правильно, Сергей Сергеевич! Нечего плодить графоманов, их и так много развелось! А тут ещё и псевдоученые!»

          Защита была провалена вчистую. После подсчёта «шариков» выяснилось, что в мою поддержку не было ни одного голоса!  Пропали деньги, время,  огромный труд. Чувство полной опустошённости охватило меня. Я ушёл с твёрдой уверенностью забросить навсегда психологию и стать, наконец, настоящим писателем…


         

       

          Уважаемый читатель! Прости грешника. Ничего из описанного мною в действительности не происходило. Выдумал – от начала до конца. Но над применением теории К.С. Станиславского к работе в области литературы всё-таки не мешает призадуматься.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:16 30.08.2019 (1)
А чувство слова наукой не измеряется. В итоге это будет гайдаевский Шурик.
Просто если тебя что-то волнует по жизни, не важно, в +или в -, и ты такой тыдыщщщщ словом-вот это чувство слова.)
Это от головы не идет. Это от души идет.)
     22:19 30.08.2019 (1)
А некоторые юмора не понимают.
     00:31 31.08.2019
Ну, в каждой шутке есть доля шутки. Не больше и не меньше.
     20:10 09.08.2019 (1)
1
Диссертация-то хоть сохранилась? Для внуков-правнуков? Интересно было бы прочитать. Собственно, можно и опубликовать как пособие для Йуных Афтаров)) И не очень юных, но желающих на старости лет заняться тем, что долго откладывали из-за необходимости добывать хлеб насущный))
     20:58 09.08.2019 (1)
Моя уловка удалась. Мало кто прочёл текст, написанный очень мелким шрифтом. Но диссертация у меня есть, только на другую тему.
     21:03 09.08.2019 (1)
1
Коварный)) Просто сильно мелкий шрифт. Я такой не вижу без очков. А раз нет диссертации, то её надо написать)) Нет желания? Полезная вещь, чесс-слово.
     21:07 09.08.2019 (1)
Мне сын всё время говорит: пиши докторскую (сам он её пишет, по истории). Но я отвечаю: а зачем мне она? За научную степень тем, кто не работает в науке или преподавании, не платят. Амбиций у меня давно нет. Но тема, конечно, интересная. Может быть, кто-нибудь за неё возьмётся.
     21:16 09.08.2019 (1)
Так и беритесь. Зачем почти рождённое детище отдавать посторонним? Это же можно подать не только как диссертацию, но и просто как научную монографию.
     21:18 09.08.2019 (1)
Повторюсь: для этого нужны амбиции, коих в наличии не имеется.
     21:22 09.08.2019 (1)
Всё течёт, всё изменяется)) Авось и тут изменится.
     21:24 09.08.2019 (1)
Выставляйте свою прозу, а стихи уже почитал.
     21:27 09.08.2019 (1)
В очереди стоит на модерацию. ХЗ когда одобрят. Завтра м.б. У меня ещё функционал глючит - не могу лайки на комменты ставит и отношения тоже. Поддержка не отвечает.
     21:30 09.08.2019 (1)
Дело не в функционале, а в статусе "читатель". Получите автора и всё будет хорошо. Я дал Вам свою рекомендацию, чтобы быстрее получилось.
     21:33 09.08.2019 (1)
У меня закрадывалась такая мысль. За рекомендацию очень благодарна)
     21:35 09.08.2019 (1)
Не за что. Но Вы не поверите, что далеко не все люди, которым я даю рекомендации, снисходят до простого человеческого спасибо.
     21:40 09.08.2019 (1)
Люди - они такие люди))
     21:43 09.08.2019 (1)
Ага, думают только о себе.
     21:47 09.08.2019 (1)
В общей массе - да. Своя рубашка ближе и всё такое.
     21:52 09.08.2019 (1)
Очень давно прочёл книгу Дейла Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", но помню почти всё.
     21:57 09.08.2019 (1)
Я её тоже читала, но не помню уже. Я особо эти не увлекалась и прочитала по диагонали.
     21:58 09.08.2019 (1)
Популярная психология, мне в работе пригодилась.
     22:04 09.08.2019 (1)
Мне нет, поэтому я и не углублялась в дебри.
     22:14 09.08.2019 (1)
По сравнению с трудами Гегеля это далеко не дебри.
     22:17 09.08.2019 (1)
Для меня всё едино))
     22:29 09.08.2019 (1)
Кот не возражает.
     22:31 09.08.2019
Гость      21:51 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     21:56 01.03.2019 (1)
1

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Я кандидат псих. наук и мог бы вполне взяться за докторскую, но она мне не нужна.



