Поднимаюсь или становлюсь на эту ступеньку вдохновения для того, чтобы начать не начатое ещё. Но уже такое, что будет способно отдать и личное понимание, и личное знание. Для чего мне так нужна ступенька, если уже есть знание? Для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Вот также, как это сделал Михаил Пришвин. Чтобы помочь другим понять меня, и помочь себе как человеку, который посмел заговорить с другими вслух.
Очень часто принято относиться к творчеству других людей, как к отдельным частям тела. То есть - это есть автор и всего. Ничего большего, ничего из его личного отношения к самому себе в творчестве искать не стоит. А я так смотреть на автора ещё не научилась. И не могу ещё знать получится у меня так равнодушно относиться к авторам или не получится? Когда начинаю себя направлять в такое отношение сразу пропадает интерес почему-то. Наверное от того, что не привыкла кормить себя фальшивым чувством. Аппетита нет на такое яство.
Вот с этого и начинаются мои проблемы в понимании других. Я то смотрю сразу, как на книгу настоящую, без желания быть лучше или хуже кого-то. Я смотрю так, как хотела бы, чтобы видели меня. А меня, наоборот, заставляют относиться к их творчеству не серьёзно, не вдумчиво, не доверяя. Но разве есть в таком отношении смысл? И будет ли смысл у чего-то, когда сразу начали без этого? Ругают за качество, ругают за искренность, ругают и за плохое, и за хорошее. А вот посмотреть со смыслом мало кто отважится. А я попробую ещё раз это сделать…
Вчера снова в моём сознании мелькнула мысль о времени. О том, что только время позволит нам, людям, отыскать свою принадлежность. Только время способно было наполнить нашу жизнь поэзией, музыкой, красивыми сюжетами в кино, красивыми мыслями, вкусной едой, поиском всего того, чего сразу так не хватало.
Если задуматься о времени с нуля, с пустоты, с самой первой пустоты, когда первый звук жизни подарили птицы, моря, ветра, дожди можно будет мысленно представить тех, кто продолжал наполнять нашу жизнь музыкой, стихами, сюжетами. Неужели можно представить хоть кого-то из них без смысла? Первый мастер скрипки, кто он? Он гений! Потому что он смог обнять кусок дерева. Обнять как своего единственного ребёнка. Обратите внимание на того, кто любит скрипку Душой, а не руками. Однажды я видела ученика скрипки. Он был очень большим, высоким и объёмным, таким, что скрипка в его руках была малюсенькой и беззащитной. Но он так её держал, что неловко становилось мне, за наполняющие мои глаза, слёзы. Он держал её трогательно. Я уже мысленно видела его на сцене с этим инструментом. Видела эти объятия. Он не бегал бы с ней по сцене, не махал бы ей ради аплодисментов публики. Потому что талант - это прежде всего любовь к самому Искусству в целом.
Время богато опытом. И всё, что было и будет сделано со смыслом - никогда не станет напрасным для того, кто сразу отдал свой талант смыслу.
Без примеров не могу, не умею. Ибо только они вынуждают меня рассуждать о смысле. Как пример в прозрении возьму личный опыт. Вчера случайно встретилась по телевизору с нашим «Шерлоком Холмсом». Показывали целый день, как я успела понять. Можно сказать, что почти все знают это кино наизусть. Снято оно было давно, несколько десятилетий тому назад. До вчера я тоже не подумала о том, о чём сейчас напишу.
Если кто-то ещё относится к нашему кинематографу, как к отсталому прогрессу во времени, то я, вчера, была поражена мыслью о том, что оказывается, мой любимый до этого «Шерлок Холмс» с Дауни младшим был чуть ли не «слизан», прошу прощения за выражение, с нашего советского «Шерлока Холмса». Дело не в сценарии, а в самом процессе идейной постановки. Это благородное полотно создали мы. А другие прониклись таким отношением к кино и смогли повторить. Почему мы были первыми? Потому что любили Искусство. Вот тут и прозвучал ответ на вопрос: «Можно ли стать вторыми при попытке повторить одно и тоже отношение к Искусству?» Конечно нет. Так как в этом отношении всегда есть то без чего нет смысла. Я уверена в том, что сам автор «Шерлока Холмса» Конан Дойл остался бы благодарен за то, что мы первыми смогли так посмотреть в его творчество. Смогли так зрительно и умственно облагородить прозу, что до сих пор он, как создатель идеи остаётся для всех живым. Чему именно я была удивлена? Если учесть, что мы люди другой страны, с другим бытом, с другой исторической культурой, и тем не менее, мы смогли показать культуру Британии. У нас получилось облагородить сюжет, нарядить кино именно так, как чувствовали культуру и быт другой страны. Мы не испортили и не опошлили Искусство, не предали любви автора.
У меня есть много примеров. Времени не так много на то, чтобы всех и всё отметить.
Одно ясно: заметить талант сможет только тот, кто изначально нацелен на поиск в таком чувстве, как благодарность.
Чего же нам не хватает для того, чтобы ценить культуру в Искусстве? Любви не хватает. Почему-то принято относиться к Искусству, как к моде. То есть, всё, что модно - это хорошо, всё что вечно - это скучно. И никто или мало кто задумается о том, что мода - это та же шелуха, которая со временем отлетает от нас сама по себе. Отшелушивает слой за слоем, и не оставляет ничего, кроме пустоты.
Почему до сих пор не стало наоборот, я не могу понять или объяснить как-то? Почему до сих пор не стало модным жить и творить со смыслом? Так, чтобы из семени в росток, из ростка в цветок, из цветка в плод, из плода снова в семя. И всегда есть смысл. Вдохновение. Зачем отвлекаться на пошлость, на искажение своей сути? Это даже не модно, это всегда будет одноразовым продуктом. Так говорю себе я.
Попробуйте добавить в чашку с кофе сахар, сливки, мёд, орехи, ягоды, фрукты, всё, что угодно. Суть осталась в самом кофе. Испортить вкус можно. Но кофе, как суть в одном существовании всегда останется. Века не смогли изменить этого. Примерно так я отношусь к себе: добавляй не добавляй в меня чего-то лишнего, чужого лучше я не стану, если суть уже найдена. Я останусь или плохим, не умелым автором, или стану лучше со временем, когда дозрею.
Одного никак не получается исправить: не могу научить себя не смотреть в Душу к другим. Так, чтобы не переспрашивать, не пытаться понимать их, не стараться это делать. Я не знаю, как научиться не замечать автора в его творчестве? Как научиться отделять его самого от его творчества? Если это не одно целое, тогда что ещё? Просто развлечение? Допускаю такое их отношение к Искусству. Но в этом случае разве могут быть обиды на тех, кто хотел бы замечать талант, как одно целое, бесконечное и вечное?
Иногда я даже боюсь спрашивать автора. Чтобы не обидеть искренним чувством интереса. Чтобы во мне лишний раз не искали судью своему творчеству. И не сердились на то, что я замечаю что-то. От этого и боюсь читать других. Удержать слово внутри себя намного тяжелее, чем отказаться смотреть без доверия.
Понятно, что это жизнь. И что важно и нужно уметь показывать читателю её разную, такую же какой она может быть или стать. Но отходить от радости жить никогда нельзя. Погружать людей в угнетённое состояние - это такое же преступление, как лишить человека самой жизни. Что есть вся жизнь, как не сам человек? Есть ли у жизни размер? Недавно зашла в медиатеку телефона со своими и не своими фото. Уменьшила размер медиатеки, она состоит из маленьких цветных квадратиков, которые я успела оценить невооружённым глазом. Мои мгновения Любви. В уменьшенном размере я увидела жизнь, которая поместилась бы в одном кулачке моей руки. Всё стало выглядеть таким хрупким снаружи. Но стоило мне увеличить фото - как всё изменилось. Я поняла, что внутри кадра жизнь выглядит совсем иначе. Осенний лист в моих руках вдруг начал танцевать под музыку Николая Добронравова «Нежность». Как такое стало возможным, чтобы совпасть зрительно не только с мыслью, но и с самой музыкой? Подумать только: осенний лист в созвучии с ветром сам начал двигаться в такт музыки. В сопровождении музыки «Ромео и Джульета» Нино Рота Осень становится книгой для самой природы. Как будто всё, что я наблюдала само по себе подстроилось под этот ритм. И даже ветви деревьев качались так, как будто тихо-тихо пели. Ещё тогда я подумала о том, чтобы найти время для этих мыслей вслух. Я хочу показать человеку каким красивым мгновением может быть жизнь. Почему я это хочу сделать? Может быть потому что сама научилась замечать красоту. А может быть оттого, что у меня есть для этого время. А когда я начинаю думать о времени, я понимаю другое: у кого-то бывает ещё больше времени, но они всё равно не замечают ничего. Но я радуюсь тому, что у меня получается жить Духовно, не отнимая у себя время на что-то фальшивое. Наоборот. Я облагораживаю своё свободное время, берегу через созидание. Чтобы не уйти и не отстать от смысла существования.
Если попробовать спросить у себя от имени других о том, как же научиться думать о жизни позитивно, когда она есть не один позитив, и не одна радость? А ещё точнее, бывает одна не радость от такого существования. Как же перестроиться на другой лад, на позитивный? Ответ приходит сам по себе. Стою посередине, смотрю на два решения, в одном уже была, лучше не стало. Второе решение становится неизбежностью. Потому что учиться жить с радостью может быть и труднее, чем не пытаться вообще, но там хотя бы есть возможность - заметить радость. А у радости есть одно постоянное свойство. Как только человек научился любить жизнь: простую, ясную, естественную, не фальшивую, а честную, вот тогда и радость сама начнёт находить человека.
«Некоторые мои читатели время от времени просят меня написать рассказ о такой любви мастера к своему ремеслу, чтобы им можно было поучиться. Желая ответить читателям, много перебрал я в своей памяти всякого рода мастеров в разных областях науки, искусства и техники, таких замечательных, что я, как мастер слова, им не гожусь и в подметки. Но все-таки из всех мастеров для примера я выбрал себя, потому что себя самого я знаю лучше других. И пусть мне дано не так много и мой талант не так велик, любви к своему делу я имел не меньше их и могу всякого поучить, как надо беречь свой талант."
Михаил Пришвин
Правда тем затронуто много. Много женского кокетства.
Принцип журналистики - бери тему узко и копай глубоко.
Все мысли прокомментировать не удастся, но тему Автор и Произведение, хотелось бы затронуть.
Мне кажется Писательство - это ремесло. Как ремесло плотника, резчика по металлу, художника.
Нужно ли мне знать духовный мир, художественную лабораторию Автора?
К примеру Шекспира или Толстого - всеми признанных семейных тиранов и деспотов, но создавших мировые образцы литературы?
Главное у писателя не его личные качества, а умение найти тему, сюжет, средства художественной выразительности, своя фишка, которые заинтересуют читателя.
Ваша статья была бы интереснее, если бы у нее были ЛГ, которые спорили между собой, а что такое творчество, время, позитив.
Внутренний мир Ирины Готовцевой - это конечно интересно. Для сослуживцев, родных, близких. А для обычного читателя?
Что Вы можете и КАК сказать ему, что читатель не знает? Увлечь его интересным сюжетом, не стандартной ситуации, вызвать бурю чувств и эмоций от описания простой жизни?
Повторюсь. Мысли интересные. Их бы в уста нашего современника и... получился бы хороший рассказ с кратким названием.
Сейчас у Вас не название литературной работы, а караван барж. Пока все запятые перевалишь, начало забываешь.
С почтением,