Произведение «Даун» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 1143 +1
Дата:

Даун

- Заходи… Заходи, мой лучший друг Лёха. И закрой за собой дверь. Не хочу, чтобы нас кто-нибудь потревожил. Из этих лизоблюдов. Ведь ни один из них сегодня не говорил искренне, когда, читая набившие оскомину поздравления, расплывался в сладостном упоении… Хорошо сказал? Всё ж филолог по образованию, как и ты. Хоть и этот… как нас величают… олигарх… звучит как аллигатор, правда? Ха-ха… Зато ты, Лёха, - учитель. Педагог!.. Эх, где мои молодые годы? Знаешь, я на хмельную голову иногда тоже декламирую.

                                                      - Восстань, пророк! И виждь, и внемли!
                                                         Исполнись волею моей!
                                                         И, обходя моря и земли,
                                                         Глаголом жги сердца людей!

    Правильно? То-то же. Я ведь, брат, всё помню. И не только Пушкина, но и наши с тобой мечты служить красоте и истине… Ты не думай: я хоть и напился сегодня (да и как не напиться на банкете по случаю собственного пятидесятилетия!), а всё соображаю. Оно даже лучше, что я напился. Именно сейчас. Когда мы с тобой так долго не виделись, а теперь вот сидим вместе, как когда-то на балконе нашей институтской общаги… Вообще-то я давно этого хотел - поболтать с тобой наедине. А то всё застолья, шум, гам… и анекдоты… Ух, как я ненавидеть стал эти анекдоты! И знаешь, за что? Будешь смеяться. Когда люди ржут, я не могу видеть их дрожащий язык и жёлтые зубы! Мне всё кажется, что передо мной двуногие лошади. Ха-ха…  
    Не обращай внимания. Хватил я сегодня коньячку столько, что кажется, лечу куда-то… Уж не в преисподнюю ли? Скажи, Лёха: есть она, преисподняя? Или врут попы? Ха-ха…
   Значит, ты до сих пор пытаешься сеять разумное, доброе, вечное? Жечь глаголом сердца людей? И тебя слушают?.. Вот-вот, ты прав: сейчас в идеалах всё больше не Дон-Кихоты, а Абрамовичи. И я в их числе. Ну, так время такое. Я его тогда просёк, а ты нет. Помнишь начало девяностых? Когда учителям по полгода даже их мизерные зарплаты не выплачивали… Что? Вечные ценности? Только не надо, Лёха, меня учить, какие ценности являются вечными… Вот ответь, почему мы с тобой, будучи студентами, любили пофилософствовать, глядя на ночное небо с яркими звёздами? Помнишь?.. Да потому что сытые были. А отними у нас родительские переводы, так нас с тобой и от философии, и от твоих идеалов затошнило бы так, что из всех интересов остался бы один – чего-нибудь слопать… Физиология человека – это, брат, такая сила, против которой не попрёшь. Уж кто-кто, а я это знаю точно.
    Возьми мою секретаршу, Любочку, видел её? По правую сторону от моего зама сидела. Уж на что девка была с норовом. И с этими… идеалами… А как с полгодика походила под улыбочки своих сослуживцев в стареньком потёртом костюмчике (а иного на свой секретарский окладик она себе позволить не могла), да как я предложил ей ежемесячную надбавку в полтора куска баксов (конечно, не через бухгалтерию, чтоб другие не узнали, а в конвертике!) – за определённые виды услуг… понимаешь, да?… так она хоть и краснела первое время, а после ничего, втянулась, и теперь все мои причуды воспринимает как должное.
    Или Гаврик… То есть этот… Гаврилов. Сергей Николаевич… Коммерческий директор “Трансавто”, нашего поставщика. Когда-то отбрыкивался от нас, не хотел иметь с нами никакого дела. А я велел Никитке, нашему начальнику безопасности, со своими пацанами к нему домой нагрянуть… Ну, они его утюжком слегка и погладили… Да не морщись, по-людски, через тряпочку… И насчёт его сынишки Славика предупредили… Так буквально на следующий день контракт был подписан… Мы после такие бабки начали загребать – тебе и во сне не приснится!..
    Что говоришь?.. Понимаю, что тебе это неинтересно. Просто я тебе проиллюстрировал закон, который по своей силе и неотвратимости равен закону всемирного тяготения… Помнишь, как нас в школе учили: Ньютону яблоком по башке – шарах!.. Ха-ха… И ты, Лёха, ему подчинишься так же, как наш Гаврик, если попробовать. От родной мамы отречёшься, когда горячим утюжком по спинке или раскалённым паяльничком в задницу… Ну-ну, сиди… Обиделся, что ли? Брось. Мы же с тобой друзья детства…
    Слушай, а среди ваших учеников есть… как их… даунята?.. А, они учатся в спецшколах?.. Это которые для дураков?.. То есть они шизики, да?.. Нет, это я так спросил, из любопытства…
    Я побледнел? С чего ты взял? Ну, перепил слегка… Щас газировочки хлебну, и всё пройдёт… Бр-р! Колючая какая… Так о чём бишь я?
    Нет, первое время после института я о бизнесе не думал. Планировал устроиться в какую-нибудь частную фирму – хоть бухгалтером, хоть снабженцем… Бизнес – это уже после пошло. Загорелось во мне так, что дух захватило!
    Как зачем? Хм…
    Ты знаешь, я порой задаю себе тот же вопрос. А вместо ответа в голову всякая чепуха лезет. Типа жареных сосисок с кетчупом и… извини… голого женского зада. Ха-ха!
    Кстати, как твоя супруга?.. Ушла? И давно?.. Ну, этого и следовало ожидать. Что ты мог ей дать на свои учительские гроши?
    Да не обижайся! Какой ты, Лёха, вспыльчивый, ей-богу! Это жизнь, нормальная человеческая жизнь. А ты, если хочешь нести обществу свои идеалы, не взирая, как ты когда-то говорил, на испытания, - будь добр, не подвергай этим испытаниям других, которые желают иного. Тем более своих близких. Или я не прав?.. Уверен, что твоя бывшая жена сейчас замужем за каким-нибудь менеджером… Почти угадал? Серьёзно? Вот видишь! Я же говорю, что лучше тебя понимаю жизнь.
    А знаешь, как такой опыт приходит? Просто нужно в ответственные и судьбоносные моменты включать разум. Ох, брат, великая это вещь – разум! Животным он не дан, поэтому они и страдают. Вон, собака одного моего бывшего сослуживца, которого я за пьянки уволил. Захотел я как-то взять её себе… и колбаской, и даже шашлычком её подманивал – не идёт ко мне ни в какую. Всё за своим спившимся хозяином бредёт… Он её, соседи говорили, и не кормил уж, и лупил порой чем попадя, – а она от него ни на шаг… Что говоришь? Преданность? Да тупость – и ничего больше! Обычная дебильность! Потому как отсутствует ум! Инструмент, который дан человеку, чтобы он мог просчитывать ситуации и делать правильный выбор! Это ж прямо Божий дар! Вот кем бы я был сейчас без мозгов?! Дворником?! Или как ты?!.
    Да нет, я не раскричался… Просто тащусь от собственных мыслей. Которые опять же ум вырабатывает.
    Согласись, общество развивается благодаря людям высокого интеллекта, а не глупцам… тем же даунам… Которые только на нашей шее сидят и, как паразиты, пьют нашу кровушку. Вот на каком основании я обязан платить налоги из своего кармана на содержание этих нахлебников? Одни работают, другие – нет, а кушают все. Где справедливость?..
    Не хочешь газировочки? Нет? А я выпью… Фу! Дрянь стали делать газировку. Помнишь, какая в наше время была, в автоматах? М-м!..
    Да, в то майское утро мне тоже нестерпимо захотелось газировки... Было очень жарко. Я шёл с ночного дежурства (помнишь, я на третьем курсе подрабатывал сторожем на стройке) и изнывал от жажды. Поэтому свернул в переулок (там у продуктового магазина были автоматы с газировкой) и пропустил пару стаканчиков “Крем-соды”. Крякнул от удовольствия и направился к нашей общаге. Только решил не возвращаться к центральной дороге, а пройти напрямую, по частному сектору.
    Помню, глубоко о чём-то задумался, глядя перед собой в землю… кажется, о предстоящих экзаменах… Вдруг вижу - слева от меня, метрах в ста, дым валит.
    Я мигом туда.
    Горел деревянный дом. Двухэтажка. А вокруг – никого.
    Огнём были охвачены верх боковой стены и часть крыши. Окна были закрыты; и на подоконнике одного из них, с внутренней стороны, представляешь, стояла плачущая девочка лет пяти-шести, в белой сорочке – похоже, прямо с кровати… И больше в помещении, видимо, никого не было. Во всяком случае, живых.
    Я подбежал к дому, подёргал входную дверь – закрыто! Глянул в замочную скважину: на лестнице слегка клубился дым, но огня не было.
    Отбежал, осмотрелся.
    Телефонных будок нигде не было (мобильники нам тогда даже не снились!). Я кинулся к соседним домам. В одном  из них у калитки лаяла собака, не пройти. В другом несколько минут бестолку пробарабанил в дверь… Наконец, в следующем какой-то подвыпивший мужик выглянул в щёлку, увидел горящий дом и поковылял к виднеющимся вдали пятиэтажкам – к сестре, кричит, у неё телефон.
    Я – назад. Гляжу, дело плохо. Пока этот мужик добредёт до домов, позвонит, пока приедут пожарные, - ребёнок задохнётся в дыму. Но что можно было сделать? Нужна была лестница, чтобы, приставив её к стене, взобраться по ней к окну второго этажа и выбить в нём стекло. Однако где её было взять? Опять бегать по соседним домам? Только время терять…  
    Оставалось одно: высаживать дверь и проникать в комнату. Веришь, я так и собрался поступить. Как вдруг почему-то пристально всмотрелся в горящие брёвна… И увидел, что в одном месте крыша прогорела так, что были видны охваченные пламенем потолочные балки...
    И вот тут, Лёха, включился в действие мой ум.
    Знаешь, у меня в своё время друган был, Витёк. Уже когда я институт окончил. Так вот он был буквально помешан на философии. И утверждал, что мышление сыграло в развитии человека такую неоценимую положительную роль, что просто, как он говорил, дух захватывает. Я ему как-то сказал, что однажды присутствовал при тушении горящего дома.
    - Как пожарные действовали, - спрашивает он, - грамотно?
    - Да, - отвечаю. - Подъехали, развернулись, быстро наметили план действий и вперёд…
    - Вот. A теперь представь себе, - Витёк даже палец кверху поднял, - что вместо них прибежали бы какие-нибудь олигофрены.
    - Кто? – спрашиваю (я тогда не знал значение этого термина).
    - Ну, придурки, - говорит.
    - Например, дауны, - подсказываю я.
    - Во-во, - отвечает, - типа этих идиотов. Если даже предположить, что они вообще стали бы что-нибудь делать…
    Но я его тут же перебил:
    - А ты сомневаешься?
    Он глаза вылупил:
    - Да они практически животные, - говорит.
    - А вдруг он поймёт, что человек погибает?
    - Да если даже в его глупую башку, - почти кричит Витёк, - и влезет мысль кого-то спасать, то он не сообразит, как это сделать лучше! В отличие от человека умного!  
    Не стал я больше ни о чём его спрашивать, чтоб не раздражать.
    Интеллект – это хорошо. Вон сколько люди всякой техники понаделали, в космос полетели… Только… Дай-ка я ещё коньячка хряпну… Мне много? Нет, Лёха, мне его много не бывает. Даже напротив: мозги с ним так работают – дай Бог каждому…
    О-ох! Хорошо!..
    Так вот, уважаемый Алексей Иваныч! Я тогда, на пожаре, и включил свой разум. Как всем Витёк рекомендует. С целью стать человеком более высокого порядка, нежели всякие, как он говорил, пьяницы, бомжи и дебилы. Включил - и жду его работы.
    И тут, к моему удивлению, он начал мне выдавать идеи вовсе не о том, как попытаться эффективнее помочь ребёнку. Обработав только что полученную по зрительным каналам информацию, он сразу задал мне вопрос: а не будет ли тебе самому худо, если ты полезешь в это пекло? Тем более что потолок уже горит! И может рухнуть в любую минуту.
    - Так может, - попытался я уточнить, - или точно рухнет?
    - Главное здесь, - ответили мне мои мозги, - высчитать


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама