Дядя Коля, так мы называли преподавателя дисциплины Теоретические основы электротехники, прожил интересную жизнь: воевал в Финскую и Отечественную, где командовал лыжным батальоном. И у него был критерий оценки студентов мужского пола: можно его взять в лыжный батальон или нет. Когда ответ студента на экзамене болтался между тройкой и двойкой, дядя Коля ставил тройку и говорил: «Вас в свой лыжный батальон я бы не взял!» Многие мысленно отвечали: «Не очень и хотелось», но это была чёрная метка. И уже на следующем экзамене, в аналогичной ситуации студент получал двойку, и полное презрение дяди Коли. А в заключении дядя Коля говорил две фразы, в зависимости от пола и статуса студента. Девушки и отслужившие в армии юноши слышали: «Через несколько месяцев из Вас получится неплохой специалист». Юноши, которые не отслужили в армии: «Через два – три года Вы восстановитесь в институте и отнесётесь к изучению моей дисциплины более ответственно». И самым упёртым приходилось переводиться на мехфак, уходить из института или идти служить в армию. И вспоминались слова дяди Коли на первой лекции: «Мне дано право определять, получится из студента инженер – электрик или нет».
Была у дяди Коли ещё одна странность: в списке рекомендованной литературы фигурировали два учебника, один был написан Московским автором, второй Ленинградскими. Московский автор тяготел к науке, а Ленинградские к практике. Дядя Коля был воспитанником Московской школы и считал соответствующий учебник базовым. Мне больше понравился учебник Ленинградских авторов и к экзамену я готовился по нему. Ответив на билет и дополнительные вопросы, я рассчитывал на пятёрку, но дядя Коля поставил мне четвёрку и разочарованно произнёс:
- Я не ожидал, что Вы отдадите предпочтение Ленинградским авторам».
- А какая разница? В Москве другой Закон Ома? – поинтересовался я.
- Разница есть и мы можем об этом поговорить, если у Вас есть желание.
Желания я не испытал, но уже в следующем семестре дядя Коля предложил мне сделать доклад на студенческой научно – практической конференции. От таких предложений не отказываются, но тема меня ошеломила: «Подтверждение правильности Закона Ома». Ому я доверял и студентом был посредственным, но спорить не стал. Когда опубликовали темы докладов, над темой моего доклада издевался весь факультет. Куратор нашей группы предложил мне на следующей конференции сделать доклад на тему: «Подтверждение правильности таблицы умножения».
Как только я закончил выступление, декан нашего факультета задал мне вопрос:
- А какие аспекты Закона Ома вызывают сомнения и у кого?
- У некоторых студентов электротехнического факультета, которые считают ТОЭ лженаукой, - ответил я, немного подумав.
Гомерический хохот в аудитории долго не стихал. Дяде Коле не понравился мой ответ и больше мы не сотрудничали.
Премьера на телеэкранах сериала «Батальоны просят огня» вызвала у дяди Коли язвительную критику. И теперь каждая лекция начиналась со слов: «Вы наверняка посмотрели очередную серию этого исторически не точного фильма про войну». И дальше начиналось обсуждение эпизодов, которые вызвали недоумение у дяди Коли: иконостас из орденов и медалей на груди воинов на передовой; официоз при общении на передовой; военная техника, о которой могли только мечтать. Когда сериал закончился, дядя Коля пророчески сказал: «После просмотра таких фильмов, у молодёжи сложится впечатление, что мы победили слабого противника, а война – это сафари в Африке…»
Недавно посмотрел один современный фильм, в котором израненный лейтенант с одним пистолетом ТТ разогнал взвод немцев, охранявших мост. Стрелял он мало, помогло знание приёмов каратэ. А ведь фильм был снят не на фабрике грёз в Лос-Анжелесе…
Во время лекции дядя Коля занимался и воспитательной работой. Он настоятельно рекомендовал нам каждый день учить по стихотворению. Это полезно для тренировки памяти и позволит обратить на себя внимание в компании. А иногда он поднимал болтавшую во время лекции студентку и читал ей мораль: «Вот Вы хорошо одеты, родители Вас кормят и думают, что вы в институте учитесь. А Вы их обманываете. Лекцию не слушаете, мешаете слушать своим товарищам. У меня складывается впечатление, что Вы не собираетесь работать инженером. Конечно это Ваше право решать какой частью тела Вы будете зарабатывать на жизнь, но в институте Вы явно занимаете чужое место!»
Душевный порыв дяди Коли понятен, но потеря десяти – пятнадцати драгоценных минут лекции на чтение нотации девахе, которая поступила в институт чтобы удачно выйти замуж – нецелесообразно. Да и лично меня, такая пауза выбивала из колеи.
Годы взяли своё, и однажды по институту прошёл слух, что во время экзамена дядя Коля заснул. Учебную нагрузку ему резко уменьшили, и он занялся наукой. Оказывается, он много лет пытался реализовать свою мечту: разработать более простую схему для запуска электродвигателя. И ему это удалось! Он получил авторское свидетельство и предложил профильному заводу внедрить свою разработку. Но оказалось, что она потеряла свою актуальность. Коллеги по кафедре попытались успокоить дядю Колю, а он самокритично ответил: «Я сам виноват, перестал отслеживать тенденции по этой теме. Это непозволительная халатность…»
| Помогли сайту Реклама Праздники |