Произведение «Княжна» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 61 +2
Дата:

Княжна

(ИЗ ЗАПИСОК АРХИВИСТА)


…Говорят: потри слегка любого русского и обнаружишь татарина. Это точно про меня: на четверть крови я – татарин. Знаю, что моего деда по матери величали Гайнаша Ахметович Мратшин и был он родом откуда-то из- под Казани.
      Мама моя, на половину русская,  в раннем детстве проживая среди своих татарских родственников, совершенно забыла русский язык и  говорила исключительно по-татарски. И называли её тогда  - Галима (а не Галина, как сейчас). По возвращении в Россию пошёл обратный процесс: татарский язык был благополучно забыт, а русский вновь стал родным. После того, как дед ушёл из семьи к другой женщине (романтическая, но, увы, печальная история) «татарское влияние» окончательно «кануло в Лету». Единственное слово, которое  запомнилось ей с тех времён - «су» (вода, пить)
    Влияние  «татарского ига» на меня лично сказалось, пожалуй, лишь единственным образом: как там у Шевчука поётся: «я татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой». По крайней мере я так долгое время считал. Засомневался я в этой истине в возрасте осьмнадцати годов, находясь на действительной воинской службе. Суть в чём: в одной роте со мной оказались два брата близнеца — чистокровных татарина, опять-таки  из-под Казани. Я был весьма поражён, узнав, что они татары.  Они имели внешность, совершенно не соответствующую моим представлениям о татарах. Это были блондины с голубыми глазами, черты лица, на мой взгляд, абсолютно (даже не «среднерусские») европейские: прямые, несколько коротковатые, но отнюдь не «вздёрнутые» носы, высокие скулы, разрез глаз отнюдь не азиатский, головы умеренно круглые.... Причём близнецы утверждали, что их внешность вовсе не исключение. Хотя, по их же словам, имелось немало населения в Татарии именно моего типа: т.е. темноволосые, с явными признаками монголоидов. Причём и те и другие — татары.... Загадка?.. Я думаю не слишком большая. «Блондины» - это истинные татары — тюрки. «Брюнеты» - это как раз и есть последствие походов Чингизидов. (Здесь, я, конечно, сознательно утрирую и упрощаю вопрос этногенеза.  Я  пытаюсь передать  представления о предмете, меня "тогдашнего", восемнадцатилетнего,  ещё не имевшего исторического образования и уж тем более не  знакомого с трудами Л.Н. Гумилёва). Собственно, то, что в школьных учебниках когда-то называлось «монголо-татары», - я и есть. Прошу любить и жаловать. Немножко льстит тот факт, что собственно  монголов, участвующих в этих походах было относительно немного. Но они несомненно были доминирующей, пассионарной составляющей движения многочисленных народов на Запад. Проще говоря, куда бы они ни приходили - в Сибирь, Манджурию, Китай, Волжскую Булгарию, Среднюю Азию — везде они «заставляли подвинуться» местные власти, т. е. переходили в разряд аристократии. Причём навсегда. Обеспечивался этот переход силой меча и духа. Таковы были мои предки.... Согласитесь, неплохо считать себя потомком "потрясателей Вселенной"....
        Но я-то, разумеется, позиционировал  себя исключительно как «казак». И к тому были довольно весомые основания: отец мой покойный был родом с Кубани, а бабушка по материнской линии (по паспорту «русская») имела местные донские корни (хотя, пожалуй, это особая история) и всячески культивировала во мне донскую казачью культуру (я уже как-то писал об этом): песни, сказки, истории “как раньше на Дону («при царе») жили” и т.п.
        То, что в моей внешности  явно доминировали тюрско-монголоидные черты, меня ни мало не смущало: Ростов город южный, многонациональный и в те благословенные времена  фактор национальности почти не учитывался. Лично меня на тот момент вполне устраивало то, что четыреста лет  мои предки по материнской линии благополучно "гномили” моих предков по отцовской. Впрочем, как я знал, те весьма благополучно «огрызались»,  что тоже меня вполне удовлетворяло. Ну, а то, что произошло после «Великого стояния на Угре», сожжения Москвы Тохтамышем, взятия Грозным Казани, меня ни в малой степени не волновало: «Па-адумаешь!.. Семейные разборки – только и всего…». А что, собственно изменилось?.. Ну взял Грозный Казань, тем самым обеспечив себе "царский титул". De iure et de facto столица государства переносится из Казани в Москву, только и всего....
Историей я начал интересоваться «крепко», пожалуй, лет с пяти. Первая прочитанная мною в этом возрасте «взрослая» книга – «Сказание о казаках» Петрова-Бирюка. Затем была «проглочена» «Даурия». А уж потом – «Тихий Дон». (Кстати, то, что семью Мелеховых "по-уличному" окликали «турками» меня ещё более положительно настроило к моей "азиатской внешности").
      В моей семье (по отцовской линии) ходили аналогичные предания о похищениях горянок и гречанок, привозимых в качестве военной добычи предками с набегов «за зипунами». Что, кстати, косвенно подтверждается особенностями  внешности моих многочисленных кубанских родственников (в трёх станицах и в самом Краснодаре) - их "клювам" позавидовали бы иные орлы. Справедливости ради надо отметить: самым "клювастым" был мой покойный дедушка:  фронтовик-орденоносец и, в последние годы своей жизни - церковный староста. Умер в восьмидесятипятилетнем возрасте, упав, переходя через майдан после служения литургии в станичном храме.... Царствие ему небесное и вечный покой!...
      Соответственно, я уже «с младых ногтей» в грош не ставил всяких там «москалей», вполне искренне почитая их «мужиками сиволапыми», в некотором роде даже некими «ундерменшами» (значение этого слова я узнал много позднее). Короче, «Царствуй Белый Царь на Москве Белокаменной, а мы, казаки, – на Тихом Дону». Опять же другой аспект: «Ростов-папа» - лучший город на земле, а «пацаны» живущие в нём, – самые «фартовые» Все же остальные (за исключением  разве что «Одессы-мамы», да ещё, пожалуй, Питера; питерских, в отличие от Москвы, почему-то уважали) - "кацапы", а значит, соответственно, «кугуты» и «сявки». В общем, полная  «шелупонь».  К вящему стыду моему,  с тех давних пор убеждения мои в этом плане (по крайней мере в отношении Москвы), претерпели не слишком большие метаморфозы. Ну, а что вы хотите?.. Сколько бы не вздыхал (или восклицал) д,Артаньян: «Ах, Париж, Париж!...», на душе-то у него, на самом деле: «вива  ля Гасконь!!!».
В общем, некоторые посылы, чтобы «гордиться» своей этнической принадлежностью, у меня были.
      Какими же конкретными положительными (на мой непритязательный взгляд) качествами обладали мои агрессивные, темпераментные предки?.. То есть собственно, донские и кубанские казаки, татары, греки и кавказские  горцы (более точно определить этническую принадлежность, к сожалению, не представляется возможным. В общем, как сейчас говорят, «лица кавказской национальности»)?.. Ясен пень, те же самые пресловутые темперамент и агрессивность, широта натуры, часто выражающаяся в стремлении пропить (или проиграть) всё, что только возможно, за исключением, пожалуй-что, оружия (потому как нельзя - «орудие производства»), явственно выраженная вороватость.... В общем, стремление добыть средства к существованию любым путём, не слишком отягощающим руки. Если это не драка, конечно. Тут уж не жалели и своих. (Кстати, наименование первой донской столицы - «Раздоры». Символично, не правда ли?).... Что ещё?.. Ну, храбрость, отвага, смелость,  раздолбайство и пофигизм само собой подразумеваются...  Ярко выраженная лень и (скажем так) неотчётливо    выраженная склонность к какому-либо созиданию.... Если это конечно, разумеется, не песенное и устное народное творчество, пляски, воинские игры, джигитовка и не сооружение лёгких фортификационных сооружений.... Ах, да! Совсем забыл такие мелочи, как величайшее умение убивать самыми различными способами и не менее высочайшее воинское искусство (вещи немного всё-таки разные). Сказывают, Буанапартий в своё время говорил: «Дайте мне  двадцать тысяч донских казаков и я завоюю весь мир». Возможно, легенда, но.... не столь уж далёкая от истины....
        Ну, и конечно же, сословная спесь.... Куда же без неё?.. "Слава Богу, мы - казаки!" Но в этом была и положительная сторона: казаки, как сословие, никому не завидовали. Другие сословия дифференцировали по-разному: относились к ним более почтенно или менее почтенно, но ни завидовали ни кому. Например, тоже "первое сословие" – дворянство - рассматривалось казачеством без пиетета. На Дону "бар" не было. Были, конечно, казачьи дворянские роды - часто из древней казачьей "старшины", но то были свои....
        Как вам сей  симпатичный наборчик “положительных” качеств?.. Что ж, как говорится, чем богаты....
        Да! Ещё одно качество — свободолюбие. Впрочем, термин «свобода» (да если ещё в её нынешнем куцем европейском значении) слабо отражает эту определяющую черту характера моих предков.... Воля!.. Вот искомое слово!..
Нет спору, в казачьем быту получили развитие некоторые «демократические институты». Причём, зачастую весьма жестко регламентируемые  тяжкими наказаниями. Самым распространённым была — смертная казнь в самых различных её формах.... (А иначе и нельзя было: с женщинами, например, в наших краях в те времена был изрядный напряг - дефицит то исть.... Да и кроме того и иного рода «дефицитов» хватало.... В общем, воли, было ровно столько, чтобы без особой нужды друг друга не грабили и не резали).
        В условиях ведения боевых действий (состояние войны), а они проходили почти постоянно, «демократические достижения» естественным образом  сводились к «нулю». То есть уступали жесткому воинскому  единоначалию. В обшем, друг дружку мои предки ещё кое-как терпели, а вот всяких прочих....
        Хотя, вообще-то было некое послабление, когда грабили своих - православных: делали это не то чтобы меньше - нет. Скажем так: менее жестоко.
        Что касается татар: то те тоже были в своём роде демократами: в рабство (с целью дальнейшей продажи "ясыря") с одинаковым усердием захватывали представителей любых национальностей и  религиозных конфессий....
        Степь безмерна под взором Великого Тенгри!.. Всем хватит места....  Со временем  наладился некий коммерческий конгломерат. Татары грабили южнорусские окраины. Казаки кое-как охраняли их, совершали ответные демарши и с того имели свой гешефт.
        Русское правительство, во главе с православным Белым Царём было заинтересовано в поддержании хотя бы минимального порядка на Великих Караванных Путях, пересекавших Дикую степь. Да что там!Торговля между Востоком и Западом должна была функционировать: в этом были заинтересованы абсолютно все (а не только русские). Вот Правительство и “подкармливало” периодически своих беглых "гулящих" людишек, к тому ж единоверцев. Ведь большая часть населения Дона из таких, собственно, и состояло: частью, действительно, беглых, и уж непременно - все сто процентов были "гулящими". Работать эта пиратская вольница большей частью не желала, да и не могла: перманентная война, знаете ли не способствует развитию ремёсел, землепашества и прочего. "Царёво жалование" в основном состояло из нескольких компонентов: хлеб (в виде муки или зерна), боеприпасы (в основном порох  - "огненное зелье" и


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама