Произведение «Восхождение»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Читатели: 17 +1
Дата:
Предисловие:
Приношение брату

Восхождение



Тропинка извилистым серпантином уводила(убегала) вверх.
Редкие кустики мха ютились (уютно устроились) на камнях вдоль дороги. Святая Гора Афон –Земной Удел Пресвятой Богородицы-возвышается между заливами Айон-Орос (Сингитикос) и Иерисос(Акантиос) в Эгейском море, на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Греции. Это совершенно автономное монашеское государство. На территории Афона 20 монастырей, десятки келейных обителей и пещер, где подвизаются монахи, иноки и послушники. Древние камни хранят память о святых. Самая высокая точка- 2033м над уровнем моря. По преданию Пресвятая Богородица прошла своими стопами до Храма Панагии. С 1016 года начался отсчёт древнерусского монашества Афона. До этого там было язычество, и на Горе стояло капище.
К пристани Святой Анны причаливает паром, и паломники начинают своё восхождение. Скит Святой Анны- матери Пресвятой Богородицы находится на уровне 300 м над уровнем моря. Окружён фруктовыми и оливковыми садами. Дальше дорога ведёт наверх. Послушные выносливые мулы везут вещи. Становится сложно ступать на острые камни. Облака давно уже остались внизу.
Нижняя часть полуострова утопает в еловых, дубовых, каштановых лесах. Вересковые пустоши перемежаются с кипарисовыми рощами. Кое-где виднеются одиночные пальмы. В монастырях выращивают виноград, персики, киви, оливки, цитрусовые.
 Среди всего этого буйства растительности выделяется верхняя часть Горы. Чем выше поднимается путник, тем реже встречаются деревья. Кругом - камни. Кое-где попадаются кустарники и пучки мха.
Путник давно уже шёл один по тропинке и начал уставать. Часть паломников осталась в Скиту Святой Анны, часть любовалась красотами природы. Перед ним открывался живописный вид. Внизу простирались воды Эгейского моря. Иссиня-зелёное, оно сливалось с линией горизонта и постепенно приобретало светло-голубой оттенок. А выше начинало синеть- там, где облака несут дожди.
Георгий- так звали путника-работал наладчиком холодильных установок. Жизнь его тянулась, как этот серпантин, была извилиста и имела много опасных поворотов.
Через четыре часа восхождения наконец -то показалась Панагия. Покрывало из облаков целомудренно прятало самую высокую точку Афона. Снег и острые камни… Трудно идти. Да, ради такой красоты можно и потерпеть .
Раннее детство Юрий провёл у бабушки Веры. Молодые родители зарабатывали на квартиру. В семье был культ трудолюбия. Все в их роду усердно трудились. Только ему почему-то не хотелось быть как все.
Ближе к школе Юрик переехал из деревни в город в квартиру, за которую ещё предстояло долго выплачивать ссуду. Мама с папой были обычной молодой семьёй, которой хотелось быстрее встать на ноги. Они трудились, не покладая рук. А Юра жил в своём отдельном от них мире.
Любимыми моментами было, когда родители ездили в деревню и брали его с собой. Там его ждали бабуля, друзья и пёс Рекс. Бабушка- вот, кто был по-настоящему близким человеком и кого Юра больше всего любил…
Каменная тропа с редкими порослями раскидистой травы привела к Скиту Святого Василия. Из-за того, что пустынька находилась на самом мысу полуострова, северный и южные ветра задували с двух сторон и образовывали своеобразное завихрение. Георгий присел отдохнуть на каменный полог. Железный чайник с заваренными горными травками и кружка- незаменимая вещь в этих краях. Сердобольный монах напоил Георгия чудесным отваром, и силы быстро вернулись к путнику…
Школа принесла новые заботы и тревоги. Младшие классы прошли более- менее благополучно(гладко). А вот в старших начались проблемы. От природы сообразительный, умный, Юра, однако, был ленив, уроки делать никак не хотел. И тут с родителями начались конфликты.
Техникум связи закончить так и не удалось. Потом армия. Девушка его не дождалась, вышла замуж за другого. И с этого момента жизнь дала крен.
 За плечами три неудачных брака, четверо детей…
 Подниматься становилось всё тяжелее и тяжелее. Надо было добраться засветло до скита Катунаки. В переводе значит-«оставить здесь свои кости». Высокая влажность, печей нет. Поселившиеся здесь синайские монахи стали быстро умирать. Так как были не приспособлены к этому климату. Они вынуждены были принимать скоромную пищу: сыр, рыбу, чтобы иметь возможность молиться. Тело –всего лишь сосуд. Скит Катунаки-Данилеи находится в ущелье между двух горных массивов, 350 м над уровнем моря, известен иконописной мастерской «Данилов дом» и как певческий скит. Лежит на пути к Карули-(конечная) цель пребывания Георгия.
День клонился ко сну. Силы были на исходе. Наконец показались небольшие белые строения. Это Катунаки. Камни обтесывали нужной формы и складывали без раствора, стараясь подогнать, чтобы не было зазора. Сначала строили из дерева. Но потом шешель быстро всё стачивал. Поэтому пришлось выбрать камень.
Воспользовавшись гостеприимством хозяев, Георгий благополучно переночевал в одной из келей. Сами хозяева спали мало. Встали в 2 ночи и приступили к молитве. Монахи на Афоне живут по особому, византийскому времени, то есть по солнечным часам. Каждую субботу вечером здесь подводят часы так, чтобы начало суток совпадало с заходом солнца. Это помогает ощутить себя обособленно. Разница составляет примерно четыре с половиной часа. Молиться ночью, в тишине ничего не мешает. Григория попотчевали, чем Бог послал. Монахи употребляют в пищу в основном фрукты, овощи, оливковое масло, редко сыр –словом, всё, что сами могут вырастить или собрать на деревьях. Углеводов почти нет. Послушания в скитах распределяет Игумен или старец, который берёт на себя заботу о братиях, руководствуясь тем, насколько та или другая работа может принести пользу самому послушнику и в связи со способностями оного.
Григорий постепенно погружался в атмосферу покоя, мира и смирения. Все заботы и переживания постепенно забывались. Был только он и Гора Афон.
В жизни наступает иногда такой момент, когда человек круто меняет свою жизнь. И это связано отнюдь не с каким- то отдельно взятым событием. Кажется, он шёл к этой Горе всю свою жизнь. И теперь познает истину, откровение от Создателя, ответы на все свои вопросы…

Наиболее суровая часть Святой Горы-Карулия, скит Великая Лавра. Карульские пещеры, как птичьи гнёзда, усеяны на юго-западной стороне Афонского полуострова- до скал. «Карулия» с греческого означает «канаты, цепи». На почти отвесной скале находятся скиты, кельи, пещеры, где монахи-отшельники ищут уединения и ведут закрытую аскетичную жизнь в непрестанной молитве. Они научились добывать дождевую воду и ловить рыбу прямо со скал, с помощью цепей и верёвок перетаскивать грузы, провизию, терпеть летом пятидесятиградусный зной, а зимой холодные ветра и высокую влажность.
Келья, пещера-это не только жилое помещение, но и свой храм. Часто там хранятся мощи тех, кто жил до этого в келье. На Афоне монахов хоронят, потом через три года достают останки, омывают и кладут в костницу. Если это пещера, то костница занимает небольшое место. А в монастырях делают погребальные гроты с низкими сводами, над которыми устраивается храм. Например, в Пантелеимоновом монастыре это храм первоверховных апостолов Петра и Павла, в самой костнице Русского монастыря –храм в честь Всех святых.

Когда человека принимают в Скит, он умирает для всего остального мира, и рождается новый человек. Ему дают новое имя. Игумен становится для него и мамой и папой, а монахи- родными братьями.
Теперь Георгий будет жить в выточенной в скале пещере. Там, где жил до него преподобный Паисий, и где лежат его мощи. Теперь Юре дали новое имя-Анастасий-«возвращённый к жизни».
Отгородившись от мира, Григорий хотел совершить восхождение, попытаться преодолеть три противоречия: «земное- небесное», «мужское-женское» и третье… Какое же третье? Этого он уже не успел узнать. Преставился. И через положенное время его останки извлекут из земли и возможно удостоят поместить в костницу. Славный конец земного существования.
Так преодолевается противоречие между материальным и нематериальным,между жизнью и смертью. А возможно это и вовсе не противоречие…
Закон диалектики «отрицания отрицания»- переход из одного качественного состояния в другое после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.
 Отрицание бренности бытия через отрицание смерти.


Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама