Произведение «Истоки »
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 44
Читатели: 137 +2
Дата:
Произведение «Истоки » самая комментируемая(35) работа за сутки
13.04.2024

Истоки

Пролог
- Мам, что мы всегда, как только попадаем в Питер, идём сюда, на Волковское кладбище? И каждый раз стоим возле Литераторских мостков и пытаемся найти нужную дорожку. Им ведь это не нужно.
- А тебе, доча? Это же ниточка, которая связывает нас с прошлым. Это наши истоки, наши корни. Мы и так слишком мало знаем о своей семье.
- Мам, всё равно, не люблю я ходить тут между крестов и памятников. К тому же я не знаю прапрабабушку и прабабушку не помню.
- Возможно, когда повзрослеешь, поймёшь, что такое прикосновение к вечности. И кресты эти стали летописью нашей семьи. Относись к этим могилам, как к островкам памяти. Если бы не они, не было бы и нас с тобой.  Представь себе, что они жили в этом городе, страдали, любили.
- А ты сама что-нибудь о них знаешь?
- К сожалению, совсем немного…

1
-  Не плачь, Олюшка! Слезами горю не поможешь.
- Что делать, нянюшка? За что мне это? Сначала маменька нас покинула. А теперь вот папенька такое сотворил.
- Пойдём, Олюшка, холодно - простынешь. Будешь теперь сюда приходить – родителям кланяться. Спасибо, разрешили грешника на Волковском кладбище к маменьке твоей подхоронить. Раньше-то самоубийц за оградой кладбищенской закапывали.
- Нянюшка, я хочу в имение наше, в Мартышкино.
- Кабы можно было вернуться, папенька бы твой не стрелялся. Заложено имение-то.
- Зачем же? Я так любила наш дом и сад, а вокруг  – воздух чистый, лес, залив.
- Проигрался папенька твой подчистую. Хотел отыграться, да не вышло. А для игроков этих карточный долг – долг чести. Платить нечем было, сначала имение заложил, а теперь вот и взял грех на душу. Оставил тебя сиротинушкой.
- Значит, те страшные люди, что приходили к нам, правду сказали, съезжать нам надо с комнат? Наверное, и мне за папенькой последовать придётся.
- Грех так думать. Молодая ты ещё. Поживёшь. Пойдём сейчас, скарб твой нехитрый соберём – и ко мне. Досталась мне от сестры комнатушка недалеко от Сенной. Там и жить будем.
- Нянюшка, родная, а где деньги на жизнь возьмём?
- Я и об этом подумала, графинюшка ты моя. Я-то старая уже, меня ни в один дом нянькой не возьмут. А ты молода – работать пойдёшь, хоть и не привычная.
- Ничего-то я не умею.
- Как ничего? А кто вышивает так красиво? Я намедни слыхала, что в мастерскую госпожи Кутасовой белошвейка нужна. Вот и проживём. Ты только не говори никому, из каких происходишь. Народ простой графьёв не очень жалует. Это уж мне вы как родные, я ещё маменьку твою нянчила.

2
- А я тебя, сударушка, давно поджидаю, как из мастерской выйдешь. Смотрю, девушка новая появилась у мадам Кутасовой. Как зовут-то, красавица?
- Ольгой. А вы наш клиент, я узнала. Я рубаху вам вышивала.
- Представиться хочу: Константин Александрович Румянцев.
- Уж, не из тех ли Румянцевых?
- Господь с тобой! Отец мой на Путиловском заводе всю жизнь работал. Я династию продолжаю. Приглянулась ты мне. Не такая, как те девушки, которых я знаю. Особенная какая-то. Что засмущалась?
- Нянюшка говорила, не любят здесь таких, ну, из дворян. Была графиней, стала белошвейкой. Имение в Мартышкино заложено. А живу в каморке у нянюшки.
- Не любят те, кто работать не хочет. У нас на заводе прокламации  против царя-батюшки разносят. Им революции всякие подавай. А я за устои. Работаю хорошо, меня ценят и деньги платят. Может, пойдёшь за меня, Оленька?
- Как,  так сразу? Мы же не знаем совсем друг друга.
- Вот и узнаем. Пальчики нежные твои все исколоты. Не беспокойся, я семью прокормлю. Ты мне деток нарожаешь. Будем откладывать, глядишь, лет через десять имение выкупим. Будут мои наследники графских кровей. А пока поживём у меня на Лиговке. Как родителей не стало, я один там.
- Справный вы, Костя. А мне, как нянюшка умерла, совсем тоскливо стало.
- Так, ты согласна, Оленька?
- Видать, это судьба моя. А женою я буду вам верной, Константин Александрович.
- Вот и сговорились. Завтра о венчании позабочусь.

3
- Спасибо за доченьку, Оленька! Вот, тысяча девятьсот восьмой год – рождение нашего первенца. На тебя похожа – кожа белоснежная, глазки голубые.
- Костя, как девочку назовём?
- Александрой покрестим, в честь батяни моего. Шурочкой звать будем. А парень родится, Иваном наречём, как деда моего.
- А мою маменьку Антониной звали, а папеньку Алексеем.
- Вот видишь, Оленька, сколько нам ещё деток нужно. Замечательная ты у меня.
- Знаешь, Костя, я иногда глаза прикрою и вижу Мартышкино, усадьбу нашу и представляю, как детки там бегают.
- Неспокойно сейчас, ох неспокойно. Не знаю, Оленька, получится ли вернуть тебе усадьбу…

Эпилог
- Так что, дочка, непростительно редко мы бываем здесь. Где-то тут были похоронены и родители Ольги. Вряд ли найду.
- Мам, это могила только бабушек. А где прапрадед Костя похоронен?
- Мой прадед Костя лежит  в братской могиле вместе с другими, не пережившими блокаду. Так и не удалось выкупить ему имение.
- Из-за революции, да?
- Знаешь, по жизни наших пра можно наблюдать историю страны. Когда началась первая мировая война, отвёз Константин  свою любимую Оленьку с дочерью Шурой и сыновьями Иваном и Алексеем в деревню к зажиточному брату. Сам ушёл на фронт. Перед февральской революцией вернулся домой по ранению, семью забрал в город. Снова стал работать на Путиловском заводе. В политику не лез. Родились ещё Михаил, который погиб в Отечественную, Сергей, пропавший без вести в те страшные годы войны, и младшенькая Антонина. Брата прадеда моего после революции репрессировали как кулака. Вот тебе и история. Мы с бабушкой Шурой, когда я маленькой была, в Мартышкино дачу каждый год снимали. Пробовали то имение найти. Да куда там…
- Мам, а ты свою прабабушку видела?
- Нет. Прабабушка Ольга  совсем немного правнучку, в смысле меня, не дождалась.
- А откуда ты узнала подробности её жизни?
- Бабушка Шура рассказала историю своей матери, когда уже гласность объявили – раньше боялась. Помнила бабушка моя и революцию, и гражданскую, и как отцова брата раскулачивали, и блокаду, а вот говорить об этом не любила. Так и жила на Лиговке, пока в семидесятых маленькую квартиру с тётушкой моей не получила в Купчино. Во время войны подселили соседей, осталась одна комнатушка с нишей. И я там с рождения жила. Из-за тесноты коммуналки пришлось с родителями уехать в другой город, где мы и живём сейчас.
- Почему не рассказывала? Это же так интересно. Мы по учебникам изучали, а она своими глазами видела.
- Ей казалось, что не нужно нам всего знать, мало ли что. Страх глубоко засел. Годы тогда такие были. Вот так, доченька,  и получилось, что летописью нашей семьи стали кресты на могилках Волковского кладбища. А помнить о корнях своих – это и есть любовь к родине. Поэтому каждый раз,  как попадём в родной город, будем приходить сюда. Ведь так?




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:33 27.04.2024 (1)
Очень хорошо написано!
Сейчас кажется, что непростые времена идут,
а они почти вегда непростые...
     14:13 27.04.2024
Спасибо! Правильно сказал Кушнир "Времена не выбирают, в них живут и умирают".
     10:43 13.04.2024 (1)
Вот и я молодой была не спросила бабушку, кто они, да откуда, а сейчас некого спросить. По крупицам собирала историю семьи от старших двоюродных сестёр. Понравилась миниатюра, Галина
     16:49 13.04.2024
Спасибо, Аллочка, за отклик! Я бы тоже сейчас расспрашивала с ручкой в руках. Мама рассказывала, что Оленька после войны стала прикладываться к рюмке и всё больше молчала. Очень переживала она смерть мужа в блокаду. Это всё, что она помнит о своей бабушке. Некого спросить...
     20:33 12.04.2024 (1)
1
Еще раз с удовольствием перечитала!!!
Вот на Волковском не была пока и на Литераторских мостках. Зато Смоленское почти вдоль и поперек исходили.
     23:18 12.04.2024 (1)
Ляманочка, у меня все питерские на Волковском, кроме прадеда Кости - тот на Пискарёвском где-то в блокадных захоронениях. В детстве меня бабушка часто возила на Волковское, я ещё и не читала, а уже знала Куприна, Лескова, Тургенева и многих других. Потом шли на могилу Оленьки, и бабушка говорила, чтобы её рядом положили. Так и случилось. Сейчас, наверное, всё там заросло
Спасибо тебе!
А на Смоленском кто у тебя?
     00:02 13.04.2024
У меня никто, слава Богу.
Просто, когда дочь поступала в Академию, ходили к часовне Ксении Петербургской, и заодно исходили и само кладбище. А потом в трапезной сидели, угощались изумительным квасом и маковниками. Нигде нет таких вкусных маковников, как там!
А на Смоленском больше всего запомнились кенотафы Александра Блока и Тараса Шевченко.
     18:57 12.04.2024 (1)
1
Хорошая работа Галина.
Вот как донести до детей, внуков историю своей семьи?
Привить интерес к ней7
Мы все глобальным категориями мыслим, а о себе не знаем.
Правда я дошел в свое время в изысканиях истории рода Лялиных до 1850 года, когда прадеда по имени Лев купил помещик Поморов из Тульской губернии в деревню Ново0-Никольск  винокуром.
сейчас живу напротив кладбища где есть некрополь Лялиных.  не знаю может там есть дальнии предельные родственники?
     23:04 12.04.2024 (1)
1
Благодарю за отклик, Леонид!
Сейчас пытаюсь понять, почему нас не ориентировали на исследование своих корней, пока были живы наши пра - свидетели эпохи. Видимо, именно поэтому, что мы могли узнать что-то лишнее, что не соответствовало идеологии.
     23:38 12.04.2024 (1)
1
Почему, Галина не ориентировали?
Свою родословную  я начал собирать в 1967 году, после 40-ка минутных телефильмов  "50 лет Советской Власти"  приуроченных к Юбилею.
Там часто ведущая говорила - Почему графья знают свои родословные, а мы советские люди - нет.
Так и пошло. Родных бабушек в живых не было, но двоюродные откликнулись в деревне.  Интересно было читать их письма, написанные ровным бисерным почерком без заглавных букв и знаков препинания. Октябрьскую революцию! называли переворотом. Для меня это было удивительно.
Сейчас можно покопаться в инете. Я даже нашел наградной лист на первую медаль  отца, датированный августом 1941 года.
     23:54 12.04.2024
Уничтожила моя бабушка все письма и бумаги. Прабабушка долго хранила закладные на усадьбу, но в блокаду на растопку ушли. Революцию тоже переворотом называла, но была комсомолкой (в партию побоялась вступать, вдруг бы выяснили происхождение). А фамилию прабабушки девичью я даже не знаю, только прадеда. У внука моего, пока ещё жил в Москве, было задание - нарисовать генеалогическое дерево. Нам таких заданий не давали, очень жаль.
     19:17 12.04.2024 (1)
1
А хотелось бы знать хорошо свою родословную.
     23:08 12.04.2024
1
Согласна, Владимир, хорошо бы. И если по питерской линии я хоть что-то знаю, то как дед из Алтайского края попал в Алма-Ату командовать местной милицией, даже не представляю.
     14:26 12.04.2024 (1)
2
История страны в судьбах людей. Судьбы неповторимые и в то же время типичные. Великолепно написано.
Только не пойму: кто потом жил в Купчине: Ольга, Шура или рассказчица?)) 
А в Купчине, поди, на Будапештской?))
     14:34 12.04.2024 (1)
Спасибо, Александр!
Ох, уж эти коварные местоимения... Спасибо, подправила.
И точно - на Будапештской, в самом начале, мы с бабушкой оттуда пешком до Волковского кладбища ходили. Потом рядом с нашим бывшим домом больницу скорой помощи построили.
     14:53 12.04.2024 (2)
Ага. Им. Дженилидзе. А Я и не сомневался: у нас с вами сплошные совпадения!)))) Я жил тоже в начале Будапештской 3 к.2.)) 
     20:36 12.04.2024 (2)
Сколько раз была в Питере, а вот в Купчино не довелось пока.
     22:56 12.04.2024
Прав Саша, в Купчино смотреть нечего - просто человейник. У меня одноклассница туда переехала в конце 60-х, так тогда на электричке добирались. А сейчас - целый город. И метро уже есть.
     21:13 12.04.2024
Ляман, это спальный район, смотреть там не на что.))
     14:59 12.04.2024 (1)
У нас д.5, кор. 2, проход через арку. Действительно, всё время где-то рядом. Наверное уже пора на "ты" переходить.
     15:40 12.04.2024 (1)
Хорошо знаю эту арку дома 5к.1, мы к своему дому тоже через неё ездили. Мой дом через один после вашего.))
Тоже считаю, что пора.))
     16:01 12.04.2024 (1)
Вот и договорились.
     20:23 12.04.2024
     16:59 12.04.2024 (1)
1
Вот так поломала нас история, научила молчать и терпеть. Не много мы всё-таки знаем, и правда - большая история складывается из малых, их не перепишешь и не переделаешь.  
Давно взяла себе обет - раз в году еду в Великие Луки и обихаживаю могилки дедов и бабушек. Заброшенные перекапывают...чтобы этого не случилось. Пока могу буду это делать. Это память, но много, ах как много утрачено!!!
     17:16 12.04.2024
Спасибо за отклик, Эрика!
А я уже больше пяти лет на Волковском не была. Дочка без меня не нашла, куда идти.
     16:44 12.04.2024 (1)
1
Интересно всё это, Галя!
Настоящая, истинная история - она в мемуарах.
Когда официальную переписывают - ищи там!
Спасибо! 
     16:48 12.04.2024
Благодарю за отклик, Лёша! Обидно, что так мало знаем свои корни...
     15:47 12.04.2024 (1)
1
Галина, потрясающий рассказ. Мне кажется прекрасным и очень важным сохранить память о своих предках для будущих поколений. Это помогает лучше узнать и самого себя.
Так написано интересно. Я словно фильм смотрела. Спасибо.
     16:03 12.04.2024
Благодарю за отзыв, Ирина! Очень жаль, что слишком мало знаем.
     14:54 12.04.2024 (1)
1
Когда читаю такие работы, всегда думаю, хотелось бы мне или нет фильм посмотреть  ПРО ЭТО.. 
В данном случае - осень бы хотелось!! 
Мысленно представляю и и усадьба, и барышню,  и всё-  всë... 
И далее, вплоть до крестов... 
Понравилось, очень
     15:07 12.04.2024
Спасибо, Наденька!
К сожалению, нет портретов молодой Оленьки. Есть только одна фотография, пожелтевшая от времени, на плотном картоне, сделанная где-то в начале 50-х: грузная немолодая женщина в платочке. Ещё были вышивки, сделанные уже после войны, а те, что до революции - все были выменяны на продукты в блокаду.
А о предках по линии отца знаю ещё меньше.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама