Посвещается моей маме Галине Гайнышовне Сахно (Мратшиной)
Содержание
А. Полторацкий «С годами, когда-нибудь…»
1. Размышления о душевном покое.
2. Размышления о духовности и духовном росте.
3. Размышления о любви к себе.
4. Размышления о душе.
5. Размышления о человеческой зеркальности.
6. Размышления вопросах и ответах.
7. Размышления о Божьей воле.
8. Размышления о безусловной любви.
9. Размышления о промысле Божьем.
10. Размышления о любви к Богу.
11. Размышления о страхе правды.
12. Размышления о вере.
13. Размышления о Божьей работе.
14. Размышления о гордыне.
15. Размышления о смирении.
16. Размышления о целомудрии.
17. Размышления о принятии и благоданости
18. Размышления о пище телесной.
19. Размышления о прощении.
20. Размышления о жалости к себе.
21. Размышления о грехах и ошибках.
22. Размышления о талакнтах и бесталанных.
23. Размышления о доверии Богу.
24. Размышления о контроле и принятии.
25. Размышления о милосердии.
26. Размышления о страхах безверия и страхе Божьем.
27. Размышления о жестокосердии и снисходительности.
28. Размышления о работе и труде.
29. Размышления о терпимости.
30. Размышления о восприятии и принятии.
31. Размышления о воздаянии.
32. Размышления о делах повседневных.
33. Размышления о внимании.
34. Размышления об изъявлении чувств.
35. Размышления о никчёмном упрямстве.
36. Размышления о сострадании.
37. Размышления об угодничестве и помощи.
38. Размышления о желаниях и просьбах.
39. Размышления о принятии себя.
40. Размышления о тщеславии.
41. Размышления Божьей помощи.
42. Размышления о самооценке.
43. Размышления о здравомыслии.
44. Размышления о служении и власти.
45. Размышления о лености душевной.
46. Размышления о душевном самообладании.
47. Размышления о принятии мира сего.
48. Размышления об ответственности.
49. Размышления о зрелости и инфантильности.
50. Размышления о гневе.
51. Размышления о злости.
52. Размышления о дущевном раздрае.
53. Размышления о презрении и призрении.
54. Размышления о предположениях и расположении.
55. Размышления о мизантропии.
56. Размышления о полноте чувств и равнодушии.
57. Размышления обеспокойстве пред миром сим.
58. Размышления о крепости веры.
59. Размышления о неудовлетворённости.
60. Размышления о зависти.
61. Размышления о предвзятости.
62. Размышления об инсайте.
63. Размышления о предопределении и свбоде воли.
64. Размышления о бренности плоти и величии духа.
65. Размышления о пороках и здоровьи.
66. Размышления об эгоизме и самоуважении.
67. Размышления о сладострастии и гармонии.
68. Размышления о мечт ах и целях.
69. Размышления о моменте здесь и сейчас.
70. Размышления о душевной пустоте.
71. Размышления о счастье и удаче.
72. Размышления о слове и мысли.
73. Размышления о времени и о себе.
74. Размышления о свободе и одинеочестве.
75. Размышления о религии.
76. Размышления о гиперчувствительности.
77. Размышления об отицах и детях.
78. Размышления о пророках в своём отечестве.
79. Размышления о желающих странного.
80. Размышления о ценностях общечеловеческих.
81. Размышления о культуре и цивилизации.
82. Размышления о долгах наших.
83. Размышления о музыке.
84. Размышления о литературе.
85. Размышления о поэзии.
86. Размышления о чувстве вины.
87. Размышления о молитве.
88. Размышления о простоте.
89. Размышления о путях и дорогах.
90. Размышления о веселье и радости.
91. Размышления о честности.
92. Размышления о прошлом.
93. Размышления об успехе.
94. Размышления о вдохновении.
95. Размышления о проблемах.
96. Размышления о добре и зле.
97. Размышления о смысле жизни.
98. Размышления о харизме.
99. Размышления о себе.
100. Размышления о женщинах.
101. Размышления о «Размышлениях…».
P.S. Размышления о возможносьях и обстоятельствах.
P.P.S. Размышления о человеке гармоничном.
С ГОДАМИ, КОГДА-НИБУДЬ...
Размышление – это зеркало,
которое отражает достоинства и недостатки.
Аль Фудайль
Солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты». По степной дороге шёл одинокий путник – то ли калика перехожий, то ли бродячий дервиш, то ли странствующий буддийский монах. Увидев в дали небольшой гай, уверенно поспешил к нему. В тени деревьев из-под замшелого валуна бил небольшой ледяной ключ. Испив холодной водицы и пожевав сухую лепёшку, странник присел на камень, достал из котомки запутанный клубок переплетённых разноцветных нитей и начал их разбирать по отдельным цветам. Белые нитки – это его надежды, чёрные –предательства и измены, серые – рутинные неприятности, красные – страстная любовь. Это его мир, его вселенная.
У каждого своя вселенная. Для одних – это тёмная материя, пронизанная мириадами каких-то фотонов, кварков и всяких элементарных частиц, где в горниле звёзд плавятся атомы и рождаются планеты. Для других – это человеческий мозг – источник эмоций, конфессий, войн, разных социальных институтов и философских течений.
Однако вернёмся к нашему путнику. Уже не один десяток лет пытается он расплести заветные нити, и всё безуспешно: белые прочно сплетены с неприятностями и предательствами, красные – с изменами и безысходностью. И с каждым годом цветов и оттенков становится всё больше и туже свиваются нити его судьбы.
Каждый индивид нашей многонациональной обители на определённом рубеже своего жития пытается осмыслить прожитые годы и определить своё место в этой жизни. И каждый это делает по-своему: кто-то пишет мемуары, кто-то терзается во снах, кто-то в скорбном доме или остроге, а кто-то и на смертном одре.
Размышления нашего дорогого автора – это ещё одна попытка, с высоты прожитых лет, найти себя в нашем непростом мире. Что получилось, судить Вам, читатели!
Андрей Полторацкий
1. Размышления о душевном покое.
Душевный покой – это то, что так не хватает нам в этом мире. К сожалению, это состояние доступно не каждому. И, во многом, тут дело в готовности человека принять это состояние. То есть это вопрос выбора и воли человека.
Безусловно, есть определенные категории людей, по разным причинам не приемлющих состояние душевного покоя. Само понятие «покой» органически неприемлемо для современного (и в особенности «европейского») человека. Навязываемые европейской цивилизацией стиль и темп жизни, казалось бы, совершенно несовместимы с этим понятием. Скорее, оно, более присуще «дремотной» Азии… Что ж, возможно, философские корни этой категории действительно лежат на Востоке. Так уж сложилось, что поистине великие и религиозные доктрины приходят к нам именно с Востока…
Благодать Божья – понятие, присущее христианству вообще и православию в частности. Ни в коей мере не пытаясь анализировать это понятие с религиозной точки зрения, я, тем не менее, осмелюсь говорить об идентичности понятий душевного покоя и Благодати Божией.
Исходя из вышесказанного, осмелюсь сделать следующие выводы:
1. Желающий обрести это состояние должен стремиться к нему, и, прежде всего, именно желать его. Оно никогда не придет к человеку не желающему его.
2. Человек по своему естеству не в состоянии самостоятельно обрести душевный покой, как бы он не стремился к нему и как бы он его не желал.
3. Состояние истинного душевного покоя не может быть вечно (постоянно). Оно временно в силу нашего человеческого естества (имеется в виду не конечность нашего физического состояния, а относительная краткость периодов душевного покоя).
4. Душевный покой – это дар «высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий.
Обретение этого состояния может быть внезапным и ярким, как солнце (прошу простить за поэтические сравнения, но не могу иначе!). И постепенным, «мягким», почти незаметным образом: тогда, когда человек, сознательно стремится к обретению душевного покоя, и, соответственно, сознательно старающийся пребывать в пограничном к нему, состоянии.
Знающий человек четко различает для себя истинный душевный покой и состояния, к нему формально близкие. Критерии различия, я полагаю, следующие. Истинный душевный покой перманентно абсолютен. Внешние факторы не способны перевести его в какое-либо иное качество (со знаком «+» или « - » - без разницы!). Душевный покой не тождественен равнодушию, безразличию, душевной черствости. Душевный покой способен с достоинством принять как великую радость, так и горе. Я бы уподобил его некоему духовному стержню, который влагает в нас «высшая сила» по наитию своему. Человек в состоянии душевного покоя способен сострадать ближнему в несчастье, испытывать горечь утраты при утере собственных близких (я утрированно беру наиболее критические ситуации). Но чувства его при этом лишены черного окраса, хотя и могут быть трагичны (или даже торжественно трагичны) по сути. Они также далеки от депрессии, как свет от тьмы. Чувства - светлы, как светлы и чисты - и мысли человека, находящегося в состоянии душевного покоя. Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание.
Человек, пребывающий в душевном покое, ощущает промысел Божий в любом событии, в независимости от эмоциональной оценки его содержания. Он на духовном уровне ощущает свое единение с окружающим его миром, природой, Богом. Это состояние можно охарактеризовать одним словом – Гармония.
Человек, испытывающий душевный покой, отнюдь не стрекоза, застывшая в счастливом полете в куске янтаря. Он не пребывает в сладкой бездумной спячке, в дремоте души. Душа его парит над миром, являясь частью мира. Он равно готов к вечному полету, подъему к сжигающему солнцу, или стремительному и, возможно, смертельному падению. Здесь речь идет, разумеется, не о суицидных порывах, а о тех жизненных коллизиях, от которых не застрахован ни кто из нас. Если хотите, речь идет и о жертвенности в высшем ее человеческом и гражданском смысле.
Душевный покой – это своего рода эмоциональный, психологический и, разумеется, духовный фон, на котором развертывается жизнь и деятельность человека. Графически это не синусоидальный всплеск, но и не ровная линия абсолютного покоя.
Покой… Вечный покой… «И вечный бой! Покой нам только снится!» -писал классик. Сызмальства, мое поколение (да и многие другие до него) готовили к этому вечному бою, подразумевая под ним человеческую жизнь. До сих пор, у многих из нас покой ассоциируется со старостью, а «вечный покой» - со смертью. И уж конечно, никто из нас не желает ни старости, ни смерти. И это одна из причин того, что некоторая категория людей органически не приемлет для себя состояние покоя, как таковое. Их девизы: «жизнь – это дорога», «движение – все, конечная цель – ничто», «хочешь жить – умей вертеться» и пр., пр., пр. … Мне могут еще напомнить: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь…»
Что ж, душевный покой – это не состояние «сомати» или, скажем, нирваны. Жизнь человека в состоянии душевного покоя не просто наполнена, она сверхнаполнена. И эта полнота жизни – отнюдь не заслуга человека (он в силу своих ограниченных душевных сил попросту не способен на это), это Дар свыше. Причем для самого человека не суть важно: события ли это
| Помогли сайту Праздники |




