Произведение «Мифы и догмы. Ева и Лилит»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Баллы: 75
Читатели: 1112 +1
Дата:
«Мифы и догмы. Ева и Лилит» выбрано прозой недели
31.12.2012

Мифы и догмы. Ева и Лилит

Николай Бредихин



Мифы и догмы. Ева или Лилит



Эссе-бурлеск





                                                                            Что предание говорит?

                                                                                Прежде Евы была Лилит.

                                                                                  Прежде Евы Лилит была,

                Та, что яблоки не рвала…

Вадим Шефнер





Все мы родом из Мифа. Мифами живём (в них обретаемся), мифами же и питаемся. Именно так устроено человеческое сознание, и с этим уже ничего поделать невозможно.

Но что же такое миф?

Грёза? Сказка? Выдумка?

И то, и другое, и третье. То есть не более как попытка осмысления Истины.

Если присмотреться, то всякий миф возникает из тайны, мечты, идеала. Ну а чем заканчивается? Вероятно, догадались уже: догмою. Большинство мифов как раз и преподносятся нам в виде готовых догм, составляющих основу нашего самосознания. («Что такое религия? Мышление идеалами. Однако на практике она сплошь и рядом превращается в мышление догмами». Ведомый Влекущий «Книга Вечной Жизни». Прим. редактора).



Догма – страшное слово. Что ожидало того, кто решался когда-либо посягнуть на сложившиеся веками и даже тысячелетиями, основы основ? В лучшем случае, обвинение в еретичестве. В худшем, не просто изгнание, гонение, на кон ставились, да и до сих пор так, его свобода, а порой и сама жизнь.

И всё-таки, куда хуже бывало, когда люди замахивались на святое, крушили всё, во что раньше безоговорочно верили, не противопоставляя этому ничего взамен.

Где же в таком случае истина? И здесь, как всегда, как извечно – посередине. То есть в проблемах, размышлениях, решениях. Завершаясь догмою, миф чаще всего становится ложью, и это печально, однако другого строительного материала у человека и человечества под рукой нет, да и не предвидится. Во всяком случае, в обозримом будущем.

Невозможно здесь выдумать что-то новое – хотим мы или не хотим этого, но надо исходить из того, что весь мифологический свод уже нам явлен.

Что же доступно тогда нашему сознанию, чем мы можем развиваться, продвигаться вперед? Только новыми догмами – идеалы на то и идеалы, что они неизменны.

О чём, собственно, я? Да о чём угодно. Любую проблему можно рассмотреть под таким углом и убедиться, насколько она устарела.



Пример одной из самых устоявшихся догм: Прамужчина и Праженщина едины, они составляют собой одно и то же понятие: Прачеловек.  Для Бога они равны, для Природы тоже.

Принимается, но важен путь: как, каким образом, люди пришли к подобному утверждению?

Мы уже обсудили: все догмы в нашем сознании, а без них оно (и это мы тоже выяснили), просто несостоятельно, восходят к своим истокам. Так что, заводя разговор о новой догме, мы не можем возвести её на пустом месте, а должны выстроить от начала и до конца и, соответственно, в первую очередь определить, откуда она появилась.

Конечно, у нас нет сомнений: Адам, Ева, Лилит – творение ума человеческого, а не на самом деле существовавшие личности. То есть с точки зрения современного, свободного от устаревших представлений и предрассудков, человека – не более чем мифологические (читай: сказочные) персонажи. Однако персонажи, всегда наводившие, и до сих пор продолжающие наводить, на глубокие размышления. Как ни крути, они – часть истории, причём в куда большей степени, чем многие реальные её герои: злодеи, обыватели, злопыхатели и иже с ними.

Не будем рассуждать об Адаме, с ним всё просто, но вот его женщины…

Ева или Лилит, кто первичен, а кто вторичен из них – вопрос так не стоит. Первична – Лилит. Вторичными в данном случае можно считать лишь попытки извратить, очернить её образ. Одна из таких попыток – прежняя, властвовавшая над умами человечества три тысячи лет догма: Праженщина – только Ева, кроме неё вообще никаких других вариантов не было, и быть не могло.

Сказать, указать, приказать, конечно, можно что угодно, но как же глиняные таблички, пергаменты, папирусы, то бишь исторические документы? С ними не поспоришь.

Итак, что несомненно? Лилит была сотворена во всём равной Адаму, то есть из праха земли, грязь здесь – не что иное, как первая попытка всё того же очернительства. Адам не пожелал равенства между ними (причины приводятся самые разные, начиная от той, кто из них должен был быть внизу (суккубусом), а кто наверху (инкубусом) для того, чтобы исполнять побойчее наказ Вседержителя «плодиться и размножаться», до куда более важного момента: кому из них в итоге, может даже после длительной борьбы, предстояло быть под пяткою (каблуков тогда ещё не было) у другого.

Чушь, конечно! Предположить, что они были совсем без мозгов, чтобы днями и годами заниматься любовью в одном и том же положении? Тоска, да и только! Ну а насчёт пятки… что, спрашивается, было делить этой парочке в Раю, где всего было и так в преизбытке?

Что ещё? Лилит сбежала? Куда? Зачем? А главное, к кому? Других-то мужчин, ни в Раю, ни в Аду, а уж тем более на Земле, в тот момент не было.

Адам пожаловался Богу, попросил замены. Бог хотел вернуть Лилит обратно (Куда, интересно? Обратно в прах или грязь?), но она не подчинилась.

Бессилие Бога? Наверное, логичнее было бы предположить другое: люди не духи, они были из плоти и крови, небо на столь неимоверное количество человеческих особей просто не было рассчитано, рано или поздно оно должно было бы рухнуть на землю, так что куда проще было низвергнуть на землю самих людей.

Далее: Лилит была слишком умна и, быть может, даже слишком добродетельна, чтобы прельстится уговорами змия, пришлось сотворить дурочку Еву, которая и на земле впоследствии должна была играть исключительно подчинённое положение (коли уж произошла из ребра своего мужа).

Лилит же уготовано было в итоге отлететь в сонм демонов и обрести бессмертие (неплохой подарочек, редкий бы отказался от такого, ничего себе наказаньице!)

Ну а дальше уже можно было измышлять что угодно - как говорится, папирус всё стерпит: соблазнение во сне мужчин, высасывание крови у младенцев, распутство с другими демонами, определения: «ночная ведьма», «ужас в ночи», и так до бесконечности: было бы на кого списать собственные, вполне земные, пороки.



Что же касается истории, точнее – религиоведения, Лилит была и останется на веки вечные. Можно и так подумать: в её неудачном соперничестве с Евой за сердце Адама мы имеем первый в истории человеческого рода развод.

Что стало с ней дальше, мы не знаем, скорее всего, с помощью Божьей (а как иначе?), она повторно вышла замуж и (о бесплодии тогда никому, даже Богу, было неведомо) наплодила кучу прелестных розовощёких ребятишек.

Напрашивается другой вопрос – была ли Ева? Не продукт ли она творчества жрецов, их собственная, не религиозная, а именно церковная, выдумка?

Полагаю, что три тысячи лет – достаточный срок, чтобы считать этот вопрос чисто риторическим. Как и её соперница, Ева была, есть и пребудет вечно.

Хотя, если разобраться, истинная проблема гораздо сложнее. Мы понимаем, конечно, что Общество в то время, да и три тысячи лет после, не могло развиваться без идеологического, якобы определенного Высшим Законодателем как изначальный порядок вещей, закабаления Женщины, но вместе с тем, вправе ли мы и дальше позволять себе делать вид, что продолжаем обманываться на сей счет?



Итак, в чём же суть новой догмы? Дух не имеет пола, плотью же своей мужчина и женщина на равных подчиняются Природе, следовательно, они во всём равны. Их неравенство существует лишь в Обществе, но не само по себе, оно проецируется там имеющимися религиями и церквями, а следовательно, справедливость здесь можно и нужно восстановить.

Но как конкретно это сделать? Общество как раз тем и характерно, что для любых перемен оно должно созреть. Любые насильственные изменения в нём могут породить только недолговечные, но весьма болезненные новообразования (колониализм, социализм, нацизм, теперь вот ещё и евроатлантизм), которые заведомо обречены на отмирание.

Однако у нас тема, куда менее глобальная. Не забыли ещё? Ева и Лилит. Созрело ли Общество для возвращения Вечной Бунтарки?

Твёрдое «нет». Да, современное Общество подошло к необходимости перемен, причём коренных, в этой области, но беда в том, что оно совершенно не готово к ним.



Можно ли сказать, хотя бы, что мы на подходе?

Попробуем проследить историю этого явления хотя бы на протяжении двух последних столетий. Если быть точнее, с рубежа XIX-XX веков, когда с подачи философов Ф. Ницше и О. Шпенглера, сильно «подвинувших» в сознании своих современников, а через них и всего человечества, христианство, наступает так называемая «эпоха возрождения мифа» со всеми вытекающими из неё последствиями.

Сдвиги, а равным образом, новый интерес к загадочному персонажу, тотчас наступили везде:

в живописи - прежде всего в творчестве прерафаэлитов. Чего стоит хотя бы одна картина - Данте Габриэль Россетти «Леди Лилит». Присмотритесь к её героине внимательнее – с виду вроде бы обыкновенная, ничем не примечательная, женщина. Но… Лилит;

в прозе («Дочь Лилит» Анатоля Франса, «Лилит» Джорджа Макдональда и многое другое);

в поэзии («Самая старая песня» Редъярда Киплинга; «Фауст» И. В. Гёте и т.д.);

где угодно, даже в рок-музыке и кино.

Если взять русскую поэзию, то теме Вечной Бунтарки не чужды были:  Даниил Андреев («Всенародная Афродита всех человечеств»); М. Цветаева («Как живётся вам с стотысячной - / Вам, познавшему Лилит!»); Николай Гумилёв («Ты ещё не узнала себя самоё,/ Ева ты иль Лилит?»); Вадим Шефнер; Аветик Исаакян и многие другие авторы. Причём, что характерно – если в прозе (Ф. Сологуб, А. Белый) отношение к Лилит было резко отрицательным, в поэзии оно носило элементы сочувствия и даже некоторого романтизма.

Что говорить о движении феминизма? Лилит с самого начала стала его незримым духовным знаменем.

К сожалению, объём эссе не позволяет мне столь основательно, как хотелось бы, «растечься мыслью по древу», поэтому остановлюсь ещё только на одном авторе, достигшем, на мой взгляд,  наибольшей вершины в познании Первой Праженщины. Ведь если мы вернёмся к приведённым мной строкам Николая Степановича Гумилёва, то поймём очевидную истину: Ими не становятся, Ими рождаются.



…От солнца заслонясь, сверкая

подмышкой рыжею, в дверях

вдруг стала девочка нагая

с речною лилией в кудрях…


Не буду дальше цитировать знаменитое стихотворение Владимира Набокова «Лилит», поскольку оно не просто эротическое, а даже со знаком +. Как бы то ни было, образ увиденной им в детстве нагой дочери мельника преследовал писателя потом всю жизнь. Так и родилась одна из самых скандальных и известных книг в истории человечества – «Лолита». Но это уже совсем другая история.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:05 29.09.2015 (1)
Интересная тема и скользкая. Нарожать детей от  простых смертных как и выйти замуж Лилит не могла,  там же один Адам болтался). Но судя по тому, как некоторые женщины общаются со своими "Адамами", то дочки у нее были, возможно, как писалось в комментариях, от демонов. Отсюда не удивителен сериал "Все женщины - ведьмы")))
     18:05 30.09.2015 (1)
Екатерина!  Лилит долго жила, а Адам с Евой старались на славу. А молоденьких "вьюношей" кто ж не любит? С улыбкой. Николай.
     19:45 30.09.2015
Ага,  вот как!
     15:26 22.05.2014 (1)
Николай, прочитала Ваше эссе, очень понравилось, но не менее того и написанные комментарии!
Кое что и для себя нашла, чего не знала. Я о работе с компьютером, где Вы даёте советы Елене Русич.
Творческих (и не только) успехов!
     16:15 22.05.2014
Рад, что чем-то смог Вам помочь. Мне нравится, когда удается, чем-то помочь людям.
     08:17 18.01.2013 (1)
Этой темой не увлекаюсь, но прочла с удовольствием и неким познанием.
Одно скажу - опять извечный "треугольник"....ну никак без него нельзя ни сейчас, ни  много веков назад....
И еще скажу: женщина  и только она для меня  - самое святое, самое- самое...
Только она может рожать "человеков". А  наше неравенство в Обществе, по - моему уже не убрать никогда.
     10:31 18.01.2013
Глаша! Я феминист, хорошо знаю историю и современное состояние этого движения. Могу сказать только одно: прогресс здесь более, чем очевиден. С уважением. Николай.
     17:53 09.12.2012 (1)
Спасибо за напоминание! Я к этой теме уже обращалась, но наверно вернусь и в другом ракурсе. Без религии, а по=человечески. Мне сама по себе всё это близко и интересно. И прочтённое не забуду. благодарю!
     12:06 10.12.2012 (1)
Елена! Тема это не просто актуальная, а животрепещущая. Кто есть женщина? Вопрос сейчас один из самых важнейших. Примитивно его называют феминизмом. Но корни гораздо глубже. И это одна из основных тем во всем моем творчестве. Апогея она достигает в "Багире" и, особенно, в "Ночах с Пантерой", которые мне даже обещали перевести на английский. С уважением. Николай.
     13:33 10.12.2012 (1)
Вы удивитесь, но эта тема и меня весьма интересует. Много передумала и со всех сторон. Правда, не-уверена, что кого-то это заинтересует, особенно мужчин. Но это не сейчас, надо получше обдумать.
Я с удовольствием бы прочитала ваши романы, но с компа тяжеловато: привычка читать книгу и лежа с комфортом. Но я постараюсь.
     14:49 10.12.2012 (1)
Елена! Во-первых, сделайте очки специально для компа, если по акции, то у нас в "Очкарике" всего 750 р. Там прекрасное оборудование, Вам подберут то, что Вам нужно (глаза необходимо беречь). То есть, не когдатошная "Оптика", а именно дорогой отдел в дорогом Гипермаркете, но дождитесь акции. Во-вторых, при чтении увеличивайте буквы текста (не шрифты) с 75% до 100% и, если понадобится, больше. Тогда и очки не нужны. В-третьих, существуют специальные программы для объемных текстов, мои книги все идут в Adobe Digital. Еще есть такая прекрасная вещь, как планшетник. Много чего. Я работаю с канадцами, там "бумага" вообще не котируется. Они даже отказываются мои вещи в "бумагу" на сторону (права) продавать. Недавно немцы, как клещи вцепились, но так ничего у них и не выгорело. С уважением. Николай.
     18:54 10.12.2012 (1)
Вы чудак! Я вижу, но это такое напряжение сидеть за компом. Но всё неважно. Время!!!
     11:12 11.12.2012 (1)
Елена! Я сижу за ПК по 12 часов в день, больше не получается. Проблем никаких не испытываю. Были вначале: синдром сухого глаза, кистевой синдром и т.д., но все это легко преодолевается. С уважением. Николай.
     14:28 11.12.2012
Спасибо за заботу. Мне столько сидеть в инете и незачем, другие дела. Просто люблю читать книги!
     19:02 09.12.2012 (1)
Впервые имя Лилит упоминается в иудейских источниках где-то в 2400 году до нашей эры. В Христианскую мифологию вошла вместе с остальными образами, но очевидно прошла много видоизменений - судя по нашим источникам, она с самого начала была крылатой демоницей, не смотря на то, что была дана Адаму. Есть упоминания, что она Адама тоже соблазнила. С Адамом детей не было, нигде не нашла упоминаний о споре "сверху-снизу". Просто Адам ей надоел, она бросила его и улетела к Красному Морю, там сошлась с демоном Ашмадаем, родила ему кучу демонят. Бог послал трех ангелов - уговорить её вернуться к Адаму, но просил их не заставлять её, если откажется.  Лилит отнеслась к предложению презрительно, сказала, что не вернется, так как родила детей от другого.  Потом она бросила Ашмадая, жила с демоном Самуилом - была ему женой. Короче - олицетворение бл*ди. Но женщиной в смысле Евы никогда не была.
     12:00 10.12.2012 (1)
Ирина! Я не новичок в истории. В научном мире не принято сводить все к одному-единственному мнению. Во-первых, это невозможно, во-вторых, всем хочется ням-ням. Вы пользовались одними источниками, я склоняюсь к другим, хотя ни наука, ни история в этом эссе для меня не главное. Тут тема вечная, и не просто современная, но злободневная до "или-или". Ну а вообще-то, был счастлив познакомиться с такой эрудированной и логически мыслящей женщиной. Надеюсь, наши контакты продолжатся. С уважением. Николай.
     12:51 10.12.2012 (1)
Я никого не пыталась «учить» - просто привела еще одну версию.  
Хотя она тоже полна противоречий – в споре с ангелами Лилит угрожает им,
что будет душить младенцев, если её заставят вернуться к Адаму. Мальчиков до 8 дней (до обрезания), девочек – до тринадцати дней. А откуда младенцы появились?  Ведь кроме Адама людей еще не было?
А вообще то на эту тему написано много, я понимаю, что ваша статья – философское переосмысливание мифа, тем мне она и понравилась.
     14:53 10.12.2012
Я рад, что мы нашли взаимопонимание. Главное - Лилит была, ну а монстра, ведьму из нее сделали не дьявол, и не Господь Бог, а церковники.
     12:09 18.10.2012 (1)
Тут я с Вами Николай, полностью согласна:
С мужчиной, точно подмечено, всё понятно.
И мне,/бунтарке по натуре/, больше нравится
быть потомком Лилит. Нежели безвольной, глуповатой,
Евы...
Я сделала свой выбор...
благодарю за увлекательно- познавательное эссе!
     17:52 19.10.2012
Ирина! В этой моей вещице нет ничего оригинального. Просто исторический факт, правда, которую уже не скрывают, но комментарии к которой тщательно замалчиваются. Я по убеждениям феминист, это прослеживается во многих моих произведениях. Вообще, так воспитан на образе своей матери, что женщина для меня - богиня. С уважением. Николай.
Гость      16:59 07.10.2012 (1)
Комментарий удален
     19:03 07.10.2012
1
Маскируетесь? С улыбкой. Потомок Адама.
     00:06 07.10.2012 (1)
1
Адам до последнего вздоха не забывал свою Лилит, и всегда обнимая  Еву, мысленно был с первой женой
     10:41 07.10.2012 (1)
1
А Вы знаете, иногда это очень помогает!
     14:28 07.10.2012 (1)
1
Согласна. Грешна.
Но не хотелось бы , чтобы и меня так "использовали".
     19:05 07.10.2012
1
Не буду! Грешен в другом: нажал не на ту кнопку в "Личке". Ответ: в прошлой жизни я был собакой, а Вы меня иногда выгуливали.
     02:51 07.10.2012 (1)
1
Раньше Евы Лилит была,
та, что яблоко не рвала.
Не женой была, не женой.
Стороной прошла, стороной.
Никогда не придет Лилит,
а забыть себя не велит.
       Вадим Шефнер

Простите, Лилит - это у меня пунктик.
     10:39 07.10.2012
1
Ирина! Это хорошо! Но есть очень много других произведений на эту тему. Я феминист, и для меня Лилит тоже краеугольный камень в творчестве. Николай.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама