(Звонок по телефону)
Полковник Дроздецкий просматривал видеозаписи с камер, установленных в здании университета, пытаясь понять, что толкнуло Диму Усольцева на такой неожиданный шаг. Его не выкрали — он пошел на побег осознанно! Об этом свидетельствовали повара на кухне, которые видели, как он пробегал во двор, а потом сел в белую Ладу... Сняв копии всех видеозаписей полковник возвратился домой, чтобы в спокойной обстановке ещё раз просмотреть их вместе с Жекой.
После происшествия на даче Жека вынужден был на какое-то время покинуть Москву. Ситуация сложилась патовая! Стрельба переполошила весь поселок, в доме осталось пять трупов. Сейчас там работает опергруппа... Жека, он же Евгений Самонов, объявлен в федеральный розыск. Требовалось срочно разрулить ситуацию, а у полковника, как назло, ответственное мероприятие: на следующий день должна состояться лекция профессора Усольцева. Лекция, конечно же, стояла на первом месте, и полковник решил, пусть пока Жека поживет у него.
Дроздецкий проживал на оперативной квартире в одном из новых районов Санкт-Петербурга, в только что построенном доме. Это давало известные преимущества: жильцы ничего о своих соседях пока что не знают, вездесущих любопытных старушек, целый день сидящих на скамейках и обсуждающих всех и вся, не наблюдается. К этому можно добавить немаловажный факт: окна в этой квартире выходят во двор, поэтому хорошо просматриваются подступы к подъезду. Идеальное пристанище для нелегала! Условия проживания скромные: две комнаты, крохотная кухонька и совмещенный санузел (не научились ещё у нас строить квартиры, соответствующие потребностям человека), но Жеке с полковником не привыкать — в "командировках" им доводилось жить и в более худших условиях.
Сам Жека старался из квартиры без надобности не выходить. Оставил свой Фольксваген, на котором он в общем-то и прибыл в Питер, прямо у подъезда, не забыв при этом сменить номера, и от скуки занялся кулинарией. Тем более, что холодильник у полковника был заполнен продуктами под завязку, а Жека любил хорошо и вкусно поесть. Вот и сейчас: стоило Дроздецкому зайти в квартиру, как в ноздри ему бросился острый запах чего-то пряного и необычного. А вскоре в прихожей возник и сам повар, обнаженный по пояс, в дурацком переднике и с поварешкой в руке. Выглядело комично! Поварешка в его мощной длани казалась игрушечной, передник — вообще ни в какие ворота!.. Передник был куплен полковником по просьбе начинающего повара в ближайшем супермаркете. Он взял его не глядя, в упаковке... Откуда ему было знать, что этот несчастный передник окажется с кружевами? С атлетическим торсом Жеки это никак не сочеталось! Дроздецкий смерил друга ироническим взглядом и спросил:
— Опять приготовил что-то экзотическое! Как хоть называется?
Жека глупо улыбнулся:
— Название такое, что и не выговоришь сразу. Колумбийское блюдо, рецепт нашел в интернете... Но зато много мяса, а это для нас очень важно. Ты только понюхай, как пахнет!
— Да уж, запах ещё тот! — Дроздецкий поморщил нос. Это какую дрянь ты туда добавил?
Жека совсем смутился:
— Что, командир, неужели так плохо?.. Я вообще-то всё по рецепту делал. Только приправ нужных под рукой не оказалось, у нас здесь не Бразилия. Поэтому положил что было. Зато коньяку добавил в соус чуточку больше, чтобы компенсировать.
— Чуточку, это сколько? В бутылке хоть что-то осталось?
— Обижаешь! Там еще почти полбутылки. Я уже принюхался и мне вроде бы ничё!.. Нормально!.. Но, если хочешь, давай выбросим все это к чертовой матери и просто пожарим картошки.
— Да нет уж, — усмехнулся Дроздецкий, — веди, показывай свой шедевр! Будем оценивать на вкус. Для начала выпьем водочки как следует, чтобы перебить запах. Помнится, в Колумбии мы с тобой жрали кое-что и похуже. И, как видишь, живы!
Во время трапезы Жека спросил:
— Что-то нехорошее случилось?
— А что, разве заметно? — Дроздецкий долил водку в стопки.
— Я же знаю тебя, командир! Ты сегодня пьешь слишком много и почти не закусываешь! Два дня назад тебя даже перестрелка на моей даче не смутила, а сегодня ты какой-то дерганый! Ну рассказывай, что там у тебя произошло?
Дроздецкий молчал. Опрокинул стопку, подцепил вилкой солидный кусок мяса и стал тщательно прожевывать. Желваки на скулах усердно трудились. Жека терпеливо ждал. Прожевав, Дроздецкий произнес:
— Что произошло, ты сам скоро увидишь. Об этом обязательно покажут в вечерних новостях!.. Да что там говорить, проморгали мы этого парня. Старею, теряю хватку... Как он нас обвел вокруг пальца! А ведь я ему почти поверил!..
Он снова налил себе полную стопку, Жека прикрыл стопку рукой.
— Постой, командир, не гони! Что значит, обвел вокруг пальца. Пацан правильный, я ему верю!
— Вот видишь, и ты поверил! И как тут не поверишь, у него же на всё железные аргументы имеются! Это он меня убедил, что велосипедистку нужно упустить прямо на улице, и даже подсказал, как это лучше сделать. А потом сам же с ней и сбежал... Ты включи телевизор, сейчас новости начнутся. А потом я покажу тебе видео с камер наблюдения!..
* * *
Дима Усольцев сидел на диване и читал записку... Жека с полковником внимательно смотрели на экран. Они просматривали этот фрагмент уже в третий раз.
— Ты заметил, как он доставал записку? — спросил Жека.
— Ну, заметил. Только не увидел здесь ничего необычного. Засунул руки в карманы и достал.
— Вот именно — руки! То есть, не одну руку... и не в тот карман!.. Он не знал про записку, эта догадка пришла к нему неожиданно, словно озарение. Словно он, только что, вспомнил что-то очень важное! Прокрути ещё раз этот фрагмент с того самого момента, как он появился в комнате. Видишь, он никуда не торопится, у него спокойное усталое лицо... Открыл бутылочку, выпил минеральной воды, задумался... Как ты считаешь, о чем он сейчас думает? Он словно что-то вспоминает!.. Ворошит в своей памяти... Вот он дернулся, замер — он вспомнил!.. Руки полезли в карманы... Он даже не знал, в каком кармане это находится. Он ничего не знал про записку.
— Так, продолжай дальше! — попросил Дроздецкий.
— Я думаю, командир, он вспоминал кого-то, кто слишком близко к нему приблизился в фойе. Там же была много народу. Он пытался разобраться, проанализировать. Потом возникла догадка и он стал проверять карманы... Как ты думаешь, что было в той записке?
— Полагаю, план побега?
— Вот именно! — воскликнул Жека. — До этого он о побеге и не помышлял. Вел себя спокойно, готовился к встрече... Записка перечеркнула все его планы. А теперь давай думать вместе. Ты помнишь, как он читал свою лекцию? Его мысли были где-то далеко, словно он все ещё находился перед выбором... А этот испуг в его глазах, как будто он увидел привидение? А потом оператор крупным планом показал лицо той блондинки...
— Она такая же блондинка, как ты — балерина! — мрачно вставил Дроздецкий. — Это была велосипедистка, только в парике. Я её сразу узнал.
— Вот видишь!.. А наш профессор при первой встрече мог и не узнать, хотя она подошла к нему очень близко. Давай-ка прокрутим ещё раз. С той минуты, как он вошел в здание. Быть может эта блондинка промелькнет в кадре!.. Ты посмотри: вот и она! И не только промелькнула — у них состоялся полноценный контакт! Только профессор не сразу просек это. Он поймет чуточку позже. Когда окажется в своей комнате, выпьет минералки и расслабится... По-моему, командир, ты зря грешишь на парня. Для него все это, как снег на голову. Даже если бы он захотел, он все равно не смог бы тебя предупредить.
— Он мог бы не сбегать! — возразил полковник. — Этот парень отлично понимал, какие могут быть последствия. И все же предпочел удрать! Ты же все видел в новостях, как ты можешь его оправдывать?
Жека долго сидел, мучительно соображая: говорить... или промолчать? И полковник не выдержал:
— Ну давай уж, добивай! Скажи, что я не прав! Если честно, мне и самому хочется, чтобы ты меня переубедил. Я уже привязался к этому парню. Прикипел, что ли?.. А вот теперь я его не понимаю! Все говорит о том, что они с этой велосипедисткой заодно, а где-то там внутри маленький такой голосок возражает. И я хочу ему поверить, только факты не позволяют!
— А я и скажу, Юрий Константинович, — пробасил Жека, впервые назвав полковника по имени-отчеству. — Только ты, пожалуйста, не обижайся! Стареешь ты, память тебя уже подводит! Забыл наверное, какая гадость течет в жилах этого парня. А ведь всё благодаря той велосипедистке! И он об этом знает!.. И после этого, ты думаешь, они вместе?.. Если даже и вместе, то их объединяет взаимная ненависть!
По сути, что мы знаем об этом парне! Тебе не кажется, что он многое о себе умалчивает? Ты только на миг представь, какая мощная структура им интересуется! Если он и пошел на такой отчаянный шаг, возможно, у него на это были веские причины! А ведь он далеко не глупый! Однажды он нас уже предупредил, а мы не поверили. А ведь он оказался прав! Послушай мы его тогда — удалось бы избежать кровопролития. Вот и подумай, можем ли мы его осуждать, не зная всей правды?
— Ну хорошо, — согласился полковник. — И что ты предлагаешь?
— Я предлагаю ждать! Усольцев нам доверяет, и это главное. А еще — он в нас нуждается. Если бы не нуждался, он бы близко нас к себе не подпустил. В этом я абсолютно уверен. Мы вот почему-то думаем, что все события последних месяцев происходят независимо от него. Он всего лишь жертва обстоятельств... Судя по тому, что ты мне рассказал, все происходит как раз наоборот. Это он руководит всем процессом. Все протекает по его сценарию. У этого парня просто дьявольское чутье и мозги гроссмейстера. И будь уверен, он найдет способ, чтобы связаться с нами. Нужно только подождать.
— И долго ждать придется? — спросил полковник. Жека развел руками:
— Вот этого я не знаю. Я же не могу проникнуть в его мозги!.. Может, месяц... или два?.. Может, это произойдет значительно раньше!..
В это время в кармане полковника завибрировал телефон. Раздался звонок... Друзья переглянулись.
— Странно, — сказал полковник. — Я этот мобильник приобрел специально для связи с Усольцевым. На экстренный случай. Но он же не может сейчас звонить?!
— А ты бы не гадал, — резонно заметил Жека. — Достань его и посмотри. Сделай громкую связь, я тоже хочу послушать.
В трубке раздался незнакомый мужской голос. Сначала голос осведомился, с кем говорит, на что полковник ответил: "А кто, собственно, вам нужен?" На другом конце связи задумались...
— Я повторяю вопрос: кто вам нужен? — громко и раздельно произнес полковник. Переглянувшись с Жекой, он добавил: — Скажите хотя бы, кто вам дал этот номер?
— Я думаю, вы и сами догадались! — голос прозвучал неуверенно. — Только не надо произносить это имя вслух! Он просил этого не делать.
— А что еще он просил?
— Позвонить вам, как только случится что-то непредвиденное. Нам нужно срочно встретиться!
— Ну хорошо, — согласился полковник. — Вы все время говорите загадками, но я готов встретиться с вами. Итак, где и когда?