Василий ехал на дачу на своей старенькой "Ниве". Первые дни сентября. Оглянуться не успеешь, как потянутся на юг гомонящие птичьи стаи в осеннем небе. Ночью их не видно, только слышно, отчего становится тревожно: зима не за горами. Днём можно разглядеть клинья, следующие за вожаком. Это летят ласточки, стрижи, грачи, даже цапли и лебеди. Кто научил их строится, будто по верёвочке, натянутой в облаках? Слушаться ведущего? В какой генетической памяти передаётся знание от родителей птенцам? Вот загадка! А утки летят вразнобой, как цыгане. Никакого порядка, один шум!
Но это будет потом, а сейчас первые сентябрьские дни радовали прохладой, сменившей августовскую жару. Василий тихо ехал по дамбе через Сарпу, не знал, куда смотреть на дорогу, или на водную гладь, где протекала птичья жизнь. Сквозь прибрежные камыши виднелись разномастные утки, табором расположившиеся у берега. Эти птицы беспорядочные, шумные. Кто ныряет за добычей. Кто дремлет на поверхности водоёма. Солнце расцвечивает их зелёные головки с белыми воротничками, пёстрые крылья. Одна мамаша вздумала переводить выводок через дорогу. Куда это направились, прочь от воды? Какие дела позвали семейство? Пришлось даже притормозить. Охота вблизи жилья и дач запрещена, вот и развелось их несметное количество. Василий не понимал вообще, как можно убивать такую красоту? А потом есть…. Берите фотоаппарат и охотьтесь, сколько хочется!
А вдали, почти у горизонта, сливаясь с пуховыми облаками, с достоинством скользили по воде лебеди. Целыми семьями, с подросшими за лето птенцами, которых пора ставить на крыло перед дальним перелётом. Так и отражались на воде, как в зеркале, синева, сугробы белоснежных облаков и таких же белых птиц. Казалось, что парили между небом и землёй.
Заглядевшись на лебедей, водитель не сразу заметил какое-то движение впереди. Сбавил и так не быстрый ход машины. Присмотрелся. А там заяц! Сидит на обочине с наглой мордой, не собирается удирать. Серый, уши торчком. У взрослых, матёрых животных одно ухо наполовину свисает. Автомобиль неспешно приближался, зайчишка с интересом наблюдал. Кто первый не выдержит, испугается? "Неужели совсем бесстрашный? Ручной?". И когда "Нива" приблизилась настолько, что можно было разглядеть глаза на заячьей морде, зверёк неожиданно резко прыгнул в сторону, перемахнул через придорожные заросли, притаился на полянке. Дальше отбегать не стал, наблюдал за удаляющимся автомобилем. Наверное, не с кем было поиграть. В прятки, или в догонялки. Да, развелись не только утки, спешащие на сушу "по делам", но и зайчишки, приглашающие побегать в догонялки.
До дачи добрался без происшествий. Но неожиданные встречи продолжались….
Василий расположился на веранде. Собрался на огород за овощами. Как вдруг…. Услышал шорох. Выглянул сквозь листья винограда, заплетающие навес по бокам. Солнце било в глаза, но всё-таки он заметил…. Курицу в грядках! Другую…. Третью. Курочки были необычные, не такие, как домашние. Серенькие, в крапинку. Они что-то клевали, разрывали лапками землю. А рядом прохаживался, наблюдая за дамами… необыкновенного вида, красивый петух! С яркими гребешком и бородой, длинным хвостом, цветными крыльями, отливающими золотом на солнце.
В гости пожаловали фазаны: пять курочек и молодой петушок. Василий наблюдал, как самочки неспешно выискивали корм, ели. Самец охранял свой гарем, крутил головой, поглядывал вокруг, то одним глазом, то другим. Птицы были важные и красивые. Откуда они здесь?
Он вспомнил, что в прошлом году в дальнем запущенном углу сада летом жила семья куропаток. Серо-коричневые, пёстренькие, округло-продолговатые, как бочонки, они и летать-то толком не умели. Если люди приближались к их жилищу, стайка взлетала в небо, и тут же, в отдалении, приземлялась, ждала, когда чужаки уйдут.
И трясогузка была. Василий не знал, одна и та же, или всё время прилетали разные. Купалась, когда мужчина поливал огород. Пила воду. Трясла хвостом, перелетала с грядки на грядку следом. Дружила. Впервые съездив на дачу после зимы, Василий докладывал семейству: «Трясогузка прилетела!».
Кошки с котятами были. Собаки со щенками. А вот фазанов здесь ещё не было! Никогда!
Мужчина вышел в огород. Куриная команда испугалась, засеменила прочь, к забору, через дырку в котором проникла на соседскую дружественную территорию. Петух замыкал шествие, оглядывался, сверкал сердитым глазом.
Дома дед Вася спрашивал у внучки: «Знаешь ли ты, где живёт фазан? Правильно, на нашей даче!».
А тем временем осень вступала в свои права. Дышала ночным холодом. Трогала желтой краской кроны деревьев.
Василий знал, что скоро, очень скоро, ночью, на дежурстве, он не увидит, а услышит гомон клина в небе. Перелётные птицы улетят, чтобы ждать весну, надеяться на возвращение.
Опубликовано в номере 39 за 2024 год
общероссийской газеты "Моя семья". Это здесь:
http://www.moya-semya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22107:2024-10-06-07-50-15&catid=82:2011-04-10-10-06-39&Itemid=132