Произведение «Не лѣпо ли ны бяшетъ?» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 86 +9
Дата:

Не лѣпо ли ны бяшетъ?

     Любой памятник неисчерпаем.
     Но тем труднее отличить находку от миража и обманки, трактовку от «вчитывания» в текст того, 
     чего в нём нет. Д. С. Лихачёв.
 

      Не лѣпо ли ны бяшетъ...?
 
      Начало повести и Автор обращается к слушателям, сидящим за столом, примерно, как и в Задонщине, братья, на нас Русь идёт, что делать то будем, братья? Неужто судьба нам сидеть и ждать их в Москве, а хоть в Коломне? Айда на севера! И сдвинули кубки хмельные, и пошли навстречу ворогу - на юг искать Каялу... Разница невелика с аннотациями к древнерусской литературе, правда, остаются вопросы, кем себя считали пирующие, раз пошли Русь воевать, не перепутали ли стороны света, коли ушли в обратную сторону, а там русские победили. Это как прикажете понимать? Обмен рубахами под берёзой, роль бренков на поле и помощь Ольгерда - Полоцкий Андрей с братом Брянским Дмитрием (его сыновья), а по сути дела - они и решили исход битвы. А через пару лет его внук Остей будет защищать Москву от Тохтамыша, в которой ни Донского с воинами, ни попов не оказалось. И вообще Дмитрия - Донским назвали через 100 лет (век был Храбрым до этого), а канонизировала РПЦ и вовсе через 600 лет к юбилею Москвы 1980 года. В этот день всегда отмечали ДР Москвы, это сейчас битву сдвинули на 19 число сентября и перестали её упоминать в эфире. Без объяснений. Я ещё до школы пробовал читать Слово о полку и Задонщину, но мне тогда больше нравились картинки, я ничего не понимал, сравнивая переводы, думал, что вот подрасту и пойму. Но вопросов с возрастом стало возникать всё больше, и я начал читать оригиналы самостоятельно, не надеясь на подсказки извне. Я до сих пор не верю, что академиков учат для того, чтобы они обманывали свой же народ, а награды вручают наиболее в том продвинутым мошенникам. Даже если это делается во благо, как святая правда - ложь, то далеко ли, на такой овце уедешь? Скажу больше, раскусив историю с древнерусской литературой, я всё равно не понимаю, зачем от российского народа надо прятать его величие и благородство? Что плохого будет в том, что люди узнают в орешнике - спас ореховый, а в Калининграде - Тмутаракань? Так называли это княжество раньше.
 
 
       АВТОРИТЕТНЫЕ  СТИХИ
 
       А вступление такое сделал, чтобы увязать во времени (события и веру), ведь после того как случилась Каяла (1183-85) и Калка (1223), будет ещё не одна битва исторических русских с ханами, рыцарями, монголами и участие в них будут принимать потомки тех же. Какие-то времена будут названы игом, а что происходит сегодня - уму непостижимо: русские в России. А в Киеве кто? Они не вернулись из греков... Беларусь со своей бедной историей вообще не принято упоминать всуе исторических событий. Бяша, бешеть, кто такой бяша, чей он или она, откуда взялось это слово, которым подзывают баранов мне совершенно непонятно, говорят что тюркское, хотя Барановичей у тюрков нет, и баранок нет, и бары они так не называют, а над словом хибара будут долго думать. В российском языке тоже бардак и слово нам это не очень то известно, кроме того, как столкнулись на мосту бараны в басне. И все обсуждают эту тему, куда делась та Русь призванная, зачем она ушла в греки? А в российских школах преподают русский язык с чужими словами и обучают детей правильно ставить ударение. Мы платим деньги - получаем сдачи кэшбек, но не знаем, что такое бяшеть и смотрим как бараны на новые ворота на эту фразу. Что общего между барином и бараном? Овцы. Успокаивает то, что не мы одни, а дюжина маститых и авторитетных деятелей литературы. И даже один из них создатель русского языка.

      Не скрою, я тоже не знал этой строки в полном объёме вложенного смысла, пока не стал разбираться с каждым словом. На первый взгляд заурядная фраза, типа, неужто, не пора ли нам братья, а дальше я чётко представлял что повесть - о споре поколений (Отцы и Дети в 12 веке), и даже место действий нашёл, куда они ходили - в Прибалтику, бывшую Тмутаракань. Это доказано в 7 способов по тексту и ещё впереди столько же. См. статьи по ссылкам ниже. Спасибо СЛОВУ и особенно Мусину-Пушкину, который опубликовал оригинал текста в 1800 году Париже! За рукопись предлагались большие английские деньги, чтобы её купить, а потом ещё и расшифровать, о чём там? Алексей Иванович не продал как истинный патриот, но и не уберёг. За ней пришли французы в 1812 году и сожгли. Не могу утверждать что специально за ней ходили, но библиотеку Ивана Грозного искали. Для одной идеологии требуется один словарь. С этим я согласен, сегодня уже 10 википедий и 100 словарей, и все врут.

     Я освежил в памяти все стихи известных исследователей на первую строку - «Не лѣпо ли ны бяшетъ, братiе», и знаете, что обнаружил? Жуковский, Майков, Заболоцкий, Лихачёв (ещё пятеро), никто не писал в соответствии оригиналу, это само собой, тут без претензий, никто из них не понимал повести. Но поразило другое -  ни один поэт не указал на слово лепо и бяшеть в своём стихотворном тексте... Пушкин тоже ахинею нёс в погоне за словоблудием, не удержался таки выразить на Его переложение:

Ничто им ужасы войны! В душе пылая жаждой славы,
Князь Игорь из далеких стран
К коварным половцам спешит на пир кровавый
С дружиной малою отважных северян.
(Александр Пушкин 1821 г.)

 
     Ну, ни о чём,
     в погоне рифмы, они неслись как дурачьё...
     Зато ритмично славы рыщут,
     Какой-то чести в поле ищут...
     Коль дни у князя сочтены,
     Ничто им ужасы войны!

     Коль дни у князя сочтены,
     успеть бы жир во дне реки
     весь отгрузить и златом ссыпать.
     Писал, как видно с недосыпа,
     и мысли здравой вопреки...
     Куда? Неведомый вопрос,
     где та икона с пирогами,
     читать стихи нельзя без слёз,
     ведь пол овцы - баран с рогами...
 
     Спасибо Пушкину за то,
     что языком писал постельным,
     и слово похоть (как одно),
     хоть иногда - пиши раздельно...
     Я много слов там разделил,
     Иные - слил, чтоб не бесили.
     Да видно, Бога прогневил,
     что СЛОВО, я - явил России.
 

     Насчёт северян согласен, а всё остальное звучит проклятием с первого слова (ничто) и откровенным невежеством, но могут быть варианты... Над повестью Пушкин работал до последнего часа жизни, его работа исчезла в день смерти и нигде не появлялась. То что слово похоть, следует писать по Хоть (любимая, дева, женщина), так это из частной беседы. Кстати, вот вам и этимология слову похоть! Роднее не бывает. Сам же Пушкин писал прозой: "Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости... Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». И вот от одних времён воинствующей невежественности мы перешли в другие, не мене «вежественные» (слова вежа) и живем в них. Жуковский воспитывал и учил царских детей, интересно, тому ли и так ли? Стихи Василия Жуковского на начало повести: Не лепо ли ны, бяшеть...
 
     Не прилично ли будет нам, братия,
     Начать древним складом
     Печальную повесть о битвах Игоря,
     Игоря Святославича!
     Начаться же сей песни
     По былинам сего времени,
     А не по вымыслам Бояновым.
     (Василий Жуковский)


Эпиграмма:
 
Старался парень сей едва ли,
коль песня вышла о печали...
В начале повести хулою,
обнёс убогий древний склад
замылив бяшеть не тактично
 (бараном блеять неприлично),
О чём настроил рифмы лад, -
в былинах он души не чаял!
Предстал Жуковский щипачём,
коли солгать сумел сначала...
Неважно, далее о чём.
     О том: Не лѣпо ли ны бяшетъ?
     Печалью в сердце залегло,
     но как дитю словцо втемяшить...
     Добро всегда накажет зло.


     Или вот стихи А.Н. Майкова на начало повести: Не лѣпо ли ны бяшетъ?
 
Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
(стихи А.Н. Майкова)


Эпиграмма:
 
Ровесник Слова - Аполлон,
и сын художника в столице,
расцвёл средь муз словесных лон,
но лучше б был он живописец...
Лепил горбатого на стену,
и кистью мазал до утра,
на полотне лучи нетленны,
и представлял настенным бра.
Вставало солнце, блеял бяша,
а князь остался не удел.
Куда: Не лѣпо ли ны бяшетъ,

Художник слова Яшу дел?

Опять пострел наш полетел.
 
И десять соколов вдогонку!
Мораль сей песне такова,
сначала слову дать бы толку,
а не толочь в воде слова.
_____________________________________ 
 
Стихи Николая Заболоцкого  на начало повести: Не лепо ли ны, бяшеть...
 
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
(Николай Заболоцкий)

Эпиграмма:
 
Зараз не видел слова краше,
чем Заболоцкого словцо.
Не лѣпо (пишет) ли ны бяшетъ?
бараном блеять как овцой.
Где эти половцы, Кончаки,
стелись в колени степняки!
Бегут кочевники, собаки.
Идут по полю Топчаки...
 Не будем блеять как бараны,
коль не воспеть - таки не жить.
Давно пора, труды и раны
Геройским словом изложить!

Про князя, образом немого,
в старинной речи зная толк,
Поэт из слога удалого -
лепил под самый потолок...
 
Как князь предстал бы перед Богом,
а где Боян, спросил Господь,
так скудно, дёшево, убого.
В душе буян и мысли плоть,
да он по дереву как белка,
за ним угнаться нету сил!
Сразил вопросы словом целким,
и жир в каЯлу погрузил.
______________________________


Д.С. Лихачев, стихи на начало повести: Не лепо ли ны, бяшеть...

Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнётся же песнь эта
по былям нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Ибо Боян вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,

Аннотация на стихи Д.С. Лихачева:

Пройдя скамьи и лагеря,
и отсидев в почётном кресле,
писал за время и варяг,
перед людьми казался честен.
Мне неуместно в споре с ним,
нелестно, блеять бестолково,
часы у времени просить...
И не боясь, не верить слову.
 
Давай заменим бяшу в ратях.

Словами старыми писать,
Учёным ворам не пристать,

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братья?

Коль нету слова в словарях,
Его придумаем мы сами,
Его напишут в Букварях,
Его прославим чудесами,
на грудь повесим ордена,
а с остальными - хрен бы с ними.
Ушла Великая страна.
Туман окутал повесть синим...


     Стихи Д.С. Лихачева на начало повести (Не лѣпо ли ны бяшетъ), это ещё не тот позор, который есть в прозе и восьми зелёных томах с золотым теснением, хранящихся в его кабинете. Приходил специально побеседовать, мне их показали как неоспоримый факт, как козырного туза на прикупе. Никто ничего переписывать не будет. А разговаривать было не с кем. 
 

     Он словом жил, куделью в пряже,
     дождём осенним моросил,
     ножнями  стриг руно у Бяши,
     но слово бяшеть ... не любил.
 
     И как только

Реклама
Обсуждение
07:53 31.12.2024(1)
Лепота!
Очи временами при чтении мокрели...
18:41 31.12.2024
А это чтоб не просыхали - продолжение
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157625
С Новым Годом!
Реклама