В чем состоит наезд на меня, тетя Полли? Прочти то, что самым мелким шрифтом написано.
Гость      21:58 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:02 01.03.2019 (1)
1
Как всегда я не понял, или как всегда ты не смогла вразумительно написать. Не злись.
Гость      22:05 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:33 01.03.2019
1
Шо-то весеннее, наверное.
Гость      04:05 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     06:07 01.03.2019 (1)
2
Профессионалов с лит. образованием тут достаточно. А у меня его нет. Вместе с этим нет и присущих профи стереотипов. Но я просто устал от огромного количества заявок на рецензии.
     06:22 01.03.2019 (1)
2
А зря бросили Авторов!
Они в вас верили.
Обратите внимание что рецензий нет на Главной странице.
Только лишь иногда, потрепаный актёр позволяет себе поглумиться над очередным Автором!
     21:45 01.03.2019 (2)
1
Коля, я давно на пенсии, отдохнуть бы. Написание рецензий отнимает кучу времени. Но идя навстречу пожеланиям могу предложить: кто хочет рецензию от меня, попросите и я напишу. Для этого не обязательно быть рецензентом.
     22:11 01.03.2019 (1)
1
Меня сейчас ЧРК пытаются разобрать на запчасти.
Если есть возможность напишите рецензию на " Моё дыхание"
Но должен предупредить текст для песни.
     22:15 01.03.2019 (2)
1
Попробую, но песня - особый жанр, там от мелодии многое зависит.
     23:12 01.03.2019
Рецензент от ЧРК сделал свой разбор.
Было бы интересно увидеть вашу рецензию!
Объективную.
     22:30 01.03.2019
Согласен с вами! Тем более мотив звучит у меня в голове когда я пишу текст.
Разберите как простой текст.
Гость      22:03 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:09 01.03.2019 (1)
2

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​эксперИментальную


Выпендреж в поэзии неуместен, беру то, что можно назвать стихами. Но если текст будет лиричным, хоть и без рифмы, то могу посмотреть, присылайте в личку.
Гость      22:15 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:18 01.03.2019 (1)
1
Рита, я кот, я сам по себе. Мне нипочем ни БЛК ни БПК, включая АПЛ.
Гость      22:23 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:31 01.03.2019
1
Надо же, а я и забыл. Спасибище!
     22:10 01.03.2019 (1)
Смешная миниатюра.
И что это я её в своё время не прочитал? В 2012-ом-то этом самом году...
     22:13 01.03.2019
1
Лучше поздно, чем рано.
Гость      06:36 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     21:47 01.03.2019
1
Спасибо, что зашел.
     10:27 01.03.2019 (1)
1
Выдумано, но не надумано. Есть над чем поразмышлять.
     21:41 01.03.2019
Вот я и поразмышлял. Спасибо, что читали.
     20:06 12.03.2018 (1)
1
Мне было бы интересно мнение автора по поводу стихов Ники Турбиной. То, что писала Ника., это поэзия или графомания?
     20:11 12.03.2018 (1)
1
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Турбина


Безусловно, поэзия. Когда она потеряла по неизвестной мне причине эту способность, то ее не стало. Очень печально. Я считаю, что можно было подождать. Талант никогда не исчезает полностью. Он может только задремать. Спасибо Вам за такой вопрос. Был счастлив высказать свое мнение об удивительно гениальном поэте и человеке.
     20:54 12.03.2018
     19:02 12.03.2018 (1)
1
     19:07 12.03.2018 (1)
1
Быстро Вы читаете.
     19:10 12.03.2018 (1)
Да, это так. Были бы рядом, пересказала.
     19:12 12.03.2018 (1)
1
По диагонали кота тоже учили на спецкурсах.
     19:17 12.03.2018 (1)
Вот уж не ожидала от Вас такого ответа. Удивили. 14 шрифт, одна страничка. Как только увидела ссылку, так сразу и переключилась. А Вы, наверное, тот самый кот на аватарке?
     19:23 12.03.2018 (1)
1
Нет. Я тот кот, чье фото на страничке. 14 шрифт - я полуслепой.
     19:30 12.03.2018
Моё сочувствие.
     05:09 01.03.2013 (1)
1
А я поверила про диссертацию!
Значит, хотя бы на мне, принцип верю-не верю - сработал!
     19:08 12.03.2018 (1)
Не сомневался в этом.
     19:18 12.03.2018 (1)
1
Да уж.)) Ответ через 4 года!))) 
Привет, Жорж! 
Это почему же ты относительно меня не сомневался?))) 
Я такая легковерная?)) Была.)) Прошло уже 4 года!)))
     19:21 12.03.2018 (1)
Лена, я 4 года НИЧЕГО нового не писал. Потерял интерес к сайту почти полностью. Но вот однажды зашел и написал Мелкору, что от скуки поработал бы рецензентом. Теперь даже ночами сплю не всегда. Рад тебя видеть, читай мои новенькие!
     19:25 12.03.2018
1
Хорошо! Зайду. 
Всего доброго! 
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама