Взаимодействуя с разными стимулами, мы от одних хотим уйти (убежать), к другим приблизиться. В каждом из нас работает древняя система внутреннего вознаграждения, отличающая добро и зло, на базовом уровне оценивающая, подсчитывающая плюсы и минусы, принимающая решение, как поступить в той или иной ситуации.
На наше поведение действуют два вида стимулов:
- приучающие (усиливающие предшествующее поведение), приносящие удовольствие (вознаграждение);
- отучающие (ослабляющие, блокирующие предшествующее поведение), приносящие неудовольствие (наказание).
Полезность отучающих стимулов состоит в том, что они противодействуют приносящим удовольствие, препятствуя организму приносить жертвы, подвергаться опасностям, не соизмеримым с ожидаемым выигрышем (благом). Противостояние приносящего удовольствие и неудовольствие заставляет взвешивать соотношения между ожидаемым благом и ценой, которую нужно «заплатить» для его получения.
Применение вознаграждающих и наказывающих стимулов было поддержано эволюцией для приучения организма к поиску ситуаций, необходимых для выживания, развития, приводящих, например, к приему пищи, сексуальному контакту.
Приучение к какой-либо форме поведения с помощью его подкрепления вознаграждением приводит к тому, что организм, побуждаемый приносящими удовольствие стимулами, мирится с испытываемыми неудобствами в настоящем ради того, что он может получить потом. Предшествующее обучение, нацеливающее на получение удовольствия, позволяет игнорировать ситуации, стимулирующие к отталкиванию, отучению от делаемого.
Человек ради победы готов на многое - терпеть разнообразнейшие лишения, подвергаться разным опасностям.
Организм не может позволить себе делать энергетические вложения, которые не будут в результате этого вклада компенсированы, желательно, с получением хотя бы небольшой прибыли.
При очень плохих погодных условиях человек выйдет из дома для поиска пищи только в том случае, если столкнется с опасностью голодной смерти. В этом случае, для того, чтобы выжить, человек вынужден тратить последние силы и подвергаться опасностям. Но выбора у него просто нет.
Интенсивность воздействия приносящих удовольствие и неудовольствие стимулов находится в зависимости от энергетического, экономического положения организма.
Если у человека есть все, что ему нужно, о чем он мечтал, воздействие приносящих удовольствие ситуаций весьма ослаблено. Любая пустяковая опасность может его остановить.
Ситуация же крайней необходимости, ожидаемое впереди очень сильное возможное удовольствие толкают к очень существенным энергетическим и иным тратам, игнорированию стимулов, вызывающих проблемы.
Врожденный механизм «удовольствия – неудовольствия» - филогенетически сформированная система. Ее основными физиологическими свойствами являются привыкание и инерция (образование контраста).
Любая стимулирующая, повторяющаяся вновь и вновь ситуация, благодаря высоким адаптационным свойствам организма (привыканием), теряет свою привлекательность. Причем, реакция на похожие ситуации не претерпевает серьезных изменений.
Для борьбы с притуплением удовольствия (привычкой), необходимо вводить новые комбинации стимулов. Именно этим и занимаются ныне специалисты индустрии потребления.
Интересна реакция организма на продолжительное воздействие на него стимулов, вызывающих сильное неудовольствие. Их исчезновение приводит к получению сильного удовольствия (инертность реакций).
Бегство от ситуации, приносящих неудовольствие и всяческое поощрение источников позитивных эмоций, чувств, ведет к изнеженности, вялости, пресыщенности, упадку культуры.
Воспеваемый западной цивилизацией комфорт бытия уже неоднократно в мировой истории показывал свои слабые стороны. Одной из них является потеря человеком жизнеустойчивости, выражающейся в крайней зависимости от благ цивилизации – электричества, развитой медицины, различных технологий и механизмов, спасающих человека от размышлений и труда. Без них человек впадает в шоковое состояние, наступает «конец жизни».
Состояние «золотого миллиарда» - чрезвычайное обострение чувствительности к стимулам, приносящим неудовольствие и заметное, все возрастающее притупление чувствительности ко всякого рода удовольствиям.
Последнее приводит к потере человеком интереса к вложениям в удовольствия, которые можно будет получить только в будущем. Им овладевает желание получить их как можно быстрее, прямо сейчас (установка на немедленное удовлетворение). И, разумеется, с минимизацией вложений, которые могут принести неудовольствие.
Больнее всего такая установка бьет по половому поведению. Сложные его формы (врожденные и культуральные) для ухаживания, создания пар, сохранения семейного союза уступают желанию получить удовольствие прямо сейчас. Что рождает так называемое «животное» поведение, быстрое спаривание без каких-либо обязательств и последствий.
Называя такое поведение животным, люди очень обижают животных. Такое у высших животных встречается крайне редко. Было бы справедливее поведение, нацеленное на быстрое спаривание, назвать скотским.
Под скотом понимаются домашние животные, сложное половое поведение у которых человеком для удобства разведения было убрано с помощью искусственного отбора.
Стремление уничтожить малейшие источники плохого настроения ведет к исчезновению приносящих удовольствие форм поведения, в основе которых находится контраст (контрастность - инерционное свойство механизма «удовольствие – неудовольствие»).
В результате всяческое отторжение неудовольствия лишает жизнь радости. Для того, чтобы получить удовольствие от праздника, нужно устать его подготавливая.
Все больше людей охватываются смертной скукой. Неудовольствия они избегают. Удовольствия не приносят радости.
Мы запрограммированы на получение не только радости, но и горя. Убегая от последнего, нарушается работа врожденного наследия, сформированного эволюционными процессами.
Человек бросает вызов древним, сложным, наследственно передаваемым способам поведения, обеспечивающим психическое здоровье организма.
Бегство от боли приводит к бегству от смерти. Человек все меньше хочет думать о ней, видеть ее. Он все сильнее хочет стать бессмертным.
В борьбе со скукой человек вынужден прибегать ко все новым раздражителям. Результат этого процесса – неофилия. Безостановочная охота за новым, более лучшим, интересным, необычным. Она распространяется во всех сферах человеческого бытия – материальной сфере, человеческих отношениях.
Бороться с изнеженностью можно только погружением ее в жесткие условия выживания организма. Скука, обесценивающие бытие установки мгновенно снимаются. Человек возвращается к жизни. Начинает вновь ценить имеющееся, человеческие отношения.
У человека должны быть препятствия. Если их нет, он теряет интерес к жизни.
Важно понимать, что препятствий в жизни предостаточно. Их нужно видеть. Их нужно иметь. Их нужно учиться и уметь преодолевать.
Понимание этого – важная задача воспитания и обучения, эффективность которых основывается на извлечении полезных выводов как из успехов, так и неудач.
Литература
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
Марков А.В. Ген альтруизма
| Помогли сайту Реклама Праздники |