Предисловие: Все течет, все меняетсЯ. Жизненная круговерть продолжается. Но увы, история ни чему не учит, только грусть навевает
В. А. Савельев
ГИБЕЛЬ ВЕЛИКОГО ХАНСТВА
Курган – 2024
Савельев (Лобановский) Виктор Андреевич
Гибель великого ханства / Куртамыш;
ИП Власенко Н.И.,2024 – 337 с.
История народа такая же неуправляемая, как и земная природа. То плавно течет, как степная река, то бурным потоком вперед рвется, размывая берега, и у каждого племени-государства она своя. А не в столь давние времена кочевая и оседлая культуры в противоречие вошли и друг другу много сложностей доставили. Просторы, равнины и горные теснины под джунгарские племена свои владения отдали. Великие ханы могучую империю создали, возвысили, а ничтожные властители ее к гибели привели. Государственный вождь, вожделенный пророк, сей факт учти и вверенную тебе в управление державу не погуби.
ISBN 978-5-6046306-5-5
Публикация из серии «Современники и классики»
Савельев В.А., 2024 г.
ИП Власенко Н. И.
Оформление, 2024 г.
УРАЛЬСКИЕ ТЕРЗАНИЯ
Необъятны земные просторы, и по ним
шарят жадные, а порой и надменные
людские взоры в поисках дармового
добра или куска хлеба.
Российское государство, медленно, а порой и бурно течет твоя жизнь. Меняется за эпохой эпоха, во главе стоит царь-вельможа. У каждого свой норов и свой путь развития страны. Тут друзья и добрые соседи нужны. А где их взять? Только в сказке соседская благодать. А на самом деле кругом враги и попробуй всех и сразу победи. На западе культурный развивается народ, и из него скаредность и жадность так и прет. Если вовремя не увернешься, в порошок сотрет. А на востоке дикость одна, бурлящий котел, постоянная война. И порой сложно понять, от кого большие пакости ожидать: от образованного и цивилизованного западного соседа или от восточного дерзкого непоседа.
Любая нация предпочитает не только свои земельные просторы защищать, но и постоянно расширять. Другие народы изгонять или порабощать. А коль будешь сиднем сидеть, то царства не сохранить. Так что для державы лучше: наглецом или тихоней быть? Философский вопрос. Но он быстро перерастает в житейский, как только от соседа получишь палицей в нос.
Россия на Европейском закутке развивается. На запад пути расширения государства отрезаны, а на восток трудны и опасны. Там бескрайняя Сибирь, и по ее просторам гуляет хан Кучум, как лютый зверь. Его невозможно приучить и очень трудно победить. Но другого пути просто нет. Он не дает спокойно жить. На поселения налетает, все грабит и сжигает.
Московское царство постепенно набрало силу, начало осуществлять внешнюю экспансию и обратило взоры на восток. Наверное, ему в этом сам Господь Бог помог. Служивые люди, казаки да и всякие беглецы устремилась в сибирскую глухомань, подальше от крепостного ярма, где жизнь казалась привольна и легка. Но разрозненной толпе с грозной ордой не справиться. Хоть небольшая, но армия нужна. И купцы Строгановы с царского разрешения наняли Ермака со товарищами, вооружили и отправили в дальние края. Отряд казаков перешел Урал, несколько сражений с татарами выиграл и в жестокой битве их столицу захватил.
Но на дальнейшее покорение уже не хватило сил. Кучум после поражения вначале сбежал. Но грозную силу свою не потерял. А казачья дружина слабела и таяла. Слишком далеко родная стихия. И Кучум нанес Ермаку смертельный удар. Ночью на лагерь напал, многих перебил, а с утонувшего Ермака кольчугу снял и преподнес ее как дар. На смену Ермаку другие смельчаки пришли и процесс покорения Сибири продолжили.
На Московский престол вышел очередной царь, непонятный для западных народов страны государь, где в клубок переплетены различные сословия, нации и веры и им предстоять жить в единстве и без химеры. А царь, как надсмотрщик, за всеми деяниями, великими и малыми. После грозных прошлых царей Алексей был мягким, сердечным и среди жителей Московии популярным. Многие видели в этом его недостаток, хотя в речах он был очень краток. По мере возможности требовал исполнения своих указов, самолично или через своих фаворитов. Многие из которых часто были некомпетентны и в исполнении трудных задач бессильны.
Царь добрый или злой, не имеет значения, все равно страну охватывают тревоги и волнения. После смутного времени народ успокоился, терпением обзавелся. Но правящие люди свои цели имели: восстановление экономики и политической жизни. Происходила централизация государственной власти. А в основе всего лежат деньги. А где их взять? Вопрос решается просто. Тяжким налогом всех обложить. Лето наступило, солнышко пригрело, и налоговая катавасия началась. Одни налоги отменили, другие, более жёсткие и непривычные, вводили и в том числе на ввоз соль. Она подорожала и многим недоступной стала. В жизни человека два основных незаменимых продукта: хлеб да соль - и как ни крути а изволь все человеку сполна дать, иначе придется бунтовать или умирать. И заволновался народ, разный сброд, их поддержали и стрельцы, удалые молодцы.
Толпа предпочла все миром решить и сильно не бузить. На пути царя, который возвращался из Троицкого монастыря, встретила большая толпа. Челобитную грамоту хотели вручить и милости попросить, а виноватых в подорожании соли наказать. Но стрельцы толпу разогнали, некоторых арестовали. Возмущенный народ стал камни да палки в свиту царя швырять, свое неудовольствие выражать
На следующий день народные волнения продолжились. Толпа с окраин в центр города переместилась. Стрельцы, которым был дан приказ толпу разогнать, не стали народ обижать и вместе с ним начали шуметь. Ну а какой бунт без грабежа? Всем хочется поиметь дармового богатства. Разграбили несколько десятков богатых дворов, кое-где пустили красного петуха и дождались на свою голову пожара. Пришлось церковным иерархам да знатным боярам уговаривать на Красной площади толпу смириться и с площади удалиться, обещая жестокие налоги отменить и соль от поборов освободить.
Членов правительства наказали, кое-кого казнили и за неделю толпу успокоили. Бунтарский порыв привел к созданию Земского Собора, для разработки житейского устава. Царь собрал примирительный собор, представителей дворянства, духовенства и, конечно, царский двор. Но для толпы он ничего стоящего не принес, а наоборот, усилил кабалу, крепостное право ужесточил, народ в ярмо загнал, от чего страна пошла в разнос.
На западе страны вырисовывалась очередная война. На сей раз грозным противником могла стать Польша. Украинский Гетман начал войну против речи Посполитой. Украинскому народу надоело терпеть угнетение и нужду от своего своенравного соседа. Но у Польши была хорошо вооруженная армия. Украинский Гетман искал союзника. В числе приоритетных стояла Россия. И пошли неоднократные обращения о заключении союза. Но Алексей Романов долго не соглашался. Он знал, что такое деяние в открытую войну выльется. А ввязываться в войну с Польшей опасно. Но выхода нет, нужно. Украинский гетман начал угрожать, что он в турецкое подданство уйдет, и они станут его оберегать.
Царь собрал Земский Собор, и на нем разгорелся нешуточный спор о будущем существовании Московского царства и по возможности избежание бунтарства. После бурного обсуждения на предложение гетмана решили дать положительный ответ. Под Киевом собрались и долго не рядились, оговорили условия будущего союза и, чтобы не избежать конфуза, через месяц подписали договор о переходе казаков под царскую руку, на московский двор. Но украинские земли в составе Польши находились и вдруг в другое государство переметнулись. Значит война. И неизвестно, кому успех принесет она.
Запад и восток. Куда переметнуться и устремить свой взор? Каждому свой срок. Но нигде нет покоя и тишины, разве что на небесах или в монастырской глуши. Заселение русских на просторах сибирских начиналось со строительства небольших городов, острогов, и около них часто закладывались монастыри, как дополнение воинских гарнизонов дислокации.
Инициатором их создания выступали миряне, монашествующие власти или крестьяне. Природа суровая, власть каверзная, порой жестокая жизненная ситуация. И тянулись в монастырь люди искать пути спасения души, а часто и просто для сохранения жизни. На начальном этапе освоения Сибири монастыри выполняли функции защиты территории, а потом и богадельни. Участвовали в христианизации коренного населения Сибири. В монастыре существовали свои традиции и устои. Со временем они стали духовными центрами.
В лесной глуши, у излучины реки, мужской монастырь распростер свои постройки. А они не так уж многочисленны и велики. Храм с двумя куполами, одноэтажные деревянные хозяйственные постройки, дом, где для монахов кельи, трапезная да сарай для живности. Выглядит монастырь как небольшая четырёхугольная крепостица, которую защищает стена, высокими башнями, по углам усиленная. За ней можно отсидеться, отбиться от буйного набега киргиза или башкира. Но она навряд ли устоит от налета свирепого хана.
В монастыре своя будничная жизнь идет, и что творится за стенами, мало кого волнует. Здесь свой распорядок дня и своя иерархия. Правящий архиерей, как злой коршун или злодей, общее наблюдение за монастырем осуществляет, постоянно бдит. А работником и козлом отпущения служит наместник. Он, как мальчик не побегушках, всю монастырскую жизнь ведет и насущный хлеб добывает. А в помощь ему Духовный собор. Он хорош, если нет спора в нем. А при его наличии это уже дурдом.
Но здесь послушный люд, он святостью наделен. Направляют они свои усилия на поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины. В этом они все едины. Духовная братия должна быть прилежна к молитве, усердна в послушании и таинстве святой исповеди. Работы много. Господи, сохрани и вразуми. Да прославятся деяния твои. Основа монастырского бытия - его духовное состояние, и какая его братия, такая о монастыре идет молва, восхищенная или никчемная. И как тут обойтись без духовника? Он врачеватель душ загнанного в монастырскую тюрьму человека. А коль туда попал, то собственную волю потерял. А духовник, как надзиратель, за жизнью инока следит и на путь истины наставляет. Во спасение души молись, крепись и больше не греши, монастырские дела поглубже уясни и почаще на исповедь приходи, свои греховные помыслы изложи. А после покаяния иди трудись и избегай праздности.
Но надзиратель над братией не один, есть еще и благочинный господин. Он зрит за братией монастыря, чтобы везде была четкая дисциплина, отсутствовала ссора или драка, а во время богослужения в храме была абсолютная тишина. Периодически по кельям шныряет, шмон наводит, за чистотой следит. Монастырских гостей принимает, но в кельи к инокам их не допускает.
Но одной молитвой сыт не будешь и очень быстро ноги протянешь. Чтобы голод утолить, нужно продукты иметь. На стороне их не купить, придётся свое все вырастить. За все хозяйственные дела эконом отвечает и надзор за строительством осуществляет. Да и других служителей полно, хозяйство-то обширное и хлопотное.
Ясный солнечный день, солнце встало, землю обогрело, скромные монастырские постройки осветило, и братия монастыря проснулась. Она рано встает, но бог им
|