Произведение «Сказка о Золотой Рыбке и стариках...» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Сказка
Автор:
Оценка: 5
Читатели: 33 +2
Дата:
«Золотая Рыбка у Замковой горы, г. Витебск»
Предисловие:
Начало: Почему на памятнике Тысячелетия нет Грозного? Ответ
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157625
Продолжение: Поэтессе в ухо Кулаком!
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157809

Сказка о Золотой Рыбке и стариках...

     Любой памятник неисчерпаем.
     Но тем труднее отличить находку от миража и обманки, трактовку от «вчитывания» в текст того, чего в нём нет. Так сказал Д. С. Лихачёв, известный исследователь древнерусских текстов, летописей и повестей. Его аннотации к «Слову о полку» я воспринимаю как сказки Александра Пушкина или Алексея Толстого. Статьи по истории или этимологии, которые я пишу антинаучным методом, воспринимаются Читателями как сказки и критике не подлежат, а в форме сказки - наоборот. В обоих случаях - в недоумении, не может быть! Но ведь на памятнике «Тысячелетия» нет Ивана Грозного?  Нет. А царь такой был? Был. Значит что? Надо его туда долепить, просто забыли...


       АННОТАЦИЯ  к  СКАЗКЕ  о  РЫБКЕ

       Во первых словах хочется поставить вопрос, откуда она взялась, эта рыбка? Правильно, от старика рыбака, он её поймал и поведал старухе. Та её  не признала, но принялась воспитывать старика, который принял рыбку как свою внучку. Про какого старика речь? Пробуйте выбрать среди героев СЛОВА, намотав на ус, что боги эти не дружили между собой. Про войну старых богов - Велеса, Перуна, Стрибога, Даждь-Бога очень даже хорошо описано в повести «Слово о Полку Игореве». На памятнике Тысячелетия видно, что Перун пал, изломлен надвое под сапогом Крестителя, а Велес жив и здоров, и грозит кулаком из-за спины Рюрика на всех, кто на него смотрит. Автор повести нам сообщает о связи внуков Стрибога с воздушной стихией: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». На основании этой фразы многие исследователи (в том числе Д. С. Лихачёв) предположили, что Стрибог был богом ветра или воздуха. На самом деле это просто - "Старый бог" - в расшифровке древнерусского термина, который легко превращается в Рыбака в известной сказке Пушкина, которого старуха извела и загоняла наказами. И все бы её желания исполнялись, пока прихоть бабы не достигла своего предела, - вместо Владычицы морской получила в конец разбитое корыто.

      Старик, изрядно побитый слугами царицы, остался жив и старуха его живой осталась. Остались оба на том же месте. Рыбка Золотая воспета. Много видел памятников разных и портретов рыбки в иллюстрациях, наиболее из них впечатлила - с ключом в клюве как накаченных губах, это у Замковой Горы на берегу реки Витьба у слияния с Западной Двиной. На высоких крутых берегах по одну сторону замок (ныне церковь), по другую - Старик Хоттабыч отлит (в человеческий рост). Сказочное место. Служит прекрасной иллюстрацией рассказу, разве что до моря по Двине теперь никак им не добраться. За старинным Полоцком - граница с маленькой Латвией, а в устье Двины расположилась Юрмала, - латвийский курортный городок в Рижском заливе, расположенный к западу от столицы Риги. Это и есть бывшая историческая местность под названием Тмутаракань, где и княжили русские князья тысячу лет назад. В годы юности гулял и я по песчаному пляжу Юрмалы с кряжистыми прибрежными соснами. Топонимика простая: юр+мала (в честь Георгия), как и у бывшего Юрьева города Тарту, а Рига - от ига, то есть величие, чудо и прочие лестные эпитеты, доставшиеся этому слову по праву наследия места. А чуть южнее река Немига, тоже этого корня. Так вот. Жили-были, заметьте, старик со своей старухой  супружеской парой, как и старики в сказке Колобок, но за небольшой разницей. Заметили?

      Там Старик наказал суженой испечь нечто к обеду (и послал жену по сусекам скрести), а этого Старуха гоняет туда-сюда. Конец у сказки в принципе один, неважно кто в доме хозяин. Разные сказки с разных мест родом, даже чем-то дополняют историю взаимоотношения поколений - Колобок сбежал из дома, чтобы его деды не съели, а Рыбку море спасло от сковороды. Ни отца, ни матери у сына с дочкой, если сообразно родственных отношений, у них нет. Это объединяет обе сказки, а поглотило ли бездной моря, или оказался в животе лисы, разница не велика. Разбитое корыто одним и остаться без обеда другим, в принципе, одно и то же. Тем не менее. У моря, в случае с рыбкой, там главная была старуха, а старик оказался в роли подневольного, про таких людей говорят: подкаблучник. То есть "лучник в кабале", этим термином является Лукоморью дед - от столичного мещанина Пушкина в отличие от деда, которого представил граф А.К Толстой, поместье Красный Рог (ныне Брянской обл.). Соответственно, у домоправителя деда получился - внук Колобок, а там - дева Рыбка в виде падчерицы ублажала и посильно радовала старуху. Как место влияет, а. Итак, пока сказка сказывается, новоиспечённая и свежевыловленная молодёжь канула. Раз море синее, значит - не Чёрное и не Азовское, а Варяжское или Балтийское, что одно и то же.

      Больше о них сведений нет, а старик со старухой (своей) живы и здоровы на том же месте при своих интересах, худо-бедно после таких-то потрясений, но землянка и всё вокруг - без претензий со стороны лисы или рыбки. Хотя, по большому счёту, дети могут обернуться за наследством. Место дорого как память. На месте Колобка многие бы так сделали, как-никак, а печь, подоконник, порог - всё своё, всё родное. Вряд ли Рыбка захочет жить в землянке, тут с природой не поспоришь, ей ближе родная стихия - вода. Колобку - жара по душе.

     После первого и второй важный момент отметьте, молодые герои сказок, лепота неземная и русскоговорящая красавица остались одни, если старик и старуха предпочитали жить семьёй, то Колобок и Рыбка предпочли гулять сами по себе. Рыбка знала русский язык и песен не пела, исполняла конкретно и по делу желания, а Колобок - тот пел. Не сказать, чтобы пел певуче, но язык звери понимали. А пел Он одно и тоже, повторяя каждому встречному в лесу, ну как молитву (я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл), и... до повторялся.

      Если отметить разницу бытия, то следующее. Настораживает слово "землянка" у Пушкина, почему не избушка или пещера? И одновременно сближает со словом кадастр, земля и земляки. У Толстого пробел родственных связей наблюдается по семье - Колобок получился сиротой (ни отца ни матери), но вроде как сын старикам. Рыбка и вовсе приблудная какая-то получилась, как специально в невод сиганула поиздеваться. Хочешь три желания? Невод - та же сеть, но смысл другой вынашивает. Родственное слово - Нева - корня новый. Так  называлось и озеро Ладога в летописи Нестора. Старуха  явно заподозрила измену. Встречаться с путаной угодившей старику в путину, не захотела. В очередной сцене, как видите сами, Старик даже был избит слугами по приказу жены. Короче, старуха и в глаза её не видала, и на дух не переносила соперницу. Аннотация на этом заканчивается. По большому счёту, старики ничего не потеряли. В одних странах к старшему поколению почёт и уважение, в других пенсия, маленькая, но хорошая. Напомню, с чего начиналось сказка и чем кончилась.


     СКАЗКА  за  МИНУТУ

     Жил старик со своею (!) старухой (у самого синего моря), они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Если такой срок прожить на одном месте, то уже можно смело подавать документы на собственность, ибо никто не обратился за правами за всё это время, значит - ничьё, раз у нас оно не числится, забирайте навечно. Род занятий - рыболовство и домашнее хозяйство. Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу. Всего двое жителей (семья без детей). То тину вытащит, такое бывает в шторм, то траву со дна, а на третий раз рыбацкое счастье не оставило рыбака и ...

     Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо: "Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; по-нашему говорила рыбка, я и отпустил". Старуха не опешила, как бывает с мужиками (и не столь глупа оказалась как муж простофиля), ступай обратно, да хоть корыто попроси, коли обещала. Получила корыто. Потом и дом справила, и дворянкой стала, и царицей. Желания на исходе, а гонит мужа взашей (всё ей мало), иди к своей, говорит, передай ей, чтобы Рыбка в слуги явилась. А делать нечего, как на духу сознался старик рыбке, спятила, и попросил совета. "Что мне делать с проклятою бабой? Хочет быть владычицей морскою и чтобы ты сама ей служила, и была бы у ней на посылках". Ничего не сказала рыбка, помахала хвостом на прощание, и старик не дождался ответа, воротился... Глядь: опять перед ним землянка, на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто. Мораль, ребята, очевидна (Пушкин, 1833 г.), но пару слов...


      МОРАЛЬ 

      Если читаете сказки, то читайте. Золушка - пряха из Праги. Не всё то золото что блестит, есть зола и злато. Добро и зло. А золотник дорог, который мал. Кому нужен золотник, большой и бесплатный? Лучший сыр, друзья, какой? Который в мышеловке, но звучит дороговато. А золотник хоть мал, но князю Малу приходится как тот золотник на шине. Можно и подкачать, можно и спустить. Универсальная вещь. И по делу.

      Где находится Лукоморье и что означает термин, мы уже знаем, там жил-был знаменитый философ  - прус И.Кант, это Кенигсберг, ныне Калининград. А в ту, сказочную пору, на заре христианства, это было княжество Тмутаракань, о котором снились мутные сны, и в котором княжили русские князья. Иммануил Кант и его творчество никак не связаны с Россией, как Колобок и Рыбка. Кант жил и работал в Кенигсберге, учил пруссов мыслить. Знаменитая его фраза:  "Учите мыслить, а не мысли". Растекаясь мыслию по древу, значит по древности. Сразу не поймёшь, о чём он хотел сказать. Пруссы исчезли с места, как и половцы (пока думали). Не оставили даже языка, кроме молитвы "Отче наш" на прусском (читай песню Колобка). Прусы - потомки русских, а Боруссия - Пруссия с языка латинского. Таким образом, часть Тмутаракани стала Прибалтикой, чтобы локализовать место. А жители - исчезнувшие половцы - жители Полоцка, Витебска и окрестностей вплоть до Курска. В ту пору это была целая империя по современным меркам. Попробуйте из истории Беларуси узнать её историю, так ничего не получится. А лет 25 назад, когда я искал хоть какие-то сведения, нашёл в г. Гомеле единственную книгу о крае, в которой ничего не было, кроме упоминания каких-то ханов? Писал белорус, но из Киева с говорящей фамилией Довнар-Запольский. Обращаясь к Херодоту, установил границы расселения "белорусского племени" с центром в районе реки Сож и от реки Припять до Западного Буга; литовцев за славян не считал, но отметил переплетение названий по Десне и Ипути. Митрофан Викторович родился в г. Речица Минской обл. в 1867 году, исключался из Киевской мужской гимназии за вольнодумство в этимологии и топонимике, за хранение запрещённой литературы, тем не менее окончил Киевский университет (экстерном сдал экзамены), и в начале 20 века подготовил рукопись к изданию. Мне же в руки досталась книга изданием 2011 года (История Белоруссии) исправленная и дополненная. Кем и что дополнили, а что похерили - не указано. Вообще-то книга поучительная по всем статьям в 600 страниц. Там один "Словарь Белорусизмов" только на 80 страниц мелким шрифтом. От древнейших обитателей земли и древнего строя княжений через отношения с Польшей и Литвой до революции - о культуре народа. К своему стыду я её не прочёл. Там за истоки всего 2 листа...

    Удивился я сильно, откуда же могла возникнуть общность с языком, культурой и

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама