Произведение «Солнце на его акварелях / 3. Мона Лиза»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Сборник: СОЛНЦЕ НА ЕГО АКВАРЕЛЯХ. Маленькая повесть
Автор:
Баллы: 28
Читатели: 255 +2
Дата:
Произведение «Солнце на его акварелях / 3. Мона Лиза» самая оцениваемая(10) работа за сутки
20.10.2023
«Мона Лиза»
Предисловие:
Солнце на его акварелях
Маленькая повесть

Солнце на его акварелях / 3. Мона Лиза

3. Мона Лиза
 
 Как-то однажды в воскресенье тетя Соня пришла к нам с Тимой. Кажется, наши матери собирались вдвоём съездить на рынок и пройтись по магазинам. Мама готовила кофе, тетя Соня ломала шоколад своими невероятно тонкими пальцами, а я повела Тиму к себе, вернее - в мою и Аркашину комнату. 

 Тима сосредоточенно бродил по моим скромным апартаментам и рассматривал кукол, добропорядочно сидевших на полке секретера. Я включила компьютер - между прочим, предмет зависти многих моих сверстников! - и спросила: 
- Хочешь, поиграем? 

 Он кивнул. По экрану монитора поплыли яркие говорящие мультипликационные рыбы. Но уже через четверть часа Тима заскучал. Потом молча слез со стула и вразвалку отправился к книжным полкам, на которых лежали художественные альбомы с репродукциями. 
- Не хочешь?! - изумилась я. 

 Тима отрицательно покачал головой, приветливо оскалился и вопросительно показал пальцем на гору толстых альбомов. Виртуальная реальность у него, видимо, не вызвала никакого интереса, или - просто не произвела впечатления. 

Я, как и положено гостеприимной хозяйке, немедленно перестала мучить компьютерную мышку и присоединилась к Тиме. 
 Мы принялись рассматривать репродукции. Тима мягко, но решительно отложил в сторону альбом под названием «Авангард», которым так гордился мой отец. Затем вслед за авангардистами после пролистывания трëх-четырëх страниц последовали Иероним Босх, Сальвадор Дали и альбом Ильи Репина. Он внимательно перелистал альбомы с египетскими скульптурами и античными фресками, а потом, принялся, как завороженный, медленно рассматривать репродукции художников Возрождения. 

Мой отец был архитектором, собирал дорогие альбомы с картинками и часто показывал их, когда к нам приходили гости. Поэтому я легко отличала один альбом от другого по глянцевым обложкам. 
 Одна из картин Ренессанса его заметно заинтересовала. Я прочла вслух имя художника. Это был Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. От волнения Тима высунул язык и в забытьи водил им по нижней губе. Язык у него был крупный, как лопата. Я отвернулась. 

 Он долго смотрел на Мадонну, потом отчетливо повторил: «Леонардо да Винчи. Мадонна Литта». 

Нехотя покидая страницу с понравившейся картиной, он перелистнул ещë несколько страниц. Его внимание привлекла Джоконда.

 Я никогда не понимала, почему вокруг портрета этой некрасивой, почти уродливой женщины с ехидным взглядом и гадкой змеиной улыбкой столько шума, охов и ахов. Тетя Соня, например, была в тысячу раз красивее. И моя мама была намного симпатичнее. Хотя, если честно, ей далеко было, конечно, до Тиминой мамы по части внешности. Тётя Соня была настоящей красавицей и походила на повзрослевшую сказочную принцессу. Или на фею. 

Тима рассматривал Джоконду, склонив на бок голову, целую вечность, прежде чем прошептать: «Мона Лиза...» 
 В этот момент я убедилась в том, что мой новый знакомый, оказывается, совсем неплохо разговаривает и хорошо читает. И почувствовала лëгкую обиду: его отношение к картинам в альбоме было живее и теплее, чем ко мне. 

И только позже я уловила, в чем был секрет странной речи Тимы, которая так меня озадачила с самого начала. Он никогда не употреблял ни единого лишнего слова. И всегда называл вещи по именам. Я думаю, имена, которые обозначали для Тимы мир вокруг, были для него единственно важными, - важнее, чем его собственное отношение к ним. Поэтому он никогда ничего не комментировал. Может быть, у него просто отсутствовало особенное, личное отношение к вещам и людям. Он был приветлив и бесстрастен ко всему, что окружало его. Ко мне. К моему изумительному брату. Даже к своей маме. Это было непонятным и пугало меня.





Продолжение следует
Послесловие:
#СветланаМолчанова
#СолнцеНаЕгоАкварелях

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:50 28.12.2023 (2)
1
Света, а я опять со своим мнением...)
По-прежнему интересно читать, но ловлю себя на мысли,
что повествование ведёт не девятилетняя, а по меньшей мере девочка
лет так пятнадцати, начитанная, у которой "пятёрка" по литературе.
Наугад привожу фразы, которые вносят диссонанс между возрастом девочки и её речью.
"Виртуальная реальность у него, видимо, не вызвала никакого интереса, или - просто не произвела впечатления.";
"И только позже я уловила, в чем был секрет странной речи Тимы, которая так меня озадачила с самого начала";
"Тима сосредоточенно бродил по моим скромным апартаментам и рассматривал кукол, добропорядочно сидевших на полке секретера."
и т.д.
Или речь девочки нужно сделать проще, без длинных сложных предложений, а для этого представить
себя девятилетней, или в начале сделать ремарку, поясняющую, что это воспоминания.

     22:47 28.12.2023
Так не девятилетняя, конечно. Нормально тут всë. Зачем кривляться, притворяться? Это же литература, а не театр-подражание с детским голосом. И не воспоминания умудренной тëти. Не надо здесь ничего упрощать. Сразу станет фальшивой имитацией не понятно кого и чего. 
     22:02 28.12.2023 (1)
Наташа, а мне не показалось, что повесть написана от лица маленькой девочки.
Мы встретились с Тимой в конце девяностых, в июле. Их семья переехала из Иркутска в Киев и поселилась в нашем доме этажом ниже. Мне было почти девять лет, и я только что закончила второй класс.
Так начинается повесть. Это воспоминание взрослого человека о своём детстве. Всё очень органично по-моему.
     22:13 28.12.2023 (1)
1
Я специально посмотрела начало, которое может означать повествование
 и в настоящем времени: то есть девятилетняя девочка рассказывает о текущих событиях.
В тексте проскакивают и чисто детские высказывания (я не о прямой речи).
Отсюда у меня какая-то неопределённость в восприятии ЛГ. Но спорить не буду.

 

     22:24 28.12.2023 (1)
Наташа, я сама пишу в основном воспоминания. Очень трудно вспоминать и мечтать. Настоящее время все время переплетается с прошедшим и будущим. 
     22:27 28.12.2023 (1)
1
Если взрослый человек рассказывает о своём детстве, то нужно
ввести соответствующую ремарку или эпилог.
Я об этом уже написала автору.
     22:30 28.12.2023 (1)
1
Я бы тоже поучилась. Где почитать ваши рекомендации?
     22:38 28.12.2023 (1)
Здесь учиться и не нужно. Просто указать, что события происходили,
например, двадцать лет назад. Оформить художественно.
Допустим, вы встретили кого-то из своего прошлого и вспомнили
связанные с этим события. Вариантов много.
     22:50 28.12.2023 (1)
Зачем? Двадцать, тридцать - здесь речь о вневременных вещах. И излишняя отчётность только повредит тексту. Он станет скучным графоманским пересказом неких событий, обстоятельств. Утратится эффект сопричастности читателя. 
Нет, манеру изложения я менять не буду. Это убьёт атмосферу. 
     22:58 28.12.2023 (2)
Вы сейчас пояснили то, что могло быть понятно из текста - благодаря
маленькой ремарке, штриху в повести. Вот я об этом.
И всё.
     23:06 28.12.2023 (1)
Там и так в сюжете будет встреча. Тут встретила кого-то, там... Это скучно станет. Какая-то ненужная здесь суета возникнет.  Обстоятельность хороша в другом жанре, там где важны исторические детали.  Здесь она не нужна. 
Мы и так нём пишем, а бесконечно оправдываем то что написали какими-то фишками, которые привязывают событие к каким-то годам, календарям. Текст станет другого звучания. Пресным и скучным в данном сюжете. В другом это было бы уместно, может быть) 
     23:18 28.12.2023 (1)
1
Света, я вас услышала. Услышьте меня...
Начало повести можно понять так (я писала об этом Ирине), что девятилетняя девочка
описывает текущие события -- и описывает языком взрослой, начитанной девицы.
Вот и всё. Не нравится моё мнение - забудьте про него. Делов-то.  
     23:20 28.12.2023 (1)
Наташ, у меня не возникает такого ощущения. Ничего там начитанного нет. Она троесчница, но не дебилка. 
     23:52 28.12.2023 (1)
Зайдём с другого боку...
Мой двенадцатилетний внук - крепкий хорошист (1-2 четверки за год), учится и в муз. школе,
у него есть и ноутбук - не оперирует, как ваша девятилетняя ЛГ, такими словами, как
виртуальная реальность, сосредоточенно, добропорядочно, апартаменты и далее в этом духе
да ещё с аналитическими выкладками по поводу чьего-то поведения.
     00:09 29.12.2023 (1)
 Наташа, я бы обратилась внимание на комментарий Ирины Крупениной. Стиль повествования здесь естественный,  не примитивный. И это не сюси-пуси, не детка. 
И у меня не было задачи изображать из рассказчицы десятилетнюю девочку. Она не шизофреник, и не умственно отсталая. Она вспоминает историю. Выражает историю. Переживает её заново. 
Ничего неестественного здесь нет. 
     00:29 29.12.2023
Я вообще не характеризовала вашу ЛГ плохими словами. Это уж вы развили свою мысль.
Ваше право, повторюсь, не брать моё мнение во внимание. 
Сколько людей,столько и мнений. Всё, ухожу. Спокойной ночи!
     23:01 28.12.2023
Нет. Я не хочу привязывать к определённому году это. 
     20:20 27.12.2023 (1)
Чем дальше читаю, тем сильнее хочется больше узнать о Тиме и его дальнейшей жизни.
Захватывающе пишешь, Светлана! 
     20:22 27.12.2023
Розочка, милая, очень рада, что нравится. Повестушка простая... Детская. Подростковая. 
     22:13 19.10.2023 (1)
Недавно картину наблюдал: на светофоре по переходу двигались пешеходы, при толпе в коляске был инвалид. Не смог заехать колесами на тротуар - высокий бордюр. Дальше описывать не буду, по проезжей части катился и искал, как закатить коляску на тротуар.
И таких мест, не приспособленных для людей с проблемным здоровьем, огромное количество, да и пожилые люди катают за собой тележки с сумками. Кто управляет коммунальным строительством видимо не понимает - есть больные люди и старики. Он не болен, полон сил - он большой начальник, а он на самом деле дебил. Такой гражданский диагноз можно ему поставить. А вполне нормальный мальчик Тима никогда не стает начальником - ему медики поставили диагноз, у нас именно медики главные, а не простые граждане. 
Интересно, куда потом идут учиться и работать вполне нормальные, но немного больные люди, как Тима?
     22:36 19.10.2023 (1)
Знаете, Никита, смотря как повернётся жизнь. Кто окажется рядом. Такие люди лишь проявляют общие законы в социуме. Агрессия может быть явная или скрытая у любого человека. Как и безобидность. Один скроет безобидность, другой не будет её скрывать, ещё и станет ею козырять. 
А чиновников тыкать носом надо в такие вещи. 
     18:13 20.10.2023 (1)
"Такие люди лишь проявляют общие законы в социуме....."
Это как понимать? 
     18:55 20.10.2023 (1)
На них видней что и как для людей делается. Они так же страдают, так же испытывают агрессию. Только все это в обнажённом виде, в усиленной дозе. 
Наглядно. 
     19:14 20.10.2023
Теперь понял.
     14:59 20.10.2023 (1)
вы прекрасно пишете...
залпом, на выдохе читаю.
творчества. добра.
     16:51 20.10.2023
Спасибо Вам, Светлана. Вы очень добры. 
     04:40 20.10.2023 (1)
Такое впечатление, что по мере развития событий, автор являет всё больше мастерства. Удивительное дело, правда. 
Спасибо! Это очень интересное для чтения получается произведение.  
     09:43 20.10.2023
Я так рада, Давид, что вам интересно это читать. 
     17:27 19.10.2023 (1)
Здравствуйте. Хорошо написано,Светлана. "Он был приветлив и бесстрастен ко всему, что окружало его."-скорее всего Вы пропустили "не". Эти дети не приветливы.
     18:33 19.10.2023 (1)
Здравствуйте! 
Почему? Именно так. Приветлив со всеми и бесстрастен. Одинаково ко всему. Бесстрастие не холодность. 
Какие "эти дети"? С синдромом мозаичного даунизма? Очень даже приветливы бывают. 
     18:54 19.10.2023 (1)
Мне так показалось(и это именно в этой части), что Вы описали аутиста-очень похожее описание. Хотя, возможно, эту картинку отчетливо увидела в этом описании только я. Я увидела не дауненка, а аутиста. 
     18:55 19.10.2023 (1)
Будут ещё части? 
     19:40 19.10.2023 (1)
Будут. А дети с мозаичным синдромом Дауна весьма дружелюбны, даже иногда не понятно, что с ними что-то не так. 
     20:02 19.10.2023 (2)
Даунята, да, дружелюбны и даже в какой то степени навязчивы по отношении к тем, кто с ними рядом. Им важен эмоциональный и тактильный контакт, причём в большей степени их собственный. Они ласковы, ещё раз повторюсь, зачастую до навязчивости,их даже можно и нужно останавливать в этих проявлениях,они редко обидчивы, если их друг их не покидает...может не так даже лучше сказать-они быстро отходчивы, если понимают, что общение не прекратилось. 
Я сейчас вернулась и прочла ещё раз, чтоб понять на каком моменте лично у меня возникла картинка аутиста-"его отношение к картинам в альбоме было живее и теплее, чем ко мне". Вот это скорее всего место в повести утвердило лично моё восприятие картинки. Значит ошиблась, не так считала, если автор описывал другого ребёнка, мой промах)  Простите, надо было дождаться следующих частей, а не торопиться) но мне захотелось Вас поддержать) 
Вобще, знаете, если сравнить поведение двух таких детей, то (по простому, в двух словах) дауненок расстроится и расплачется скорее и более вероятно, когда тот, с кем он играл и к которому привязался, резко его покинет, а аутист может разбушеваться, если его пространство кто то вдруг решит нарушить. Последних больше привлекают вещи, игрушки, нежели люди,в отличае от первых. 
     20:15 19.10.2023 (1)
Просто этот ребёнок был ещё и талантливым. А в таких случаях картина может иметь массу нюансов. 
     20:21 19.10.2023
Интересно почитать о его дальнейшей судьбе. 
И, конечно, хочется сказать, вернее отметить титанический родительский труд и их терпение, которые возможны лишь от безграничной любви к своему ребёнку. С большой долей вероятности можно утвердить, что талант был развит через приучение, научение.И это заслуга родителей. 
     20:04 19.10.2023 (1)
Обязательно прослежу за новыми частями. Написанно, ещё раз Вас поздравлю-очень хорошо!) 
     20:36 19.10.2023
Да, родители, конечно. 
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама