Произведение «Эбаут 7»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 83 +2
Дата:

Эбаут 7

7
Итак, стоит вернуться к Сократовскому – познай самого себя. Удивительно, что именно эта идея заложена практически во все религиозные концепции. Этот принцип лежит в основе буддизма, без этого невозможно изменяться в рамках христианства, да и просто практикуя психологические практики, необходимо иметь понимание индивидуальных особенностей своего психообраза.
Самым ярким примером познания самого себя является будда Шакьямуни, который более всех разъяснил, что под этим подразумевается. Достижение состояния буддовости, то есть просветления, связано с работой с информацией. Информация находится вокруг нас, только вот одни способны из доступной информации извлекать больше пользы в материальном или духовном плане. Чем один отличается от другого? Вниманием к деталям и анализу. Чем занимался будда Шакьямуни во время своей медитации? Он пытался разрешить сложный вопрос, такой вопрос, который не способен разрешить ни один обычный человек. Как ему это удалось? Во-первых, жесткая аскеза, то есть уход от всех желаний и намерений, а во-вторых концентрация внимания, перебор и анализ возможных вариантов информационных цепочек. Будда работал с информацией, но кто работает с осознаниями знает насколько это сложно, так как ты фактически физически ощущаешь стену и только иногда тебе удается что-то уловить из-за этой самой стены. По всей видимости достижение состояния просветления – это разрушение этой самой ограничивающей стены, когда поток твоих мыслей обретает полную свободу.
Так что мы имеем? Необходимо выйти на некий новый уровень работы с информацией, что сделать практически невозможно, но по крайней мере если понять принцип того, к чему нужно стремиться, то можно облегчить себе эту задачу разными облегчающими фокусами. Ну, с буддизмом вроде понятно, а как дело обстоит в другой концепции, например, в каббалистической?
Из комментариев к книге «Зоар» М. Лайтмана можно остановиться на следующем фрагменте:
«Всего в творении возможны сочетания 4-х действий и намерений:
1) получать ради себя – грубый эгоизм;
2) отдавать ради себя – «культурный» эгоизм;
3) отдавать ради Творца – промежуточное состояние, среднее между Творцом и творением;
4) получать ради Творца – подобие свойств Творцу, потому как получение ради Творца равносильно отдаче Ему».
И дальше:
«Человек может ограничить свои действия, например, не есть в Йом Кипур, но он не властен над чувством голода, над желанием. Поэтому исправление подразумевает изменение намерения, изменение источника, причины наслаждения. Не действие, а мысленаправленность действия нам надо изменить. Причем то, что Он создал нас именно с необходимостью дальнейшего нашего исправления, – это не прихоть Творца, а необходимость, вытекающая из совершенства Его действий, чтобы творение не почувствовало стыда от получения наслаждения, как в примере с гостем и хозяином, когда хозяин показывает гостю, что последний оказывает услугу хозяину, откушав у него.
Желание «отдавать», наслаждаться без желания получить – это Творец. Желание «отдавать», находящееся над желанием «получить», – это творение. Созданное Творцом желание получить наслаждение изменить нельзя, можно и необходимо исправить НАМЕРЕНИЕ его действий: ради кого человек получает наслаждение».
Как можно судить, чтобы воплотить то, о чем пишет М. Лайтман, необходимо научиться работать с информацией. Необходимо, например, понять предлагаемый алгоритм действий, а затем практикуя те или иные аналитические выкладки, проникнуться необходимым смыслообразом, облечься в него, проникнуться и стать им, что и должно позволить исправить свои НАМЕРЕНИЯ.
В буддизме мы имеем пять скандх, то есть пять заблуждений, которые необходимо преодолеть. Если коротко, то:
- тело с органами чувств – это не «я»;
- поток сознания на основе чувственного переживания, связанного с контактом одного из чувств с умом – это не «я»;
- познание на основе объединения пяти чувственных восприятий и создание на основании этого идеи – это не «я»;
- психологический отпечаток от действия тела, речи и ума в психике – это не «я»;
- познание на основе формирования потока психологических отпечатков, формирующихся в некую интеллектуальную познавательную способность – это не «я».
Если сопоставить четыре возможных намерения по М. Лайтману, в рамках каббалистической концепции, и преодоление пяти скандх из буддийской концепции, то можно отметить много общего в них, общего в глобальном плане, но разнящихся конечное в деталях. В основе же, в любом случае, лежит принцип познания самого себя, подразумевающий работу с информацией. По всей видимости способность взаимодействия с информацией в определенный момент может стать силой, например, силой веры, которая позволит ходить по воде или исцелять от болезней, по крайней мере расчет делается именно на это.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама