Произведение «Революция как следствие подъема самосознания на высокий уровень» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 120 +1
Дата:
Предисловие:
Хотелось бы определить, почему, несмотря на наличие известных причин социальных революций, в азиатских странах при народных возмущениях до последнего времени не происходило скачкообразных изменений основ социального строя, в отличие, например, от возмущений, возникавших в период перехода от феодализма к капитализму в Европе? почему в одних странах этот переход ограничивался реформированием социальных устоев, а в других он не обходился без сильнейших потрясений основ? почему за революцией довольно быстро следует наступление реакции?


Ключевые слова: революция, общество, государство, человек, самосознание,
стагнация, распад, эволюция.

Революция как следствие подъема самосознания на высокий уровень


До сих пор научный мир не в состоянии выяснить причины столь быстрого развития человеческих сообществ по сравнению с чисто природными процессами. Эволюция человеческих сообществ, опять же, по непонятны причинам переходила для одних сообществ в стадию стагнации, как это случилось с большинством стран Азии и Африки, или завершалась крахом с полным исчезновением государств, как это произошло с могучей Ассирией или Вавилоном, или шла прерывно – через застои и переломы, но без полного исчезновения, как это протекало в Китае до 20-го века.
Кроме того, не появилось обоснованного объяснения факта смены одной формации другой то через революцию, как это, например, произошло во Франции в конце 18-го века, то без нее, как это протекало в Европе при смене рабовладельческого строя феодальным.
Так же вряд ли можно признать Октябрьскую смену власти в России начала 20-го века в противовес буржуазной революции февраля того же года прогрессивной, что всегда отличает революцию, как известно, которая характерна прогрессивным скачкообразным переходом количественных изменений в качественные, тогда как в результате Октябрьской смены власти появилось военизированное полуфеодальное государство с имперскими амбициями и полунищим населением, закрепощенным во многих отношениях.
Так называемую, революцию Мэйдзи в Японии так же нельзя назвать таковой вследствие отсутствия известных причин любой революции, а также наличия не скачкообразных изменений, а постепенных реформ в стране в течение почти полувека.
Таким образом, сам термин «революция», подразумевающий скачкообразный переход количественных изменений в качественные, не выявляет изначальную причину этого внезапного «перерыва постепенности», поскольку проблемы в экономической сфере, отчуждение и сопротивление элит, народное недовольство, появление новых форм идеологии, благоприятная международная обстановка являются лишь внешним проявлением неких внутренних сущностей, при отсутствии которых переломные исторические события с течением времени производят всё тот же общественный строй, как это происходило в Китае две тысячи лет назад, в отличие от той же Франции конца 18-го века.
Поэтому возникает необходимость определить эти внутренние сущности, которые, по-видимому, не могут быть вне коллективистского сознания тех или иных сообществ.
Как известно, все живые существа отличаются от прочих объектов бытия присутствием в них сознания, которое, собственно, и делает их живыми. Это означает, что они, в отличие от неживых объектов, приобретают новые свойства, которые позволяют им копировать себя через размножение благодаря имеющемуся в них генетическому коду; смыкаться с окружающей средой посредством метаболизма; следуя мутациям, распределяться по различным типам живых организмов, и вместе с тем с большим или меньшим успехом видоизменяться в соответствии с переменами в окружающей среде, в частности, усложняться и т.д.
Однако эти существа в виде флоры и фауны не имеют субъектности, проявляясь в окружающей среде лишь в виде не сознающих самих себя динамических составляющих среды, которые, хотя и действуют, придавая развитие этой среде, но действуют инстинктивно-рефлекторно., то есть их сознание ограничено потреблением ощущений, и оно не выходит за рамки окружающей среды, а само развитие оказывается очень медленным в сравнении с сознательными действиями. Поэтому такой изначальный тип сознания может квалифицироваться как низшее сознание, единственно присущее всем живым существам, кроме человека, обладающего неким дополнением к нему.
Ограничение в единственности низшего сознания у любого представителя флоры или фауны снимается в человеке, чьё сознание приобретает существенное дополнение в виде осознания самого себя как некоего объекта, способного выходить за пределы среды и способного к креативным действиям. Тем самым человек получает возможность стать субъектом действия: он понимает смысл своих действий, составляя проекты и корректируя их на ходу, то есть, оставаясь частью среды, он вместе с тем поднимается над ней, становясь отчасти ее хозяином и даже творцом как в различных рукотворных сооружениях, механизмах, процессах, так и творениях духа, что отражается в различных направлениях искусства и культуры.
Подобные действия меняют существенно и с ускорением не только окружающую среду, но и содержание человека, повышая его образовательный и культурный уровень, то есть позволяя ему постепенно становиться в своем осознании себя всё выше. Поэтому такой дополнительный к низшему сознанию тип сознания может квалифицироваться как высшее сознание живых существ, или самосознание, которое присуще только людям.
Таким образом, в человеческих существах имеется две составляющих сознания – низшее, именуемое часто бессознательным, или подсознанием, и высшее сознание, или самосознание. уровень которого может существенно отличаться в зависимости от степени развития человека или его сообществ.
Обе эти составляющие существуют и действуют в теле и через тело в неразрывной связи, причем высшее сознание существовать без низшего неспособно, так как последнее отвечает за сохранение живого существа в среде, без чего невозможно обойтись, а первое – прежде всего за осознанно-проектную деятельность существа как индивидуально, так и в человеческих сообществах, находящихся в определенной среде, и без него остальные природные существа вполне обходятся.
Именно эти глубинные сущности в виде низшего сознания и высшего сознания, скрытые и переплетенные в каждом человеческом сознании, а, следовательно, и в общественном сознании, со всем их антагонизмом из-за необходимости решения ими различных задач, чаще всего противоречащих друг другу, реально определяют развитие человеческих сообществ на любом этапе.
Высшее сознание в ходе своего роста всё эффективнее начинает противопоставлять себя низшему сознанию - борьба между ними и отличает человека от животных, проявляясь на ранних стадиях развития еле заметно, а потом всё сильнее и сильнее.
Иначе говоря, рост самосознания, или повышение уровня высшего сознания в борьбе с низшим сознанием постепенно, но с ускорением расширяет человеческую сферу деятельности, обеспечивая развитие как отдельных персон в их поколениях, так и развитие их сообществ.
Следовательно, интенсивное развитие сообществ живых существ, - до этого бывшее едва заметным, и основной вклад в которое вносили мутации (случайные изменения в геноме), - начинается только с появлением в них самосознания, и соответственно – его взаимодействием с низшим (животным) сознанием, которое никуда не исчезает из этих живых существ. Данное взаимодействие выражается практически в непрестанной борьбе этих слитых вместе ипостасей сознания, поскольку они большей частью имеют противоположные устремления, о чем было подробно сказано выше, то есть их взаимодействие преимущественно выражается во враждебности (антагонизме).
Таким образом, в живой природе, характерной единственностью низшего сознания на уровне лишь ощущений, господствует случайность в форме мутаций генома организмов и использования метода проб и ошибок,
Благоприятные изменения генома ведут к закреплению сообщества данных организмов в своей нише существования, неблагоприятные – к деградации и последующему исчезновению сообщества данных организмов, так же как и фатальные ошибки в выборе способов существования.
Всё это делает развитие всех природных сообществ крайне медленным, в отличие от человеческих сообществ, которые получают благодаря наличию самосознания возможность осуществлять свою деятельность уже не на основе одной лишь случайности, а также вполне целенаправленно и даже креативно.
Внешне низшее сознание проявляется в каждом человеке в форме его индивидуальности, которая, впрочем, характерна для любого живого существа, тогда как высшее сознание проявляется в каждом человеке в виде его личности.
Индивидуальность человека проявляется в определенном уровне любопытства, настойчивости, доминантности, сообразительности, способности к кооперации в действиях, который зависит от генетических и физиологических особенностей человека, а также от его социального опыта и навыков. Кроме того, каждой индивидуальности более-менее развитых существ присуща определенная чувствительность, впечатлительность, общительность и решительность.
Для личности, в свою очередь, характерно осознанное трудолюбие или леность, самоуверенность или самокритичность, вежливость или грубость, ответственность или недобросовестность, убежденность или беспринципность. Эти свойства личности большей частью производятся его умом, который, уже являясь свойством личности человека, имеет существенные отличия от сообразительности животных по своей направленности не только на питание, размножение и доминантность.
Однако главной характеристикой личности является альтруизм, противоположный неизменному эгоизму животного сознания. Основными чертами альтруизма личности являются в той или иной мере наполненности доброта, дружелюбие, сопереживание, сочувствие, милосердие, жертвенность, то есть бескорыстная забота о других.
Поэтому можно констатировать, что в каждом человеческом сознании индивидуальность, отражающая, в основном, эгоцентризм животного сознания соседствует с альтруизмом, лежащем в основе личности каждого человека. И обе эти стороны сознания человека большей частью из-за различия решаемых задач всячески сражаются друг с другом, объединяясь только в критические моменты существования ради выживания. И место каждого человека в социуме определяется, как правило, преобладанием тех или иных свойств индивидуальности и личности, а также их уровнем, который был достигнут соответствующим человеком.
В качестве примера можно привести проявление антагонизма низшего и высшего сознания который проявляется на самом деле отнюдь не в классовой борьбе угнетенных масс со своими угнетателями, которая не интенсифицирует процесс развития сообществ - и в тех и других преобладает низшее сознание, стимулируя тем самым преимущественно борьбу за выживание и комфорт, но не за развитие сообщества, - а этот антагонизма проявляется в противостоянии неформальной интеллектуальной оппозиции и властной элиты, которые, в сущности, представляют противоборство высшего и низшего сознания.
Для представителей власти доминантой неизбежно является низшее сознание, то есть в их сознании ощущается явный недостаток осознания себя как самоценных личностей, а не как потребителей. Власть и мало чем ограниченный доступ к привилегиям и собственности принижает их настолько, что они видят в народных массах лишь источник благ для себя и поле для проявления собственных низменных инстинктов. Однако, опасаясь гнева народа и противодействия неформальной оппозиции, они вынуждены оказывать сопротивление анархии, удерживая, в частности, с помощью реформ тот порядок, который обеспечивает функционирование и развитие общества, но, естественно, не из благородных побуждений, а всего лишь из чувства

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама