*** Глава 1. Чудный и дивный писательский мир ***
В прошлом, 2023 году, я начал активное знакомство с миром писателей. Теперь хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Вдруг, они вам покажутся интересными? Всякое бывает. Сразу замечу, что информация актуальна на текущий, 2024 год. Год назад все было чуть-чуть, но по-другому. И год вперед можно ожидать каких-то изменений. А уж что будет через сто лет! Страшно даже представить. Если мы с вами зайдем сюда через сто лет, то очень удивимся, все станет иным, мы никого не узнаем, появятся какие-то новые писательские звезды.
Но не будем забегать так далеко вперед. Торопиться не надо. Поговорим о текущей ситуации, которая сложилась сегодня и сейчас.
Заранее предупреждаю, что я не пытаюсь сделать какую-то объективную аналитику. Это очень субъективные наблюдения, которые я делаю, сидя на своей колокольне.
Сходу меня удивило, насколько мир писателей похож на мир шахматистов. И там, и там проводятся турниры, на которых можно выиграть разного рода призы, иногда финансовые, иногда в виде неких ачивок, грамот, лайков и прочих моральных поощрений.
В виде типичного примера писательского турнира (их называют конкурсы) упомяну научно-фантастический конкурс "Проект особого значения". Призовой фонд: 1,9 млн рублей. Участие приняло несколько тысяч участников.
Если, например, поступить по методу Шарикова, "взять все и поделить", то каждому участнику достанется где-то примерно по пятьсот рублей. В этом есть логика. Все участники старались, создали какие-то произведения, почему бы и не поощрить их всех?
Но нет, это так не работает. Работает принцип "winners take all" и этих победителей намного меньше, чем общее количество участников. Примерно, если я не ошибаюсь, человек 9 или около того. Интереснее вот такая тема. А как вообще определяются победители? В шахматных турнирах, например, высокий уровень автоматизации. Случаются, конечно, конфликтные ситуации, связанные с читерством, требующие судейского вмешательства. Но, все-таки, в целом, уровень автоматизации очень высокий.
А как проходит литературный конкурс? Допустим, есть у нас жюри в составе 10 человек, и есть у нас 2000 произведений. Нам надо сначала отбросить "явный мусор", сократив число произведений до 1000. Затем выбираем из этой тысячи 40 произведений в лонг лист. Затем, из этих сорока отбираем 10 в шорт лист. Затем назначаем победителей.
Как же член жюри сможет прочитать эти 2000 произведений (среднего размера 1 авторский лист), да еще и как-то оценить их? По-моему, это невероятно сложная задача.
Какие есть идеи?
Можно, например, частично автоматизировать процесс. Например, можно проверить на грамотность, оригинальность текста, на количество "плохих" слов и на количество "хороших". При этом за плохие (матерные) слова начислять штрафные очки, а за хорошие (мир, дружба, любовь) начислять бонусные очки. Но как-то не видно убедительного решения даже в стадии формальной постановки.
Еще можно членов жюри разделить по участкам. Пусть каждый член жюри читает не все 2000 произведений, а всего лишь 200. И из этих 200 выбирает только 4 для лонг листа. Конечно, мы тут видим огромную экономию трудозатрат. Но прочитать 200 произведений тоже тяжелый труд.
Есть у меня еще одна очень сильная, революционная идея. Я, если бы был назначен членом жюри, не стал бы читать произведений целиком. Я даже не стал бы читать их описаний. Вполне достаточно прочитать имена авторов и заголовки произведений.
В следующей главе я предлагаю вашему вниманию попытку проанализировать и оценить произведения лонг листа по 10-ти бальной системе, исходя из этого минимума информации.
На конкурсах писателей действует многоступенчатая схема отбора. Приведем пример. Сначала из 2000 поступивших на конкурс работ отбираем 1000 для участия. Отбраковываются произведения не прошедшие по каким-то формальным причинам (не та тема, не тот объем, и т.п.) Затем какое-то количество отбираем в лонг лист (200, или 100, или 40). Затем из лонг листа отбираем произведения в шорт лист. Затем из шорт листа назначаем победителей.
© 2024 Константин Оборотов
===