(Бегство)
Этот день все же наступил. С утра было солнце, и профессор почувствовал в себе невероятную энергию, которая сегодня просто зашкаливала! Несмотря на холодный ветер сходил на берег, сделал гимнастику и искупался в заливе. Потом плотно позавтракал, еще раз пробежался глазами по тетрадке, где были отмечены основные тезисы предстоящей лекции, и надел строгий темно-синий костюм-тройку, специально приготовленный для такого случая.
Персонал усадьбы же, наоборот, пребывал в мрачном настроении. Все ходили подавленные, в воздухе присутствовала плотная атмосфера тягостного ожидания. Очевидно, случилось что-то очень серьезное, пока они с полковником ездили в Москву. Но сам Усольцев не сразу заметил это, все его мысли были заняты загадочными частицами, навсегда поселившимися в его организме.
В тот день он вернулся домой уже поздно ночью. Его никто не встретил — старинный дворец словно вымер! Следующий день был посвящен предстоящей лекции, и Дима, полностью поглощенный новыми заботами, не обращал внимания на то, что творится у него под боком. Естественно, о событиях на подмосковной даче он знать не мог. Странные взгляды и необычную молчаливую сосредоточенность жителей усадьбы он заметил только сегодня, когда садился в машину. Они, все как один, вышли из дома чтобы проводить его, и у философа возникло стойкое предчувствие, что видит этих людей в последний раз!
Валера вообще не проронил ни слова. Всю дорогу хмуро молчал, крутил свою баранку, изредка позволял себе насвистывать маленький фрагмент из популярной мелодии. Этот фрагмент телохранитель повторял с завидным упрямством, совершенно не заботясь о том, какое впечатление он производит на профессора. Похоже, Валера искал в этой мелодии спасение от тяжких дум, преследовавших его. И только в самом конце пути он неожиданно очнулся и стал с тревогой поглядывать на толпу, плотным кольцом обступившую здание университета.
В связи с последними событиями, на специальном заседании Думы, учреждение было переименовано в Государственный Народный университет имени Луначарского. Это гордое название водрузили на самом видном месте, чтобы было видно издалека! Их встретили где-то на подступах. Огромная толпа, практически, заполонила всю улицу, и бедный Валера вынужден был остановить свою машину в пятидесяти метрах от здания.
Остальной путь профессор Усольцев прошел в окружении омоновцев. В толпе было много корреспондентов. Каждый из них щелкал своим фотоаппаратом с внушительным объективом или совал под нос микрофон, задавая каверзные вопросы, вроде: "А вы действительно верите в конец света?", или: "А правду говорят, что инопланетяне маленького роста и с большими головами?"... бывали и такие: "А как вы относитесь к сексуальным меньшинствам и однополым бракам?"... Дима только глупо улыбался и шел дальше. Если бы не ОМОН, его, наверное, давно бы уже задавили! Вот тогда он в полной мере ощутил, что такое настоящая популярность!
В самом здании университета, естественно, такой давки не наблюдалось, хотя фойе тоже было переполнено. Сюда уже пускали не каждого, а только счастливых обладателей билетов и специальных пропусков. Кстати, здесь царило относительное спокойствие. Все присутствующие понимали: профессор Усольцев никуда от них не денется. В актовом зале, где будет происходить встреча, они насладятся общением с этим молодым гением сполна! И поэтому никуда не спешили. И все расступились, когда он проходил в специально отведенную для него комнату, которая в обычное время была кабинетом ректора. Об этом свидетельствовала табличка на двери... Табличку для этого случая могли бы и заменить. Чтобы все знали, что здесь находится кабинет самого профессора Усольцева! Все-таки не каждый день это скромное учреждение посещает такая знаменитость!.. Или, хотя бы, где-то поблизости оборудовали стенд. Дескать: именно в этих стенах постигал основы философии будущий создатель знаменитой теории!.. И чтобы большая фотография на самом видном месте!.. Но ничего этого не было. Учредители мероприятия, во главе с полковником, посчитали, что это уже будет перебор!
В комнате Дима, наконец-то, пришел в себя. Выпил минеральной воды — бутылочка боржоми уже дожидалась его на маленьком столике, стоящем рядом с диваном. Учредители хорошо подготовились. Даже с минеральной водой угадали! Казалось бы, откуда они могли знать, что именно боржоми он предпочитает другим напиткам?.. Шумиха, связанная с предстоящей лекцией, его совсем не занимала; все мысли философа крутились вокруг маленького события, которое для всех осталось незамеченным. Как только он вошел в фойе университета, к нему на какое-то мгновение приклеилась яркая блондинка, взгляд которой показался невероятно знакомым. Он перебирал в памяти всех блондинок, которых знал; с которыми, возможно, учился в этих стенах... и никак не мог вспомнить! Но беспокоило другое: слишком тесным был контакт, который нельзя было назвать случайным!.. Внезапная догадка озарила его лицо, Дима опустил руки в карманы и обнаружил в одном из них записку.
Записка была от Капли. Поняв это, Дима ощутил непонятную дрожь. Трудно было угадать в той блистательной блондинке простоволосую девушку с веснушками, готовую в любой момент расплакаться. Он сразу вспомнил, где раньше видел этот взгляд. Конечно же: на втором портрете художника! Старик оказался проницательным, он сразу уловил в этой притворщице её настоящую суть. И как он угадал с веснушками!.. Веснушек на лице блондинки совершенно не было. Веснушки были такими же фальшивыми, как и сама эта дама!
В записке небольшая инструкция, всего несколько строк: "Здравствуй, милый! Не удивляйся — это я! Я долго тебя искала и, наконец, нашла. Все подробности при встрече! Во время перерыва пройди через столовую на кухню и оттуда уже — на задний двор. Во дворе тебя будет ждать белая Лада..."
* * *
По сути, ему предлагали сбежать. Вот так плюнуть на всё и исчезнуть! Никого не предупредив, не закончив встречи... В принципе, он давно был готов к чему-то подобному и даже успел подстраховаться. Нинель, наверное, уже съездила к Барсику, и тот прочитал его послание... Но убежать во время лекции? Это было не по правилам! Он отлично представлял, какой скандал может разразиться! Народ его просто не поймет. Он в одночасье из всеобщего любимца превратится в изгоя!.. Да что там говорить!.. Все люди в этой стране будут считать его предателем. Кажется, он недооценил своего противника. Противник оказался более коварен и абсолютно беспринципен! От такого можно ожидать чего угодно!
Во время лекции Диме трудно было сосредоточиться. Огромный актовый зал заполнен под завязку. Многие сидят на стульях, принесенных из кабинетов. В проходах разместились операторы с профессиональными видеокамерами на мощных треногах. Они транслируют все, происходящее в этом зале, по главным телеканалам страны... Кто-то посчитал, что знаменитая гипербола, стремящаяся к нулю, должна стать достоянием всего российского народа.
График функции обратной пропорциональности крупным планом изображен на огромном экране. В руке электронная указка — курсор указывает на знаменитую формулу "y = k/x", четко выделяющуюся на общем фоне. Идет уже второй час лекции, по лицу профессора стекают капли пота...
— Итак, уважаемые господа, — говорит он усталым голосом, — позвольте мне продолжить. Я в своей теории оперирую двумя понятиями. Уровнем интеллекта обычного человека и — как вы уже догадались — всего человечества в целом. А также временным отрезком, в котором это человечество существует. Кстати, этот отрезок не такой уж и продолжительный. Всего каких-то два миллиона лет. Согласитесь, в истории существования нашей планеты это не так уж и много.
За этот период мы прошли путь от простого примата до человека, наделенного такими знаниями, которые позволяют уже задуматься о том, как устроен этот мир. Из каких элементарных частиц он состоит?.. Что им движет?.. Версия с богом, сотворившим на Земле человека, нас больше не устраивает!
Но вернемся к интеллекту. Взгляните на график. На нем наглядно показано, что наш мозг развивается, по отношению к временным периодам, просто в геометрической прогрессии. Если на то, чтобы научиться добывать огонь и строить примитивные жилища, у человечества ушло более полутора миллионов лет, то следующий этап: строительство дворцов и изготовление огнестрельного оружия — оно осилило за тысячелетия. Чтобы изобрести паровую машину и двигатель внутреннего сгорания понадобилось всего лишь несколько столетий... Посмотрите внимательно на кривую роста нашего интеллекта — она стремительно устремляется вверх и приближается к нулевой отметке. Всё исчисляется уже не сотнями лет, а десятками — время, за которое рост нашего интеллекта достигнет небывалых вершин... Время, которого у нас почти не осталось!..
— Значит, вы утверждаете, что скоро наступит конец света? — спросил мужчина с микрофоном, сидевший в третьем ряду. Профессор улыбнулся:
— Это не совсем так! Посмотрите на график. Согласно законам математики кривая никогда не достигнет оси ординат. Она будет к ней стремиться, но не коснется её никогда! Так гласит закон! Однако мы с вами не математики. Мы занимаемся философией, и поэтому можем предположить все что угодно. Конец света, это один из вариантов. Но могут быть и другие. Все зависит от того, как человечество в критический момент себя поведет!..
Профессор замолчал и посмотрел в зал. И тут его сердце учащённо забилось — среди гостей он увидел блондинку, сунувшую в его карман записку. Это, несомненно, была Капля, словно сошедшая со второго портрета Ангела Филипповича. Тот же поворот головы, та же хищная улыбка...
— Так какие ещё варианты могут быть? — спрашивает мужчина с микрофоном. Профессор с удивлением смотрит на него, плохо понимая суть вопроса. Кажется, мужчина задает этот вопрос уже не в первый раз. Весь зал замер в ожидании. Придя в себя, профессор взглянул на часы и с облегчением произнес:
— К сожалению, я не успеваю ответить, потому-что наступает время перерыва. Вопрос слишком сложный, в двух словах не скажешь... Но после мы обязательно вернемся к этой теме. Прошу вас, господа, на время покинуть зал, чтобы проветрить. Здесь уже невозможно дышать! Желающие могут посетить нашу столовую. Рекомендую — здесь очень вкусно готовят!
* * *
Оставшись один философ достал записку. Еще раз внимательно прочитал... Хорошо придумано — пройти через кухню во двор... Только как это сделать? В коридоре находится его телохранитель, который, конечно же, последует вслед за ним. После того случая с угоном автомобиля Валера старался не отходить от философа ни на шаг. Так что выйти из здания незаметно, через служебный выход, не удастся. Капля, надо полагать, этого не знает! Придется думать самому, импровизировать. В столовой сейчас много народа. Этим, пожалуй, можно воспользоваться! В любом случае он должен попробовать... Отказаться от побега?.. Так вопрос даже не стоит! Пусть его посчитают предателем, но