***************
Старообрядцы
Часто ли вы встречаете старообрядческие книги? Скорее всего, кроме Дмитрия Урушева, Виктора Боченкова или Виктора Осипова в лавках наших храмов вы вряд ли видели что-то серьезное. Современное старообрядческое книгоиздательство переживает не лучшие времена и без спонсора — издательства или мецената — писатели обойтись не могут. А вот «Уральское провинциальное издательство» берется печатать книги о старой вере, причем такие, которые могут заинтересовать и староверов, и людей светских.
О том, зачем это руководству издательства, которое, пожалуй, единственным в стране системно и уже много лет берется выпускать книги о старой вере, на кого рассчитывает при реализации тиража, и как решает, что будет интересно публике, а что нет — в большом эксклюзивном интервью для интернет-портала «Старообрядцы».
«КОНЕЧНО, МЫ РИСКОВАЛИ»
— Сергей, когда и почему Вы решили заняться изданием старообрядческой литературы? Расскажите, почему именно старообрядческим изданиям Вы стали давать новую жизнь?
— Любой издатель исходит из наличия материала, интересного для потенциальных читателей. Первыми произведениями, в которых описывалась жизнь старообрядцев, стали очерки Николая Галактионовича Короткова, которые он решил издать у нас. В результате долгой и трудной совместной работы в 2014 году вышла великолепная книга о жизни деревни Верхние Таволги (Невьянский район Свердловской области) и судьбах её жителей, большинство из которых были старообрядцами часовенного согласия. Эта книга была удостоена специального диплома Премии им. П. Бажова по итогам 2014 года.
Пока работали над книгой Короткова, появился и другой материал о старообрядцах на несколько изданий. Это заставило задуматься об основании единой серии книг, посвящённых истории старообрядчества на Урале, отдельным личностям, населенным пунктам, которые являлись и являются
сегодня центрами старообрядчества, культовым сооружениям и святым местам. В ее рамках мы сразу планировали как переиздание старых, ставших библиографической редкостью, а порой и неизвестных ранее, произведений,
так и публикацию работ современных исследователей «древлего православия». Надеялись, что такого рода издания привлекут и краеведов, и читателей из старообрядческой среды. Конечно, рисковали, как рискуем с любой книгой, выпускаемой на рынок.
Илья Чумаков — один из руководителей издательства.
Запуск серии позволил не только издавать книги в одном формате и оформлении, но и целенаправленно вести работу по поиску как архивной старообрядческой литературы для её переиздания, так и произведений современных авторов, пишущих на эту тему.
На решение серьёзно заняться изданием литературы о старообрядчестве повлияло несколько факторов: свободный доступ к архивным материалам и старым публикациям; достаточно большое количество современных исследований и публикаций уральских учёных и краеведов; интерес к теме старообрядчества (в основном в историческом плане) у краеведов и незанятость ниши в этом направлении у местных издательств. Конечно, и другие издательства выпускают «подвернувшиеся» книги этой тематики, но целенаправленную системную работу в этом направлении, насколько мне известно, никто не ведет.
— Ваше имя и Ваше издательство прочно ассоциируется с такими уральскими городками, как Новоуральск и Верхний Тагил. Это места, окрестности которых ранее тесно были связаны со староверами. Насколько этот исторический контекст оказал влияние на Ваш выбор одного из направлений для издательской работы?
— Совсем рядом с нами такие населенные пункты, как Невьянск, Верх-Нейвинск, уже упоминавшиеся Таволги (Верхние и Нижние), Быньги, Нейво-Рудянка, Таватуй и другие поселки и деревни. Все эти места близки с детства, пропитаны духом старообрядчества, во многих проживают знакомые и коллеги, среди которых немало тех, кто со старообрядческими корнями. Все промышленное и культурное развитие горнозаводского Урала накрепко связано со старообрядчеством и старообрядцами. Мы позиционируем себя как краеведческое издательство, большинство выпущенных нами книг - об истории Урала, и невозможно обойти вниманием влияние старообрядчества на все стороны жизни уральцев. Так что выбор был вполне естественный и это направление просто выделилось из общей издательской деятельности, когда «созрело».
«ИЗ ЖИЗНИ УРАЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ»
У издательства уже около десятка книг о старой вере.
— Какие произведения старообрядцев и о старообрядцах Вы издали и когда по годам? Почему именно в таком порядке?
— Хронология и порядок издания зависит, в первую очередь, от наличия материала и его готовности. Редакторская работа и подготовка к изданию занимает, как правило, несколько месяцев, а порою год и более. Немаловажным фактором является и финансовая составляющая, кризис 2014 года, например, «затормозил» выпуск первых серийных изданий.
Как уже говорил, в 2014 году была издана книга Николая Короткова «С трудом о прошлом, о былом. Очерки о жителях д. Верхние Таволги», в которой коренной таволжанин рассказывает о зарождении и истории деревни, своего рода, о судьбах жителей. В его повествованиях прослеживаются нелегкие пути таволжан - хранителей «древлего благочестия», строивших свою жизнь «по совести».
В серии «Из жизни уральских старообрядцев» выпущено семь книг: Макарий Огибенин. День в раскольническом скиту, 2017 г. Основу книги составляет рассказ православного священника Огибенина Макария Мартиновича о посещении им раскольнического скита в Пермской губернии. С особым колоритом автор описывает быт старообрядцев конца XIX века. Текст подготовлен на основе оригинального издания, вышедшего в Санкт-Петербурге в 1902 году.
Алексей Корюков. В огненной купели (очерки о старообрядцах), 2017 г. В своих очерках-размышлениях автор проводит параллель от раскольников XVII века к сегодняшним старообрядцам, описывает жизнь своих родственников и земляков - приверженцев старой веры.
Денис Щербина. Верхнейвинские староверы, 2017 г. Книга уральского краеведа и православного историка содержит очерки по истории и обычаям староверов посёлка Верх-Нейвинский Свердловской области, являющегося одним из оплотов старообрядчества горнозаводского Урала.
Весёлые горы - Урала краса: духовные стихи, 2019 г. В книгу включены стихи о Весёлых горах, созданные в начале 20-го века старообрядцами - участниками паломничеств в эти святые для них места.
Весёлые горы: свидетельства очевидцев, 2019 г. В книгу включены рассказы о Весёлых горах -наиболее чтимых уральскими старообрядцами мест -написанные очевидцами и участниками паломничеств и молебствий, проходивших в начале 20-го века. Большинство произведений издаются, спустя более ста лет с момента их первых публикаций.
Леонид Каптерев. Островок (из жизни уральских старообрядцев), 2019 г. Очерк о посещении автором скита уральских старообрядцев опубликован впервые через сто лет после первого издания. В книгу включена статья об авторе -известном историке и краеведе первой половины прошлого века, включающая малоизвестные факты его биографии.
Дмитрий Мамин-Сибиряк. Тайны зелёного леса (Рассказы о жизни уральских старообрядцев), 2019 г. Книга включает произведения, отражающие быт и обычаи уральских старообрядцев. Это электронное издание распространяется бесплатно в качестве приложения к книге «Весёлые горы: свидетельства очевидцев».
— Насколько я знаю, в Ваших планах есть и дальнейшие намерения издавать литературу о дораскольных православных. Поделитесь, пожалуйста, что еще может ожидать от Вас читатель в ближайшее время?
— Сейчас в работе находится материал для пары-тройки книг в разной стадии подготовки. Это описание истории Весёлых гор за последние сто лет от прихода советской власти и до современности; исследование Натальи Копыловой о трагической судьбе своих предков, приверженцев одного из согласий старообрядцев-беспоповцев истинно-православных христиан (странников), кое-что из публикаций начала ХХ века. Надеемся, что издадим и их, и будем двигаться дальше..
КОМУ ИНТЕРЕСНЫ КНИГИ О СТАРОЙ ВЕРЕ?
— Вы — человек, далекий по духу от