Произведение «С миру по нитке - Голяди рубаха...» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 263 +1
Дата:
«Голядь - голѧдь - главный, река, злато, цель, голень, лад, леди...»
Предисловие:
Чингисхан носил это прозвище: Главный - Темучин - бог голень (это реальный перевод). Тема отдельной статьи. Раскололась церковь (1054), тут же родился Мономах. Появились моголы в 1219 году, тут же родился Невский (1220), но иго лет на 250 было обеспечено, хотя «жёлтый след» от реальных монголов не прослеживается - нет желтокожих детей в России от белых женщин. Есть деревня Монголия в Беларуси, потому что могол - великий и могучий, а деревня в Могилёвской области. Слово голядь звучит голдь или голд, в значении идти и злато - сформировано от "гол" (река), бесспорно. Идти по воде - это поток, см. что бы это значило в  статье «Вятичи, родимичи, русичи и Ходовая яма». Все мои статьи уходят в пустоту, тем не менее, есть язык и буквальный перевод значения голядь-голень см. стих:

Голень - речка, вот и всё...
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=524941

Для бурята море голомя...
https://stihi.ru/2021/10/09/4673


С миру по нитке - Голяди рубаха...

      Сообщение о голяди на Протве позволяет засомневаться в том, что голядь является этнонимом, особенно в сочетании люди Голяди (с большой буквы). На своей памяти в контексте племени со словом «люди» в Ипатьевской, Лаврентьевской и других летописях, я нигде не упомню его употребления с каким-либо этнонимом. Кроме этого возможны - люди добрые, люди верные, люди "си новы", но никак не люди Литва или люди Чудь, люди Весь. В редких случаях с этим словом употребляются прилагательные принадлежности, как в Ипатьевской (Киевской по сути) летописи: людии Руськоє земли (945 г.), люди Татарьскы" (1257 г.), людие Миндогови (1258 г.), Василковымъ людемь (1259 г.), а в Лаврентьевской летописи (монаха Киево-Печерского монастыря) - "люди Жидовьски" (986 г.). Следует отметить, что народ голядь не упоминается в летописи ни в перечне славянских племён, ни в списке иных племён, населявших Русь или плативших дань. Напрашивается логический вывод: а не имел ли летописец здесь в виду «люди голѧдь» в религиозном значении? Согласитесь, племя бедных людей, зависимых и малоимущих, это как-то звучит в диссонанс представлениям об истории и этике вообще. А где же племя богатых? О среднем классе не рискну. Словосочетание «люди голѧдь» так же загадочно, как для меня - люди русских, что совершенно иное - русские люди, и, столь же непонятно в связи, а кто русский? А без этимологии слова люди (которой нет), изыскания и вовсе становятся для любителя увлекательным путешествием в прошлое. Однако данное предположение лингвистически абсурдно (из-за полного искажения звуковых соответствий), а исторически - маловероятно. Голядь в общепринятом написании - «голѧдь» - звучит «голд». Но оно есть. Чтобы не быть голословным, не пожалеем времени разобраться в этой интересной лингвистической загадке, а иначе и быть не может, пройдём путь от сотворения, но раскроем секрет! Русский язык нам в помощь, чур меня яндекс и словари от наших академиков, у которых корень человек в слове человек, а значения слову люди попросту не существует (версии не в счёт). Итак, начнём с самых первых голых на земле, когда ещё ни русских, ни монголов в природе не было - был Адам без ребра и Ева, творение неземное. С земли ещё никто живым не уходил, с рая обратно не возвращался, тем интереснее оттуда начинать. Всё что не просто - не гениально.

    Чтобы не ходили Адам и Ева голыми за пределами райского сада, творец обеспокоился и пошил им одежды из шкур зверей, и напутствовал словами у калитки, идите и размножайтесь, плодитесь! Что бы хотелось отметить в поучительной истории, как плохо не слушаться старших, так это три момента. Что могло бы означать непослушание на практике, это любому ребёнку известно - следует наказание. И действия шалуньи нам известны, оставим Дьявола в покое, он тут совсем не причём, мало ли что тебе посоветуют на улице дурного? Должна быть своя голова на плечах, касается и Адама, хотя, его я понимаю. Сам люблю инжир, или что они там кушали, да и яблочко на ужин делает сон глубоким и цветным на рассвете, встаёшь как огурчик. Мне за творца волнительно. Он не любил детей? Пытаюсь понять его логику. Изгнание могло означать наказание за непослушание, раз такие умные и самостоятельные (а плод с древа знания съеден), таки, идите и заработайте на хлеб сами... Отеческая забота ли, прослеживается в одеянии? Если он хотел скрыть наготу их, то перед кем? Никого на земле нет, ну ведь реально никого! Ау-у, люди-и-и. И только эхо в лесу. За границей Эдемовой калитки грешную парочку не могли ожидать стыд и срам, и никто не шарахнулся бы в сторону, и лайфак на смартфон поставить было некому. Тогда что? Третья версия будет необычная и доселе не заезженная,  он прятал "голых", как прячут само слово. И у него это получилось, судя по многочисленным версиям о голеди (ни одной верной). А заодно прятал всё, что с ними связано: "гол/голь/голядь". Накинув шкуры, спрятал главное, и версия моя (аксиома пусть) заключается в правильном прочтении слова голый, ибо оно означает идти и бог (и др. значения, сколько языков - столько). Голень - это главный, это часть ноги, а нога чтобы... ходить? Так им и было сказано - идите, идите и размножайтесь (от слова раз), или плодитесь от слова плод (лод), тут надо ещё разбираться (что делать), но дело сделано. Скушал яблочко мой свет, благодарствуй за обед. С тех пор, как верно замечено одним, человек научился летать, ползать, лазать по деревьям и скакать - осталось научиться ходить ... куда и по какой нужде, умолчал. Русский язык настолько Велик и могуч, что можно говорить предложениями, а из дюжины слушателей будет 12 версий - о чём? Но каждый найдёт ответ себе сам. Факт сотворения Творцом голыми остаётся неоспоримым, даже подкрепляется эпизодом кроя и шитья. Благословенное потомство усмотрело в том бедного Портняжку, а некоторые дети - голых королей (А король-то, голый!), но ни разу не задались вопросом, зачем. Отеческое беспокойство понять можно, и отцовские чувства прекрасны, но не испугался ли он? Вкусив запретный плод, дети могут быстро поумнеть, а поумнев, всё разгадают и привет! С земли никто ещё живым не уходил. Захотелось тайны, сжалился? Идите, гуляйте пока молодые. Позавидовал, сожалея. Я не знаю, но факт - одел. Значит, не голые. А что?

    Я когда услышу новое слово из хорошо забытого старого, старюсь припомнить ряд похожих слов по звучанию, чтобы оценить время. Голядь, глядь, гулять, бляdь, что ещё? Идите, гуляйте! Действительно старое, знаю ещё ляд/лёд/лед из корневых значений того ряда, а, изучая топонимику Испании вышел через Толедо на Спящую красавицу и «какого тебе ляха надо?!», но целовать мёртвых неприятно, вернулся к образу - зачехвостилась река... Если кому-то мой любительский подход к изучению русского языка не нравится за длинные и пустые разглагольствования, подскажу, как можно удовлетворить любопытство, можно не тратить драгоценные нервы и время попусту - пропустите три-четыре страницы текста и в самом конце узнаете что означает слово голядь.

    С чего начиналась голядь, мы уже поняли, и чем дело закончилось, немного догадываемся. Их не стало (их убили), голые появились в раннем средневековье и исчезли, но осталась топонимика на земле и в реках (местечковая), ещё в фамилиях и странах. Голицыны, Голландия, а ещё её полно в древнерусской литературе, которую мы не изучаем (даже наоборот! стараемся предать забвению), а летописи столь скудны на голядь, раз-два и обчёлся, там ничего нет. Полно пословиц, но мы их не понимаем: гол как сокол - о чём это и о ком? Первая колОм - вторая соколОм! Имеют ли они отношение к ломать, ломоть и лама? О взаимосвязи букв и слов, и рождении новых терминов нас не учат в школе, как и слушать звуки. Как же быть?

      Проследить весь путь «голых» возможности особой не представляется, ибо монастырскую перепись уничтожили монголы (от слова мон+гол), а могли монахи начудить, выдумать прозвище - Мономах, и пусть его разгадывают, плюс миф о Соломоне в придачу. Но какая-то связь между этими словами существует. Моно - один в номинале, как монета достоинством, он же человек «ман», а могол - большой, великий. Выходим на Большого (Человека), именуемого в шутку Йети - снежного. Почему никто не знает, но есть одна статья о речке Снежеть и, каким боком она соотносится с Онегиным (Пушкина), следует прочесть. Не помешает для понимания классики. Там и про этимологию «Карачев» заодно, и почему ворона каркает, и что значит кара Господня. Но это не всё из бытия предков голяди. Она мне напоминает отвергнутую Татьяну Евгением Онегиным. Больше всего сведений в «Слове о полку», ибо это время соответствует явлению голяди на Двине, Немиге, Днепре, Оке, но кто из Вас читал эту повесть? А если да, то узнал? Буду иногда вставлять цитаты.

    «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрелы по земли сеяше... Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась. Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть: нъ часто врани граяхуть, трупiа себе деляче; а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедiе».

      Смотрите, как представлено время: Були троянські дні, минуло літо ярославське (укр.), то есть дни и лета прошли (эпохами разными), и вот Автор пролистает 7 столетий и мы окажемся в ином времени - «были плъци Олговы, Ольга Святьславличя». Что это слово значит? Очередное открытие века, ибо «плъци Олговы» не полки, как общепринятое: плъци Олговы (болг.) - Плач Ольги (русск., укр.), Олгин плач (серб.), Olgin jok (сл.) - Плач Вольгі (белор.). Символично, что повесть завершается плачем Ярославны. А «пл'ці Олгавы» - Дочь Ольги, Олгина ћерка (серб.) - Дачка Вольга. О том - «Девой ступили на тропу Трояни». Тоже пл'ці(укр.) - плечи, о чём мораль в финале: «...тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы...». Мораль на лицо, тяжело голове без плеча, да и телу без головы - зло (не поздоровится). Повесть написана не простым языком, с повторами, как бы о главном шутя, но с долей правды в шутке. И так весь текст на подстрочнике. Но у нас нет такой задачи, не будем разбирать по косточкам СЛОВО, есть желание окунуться в дух времени и просто пожить в том языке, который мы не понимаем. Почему русские себя называли внуками бога, а время «веци человекомь» в данном случае имеет значение - старац (серб.), Стары чалавек (белор.) - не вырываясь из контекста повести, это надо знать и понимать. Придёт осознание о времени смены Заветов на отдельной территории - при каких событиях. Редко ратников кликают, зато вороны часто кричат (кукарэкаюць - белор.), трупы делят. А вот и голь перекатная - галицы. Прямой перевод с белорусского ошарашит: «Галичане сказали свое слово: хотят лететь в Украину». Сам в шоке (я только копирую), слово «ўедзіе» трактуется как укус змеи (далее по тексту будут «стрикусы»), переводчик объясняется современной терминологией, указывая конкретное место. А насколько он не прав? Если в былинах и сказках Олег погибает от коня своего, от укуса змеи, а дело было в Киеве, куда он сдал коня по совету Перуна, наказав кормить овсом отборным и поить водой ключевой... Более важно для понимания, что вектор атаки сменился с заданного академиками направления ровно на 180 градусов - на запад. Ищите женщину, как бы сказал француз. Сократив показания и расширив рамки обзора: гал ў едзіе (белор.) - девчонка в еде; гал ў едзіе (монг.) - Давай стрелять; гал/гол - «цель» - значение одно из (в том числе и забить гол, есть разные переводы наречий), но! Монгольский язык объясняет, что гол - река. Вот те раз, тише Танечка не плач... А река может быть Великой, как и сам могол (велик, чудесен - перевод), а эти бедные люди голядь, они совсем не виноваты, что родились в эту пору в этом месте, что их обзывают племенем, хорошо хоть не кочевниками (как половцев, жителей Полоцка). Украинских детишек обучают - повесть включена в школьную программу, но обучают политически выверенными фразами, истолковывая в угоду власти. Надо заметить, что в России её попросту боятся, по причине абсолютного не понимания, о чём там. А там о том, как Левобережье воевало с правым берегом Днепра, и костью в горле - Киев, немцы,


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:32 18.03.2024 (1)
Вот и пойми какого же каждый из нас роду-племени, когда столько всего намешано))) Интересно!
     20:48 18.03.2024 (1)
Тут ведь не пойми уже, кто мы? действительно...
Помню, поправку к Конституции готовили, не знали как начать, Мы..., а дальше никак, надо же представиться, начались дебаты.
Вошли в дух творчества, внесли на утверждение, что надо бы и Бога помянуть, без него не клеится...
А вообще восхищаюсь русским языком.
     20:59 18.03.2024
Я тоже полагаю, что наш русский великий и могучий)))) А моя подруга-коми, говорит, что у них в языке есть шестнадцать! слов означающих оттенки снега!!! Вот и подумаешь)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама