***1
В школьные годы Илья учился в музыкалке по классу скрипки. Но однажды, уже в 11 классе они в гимназии готовили концерт фольклорного народного творчества для выступления на общегородском фестивале. Гимназия заказала красочные костюмы в народном стиле, планировалось пригласить двух стилистов-парикмахеров и визажистов. Но учитель по музыкальному образованию, выполнявший роль хорового дирижера, заболел ковидом. Оставалось всего три дня, хористы очень расстраивались, ведь выбранную композицию они собирались исполнять А-капелла, то есть без музыкального сопровождения. И тогда гимназическая директриса обратилась к Феоктистову, учившемуся в музыкалке на фортепьяно, и к Илье. Феоктистов сразу отказался, а Илья согласился попробовать. К всеобщему удивлению и восторгу у него получилось. Директриса пребывала в восхищении от чувства темпа и ритма у Ильи, а так же от его способности направлять руками самые тонкие изменения в голосах исполнителей, особенно солистов – парня и девочки, певших в унисон, он – юношеским тенором, она – девическим сопрано.
-Какая великолепная пластика! – восклицала директриса, говоря о движениях Ильи, – Вот что значит скрипка – это ведь как живое существо в руках мастера.
После успеха на фестивале Иля надолго задумался, а потом решил, что будет поступать в консерваторию Римского-Корсакова не на факультет музыкально-инструментального искусства по программе "Скрипка, альт", а на факультет композиции и дирижирования. Мама понимала его, а отец удивлялся и спрашивал, не бросит ли сын музицирование на скрипке. Ведь отцу очень нравилось вечерами слушать игру сына. Сам он был далёк от музыки, но всегда благоговел перед классикой и мечтал о великолепной карьере сына как скрипача. Чего может достичь какой-то человечек с палочкой у пульта перед большим оркестром, Аркадий Никандрович даже не представлял. Жена рассказывала ему о великих дирижерах, показывала отрывки из выдающихся выступлений симфонических оркестров под руководством Мравинского, Темирканова, Светланова, Плетнёва, Федосеева, однако муж плохо разбирался в такой сложной музыке. Ему нравились этюды и небольшие пьесы, которые сын играл вечерами для разминки. А что именно исполнял Иля – Бетховена или Моцарта, а может, Глазунова или Глинку, отец понятия не имел и почти не различал их произведения. Для него все это было просто музыкой. Однако Иля клятвенно заверил отца, что не бросит скрипку и будет продолжать совершенствовать своё исполнительское мастерство.
Летнюю практику после второго курса консерватории Иля проходил в составе студенческой этнографической экспедиции по Ивановской области. Участниками её стали двадцать пять человек, прошедших конкурсный отбор и представлявших университеты трех регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга и Ивановской областей. В плане экспедиции было посещение малых городов, таких как Шуя, Палех и Лух с его окрестными поселениями. Под руководством преподавателей студенты-этнографы проводили опросы и общались с местными жителями, собирали фольклорные материалы и сведения о народных традициях, а также фото и видеоматериалы об архитектурном наследии этих мест. В состав экспедиции входили певческие коллективы от трех институтов культуры и один от академии им. Гнесиных. В каждом населенном пункте они должны были устраивать импровизированные мини концерты народных песен, собранных в данном районе для получения мнения местных старожилов об идентичности исполнения. С ними и работал Иля в качестве хорового а-капелла дирижера. Для него это являлось отличной практикой. Его талант в этом виде дирижирования сразу заметили в консерватории, и его наставник предложил кандидатуру Или в состав экспедиции. Иля единственный из участников не проходил отбор, его включили в состав просто по настоятельной рекомендации педагогов консерватории.
Так Иля впервые оказался в группе, похожей больше на туристов или даже на скаутов, с дисциплиной, утренними построениями, вечерними общими кострами, с проживанием в палатках и готовкой еды в котелках на походных таганках. Раньше он ходил только в походы выходного дня с инструкторами гимназии, и его считали самым неподготовленным к походной жизни учеником. Поэтому он очень переживал о том, как к нему станут относиться в этой разномастной группе. Отвечал за безопасность участников суровый инструктор, бывший военный, указания которого все они должны были строго соблюдать, даже девушки. Группа имела три микроавтобуса, на которых участники посещали удаленные села. От каждого вуза были назначены наставники из числа преподавателей. И только у Или не было наставника. Творческую составляющую Иля обеспечивал себе сам, а в остальном за ним приглядывал тот самый суровый инструктор, которого все называли Терентий. Так и обращались, – не господин и не товарищ Терентий, а просто по имени. Иля всегда запинался при этом. Единственное, что он взял помимо необходимого списка, была его скрипка. Правда, первую неделю он даже из футляра ее ни разу не достал, настолько уставал. Оказавшись в палатке, которую он делил с двумя товарищами, Иля тут же засыпал, едва укрывшись спальником. Товарищи относились к нему по-братски, поэтому он всю практику ощущал себя на подъёме. А ещё ему очень нравилась одна участница из Гнесинки. Она нравилась не только ему, за ней увивались сразу двое, поэтому Иля только ревниво наблюдал за всеми этими играми. Здесь никто не знал его детского прозвища, и все называли его Ильёй. И только Аня, так звали понравившуюся ему девочку, однажды назвала его Иля. А может, он просто не вполне расслышал её у костра, где как обычно стоял приглушенный говор и смех.
***2
На каждой стоянке певчие репетировали, а Иля дирижировал. Две группы певчих состояли из пяти человек каждая, а третья – из восьми. Парней в них было всего четверо на три группы. После двух-трех репетиций певчие быстро усвоили, что у Или важны не только взмахи и жесты тактирования – легато, стаккато и т.п., но и вздохи, которые являлись его личной фишкой. При всей их информативности для певчих, девчонки втихаря между собой шептались, что его вздохи очень чувственны, почти как у героев-любовников в эротических фильмах. Один из парней, смеясь, сообщил Иле об этом, но это никак не повлияло на тактику дирижирования Или, поскольку главным для него являлся результат. А всё говорило о том, что певчие уже с третьей репетиции понимали каждый его вздох намного лучше сложных дирижерских пассажей, в которых студенты, а особенно студентки, пока еще плохо ориентировались. Его вздох шёл сразу за ауфтактом и отделял его на мгновенье от дирижерского удара, который Иля делал сразу после вздоха. В переводе на человеческий язык ауфтакт у Или заменял команду "Внимание!", вздох означал "На старт!", а дирижёрский удар – "Поехали!".
Через некоторое время вздохи Или стали предметами шуток у костра, и некоторые девочки даже просили его вздохнуть пару-тройку раз, чтобы им лучше спалось с романтическими снами. Иля молчал в ответ и улыбался, что так же придавало ему загадочности и эротичности в глазах участниц.
Наставники для последующих отчетов снимали на видео каждую репетицию и каждое выступление певчих, и отдельно беседы с престарелыми жителями, которые помнили, как старинные песни и потешки исполнялись в годы их молодости.
На выступления певчие одевались в старинные наряды, два стилиста трудились над их прическами, а сами участники помогали друг другу облачаться в одежды, сшитые по старинным образцам. И весь процесс наставники снимали и фотографировали. Ну, кроме тех моментов, когда певчие находились еще в исподнем. Хотя несколько кадров без лиц сделали и об этом.
Особо участники волновались и готовились к празднику Ивана Купалы. Для его проведения группа взяла различный реквизит, также был приглашен профессиональный кинооператор. Проходить праздник должен был на реке Лух, подальше от поселка с одноименным названием. Однако Терентий заблаговременно съездил и под роспись получил разрешение от пожарников на разведение большого костра.
Иля тоже волновался – его беспокоили всякие намеки девочек, которые готовили что-то типа западни для избранников. Илю особо предупредили, что он один из них. Терентий, видя смятение Или, буркнул ему:
-Не дрейфь, дирижёр, я подстрахую тебя. Девки же только днём все скромные и приличные, а как ночь придет, может и свистопляска начаться. Смотря, кто заводилой станет. В прошлом году целую вакханалию устроили, я еле початые бутылки с вином успевал отбирать. Даже докладная в универ их не пугала, так разошлись. По кустам пар шесть точно шуршали, почитай, почти вся группа. Утверждать не буду, со свечкой не стоял, но звуки еще те разносились.
-По кустам?! – изумился Иля.
-Ну да, где вино, там и секс. Тем более что летняя ночь и ролевые игры под старину. Кто ж тут устоит и не возбудится?! Так что держись, студент, со мной рядом, далеко не отрывайся. Типа я тебе особое задание дал. Пальцы у тебя, конечно, тонковаты, и руки слишком… плавные, но все же ты ведь мужик как-никак. Отобьёшься, надеюсь.
Как было не струхнуть после таких рассказов. Иля на всякий случай предупредил Терентия, что плохо плавает и ночью видит не ахти. Терентий только крякнул:
-Я тебе всё сказал.
За день до праздника вся группа отправилась в Лух, где участники посетили Троицкий собор, а также Успенскую и Воскресенскую церкви, и, главное, пообедали в нормальной столовой и закупились продуктами и спиртным. Наставники делали вид, что ничего не замечают, и сами прикупили себе выпивки и закуски. Старший препод сказал двум другим:
-В конце концов, мы не надсмотрщики, и детишки все уже совершеннолетние, так что и концы в воду. Главное, чтобы травм не было и чтобы в воду пьяными не лезли. Но за это Терентий в ответе.
Девчонки постоянно шушукались и смеялись, а одна, самая бойкая со звонким частушечным голосом, сказала Иле на ухо:
-Готовься, красавчик. На Купалу живым от нас точно не уйдешь.
И засмеялась, словно колокольцы рассыпала.
А парни, соседи Или по палатке, потирали ручонками и радовались тому, что можно будет нормально оторваться, на всю катушку.
-Ты видел, сколько преподы пива в микрик загрузили и покрепче тоже нехило. Так что веселуха готовится.
-А Терентий? – спросил Иля, – Он же вроде не пьёт?
-Что один трезвенник с такой кодлой алкашей сделает? Он так, для порядка. Ну, чтобы никто с тарзанки в глубину не ухнул и чтобы драки не случилось. А с девками обжиматься никто не запретит.
***3
Ночь на Ивана Купалу прошла бурно. Иле пришлось много работать с певчими, потом его наперебой тянули купаться, но он сумел устоять перед напором выпивших девушек. Парни из певчих так же отделились от них, и их места заняли студенты этнографы. Даже кинооператор нагрузился вместе с преподами. Но Терентий был начеку, и к утру все расползлись по палаткам. А Иля и двое парней певчих засиделись у большого костра, прогоревшего к этому времени, но не совсем угасшего. По кустам уж точно никто не шуршал, вконец разочаровав Терентия. Он также
| Реклама Праздники 7 Января 2025Рождество Христово 11 Января 2025День заповедников и национальных парков 12 Января 2025День работника прокуратуры РФ 13 Января 2025День российской печати 19 Января 2025Крещение Господне Все праздники |