Хорошая тема.
Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук, академик РАО (2023), заслуженный работник высшей школы и Заслуженный деятель науки РФ (2010), профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.
По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ).
Такой человек заслуживает разговора о ней.
Отступление от темы.
Мое мнение: на свете существует две самые опасные профессии: врач и учитель.
Обе связаны с непосредственным влиянием на человека. Учитель может испортить жизнь человеку, внушив ему неправильное представление о нем самом и/или о мире. Иногда влияние учителя определяет выбор профессии, желание или отвращение к учебе, интеллектуальное направление или убеждает ребенка в его неполноценности.
То, что врач может физически навредить больному, - пояснять не надо.
Циничную пословицу: "У каждого врача есть собственное кладбище" знают студенты уже первого курса мед.института.
И обе профессии грозны "выгоранием". 99,% специалистов подвержены ему.
Особенно заметны психологические отклонения у учителей, есть даже характеристика с негативным подтекстом о ком-то: "училка"!
Учитель, для меня, еще и неинтересная профессия. Простите меня, учителя, и бейте не больно!
Был период в моей жизни, когда попросили преподавать в институте. Была молодой и так мне понравились горящие глаза молодых людей в аудитории, восхищенные моими лекциями. Читала я, правда, интересно.
Но когда я поняла, что буду обречена КАЖДЫЙ год читать одно и то же, взвилась моя натура, и я умчалась из профессии лектора впереди собственного визга!
Это я уже не говорю о дикой скуке видеть неосмысленные глаза, минимум, трети студентов, неизвестно как попавших и досидевших до моего третьего курса. А начальство окатывает холодным душем: не нужно предъявлять слишком высокие требования! Есть планы по отсеву и числу выпущенных специалистов. Не считая тех, кому нужно ставить хорошие оценки, потому, что нужно! Списочек таких до тебя доведут. Устно.
Врачи и учителя - профессии очень затратные, с точки зрения эмоций. А потому достаточно скоро "выгорают". То есть становятся " великими знатоками", у многих расцветает цинизм, или ханжество, или оба-два сразу.
Равнодушие и снисходительное выражение к надоедающим больным или ученикам - признаки "выгорания". Это не касаюсь чисто психических патологий, развивающихся при "выгорании".
Нужно иметь в виду: когда мальчик-девочка с неукротимым энтузиазмом приступает к работе, после получений диплома врача, учителя, - это "сырой" материал. Чтобы стать специалистом - нужен опыт. Всем.
Только способный человек стал профессионалом, а тут и начинает подстерегать "выгорание". Невеселый парадокс.
К чему это длинное вступление?
К тому, что Черниговская - профессор. А значит преподаватель в течении немалых десятков лет.
Отсюда ее некоторый снобизм по отношению к шуварме, плохой музыке и прочим бытовым привычкам основной массы населения.
Черниговская - явно потомок питерских аристократов, чудом уцелевших в перипетиях российской истории.
Что меня неприятно "цепляет" в ее лекциях? Постоянные повторы одного и того же.
Разумеется, нет хоть как-то определяемых физических различий хорошего и плохого мозга. Эти слова - фигура речи.
НО!
Черниговская принципиально права: нужно слушать хорошую музыку.
Есть ли статистика преждевременных смертей рок-н-ролльщиков? Их пристрастия к алкоголю и наркотикам? Музыканты классической музыки в разы реже подвержены вредным привычкам и ранним смертям.
Любители рок-н-ролла, не бейте меня! Учителя уже пишут возмущенные комментарии и отомстят за вас!
Нужно хотя бы различать качественный парфюм от дешевых ядовитых дезодорантов. Если уж пользоваться могут не все из-за материальных проблем.
Нужно читать классику, чтобы воспитать свой мозг хотя бы грамотной русской речью, в нашем русскоязычном случае.
Согласитесь, неприятно читать грубейшие ошибки даже на литературном сайте. Читать русских людей в соцсетях не могу от ДИКОЙ безграмотности пишущих.
Хотя отнюдь не безупречна сама, но уж не до дикости.
Разумеется, то, что мы слышим в ютубе от Черниговской, не похоже на ее лекции. Мы видим ее в роли популяризатора науки.
Это очень редкая профессия, согласитесь. Сложно остаться на грани донесения сложных научных истин и понятости совершенно не подготовленной аудиторией.
Черниговская - уникальна в своих профессиях, у нее их несколько.
Кстати, она никогда не была врачом, и никогда не представлялась врачом. Это кому-то из комментаторов.
Черниговская не определяет кто придурок, а кто нет. Но она дает ориентиры.
Умный и дурак - это оценочные суждения. Для дурака умён дурак.
Умные оценивают других часто не по интеллекту, а выдают эмоциональные суждения.
Лучший для нас пример - оценка и отношения друг к другу писателей и поэтов.
Черниговская учит хорошему, уверена.
И последнее. Уважаемые дамы и господа! Давайте быть терпимее к выдающимся россиянам, особенно женского рода.
Черниговская, что ни говори - редкая умница и интеллигентная женщина.
Людям нужны интеллектуальные и нравственные ориентиры. Если мы, тоже далеко не глупые люди, будем пинать известных россиян, то на кого равняться?
На Мизулину? Маму или дочу?
Отвечаю Алёне Шаламиной "Делает ли информационная всеядность мозг "плохим"?
Хотела написать комментарий, но получился большой текст.
Физиолог Лина Штерн, микробиолог Ермольева, физиолог же Наталья Бехтерева...
На их фоне Черниговская - пустое место.
Пустее не бывает.
Гордиться и носить её на руках - не за что.
Уже одно то, что её пригрели в Курчатовском институте (знаете, кто возглавляет ныне Курчатовский институт?), говорит о многом.