Произведение «Куда подевались настоящие писатели: перед русской литературой стоит проблема выживания»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 206
Дата:

Куда подевались настоящие писатели: перед русской литературой стоит проблема выживания

Куда подевались настоящие писатели: перед русской литературой стоит проблема выживания

 

Автор: Алексей Синенко публицист

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29371 от 27 сентября 2024

Заголовок в газете: Куда подевались настоящие писатели

 

Инженеров человеческих душ низвели до статуса тунеядцев

«Первое, что должен сделать писатель, — это найти другой источник дохода». Данное высказывание, если верить Интернету, принадлежит американской писательнице Эллен Гилкрист. Фраза забавная, но, что печально, она уже долгое время актуальна и для наших отечественных «инженеров человеческих душ».

Современный российский читатель требует новых гениальных книг и часто сетует: литературный процесс буксует, книжек море, а шедевров мало, перевелись на Руси мастера слова, иссякли таланты. И многие вопрошают: куда же подевались настоящие писатели?

В нашу ускоренную эпоху среди множества модных профессий писателям, к сожалению, места не нашлось. Уже более тридцати лет они являются лицами без трудового стажа на наших бескрайних российских просторах. В нынешние времена авторы книг практически забыли, что такое гонорары, их лишили минимальных социальных гарантий, возможности публиковать свои произведения. Несешь свой труд в издательство или типографию — доставай бумажник. Особенно бесправными оказались профессиональные бывшие советские писатели, перемещенные новым российским законодательством в ранг тунеядцев.

Можно пофантазировать, что произойдет, если, к примеру, выпустить на поле футболистов, лишив их материальных стимулов и прочих «плюшек». Ответ очевиден: профессиональный футбол мгновенно скукожится, превратится в дворовый, станет любительством в чистом виде. Так и в литературе: вместо талантливого, выношенного автором и содержательного произведения мы получаем наспех состряпанное бездарное бульварное чтиво. Ведь задача коммерсантов, в цепких лапах которых находятся те, кто посвятил себя литературному творчеству, не воспитать, просветить, духовно обогатить читателя, а исключительно получить прибыль. Они направляют книгоиздательское дело и усилия авторов в нужное им русло. Падает не только интеллектуальный писательский уровень, но и читательский. Процесс взаимосвязан.

Сложно представить творческие взлеты у людей любых других профессий, даже самых древних, где их представителей вдруг лишили бы не просто поддержки, а возможности элементарно себя прокормить, обрекая на нищету. Сегодня появились новые профессии: бариста, или, по-нашему, кофевар, который «авторствует» над кофейным напитком, барбер, колдующий над брутальной бородой, и пр. И трудятся они совсем не бесплатно. Что уж говорить про мастериц гладкого шеста, демонстрирующих свои изгибы. С телеэкрана обольстительницы даже открыто предлагают ввести для себя градацию: актриса флирта первой категории, хореограф на пилоне. Эти профессии уважают, воспевают, у их представителей есть трудовые книжки. У писателей их нет, как и нет такой профессии в реестре творческих специальностей. Бесспорно, у каждого свои таланты, но факт, что литературно одаренных людей сдвинули на самый край социального поля, принимая их способности за блажь чудаков. Литературное дело переведено в любительство. Проблема выживания русской литературы растянулась аж на треть века.

В 1991 году Ельцин и компания на корню ликвидировали господдержку этой жизненно важной сферы, и не только материальную, фактически закрыли литературный процесс как лишний и ненужный в наступившем капитализме. В новых демократических условиях власти было достаточно прикормить лишь пару десятков наиболее надежных перьев. В итоге и «новые-старые» либеральные писатели, и те, кто придерживался традиций русской, советской литературы, в массе своей оказались на обочине, в одной тонущей лодке и без штанов. И эта инерция в духовной сфере продолжается и по сей день.

Писательство из уважаемой профессии переродилось в самодеятельность, хобби. А ведь это труд, причем тяжелый, ответственный, мучительный, требующий помимо профессиональных навыков мастерства, большой самоотдачи, времени и таланта. Поле, которое освободили от «лишних» писателей, заняли щелкоперы всякого рода, графоманы при деньгах и провокаторы. Свято место пусто не бывает.

Созданный в СССР в 1934 году уникальный Союз писателей принял в новой России декоративные очертания, разделившись на автономные образования (союзы) по политическим пристрастиям. Множественность писательских союзов размывает профессиональные критерии, ведь каждая подобная НКО утверждает свои стандарты.

В Союзе писателей времен СССР был высочайший ценз художественного мастерства, он объединял достойных авторов со всех бывших советских республик вне зависимости от их взглядов, национальностей и творческих методов. Большой Союз, имевший права, материальные ресурсы, встроенный в общественную жизнь и решавший общегосударственные задачи, исчез как дым, пустив литературный процесс на самотек. В России до сих пор не принят давно обещанный закон о творческих союзах. Показательные масштабные мероприятия, выставки лишь маскируют проблему. Вот и получается, что писатели вне правового поля, как бы сбоку, на периферии, на обочине культуры. А без правового статуса мастера слова лишены всякой социальной защиты.

В целях поддержки писательского сообщества в 2022 году при Министерстве цифрового развития был создан экспертный совет по литературной деятельности, там же распределяются всевозможные премии и субсидии. Увы, такое подспорье для писательского сообщества словно капля в море. Литература и цифровое министерство. Какая вообще здесь может быть связь? Многие писатели и литераторы тонут в размышлениях на этот счет.

Литературно-издательский процесс в России запутан, словно фондовая биржа, и чтобы выловить рыбку (грант на издание своего произведения), писателю надо быть не менее ловким и проворным, чем биржевому брокеру. Не всем творцам это дано. Достаточно зайти в любой книжный или побывать на ярмарке, чтобы увидеть, кому в итоге эти гранты достаются. Читатели и писатели не один год бьют в набат о засилье в литературе графоманской продукции.

Между тем сейчас России и всей нашей евразийской цивилизации необходимо выдержать не только силовой, но и смысловой вызов коллективных западных сил. Как это осуществить без профессиональных писателей — представляется с трудом. Нет писателей, нет стихов, пьес, повестей, романов, нет пищи для сценариев, в итоге нет достойных кинофильмов, театральных постановок, телесериалов. Все взаимосвязано. Цепочка «писатель–издатель–магазин–власть» давно разрушена. Нет целостной, отлаженной системы, регулирующей литературный процесс.

Писателей вывели из числа тех, кто формирует общественное сознание. Сейчас главную нагрузку в духовной сфере несут журналисты, медиаструктуры И, пардон, блогосфера. А ведь писательский взгляд — это не просто информирование, злободневная критика или политическая пропаганда, он устремлен в глубины жизни и человека, в будущее. Писатель интересен своими образами, философской мыслью, своими обобщениями, социальными прогнозами. В этом плане наша эпоха оказывается попросту голой, непонятой и глубоко не осмысленной. Недаром никак не рождается образ будущего стран всего постсоветского пространства. Мы все парим в неопределенности.

Литературу перевели в экономическую плоскость. Монополию на слово передали коммерсантам. Мы забываем, что книжное дело — это прежде всего дело государства. Здесь в один поток сливается и материальное, и духовное, и нравственное. Прибыль и воздействие на сознание граждан, просвещение, укрепление патриотизма, воспитание и интеллектуальное развитие подрастающего поколения — все это Книга. Но, как и другая творческая, писательская деятельность требует особого внимания, интереса, усилий и помощи со стороны властей. «Литература, как и наука, создается не по грантам. Литература — дело державное, дело стратегическое», как отметил оренбургский писатель Михаил Кильдяшов, выступая в Общественной палате РФ. Но пока, как видим, интереса мало.

Прикоснемся к одному из ярких литературных событий последнего времени. Бывший телевизионный шоумен неожиданно разродился книгой. Что же это за труд? Вместо текста там пустые страницы, их немало. «Начинаешь листать — захватывает», как отметил сам «писатель», презентуя свой шедевр в одном из книжных магазинов. Конечно, остроумно. Теперь новоиспеченному автору можно задуматься и о собрании сочинений. Книга превращается в стеб, она не нужна. Вспоминается старый анекдот про писателя, который принес в издательство свой роман. Начинался он так: «Граф залез на коня», и далее: «Тык-дык, тык-дык, тык-дык, тык-дык» — и так все 350 страниц. Роман завершался фразой: «Граф слез с коня». Высмеивался писатель-графоман. Однако нынешний креативный автор пошел еще дальше, сэкономив типографскую краску, оставил страницы даже без «тык-дык». Но против кого направлено острие ума современного юмориста? Высмеять книгоиздание и забыть? Такое будущее отечественной литературы второго тысячелетия? А что же подрастающие поколения будут читать в свободное от уроков и ночных клубов время? Наверное, эсэмэски в гаджетах...


P.S.

Несколько возможных причин, по которым в русской литературе может быть мало гениальных прозаиков:

  • Ускоренный темп жизни.  Не у всех есть время на то, чтобы заниматься прозой, так как она требует серьёзной работы. 

  • Проблемы с издательством. Литературно-издательский процесс в России запутан, и издать произведение часто сложно. 

  • Отсутствие материальных стимулов и социальных гарантий. Авторы книг практически забыли, что такое гонорары, их лишили минимальных социальных гарантий. 

  • Ликвидация господдержки литературы. В 1991 году ликвидировали господдержку этой сферы, фактически закрыв литературный процесс. 


Таким образом, отсутствие гениальных прозаиков может быть связано с комплексом факторов, которые влияют на возможность писателей публиковать свои произведения и получать за это вознаграждение.
 

 

Обсуждение
17:22 29.11.2024(1)
Интересная и познавательная статья, спасибо вам.
И скажу коротко, как думаю: чтение литературы, такая же потребность, как прием пищи и желание заработать. 
Хочется читать, когда при человеке гармония - он понимает, что вокруг происходит, спокоен за себя и семью, есть работа и пища, и просматривается день завтрашний.
Если чего-то нет из перечисленного, все остальное меркнет в части потребностей, духовных - соответственно.
Что сегодня видим, то и видим, как и вы все видите.
Ну и цены на литературу, даже не художественную, выше понимания - дорого.
О причинах вы сказали, я написал, что думаю, а как дальше будет развиваться литература - тоже есть представление.
19:40 29.11.2024
Михаил Белозёров
Спасибо. Доброе слово и кошке приятно. Однако все они адресованы автору статьи Алексею Синенко. Так что с него и спрос. Впрочем, я целиком и полностью на его и Вашей стороне. Удачи! 
14:25 29.11.2024(1)
Анатолий Комогоров
Изначально художественная литература проявилась как развлечение для элиты общества. Читать умели немногие. Думаю, люди собирались в кружок, кто-то читал, остальные слушали.
Когда грамотой овладело большее количество людей, появилось и книгопечатание. Книги стали продаваться, и этим заинтересовались предприниматели. Наладили выпуск книг для желающих читать.
В эпоху всеобщей грамотности начался книжный бум. Писатели зарабатывали огромные деньги, писательство стало престижной профессией.
Кроме того, литературу стали использовать как средство массовой информации и идеологического воспитания народов.
Появился заказ на политическую литературу.
Вот этот союз писателей СССР однозначно был ориентирован на издание политически правильных книг.
Сейчас потребность в политических изданиях свелась к минимуму. Художественная литература тоже стала малоактуальной, для того и другого есть телевизор.
До этого ещё и кино появилось, которое тоже сняло нагрузку на чтение книг.
Какой смысл печатать книги и газеты, если всë можно и по телевизору посмотреть?
Возлагать вину на кого-то за то, что издание печатной литературы резко снизилось, не имеет смысла. В этом никто не виноват, это процесс технического прогресса.
Соглашусь только с тем, что человеку, которому есть что сказать людям, приходится туго. Его никто и слушать не хочет.
Я и сам хотел когда-то написать самую лучшую и нужную книгу, прочитав которую человечество в корне изменило бы своё поведение и зажило бы счастливой и полноценной жизнью.
А оказалось, эта книга уже стоит у меня на полке, а я её и не замечал.
И кто её читал? Всего несколько человек, и те, наверное, не поняли, о чём она...

Я думаю, что все лучшие книги уже написаны, и мало кто из людей их прочитал.
Литература в СССР преподавалась неправильно. Нас заставляли читать только идеологически правильные книги. Государство заботилось о нашем коммунистическом воспитании, а не о приобщении людей к чтению хороших книг.

Ничего страшного не происходит. Собрания сочинений классиков мировой литературы сейчас выбрасывают на свалку, а вы предлагаете издавать книги новых, ещё неизвестно насколько талантливых, писателей.
14:46 29.11.2024
Михаил Белозёров
Тогда пойдем задом наперед и вернЁмся в каменный век. 
04:58 19.11.2024(1)
J04 D1v1510n
Хороших  писателей в России — столько же,, сколько было всегда.
Благодаря закону о сми РФ, многие пишут в стол, а что-то «законное» кидают в самиздат и соцсети.
Т.е. хороших писателей достаточно много, а вот их произведений не видно...
Напоминает 20-70-ые годы прошлого века
13:25 29.11.2024(1)
Михаил Белозёров
Я не отслеживал такие тенденции. На мой взгляд, ситуация создана искусственно либералами, которые выполняют задание ЦРУ по развалу России. 
14:33 29.11.2024(1)
J04 D1v1510n
 это - паранойя
Ситуация создана жадным бескультурным правительством, которое боиться каждой буквы
14:44 29.11.2024
Михаил Белозёров
Но это Вам кажется.