Произведение «А у вас жизнь удалась?»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 58 +2
Дата:

А у вас жизнь удалась?

                         

Когда я придумывал этот урок, то ставил перед собою весьма скромную учебную задачу: обобщить фактологические сведения по курсу истории русской литературы, чтобы к ЕГЭ вывести своих одиннадцатиклассников на пик творческой формы, пребывая в которой, напишут они свои миниатюры на предложенные авторами экзамена высоко нравственные темы.
Я своих учеников обожаю в этом возрасте. Не только нынешних, но – всех, ибо так уж устроила природа, что они стремительно взрослеют, особенно во втором полугодии своего последнего школьного года. Головы их ещё не забиты общепринятыми «корректно – некорректно», и до того, когда они начнут понимать, что всё же «бытие определяет сознание» и материальная составляющая необычайно важна в жизни каждого человека, ещё довольно далеко.
Потому они сейчас все – дерзкие, жаркие, и в глазах и в душах, и в словах и в делах своих, почти революционеры, одним словом. Потому всякий раз любуюсь ими и понимаю как-то особенно остро в такие минуты, что будущее моего народа прекрасно, коли рождается прямо внутри и сейчас, на моих глазах, это «племя младое, незнакомое» и удивительно честное.
Ну, так вот… Я же, собственно, об уроке хотел вам рассказать. И назвал его «Жизнь удалась или нет?». Думал предложить им вопрос, у кого из героев русской классической литературы, по их мнению, всё сложилось. У Базарова? Корчагина? Или, всё же, у Раскольникова, обретшего в финале романа лучезарную истину?
Так вот, скромно, но (надеялся!) живенько и тепло мы с ними побеседуем в этот раз.
Я даже предположить не мог, что тема окажется для них столь трепетной, и начнут они орать и неистовствовать с самого начала урока, который, подобно снежному кому покатится уже, ломая  и дробя в пыль все мои планы и придумочки.
Вот сами послушайте голоса наших детей!..

Первой загорячилась моя рыжая Ритка – высокая, несуразная, жутко в этой несуразности красивая, потому что увенчана сверху копною огненных волос.  И потому ещё, что умна, будто библейский змий.
- А давайте, учитель, выйдем сейчас на улицу и будем спрашивать у всех прохожих, удалась ли жизнь у великого Толстого, который трижды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но снял в третий раз свою кандидатуру даже с обсуждения, потому что Нобелевский комитет  п о с м е л  осудить его политические взгляды и образ жизни. Что? Премия эта стала бы лишней в его биографии? Так ведь мало того! Он в конце жизни тайно бежал из дому от опостылевшей ему славы, устройства материального будущего своих многочисленных детей. Хотел даже уехать за границу, где, как он думал, его не знают (в Болгарию, кажется). И только смерть помешала ему. Как? Удалась у него жизнь или нет, спросим мы у обывателей. Ведь точно знаю, что кто-то скажет «да, бесспорно, удалась», а кто-то мерзко и кривенько улыбнётся, процедив: «С жиру граф беситься стал…»
Вскакивает с места Алёша Рахманов (крепенький мужичок с огромными уже ручищами) и тоже почти орёт. Я, признаться, думал, что он с Ритой не согласен. А это он её так поддерживает:
- Точно, Ритос (её школьный «псевдоним»)! А Пастернака вспомните, когда ему в 1958 году уже даже присудили нобелевку по литературе, но тогдашнему правительству страны нашей казалось, что  т а к о й  писатель не должен её получить. Ведь были же у нас тогда фадеевы, гладковы, николаевы. И начали руки Борису Леонидовичу выкручивать. В конце концов уволили с работы с волчьим билетом его возлюбленную Ольгу Ивинскую. И он пошёл на жертву. Помните его записку в правительство? «Я отказался от Премии. Верните Ивинской работу». И вскоре умер. Так и не смог пережить этой травли. Как? Его жизнь была прожита бездарно, потому что так и не была увенчана Премией?
Сидит в этом моём классе Аркашка ушастый. А «ушастый» потому, что уши у него на самом деле большущие, всегда розовые от того, что сквозь них постоянно светит солнце. А ещё – очки в роговой оправе, за которыми прячется почти всё лицо. И ещё одно: он буквально одержим математикой. А потому мне всегда казалось, что на моих уроках он просто вежливо присутствует, мысленно продолжая свой «вечный бой» с цифрами. И вот тут он подал голос. Да какой роскошный, оказывается! Мужской (уже почти) баритон, раскатистый и гибкий:
- А про Григория Яковлевича Перельмана вы слышали, надеюсь? Он доказал гипотезу Пуанкаре, бывшую нерешённой задачей в течение века. Если хотите, могу коротко объяснить эту самую гипотезу, но, думаю, что не это в нашем разговоре главное. Важно, что она относится к семи проблемам тысячелетия, над которыми бьются сейчас крупнейшие математики мира. Как известно, нобелевки по математике не существует, но есть альтернатива. Это медаль Филдса и прилагающаяся к ней сумма в один миллион долларов. Так вот, человек Григорий Яковлевич вовсе небогатый, живёт в двухкомнатной панельной хрущёвке где-то на окраине Санкт-Петербурга вдвоём с мамой. И от премии он отказался, потому что… Да кристально честный потому что! Он посчитал, что мировое сообщество математиков незаслуженно обошло молчанием другого гения Ричарда Гамильтона, который, по словам самого Перельмана, внёс не меньший вклад в его доказательство гипотезы.
Ну, как думаете, его жизнь удалась или нет? Что-то мне подсказывает, что многие на улице, если мы начнём опрос, предложенный Ритой, в лучшем случае, назовут его чудаком.
А ещё один нобелевский лауреат, теперь уже по литературе, который, будучи изгнан из нашей тогда социалистической страны, премию получил. А когда уже нынешняя Россия принесла ему извинения, вернула гражданство и подарила квартиру в Москве, он вернулся из изгнания не прямиком в столицу, а прибыл на Дальний Восток, откуда ехал до Москвы на поезде, превратив эту свою поездку в «нескольконедельное» шоу с ковровыми дорожками прямо к вагону, надламываниями «хлебов и соли». Короче, вёл себя так, будто звали его не Александром, а Иисусом: только к ручке своей не подпускал и не благословлял ныне живущих на трудовые и нравственные свершения.
Вот у него, думают, наверняка, многие, жизнь удалась, потому что она с ним расплачивалась за годы, проведённые в лагерях, золотой прямо монетой.

Давно уже звонок прозвенел, а мои (и ваши, дорогой читатель!) потомки всё ещё орут и думают о том, как же сложится, удастся или нет их собственная жизнь.
Если бы вы видели их в этот момент! Как же прекрасны лица у будущего нашего с вами  народа!! Как они вдохновенны, светлы и устремлены туда, где очерчен горизонт!!!
Но они-то точно знают: сколь долго к этому самому горизонту не идти, он всё равно будет сиять вдали и манить  л ю д е й  вечными вопросами человеческого бытия. А потому будущее у нас -  б е с к о н е ч н о!!!



21.01.2024

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама