«Если хочешь ничего не бояться,
помни, что бояться можно всего».
Луций Анней Сенека
В самом начале девяностых годов с небольшой группой спелеологов-любителей удалось побывать на Среднем Урале. Пещеры Уральского хребта, которые мы обследовали, давались нелегко: узкие темные лазы, где невозможно распрямиться в полный рост, завалы из камней, скользкая глина под ногами, коварные щели провалов.
Сказать, что тот поход был сплошным преодолением себя – ничего не сказать. Мы, зеленые новички, даже не предполагали, что придется бороться не только с гнусом, усталостью, холодом, сыростью – периодически шли дожди, но и преодолевать клаустрофобию. В самом начале похода это было удивительно, ведь в обычной жизни никто из нас не боялся замкнутых пространств. А тут… на тебе! За всех не скажу, но мне иногда было страшно. Темные, холодные, сочившиеся влагой, стены вызывали приступы паники, которую приходилось давить в самом зародыше. Страшно было оступиться и сломать ногу, страшно застрять в узком каменном «мешке», страшно упасть в щель на камни, разбиться и замерзнуть в ожидании помощи.
Сейчас об этом забавно вспоминать, но байки о привидениях и таинственных обитателях пещер заставляли дрожать от ужаса ничуть не меньше, чем возможность повредиться или по каким-то причинам навсегда остаться в холодной глубине подземелья.
Рассказами о потусторонних силах нас обильно снабжал инструктор по туризму, которого все звали просто по отчеству – Петровичем. Вечером, сидя у дымного костра, каких только историй от него мы не наслушались! До брезентовых палаток, стуча зубами от страха, добирались далеко за полночь.
Петрович любил повторять, что большинство страхов имеет древнее происхождение. Чтобы выжить – следует бояться, подсказывает нам мозг. В мире много неразгаданных тайн, непознанное кажется опасным. Хотя далеко не всё так однозначно. Даже те, кого мы называем нежитями, не всегда враждебно относятся к человеку.
В подтверждение правдивости своих умозаключений он рассказал следующее:
– В разные годы в здешних краях произошло несколько странных случаев, о которых до сих пор говорят местные старожилы. Не знаю, действительно ли все было так, как болтают. Может, и придумывают. Поди, знай! Дела темные.
Петрович замолчал, собираясь с мыслями. Мы, затаив дыхание, наблюдали, как блики от пылающего в холодной ночи костра отражаются в его карих, с хитрым прищуром глазах. Петрович погладил заросший черной щетиной подбородок, с легкой усмешкой оглядел нас, съежившихся и притихших.
– Километрах в десяти отсюда есть деревня, – начал он свой рассказ. –¬ Сказывают, когда началась коллективизация, некоторые семьи, не согласные с политикой властей, покинули насиженные места и подались в бега. Об их судьбах ничего не было известно. Как говорится – бесследно сгинули. Решили деревенские жители: то ли в тайге беглецы отшельниками обосновались, то ли нашли места обетованные…. Но, вероятнее всего, были выловлены и отправлены туда, откуда возврата не бывает.
Прошло много лет. Некоторые старики еще помнили своих пропавших соседей, кое-какие документы и фотографии в местной библиотеке хранились. И все. А в шестидесятых годах в тайге заблудился ребенок из этой деревни. Говорят, мать не досмотрела. Мальцу было лет шесть-семь от роду – не больше. Искали долго. Надежда найти мальчишку живым пропала на пятый день поисков. И тут случилось чудо. Отыскался ребенок. Кто-то привел его к самой деревне. Кто – неизвестно. Спрашивали у мальца, а он, знай, твердит: мол, дедушка какой-то его в лесу нашел. Кто этот таинственный дедушка, почему не показался людям? Вопросы, сплошные вопросы – ответа нет. Один из деревенских выдвинул предположение: может, это один из тех, кто некогда покинул деревню, спасаясь от новой власти? Подумали, покачали головами. Быть такого не может. Сколько десятилетий прошло – и что, никто так ни разу и не объявился?
Забылась бы вскоре эта история – так нет! Мальчишка тот подрос, в школу пошел. И вдруг на старой фотографии узнал своего спасителя. Он – и все тут! Только никто ему не поверил. На фотографии той местный крестьянин уже стариком был. Копией того, что ребенка в тайге нашел. Погалдел деревенский люд и дружно пришел к выводу: кое-кто из пропавших соседей все же уцелел. А старик, скорее всего, – сын того крестьянина, что запечатлен на старом фото.
Петрович замолчал. Достал сигарету из пачки, закурил, виртуозно пуская в черное безлунное небо сизые колечки дыма.
– Только несколько вопросов все же требовали ответа. И самый главный вопрос: почему об отшельниках никто ничего не слышал? И на покосы в тайгу местные ходили, и охотники в этих краях не редкость, туристы заглядывают. Сами такие, понимаете: манят пришлый народ наши уральские красоты.
– Красоты знатные, – подал голос один из участников нашего похода.– Мне интересно, как давно профессиональных спелеологов интересуют здешние пещеры?
– Профессионалов они не сильно интересуют, все исследовано давным-давно, а вот от любителей отбоя нет, – сказал Петрович, стряхивая пепел с сигареты себе под ноги. – Хотите знать, что дальше было?
– Конечно, хотим!
– Тогда слушайте дальше. Группа спелеологов, таких же любителей, как и вы, в семидесятых годах столкнулась в одной из пещер с духом-охранителем. К слову, в пещеру эту мало кто ходил – пользуется она дурной славой. Но пришлые – народ отчаянный. Что им рассказы местных жителей! Да, забыл сказать, чем славится эта пещера, отчего ее побаиваются. Поговаривают, что живет в ней дух в образе большой черной собаки. Те, кто побывал в пещере, крестятся и божатся, что видели призрачный силуэт. Вреда от духа никому не было, страх один.
Вот и те спелеологи, о которых речь, встретились с духом-охранителем пещеры. Рассказывали потом, что еле живые от ужаса выбрались наружу. Не успели отдышаться, смотрят – навстречу им старик странного вида идет. Рубаха на нем и порты наподобие тех, что носили крестьяне в начале века. Подошел он к людям, вежливо поздоровался. Спросил, что те в тайге делают. Они возьми, да и поведай ему о том, что хотели исследовать пещеру, только страшный призрак собаки напугал. Старик покачал головой.
– Не стоит ходить в эту пещеру, тревожить покой усопших.
Сказав это, старик почти прозрачным стал, а потом и вовсе пропал, растворился в воздухе, словно его и не было. Спелеологи бросились бежать кто куда, еле потом вместе собрались. История эта получила огласку. Снова в деревне заговорили о пропавших соседях. Самым популярным занятием стало рассматривать старые фотографии. И тут один из деревенских пареньков вспомнил о старом фотоальбоме, что хранился на чердаке у его бабушки. Она близкой родственницей приходилась одному из пропавших мужиков. Если не ошибаюсь – племянницей.
Стали рассматривать старые фото. И на одном из них увидели большую черную собаку. Сидела, доверчиво прижавшись к ногам хозяина. Понятно, что никто из стариков не смог вспомнить, что стало с той собакой. До животного ли было, когда бесследно исчезли несколько семей!
После истории той, что приключилась со спелеологами, загадочного старика несколько раз видели близ деревни. Ну, как видели… То в речной воде, говорили, образ его покажется, то среди деревьев силуэт мелькнет. Может, придумывали, страх нагоняли. Бабы в лес по грибы-ягоды отказывались ходить. Все в деревне боялись таинственного старика. Пещеру с ее духом-собакой и вовсе стороной обходили.
Так бы и жил страх в народе, если однажды сюда не пришли настоящие специалисты- спелеологи. Они-то и помогли понять, что произошло много лет назад.
– И что же произошло? – голос спрашивающего слегка охрип и немного дрожал.
– Терпения, – произнес Петрович и бросил давно погасший окурок в костер. – Оказалось, что людей погубил обычный обвал. Решили заночевать в пещере и… не выбрались наружу. Что явилось причиной обвала, теперь никто не узнает. Когда разгребли, нашли с десяток скелетов взрослых и детей. Еще там был скелет большой собаки.
Чего они в пещеру полезли? Может, от грозы прятались? В пещере той, как оказалось, еще один вход был, чуть левее, вот в него-то позже любители и лазали. А этот засыпало. И людей погребло под камнями. Так тайна исчезновения нескольких семей спустя полвека и открылась.
Похоронили их на деревенском кладбище, даже попа позвали, чтобы отпел. Все же христианские души. Не по своей воле погибли. Пещеру с тех пор конурой в народе прозвали. Только почему-то приезжие ударение на второй слог делают. Проще так, что ли?
– И как далеко отсюда эта пещера?
– Пещера-то? Совсем рядом. – Петрович поднялся со своего места, одернул свитер. – Завтра в нее и пойдем! Что, испугались?
Тишина в ответ. Где-то совсем рядом забила крылом ночная птица. Пронеслась темной тенью над уснувшей рекой. И снова – безмолвие. Одна только мысль в голове: как спускаться в пещеру, которая имеет своего духа-охранителя – большую черную собаку?
– Не бойтесь, людей с чистой совестью духи пещер не губят. Наоборот, помогают, если попали в беду. – Петрович усмехнулся: – Или у вас с совестью проблемы?
– Нет, все нормально, – раздалось несколько нестройных голосов.
– Эка я вас напугал. Ничего. Завтра проверю, кто из вас чего стоит. А сейчас идите спать. Вставать рано.
Сейчас, спустя много лет, думаю: ловко Петрович своим рассказом подвел нас, зеленых новичков, к преодолению глубоко запавших в родовую память животных страхов. Пара человек из группы отказалась спускаться в пещеру со странным названием Конура. Остальные пошли. И преодолели свой страх.
Могу поклясться, что по пятам за нами следовал еле видимый в дрожащем свете фонариков призрак большой черной собаки. Когда впереди показалось светлое пятно выхода, она на секунду припала на задние лапы, затем круто развернулась и пропала в холодной и мрачной глубине подземелья.
|
прочитал с удовольствием