Произведение «Волхв. часть 1»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 62 +1
Дата:
Предисловие:
За открытым окошком ослепительно сверкнула молния, прокатился глухой раскат грома. Пахнуло свежестью. Ворвавшийся порыв ветра едва не погасил свечу. Дионисий поспешно прикрыл ее ладонью. Потом, когда все утихло, вздохнул и перекрестился: «Ох и грозное нынче ж лето… Гневается Господь… А и есть за что…»

Он снова вздохнул, без надобности поправил свечку, и перечел только что написанное: «Того же лета прииде ко князю муж в ризах светлых, и сам светел яко ангел…». Монах вздрогнул и поспешно вымарал про ангела. «Бес то был! Бес! Прельстил он видом своим сияющим, чудесами богопротивными… А князь-то, князь… Вознесся, в мыслях возвысился… Уж великий стол ему мерещился… Да Тверь покорная…Да-а»».
Он окунул перо в чернила и продолжил: «И лик его ясен был. И прельстил он видом светлым князя со дружиной…». Дионисий снова вздохнул:  «Бог помог. Вернул я ту дудку лешеву с посохом. А иначе… Кто бы сейчас великим князем был…»

Он даже испугался этой мысли. «Тьфу ты, наваждение бесовское! Изыди, нечистый! Не поддамся твоему искусу!»
Монах еще раз перекрестился, но мысль не отпускала его. Дионисий отложил перо, отодвинул пергамент и невидящим взглядом уставился на белую стену кельи. Постепенно на ней начали проступать картины прошлого….


Волхв. часть 1


*  *  *
Дружинники Федор и Иван не спали всю ночь и теперь отчаянно зевали. Хорошо – лето, не замерзли…

Вчера, уже в потемках в усадьбу прискакал какой-то верховой. Весть, видать была, срочная и важная, потому как его сразу к князю провели, а малое время спустя и воеводу потребовали. Потом воевода оттуда на крыльцо вышел с лицом озабоченным, двор оглядел ищуще… И надо же было им в ту пору мимоходом идти! Воевода сразу оживился:

- Есть сторожа!

Повелел он им оборужиться и ехать на порубежную речку, глаз не смыкать, дозор держать. Федор с Иваном догадывались почему. Никак, соседи опять пакость учинить надумали. Избы там пожечь, скот угнать, а то и полон… Потом князь ихний божится будет, что то все разбойники неведомые… «Разбойники»… Ведаем, что за «разбойники».. Сами так к соседям ходили.

Да только зря они всю ночь комаров в кустах кормили. Ведомо, что когда много комонных собирается, то как ни пасись, а тишины все одно не будет. То конь хвостом хлопнет, муху отгоняя, то всхрапнет, а то и железо звякнет…  А тут ничего. Ни звука, ни бряка.

Иван вздохнул, встал, потянулся и пошел к речке.

- Вань, ты чо? Стрелу в брюхо захотел?

- Брось, друже. Нет там никого. Вишь, как птицы-то разливаются. Знак верный.

На том берегу и впрямь вовсю заливался птичий хор, приветствуя восходящее солнце…

Иван дошел до воды, снял шелом, умылся. Прохладная вода приятно бодрила, прогоняла дремоту... Он еще раз ополоснулся и, выпрямляясь, скользком глянул вдоль речки…Он замер. По реке шел человек!

Солнце светило человеку в спину, отчего вместо головы было черное пятно… Тут Иван понял, что он уже в кустах рядом с Федором, а руках держит свой шелом.

- Там…. Там… По воде идет…

Федор глянул на него, посерьезнел и сунулся к речке. Вернувшись, он выдохнул:

- Полуумок ты, Ваня! Там же брод! Потому и караулим тута! Здесь и в полную воду по колено будет, а таперича – лошадь пройдет, копыта не замочит. Пошли глядеть… Не с той ли стороны послан?

Они осторожно приблизились и остановились, удивленные видом незнакомца. Он был без брони, белые волосы, белые порты и рубаха, белые сапоги…

- Федь, чегой-то не взразумлю Справа вроде как наша… Смотри, Федь, она ж на солнце блестит. Стойно кольчуге… Колдун это! Волхв!

- Окстись, Иване. Откель волхву взяться! Меря с муромой еще при деде князя нашего крещены есть. Повывелись волхвы-то.

- Ан не вывелись.

Некоторое время они молча следили за незнакомцем.

- А что, друже, - вдруг задумчиво протянул Федор, - волхва сего имать надобно.

Иван недоуменно глянул на него.

- Имать! – Федор все более укреплялся в этой мысли. – Неспроста он тут ходит! Не иначе, как брод проверяет. Все вызнает да к князю ихнему. Стало быть, ночь настанет – набега жди! Надо его к князю нашему представить. Мы и соседей без вестей оставим, и себе похвалу заслужим. Не зря в кустах сидели.

* *  *
В усадьбе у князя вставали рано. Сам-то и по молодости не любил бока отлеживать, а как в возраст пришел, так и вовсе с солнышком подниматься стал. Ну а ежели князь чуть свет на ногах, так дворне сам Бог велел затемно вставать, чтоб к службе готовыми быть. Вот и сегодня, солнце чуть над лесом показалось, а князь уж воеводу понову к себе позвал. Сидели недолго. Воевода вышел и велел всей дружине брони одевать и коней седлать. Князь, мол, всех видеть желает. И чтоб глядели веселей! И не ворчали, что-де спать не дают… Сам тоже облачаться отправился. «Буян он и есть Буян» - ворчали дружинники, собираясь. Крестили воеводу Афанасием, но про то, что его Буяном кличут за норов боевой, он ведал. И не препятствовал.

Вскоре дружина на-конь во дворе выстроилась. Дворня, у кого роздых выдался, тоже собрались – поглазеть. Чуяли, что неспроста это. Недаром двоих вчера на речку отправили. Видать, ратиться придется.
Воевода уже в брони на крыльцо взошел, строй оглядел… Тут дверь скрипнула и показался Сам. Князь Дмитрий Святославович. В бахтерце, шелом граненый, на плечах корзно алое. В цвет корзну и сапоги, бисером расшитые. Борода у князя густая, русая, усы же черные с заметной проседью. Лицо востренькое, глаза серые. Смотрит пристально да подозрительно, словно у каждого думу заветную выведать хочет…

Дмитрий Святославович свою дружину оглядел… Да-а, маловато. С полусотню и то не наберется. Ну так откуда ж большей-то взяться, ежели само княжество невелико. Воробей за день перелетит. Городов и больших сел  перечесть – пальцев одной руки хватит…

Слегка успокоенный этой мыслью, князь глянул на воеводу:

- Ну, Афоне, стало быть за дело?

- Так не впервой… Не подведем.

- Ой, Афоне, не хвались на рать едучи… Соседушек-то наших, чтоб их черти в пекло живыми уволокли, еще победить надобно… От сторожи вестей нет?

- Нет, княже.

- Обошли ее, что ли? Или проспали молодцы?

- Спать им строго заказано.

- Ведаю я, добрые они кмети. А опас держать надобно. Не ложной та весть была!

Помолчал.

- Ты вот что соделай. Вышли-ка разъезды по дорогам. Пушай посмотрят. Может соседи вправду иной брод нашли…

- Идут!! Идут!! – вдруг заголосила глядовая вышка. – Двое… Наши… Дружинники…

Дмитрий Святославович хитровато посмотрел на воеводу:

- Не иначе как сторожа наша… Ну, Афоня, твои кмети место бегают… А ты «не впервой»…

- Увидим, княже…

Сам не замечая того, Афанасий достал из-за пояса плетку и похлопывал ею по сапогу.

Воцарилось молчание. Только иногда мотали гривой и хлопали хвостами кони, отгоняя докучливых мух... Дружинники начали ерзать и поводить плечами. Спина под накаляемой солнцем броней чесалась  отчаянно…  Князь посмотрел на них… Войско на солнце долго держать не след – истомятся, тогда какой с них бой.

- Ладно, ребятушки, спешивайтесь. Но ухо востро!

Двор заполнился гулом, гомоном, вздохами облегчения…

В этот момент ворота усадьбы распахнулись и в них показались двое.

Дозорные не ошиблись. Это и вправду были Федор с Иваном. Они шли пеше один за другим, ведя коней в поводу. Через спину первого коня был перекинут большой мешок, который слабо шевелился. Второй мешок, гораздо меньше, висел за спиной Ивана на двух лямках.

*  *  *
Вид у дружинников был примечательный. Шеломы помяты, на лицах – ссадины и царапины. У Федора штаны подраны на правом колене, у Ивана – разошлись на боку.
Князь с удивлением разглядывал их. Потом усмехнулся.

- Ну, Афоня, не будет сечи. Видал, молодцы-то наши всю соседнюю дружину вдвоем перемогли…

Воевода промолчал.

- Эй, Вань! Медведя, что ли, в полон взяли? – вдруг раздался чей-то голос.

- Скажешь тоже. Медведь. – ответил кто-то. – Нешто сам не зришь. Кошку они всю ночь ловили. Вон в мешке везут.

От гогота и ржания взметнулись ввысь голуби…

Не отвечая, Федор с Иваном приблизились к крыльцу. Потом, сняв мешок с лошади, поставили его и потянули вверх…

- Человек! – ахнул двор.

Человек, прищурясь от яркого света, разглядывал толпу, лица, деревянные стены теремов, изб, заборола, вышки… Весь он был опутан веревкой, так что стоял с трудом.. Блестела на солнце его белая одежда…
Опять воцарилось молчание.

- Ну! – не выдержал князь.

- Волхв это! – уверенно сказал Федор.- На броде словили. Дно проверял.

Иван согласно кивнул, а потом снял мешок и положил его у ног князя.

- На нем еще и сума заплечная была.

- Так соседушко мой чары на меня напустить решил? – голос Дмитрия Святославовича начал крепнуть. – Змеюка подколодная! В честном бою не устоять, так он хитростью…

Послышался колокольный звон. Князь нарочито медленно (чтобы другие видели и повторяли) перекрестился:

- Службу из-за дел пропускаю… Все о суетном пещусь… Афоня, разъезды по дорогам все одно выслать. Остальные – снимай брони. Дела седни не будет. Прежде надобно вызнать, кого ребятушки на речке словили. Коней в стойло, а этого вместе с сумой его – в горницу!



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:39 09.10.2023
Хорошее начало.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама