Произведение « Ответ Алёне Шаламиной»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 116 +1
Дата:
Предисловие:
  Отвечаю    Алёне Шаламиной  "Делает ли информационная всеядность мозг "плохим"?

 Хотела написать комментарий, но получился большой текст.

Ответ Алёне Шаламиной

Хорошая тема. 

 Татьяна Владимировна Черниговская,  доктор биологических наук, доктор филологических наук, академик РАО (2023), заслуженный работник высшей школы и Заслуженный деятель науки РФ (2010),  профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ).  


 Такой человек заслуживает разговора о ней.

 Отступление от темы.
  
Мое мнение: на свете существует две самые опасные профессии: врач и учитель.

Обе связаны с  непосредственным влиянием на человека.  Учитель может испортить жизнь  человеку, внушив ему неправильное представление о нем самом и/или о мире.   Иногда влияние учителя определяет выбор профессии, желание или отвращение к учебе,  интеллектуальное направление или убеждает ребенка в его  неполноценности.

 То, что врач может физически    навредить больному, - пояснять не надо.
 Циничную пословицу: "У каждого врача есть собственное кладбище" знают студенты уже первого курса мед.института.

И обе  профессии грозны "выгоранием".  99,%  специалистов подвержены ему.

 Особенно заметны психологические отклонения у учителей, есть даже характеристика с негативным подтекстом о ком-то: "училка"!

Учитель, для меня, еще и неинтересная профессия. Простите меня, учителя,  и бейте не больно!

Был период в моей жизни, когда попросили преподавать в  институте. Была молодой и так мне понравились  горящие глаза молодых людей в аудитории,  восхищенные моими лекциями.  Читала  я, правда, интересно.

Но когда я поняла, что буду обречена КАЖДЫЙ год читать одно и то же,  взвилась моя натура,  и я  умчалась из профессии лектора впереди собственного визга!

Это я уже не говорю о дикой скуке видеть неосмысленные глаза, минимум, трети студентов, неизвестно как попавших и досидевших до моего третьего курса. А начальство  окатывает холодным душем: не нужно предъявлять слишком высокие требования! Есть планы по  отсеву и числу выпущенных специалистов.      Не считая тех, кому нужно ставить  хорошие оценки, потому, что нужно!  Списочек таких до тебя доведут. Устно. 

Врачи и учителя - профессии очень затратные, с точки зрения эмоций. А потому  достаточно скоро "выгорают". То есть становятся " великими знатоками",  у многих расцветает цинизм, или ханжество, или оба-два сразу. 

Равнодушие и снисходительное выражение к надоедающим больным или ученикам - признаки "выгорания". Это  не касаюсь чисто психических патологий, развивающихся при "выгорании".



Нужно иметь в виду: когда мальчик-девочка с  неукротимым энтузиазмом  приступает к работе,  после получений диплома врача, учителя, - это "сырой" материал.  Чтобы стать специалистом - нужен опыт. Всем. 

Только  способный человек стал профессионалом, а тут и начинает подстерегать "выгорание".  Невеселый парадокс.


К чему это длинное вступление?

К тому, что Черниговская - профессор. А значит преподаватель в течении немалых десятков лет.

Отсюда ее некоторый снобизм по отношению к шуварме, плохой музыке и прочим  бытовым привычкам  основной массы населения.


Черниговская  - явно потомок питерских аристократов, чудом уцелевших в перипетиях российской истории.

Что меня  неприятно  "цепляет" в ее лекциях? Постоянные повторы одного и того же.

Разумеется,  нет  хоть как-то определяемых  физических различий хорошего и плохого мозга. Эти слова - фигура речи.

НО!

Черниговская принципиально права: нужно слушать хорошую музыку.

 Есть ли статистика преждевременных смертей рок-н-ролльщиков? Их пристрастия к алкоголю и наркотикам?  Музыканты классической музыки  в разы реже   подвержены вредным привычкам и ранним смертям.

Любители рок-н-ролла, не бейте меня!   Учителя уже пишут возмущенные комментарии и отомстят за вас!

Нужно хотя бы различать  качественный парфюм от дешевых ядовитых дезодорантов. Если уж пользоваться могут не все из-за материальных проблем.

Нужно читать классику, чтобы  воспитать свой мозг хотя бы грамотной русской речью, в нашем русскоязычном  случае.

Согласитесь, неприятно читать грубейшие ошибки даже на литературном сайте.  Читать русских  людей в  соцсетях не могу от ДИКОЙ безграмотности пишущих.

Хотя отнюдь не безупречна сама, но уж не до дикости.

Разумеется, то, что мы слышим в ютубе от Черниговской, не похоже на ее лекции. Мы видим ее в роли популяризатора науки.

Это очень редкая профессия, согласитесь.  Сложно  остаться на грани  донесения сложных научных истин и понятости совершенно не подготовленной аудиторией.

Черниговская -  уникальна в своих профессиях, у нее  их несколько.

Кстати, она никогда не была врачом, и никогда не представлялась врачом. Это  кому-то из комментаторов.

 Черниговская не определяет кто придурок, а кто нет. Но она дает ориентиры.

Умный и дурак - это оценочные суждения.  Для дурака  умён дурак.

Умные оценивают других часто не по интеллекту, а  выдают эмоциональные суждения.

Лучший для нас пример -  оценка и  отношения друг к другу писателей и поэтов.

 Черниговская  учит хорошему, уверена.


 И последнее. Уважаемые дамы и господа! Давайте быть терпимее к выдающимся россиянам, особенно женского  рода.

Черниговская, что ни говори - редкая умница и интеллигентная женщина.

Людям нужны интеллектуальные и нравственные ориентиры.  Если мы, тоже далеко не глупые люди, будем  пинать  известных  россиян,  то  на кого равняться?

На Мизулину? Маму или дочу?

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:12 31.03.2024 (1)
1
Есть немало женщин в нашем Отечестве, достигших выдающихся результатов в науке.
Физиолог Лина Штерн, микробиолог Ермольева, физиолог же Наталья Бехтерева...
На их фоне Черниговская - пустое место.
Пустее не бывает.
Гордиться и носить её на руках - не за что.
Уже одно то, что её пригрели в Курчатовском институте (знаете, кто возглавляет ныне Курчатовский институт?), говорит о многом.
     17:59 31.03.2024 (1)
   Черниговскую пригрел и Греф.  Знаю  о Курчатовском институте.
 Моя мама работала у Игоря Васильевича, знала его лично. Для него она была просто исполнителем. А для нее он был вторым после Бога.
 Всё вижу. И понимаю тоже.

  Но хоть кого-то можно уважать? Хотя бы  Черниговскую. В ее годы мотается на лекции,  на ТВ снимается.   Говорит нейтральные  слова. Нет, я уважаю ее по сравнению со многими прочими.
  А какой у нее круг знакомств? Если бы  была полной пустышкой - не общались бы с ней.
     18:23 31.03.2024 (1)
Я - о нынешнем Курчатовском институте. А не о временах Курчатова. Понятно, что если научный работник - физик-ядерщик, то куда ему деваться?.. Будешь работать и под началом Ковальчука. Но Черниговская-то там каким боком?..
Потом, суетливость эта... Доктор биологических наук, доктор филологических наук... Зачем? Кому и что она доказывает этими своими диссертациями?..
Вот Бехтерева занималась физиологией мозга и не приходило ей в голову на досуге заняться ещё и проблемами театра, например, чтоб стать доктором искусствоведения.
Татьяна же Владимировна... Тщеславие всегда неприятно. Тем более, в случае лженауки...
Лысенко придумал свою "мичуринскую агробиологию", так хоть в вопросы сталелитейного производства не лез. Черниговская же везде успела.
     19:22 31.03.2024
 Да что же вы все такие нетерпимые? Прекрасно отличаю   нынешний Курчатовский  от прошлого. Кстати, мама не работала в институте. На объекте работала она под руководством Игоря Васильевича.

 Черниговская, в принципе , и для ядерщиков не лишняя, если она  скажет что-то новое о работе мозга. Для физиков - тема новая, интересная, потому, что человеку всегда интересно знать как устроена его голова.

 То, что Черниговская  дважды доктор наук, хочу верить, что это честные диссертации. Насколько я поняла она дама бездетная, а потому вся ее жизнь - наука, работа, чтение.
  О  Наталье Бехтеревой  читала много.    У нее медицинское образование по династии, и ее исследования    -  медицинское направление. Тогда как Черниговская никак не медик. Это гуманитарное направление. То что ее интересовали разные науки, то я понимаю, что это т.н. стыки наук. Меня  тоже всегда заносило в проблемы стыков наук: экономики и психологии.   Только счастливый случай избавил мир от моей диссертации на эти темы. )
 В этом плане я понимаю Черниговскую.

 Я считаю, что от нее польза народу есть.  Вреда от нее  не вижу. Как-то  движется между струйками, уже молодец. )

     12:58 31.03.2024 (1)
Разумеется, то, что мы слышим в ютубе от Черниговской, не похоже на ее лекции. Мы видим ее в роли популяризатора науки.
Это очень редкая профессия, согласитесь.  Сложно  остаться на грани  донесения сложных научных истин и понятости совершенно не подготовленной аудиторией.

Скажите, пожалуйста, какую научную истину Черниговская донесла или пыталась донести и когда она выступала в роли популяризатора НАУКИ ?

И не голословно, а со ссылкой, с цитатой? 

В Вашей этой статье содержится больше информации, чем во всех выступлениях Черниговской, а именно, когда Вы пишете: 
Есть ли статистика преждевременных смертей рок-н-ролльщиков? Их пристрастия к алкоголю и наркотикам?  Музыканты классической музыки  в разы реже  подвержены вредным привычкам и ранним смертям.


И правильно ли я Вас поняла, что Вы призываете равняться на Черниговскую? 

Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища  Дзержинского госпожи Черниговской. 
     13:16 31.03.2024 (2)
 Легко отвечу: Вы знали о существовании науки нейролингвистика?  Я лично нет, хотя не считаю себя  совсем уж отдаленной от гуманитарных наук. Сейчас имею представление об этой науке.

 Мне интересны проблемы билингвов и полилингвов, Черниговская упоминает о них.

 Как я приведу Вам цитаты, если Черниговская говорит? По крайней мере я ее слушаю, а не читаю. Пишет она научные статьи, боюсь, что пойму далеко не всё. )

 Ну вот Черниговская  рассказывает о строении мозга. Рассказывает механизм мышления - те самые нейронные связи. От нее людям  можно узнать, что "нервные клетки не восстанавливаются" - это ерунда. Восстанавливаются. И заменяют иногда пострадавшие.
  Что в мозгу нет четко обозначенных мест: тут - речь, тут эмоции, тут творческие способности, особенности левого и правого полушарй, о которых нам толковали при учебе  "триста лет тому назад"! ) 

 То есть всё намного сложнее.

 Упаси Бог, я сама ни на кого не равняюсь, даже на  Господа Бога, куда мне до Него?
 
А уж среди людей у меня вообще с детства не было идеалов. )

  В школе учителя убеждали меня, что нужно равняться на пионеров-героев,  на Тимура и его команду, но даже в 10 лет  соображала, что это попахивает туфтой. Хотя молчала. Меня родители с детства учили, что  язык должен быть за зубами!  Советский опыт выживания был им известен.
 
Но есть  много тех, кого я ценю выше себя  по талантам, уму, умениям.
  
Татьяна Владимировна входит в  эту категорию людей.
 
Я призываю УВАЖАТЬ тех, кто прославляет свою страну. Черниговская - участник огромного числа международных симпозиумов, докладчик на них. 

Разве она уже этим не заслуживает уважения и гордости?

 Делать жизнь ни с кого не надо. Маяковский - барабан, прости меня, Господи! )
     14:14 31.03.2024 (1)
Основной этап становления и развития нейролингвистики связан с работами нейропсихолога и основателя отечественной нейролингвистики Александра Романовича Лурия, объединившего системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.

(Из Википедии)

Лурия (1902-1977)


Я знала его работы по психолингвистике, а он, оказывается и нейролингвистику основал. 

Вот из его книг по психолингвистике я почерпнула много для меня нового и полезного. 
     14:18 31.03.2024 (1)
  О Лурия знаю. Но то, что  он основатель нейролингвистики - пробел в моих знаниях.
  Годы жизни в Израиле  заставили меня изучать, скажем так, западное понимание психологии. И более узкое направление, в котором я работала. Не было  достаточного времени и сил на общеобразовательное чтение.  Что-то читала, многое упустила.
     14:21 31.03.2024 (1)
Работы Лурия - это не общеобразовательное чтение. Он не был популяризатором науки или самого себя. 
     14:37 31.03.2024
 Так этого никто и не утверждал! )
     13:23 31.03.2024 (1)
Да, знала. И о нейронных сетях знала, с середины 1990-х годов. И уж конечно, не от Черниговской. 

От нее людям  можно узнать, что "нервные клетки не восстанавливаются" - это ерунда. Восстанавливаются. И заменяют иногда пострадавшие.

  Что в мозгу нет четко обозначенных мест: тут - речь, тут эмоции, тут творческие способности, особенности левого и правого полушарй, о которых нам толковали при учебе  "триста лет тому назад"! )

Вы серьёзно? Говорите, что интересуетесь этими проблемами, и узнали обо всём этом от Черниговской?

     13:25 31.03.2024 (1)
 Алена, я на самом деле намного глупее и примитивнее, чем казалась Вам.
 Всё всегда вскрывается.

 Вы же просили сообщить, что нового сказала Черниговская ДЛЯ ВСЕХ, а не для меня лично или для самых просвещенных людей. )
     14:02 31.03.2024 (1)
Вот, вот. Что меня и возмущает в Черниговской. Что она ВСЕХ считает несравнимо ниже себя, потому что у ВСЕХ плохой мозг, испорченный дешёвой пищей и ароматом живых цветов, а не рафинированный, как у неё и других избранных, дорогими духами. И про хорошую музыку и хорошую литературу она говорит так, как будто они недоступны ДЛЯ ВСЕХ, только для неё, и то же самое про знания о нейронных сетях и зеркальных нейронах (зеркальные нейроны, как она объяснила, есть у ворон, но их нет у 90% людей, потому что эмпатия у этих людей отсутствует - зато Черниговская демонстрирует чудеса эмпатии). 
Но с другой стороны, достаточно много людей, которые считают её выступления интересными и полезными. Хотя это тоже не критерий. Достаточно много примеров, когда, мягко говоря, не совсем хорошие люди достигали и большей популярности. А снобизм - это не смертельный грех, есть и худшие грехи. А что у неё нет никаких открытий и что она совсем не известна за рубежом - это и вовсе не грех. В этом она такая же, как и ВСЕ.
     14:36 31.03.2024 (1)
 Честно, не знаю  точно о ее научных достижениях,  не интересовалась. Но на ее страничке приличный  список ее научных публикаций.

 Черниговская ПРАВА: хорошая музыка, хорошая литература и вообще интеллектуальные занятия не доступны для всех. 
 Права на миллион процентов.
 Более того, можно  человеку дать  слушать хорошую музыку БЕСПЛАТНО, в самом прекрасном исполнении, он обругает вас и удерет слушать любимый шансон вприсядку с матерными частушками.

 То же и о литературе. Уж кому, как не нам видеть образцы того, чем восхищается народ?
 Уж кому, как не ВАМ, знать о баталиях за Главную страницу, хотя уверена, что редакторы помещают на нее то, что считают лучшим.

  Проще говоря: на вкус и цвет...

 Меня не возмущает отношение Черниговской КО ВСЕМ. Она правильно считает НЕ ВСЕХ, но массу, ниже себя.
 Ну это так!   Лично я ниже по рождению, по образованию, по достижениям в этой жизни,  уже по тому, что Черниговскую обсуждаем мы, а не она нас. )

 Чего заноситься? Равности в природе НЕТ! Нужно понимать свое место и не комплексовать. Не стараться свести тех, кто выше,  к своему уровню. Но и не стану поднимать  тех, кто ниже меня, до своего уровня . ) Каждому свое.
  Мой опыт научил меня уважать  всех, точнее уважать право каждого быть самим собой.  Исключаем право на нарушение законов.
 Я - либерал. Черниговская  не признает либерализм, по крайней мере на словах.

 Для меня критерии -  образование, воспитание, достижения.  Черниговская в этих позициях выше меня однозначно. 

 Вы считаете себя выше? )
  
 
Подтверждая  обоснованность  снобизма Черниговской  вспоминаю  слова: 

Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки.
Они честней, они добрей,
По пустякам не лезут в драки. (с)
     14:51 31.03.2024 (1)
Нет, не считаю я себя выше Черниговской, я никого из людей не считаю ниже себя (а вот собак и ворон считаю ниже людей).

Для меня критерии -  образование, воспитание, достижения.  Черниговская в этих позициях выше меня однозначно.

 А мне странно, что Вы вообще сравниваете себя с Черниговской. 


Ну а если бы я считала (чего я не делаю) себя ниже Черниговской, значило бы это, что мне нельзя было бы сметь порассуждать о её словах и высказать своё мнение? Можно было бы только "гордиться" ею? С какой стати мне ею гордиться? Она мне никто, ни ученица, ни воспитанница, я никаким боком не имею отношения к ней.
     15:24 31.03.2024
 Бог мой, опять Вас заносит в сторону.
  Ну Вы не считаете себя хуже Черниговской и ВЫ ПРАВЫ!
  Почему мы должны  считать что-то одинаково? Вы написали текст.
 Я  ответила своим видением затронутой Вами темы.

 Повторяю, для меня Черниговская -  авторитет, хотя бы потому, что нет в русскоязычном ютубе кого-то лучше ее по  теме ее лекций.
 А почему я не могу сравнить себя с кем-то? 
 
 Почему мне кажется ей можно гордиться?  Потому, что  она россиянка, известная в  мировых научных кругах!
 
 Гордиться хорошо достижениями научными, культурными, производственными.  Так я считаю.
 Вы видели в ютубе как китайцы строят мосты? Уникальные, не простые? Какая техника задействована, какие сроки и стоимость?
 С ума сойти!

 Если бы россияне могли делать такое!

Вам Черниговская - КТО! ВАША соотечественница.
 Ладно. Похоже, мы говорим о разном.
 Я сторонник критики властей, а не  признанных миром научных работников.

 Таких людей, граждан МОЕЙ родины, я готова носить на руках, фигурально выражаясь.
 



 

     13:13 31.03.2024 (1)
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=104576 - ссылка на мою заметку, на которую Вы здесь отвечаете. 

Давайте быть терпимее к выдающимся россиянам, особенно женского  рода.

Черниговская, что ни говори - редкая умница и интеллигентная женщина.

Людям нужны интеллектуальные и нравственные ориентиры.  Если мы, тоже далеко не глупые люди, будем  пинать  известных  россиян

, то  на кого равняться?

Я была недостаточно терпима к Черниговской?

Я её пнула или призывала её пинать?

Людям нужны интеллектуальные и нравственные ориентиры.

А вот уважать других людей я действительно хотела бы призвать. Кому-то, видите ли, нужны ориентиры, а кто-то берёт на себя роль таковых ориентиров или указывает несмыслёнышам, на кого им нужно ориентироваться.
     13:23 31.03.2024
 Алёна,  не сводите нашу дискуссию  к ругачке. Ни в чем я Вас не обвиняла.

 Я ищу и нахожу россиян, которыми можно гордиться. 
  
Это дурно?
 
И обратите внимание, всегда подчеркиваю: это МОЕ мнение.
 Почему личное мнение воспринимается, как  указание к действиям? )

 Вам Черниговская кажется  незначительной - Ваше мнение.
 Я  намного  примитивней Вас, мне она  кажется русским ученым, который  уж никак не позорит Россию.

 Ну вот так распределились наши мнения.  И это не повод вступать в конфронтацию.
 
Я ТАК СЧИТАЮ! )
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама