Произведение «Мысли в тишине 2.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 29 +2
Дата:

Мысли в тишине 2.

В идеале мне, конечно, следовало бы написать отдельную главу, повествующую об изучении основ радиорелейной связи и принципа работы радиорелейной станции Р-419 Л1, который, в свою очередь, исчерпывается в десяти последующих операциях:
— Произвести внешний осмотр станции и заземления;
— Включить станцию и проверить наличие питающего напряжения;
— Установить заданный режим работы станции;
— Проверить работу полукомпектов станции «на себя» (ШЛФ ВЧ и ШЛФ ГрС);
— Произвести электрические измерения параметров соединительных линий;
— Войти в связь с корреспондентом двумя полукомпектами в нижнем диапазоне частот в оконечном режиме;
— Проконтролировать запас ВЧ уровня;
— Проконтролировать качество цифровых каналов с использованием измерительного прибора;
— Сдать цифровые каналы в оконечную аппаратную или кросс;
— Перевести станцию в режим ретрансляции и убедиться в прохождении связи.

Однако, посчитав эту затею слишком тривиальной и оттого не предвещающей какого-либо отклика у читателя, я решил от неё отказаться. Вместо этого я принял решение сравнить особенности проведения практического занятия с личным составом караула, о котором я вам подробно рассказывал в предыдущей главе, и лекционного занятия, посвящённого изучению радиорелейной связи, выявив тем самым их ключевые достоинства и недостатки, а также описав причины, согласно которым практическое занятие, проводимое с шестью человек (как это было у нас), гораздо эффективнее лекционного.

Итак, согласно порядку возрастания, мы идём от меньшего к большему. Следовательно, начну я с практического занятия, предшествующего заступлению в караул. И первое, на что хочется обратить внимание, — это оценка морально-психологического состояния лиц, заступающих в караул. В случае, если военнослужащий не прошёл специальное тестирование, он автоматически не допускается к несению караульной службы. И повод для принятия такого решения веский: если у кандидата действительно есть суицидальные наклонности или ещё какие-нибудь психологические девиации, то его допуск в караул заведомо создаёт угрозу жизни и здоровью как всему личному составу, так и ему самому. Следовательно, к несению караульной службы допускаются только морально устойчивые военнослужащие.

Вторая особенность караульной службы — это строго определённое и, что немаловажно, довольно незначительное количество солдат, которые объединены одной общей целью, описанной в 115 статье Устава гарнизонной и караульной службы. В этой связи мы можем сделать вывод, что управление небольшой группой мотивированных людей может быть осуществлено без какого-либо принудительного воздействия. Иными словами, в данном коллективе будет выгодно установить демократию, так как этот тип политического режима, по мнению одного из крупнейших государственных деятелей XIX столетия В. П. Победоносцева, может существовать только в небольших социальных организмах, к коим относится и личный состав караула. Более того, проявление диктаторских замашек во время несения караульной службы, а также любое психологическое насилие караульных недопустимо, поскольку это может привести к плачевным последствиям, о которых я вам рассказал, приведя в качестве примера условного военнослужащего, у которого имеются те или иные психологические проблемы.

Таким образом, мы можем сказать, что практическое занятие с личным составом караула проходит эффективно по причине всеобщей вовлечённости его отдельных членов, общее число которых можно пересчитать по пальцам. Это обстоятельство и позволяет командирам персонально заниматься с каждым военнослужащим.

Осветив некоторые особенности проведения практического занятия с личным составом караула, я плавно перехожу к лекционному занятию, которое у нас проходило, как ни странно, в классе.

Сразу хочу сказать, что процесс изучения радиорелейной связи вкупе с радиорелейной станции Р-419 Л1 можно разделить на два периода, первый из которых проходил под руководством капитана В*, уехавшего по служебным делам в Петербург, а второй под руководством его младших товарищей, сержантов. Отмечу, что именно занятия с капитаном можно по праву считать самыми продуктивными, поскольку он, как человек с соответствующим образованием, мог разжечь интерес у учащихся, задавая им дополнительные вопросы, стимулирующие их умственную деятельность. Однако, несмотря на эту положительную черту, которая характеризует его как неравнодушного педагога, ему, дабы передать каждому ученику знания, нередко приходилось кричать, попутно используя нецензурную лексику. Хочу заметить, что подобную картину мне приходилось наблюдать в седьмом классе на уроках алгебры и геометрии. Тогда в силу своих детских идеалистических представлений мне было неприемлемо видеть, как злая пожилая учительница, образ которой является неиссякаемым источником так называемых мемов, ругается на учеников, доводя особо впечатлительных до слёз. И, только повзрослев, я стал понимать, что тот авторитарный стиль преподавания, который она избрала, был, наверное, единственной управой на неугомонных детей, коими мы являлись. И в качестве подтверждения своих слов я хочу провести параллель с уроком географии, на котором была такая же скучная и угрюмая атмосфера, как на лекционном занятии, которое вели сержанты.

Итак, после того, как капитан В* нас покинул, на плечи сержантов легла ответственность вести занятия по изучению радиорелейной связи. И, несмотря на то, что среди них всё-таки были индивидуумы, которые мало-мальски разбирались в этой теме, занятия, так или иначе, имели лишь формальный характер. То есть мы делали вид бурной деятельности только тогда, когда к нам приходил проверяющий. В остальное же время мы просиживали штаны, невольно подвергаясь дремоте.

Примерно то же самое у нас происходило на уроках географии, которые вела чересчур демократичная учительница, не способная ни увлечь своим предметом, ни дать отпор ученикам, которые пользовались её бесхарактерностью, превращая урок в обезьянник. Увы, как показывает практика, именно у таких людей, кажущихся с виду мягкими и спокойными, нередко случаются эмоциональные взрывы, рассмотренные мной в предыдущей главе. Поэтому я, повторяя изученное, в очередной раз призываю людей не издеваться над теми, кто не в силах за себя постоять.

Подводя итог своих размышлений, изложенных в так называемой дилогии, я хочу сделать два ключевых вывода.

1. Теория без практики мертва, практика без теории слепа.

Учитывая, что данное высказывание принадлежит генералиссимусу А. В. Суворову, мне на ум приходит ещё одна знаменитая цитата великого полководца: «Тяжело в учении, легко в бою», которая также говорит о том, что теоретические знания должны подкрепляться практикой. И при несении караульной службы это условие обязательно, так как всегда есть риск нападения на часового. И, чтобы предотвратить опасность, сохранив тем самым свою жизнь, часовому нужно действовать без промедления. А для этого требуется не только безупречно знать статьи из Устава гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации, но и уметь их применять на практике. Последнее, как правило, всегда самое трудное, поскольку вызубрить можно всё что угодно, однако понимать заученное удаётся не всегда. Собственно, по этой причине в образовательном процессе должно быть отведено время для проведения всевозможных лабораторных и практических работ.

2. У медали всегда две стороны.

Согласно народной мудрости, всё в нашей жизни имеет как светлую, так и тёмную сторону. Это значит, что нельзя всецело оценивать, например, демократический стиль преподавания, который, как мы выяснили, неэффективен в классе, где ученики ещё не способны серьёзно относиться к учёбе. В свою очередь, авторитарный стиль преподавания, который был присущ моей учительнице по математике, здесь будет выгодней, однако он неизбежно влечёт за собой проблемы, изложенные в сказке великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина «Орёл-меценат». Стало быть, использовать в образовательном процессе только кнут нецелесообразно, поскольку из-за этого способные ребята утратят мотивацию. Именно поэтому, обучая какую-либо группу людей, нужно прежде всего понимать, что из себя представляет контингент, и, исходя из этого, выбирать соответствующую тактику. 
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама