Произведение «Что значит быть умным?»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 30
Читатели: 216
Дата:
Предисловие:

Что значит быть умным?

Его звали Павел. Молодой, уверенный в себе, он обладал аналитическим взглядом на жизнь и никогда не терял самообладания. Люди видели в нём рассудительного, последовательного человека, всегда опирающегося на логику. Если бы вы спросили его, что является самым важным для человека, он без колебаний ответил бы: «Ум».

Для него это была истина, не требующая доказательств. Только ум способен разгадывать тайны мира, изобретать идеи, добиваться успеха. Но однажды Павел наткнулся на фразу: «Великие умы обсуждают идеи, средние обсуждают поступки, а малые – людей».

В этот момент в его, казалось бы, идеальной картине мира образовалась трещина. Он задумался: что же на самом деле представляет собой ум? Почему люди оценивают друг друга через призму мышления? И что если собственное убеждение неполно?

Павел решил устроить эксперимент и для этого пригласил трёх друзей, чьим умом постоянно восхищался. Однако вместо привычных дискуссий он задумал нечто иное: проверку, кто из них самый умный.

Когда все собрались, Павел улыбнулся и спросил:
– Друзья, как вы считаете, что такое ум?

Простота вопроса оказалась обманчивой. Повисла пауза. Первым отозвался Артём, инженер по профессии, человек, привыкший к точности и логике:

– Ум – это способность решать сложные задачи. Чем сложнее задача, тем умнее человек, если он с ней справляется.

Ему возразил Олег, писатель и мечтатель, в чьих книгах реальность переплеталась с фантазией:

– Нет. Ум – это способность находить неожиданные решения, творить, видеть за границами очевидного. И не просто решать задачи, а придумывать их.

Глеб, историк и любитель философии, задумчиво произнёс:

– А я считаю, что ум – это умение учиться. Вне зависимости от возраста и обстоятельств.

Чем больше Павел слушал друзей, тем больше вопросов у него возникало. Все трое по-своему правы. Но как можно измерить ум, если у каждого он свой? И есть ли вообще объективная мера?

Он подался вперёд и спросил:
– А если не опираться на достижения? Как вы узнаёте, что умны?

Артём задумался:
– Я могу анализировать и делать правильные выводы.


Олег произнёс с улыбкой:
– Я испытываю вдохновение, когда нахожу истину.


Глеб усмехнулся:
– А я всегда сомневаюсь в собственной правоте и поэтому стремлюсь вникать вглубь, не вдаваясь в нюансы поверхностных деталей. Наверное, это тоже знак ума.


Павел внимательно посмотрел на каждого из друзей, и вдруг ему стало ясно, что ум нельзя загнать в рамки определения. Он не сводится к логике, изобретательности или знаниям. Это не набор навыков, а процесс – искусство видеть, понимать и сомневаться.

Эксперимент показал Павлу, что, возможно, сам по себе ум не так уж и важен. Гораздо важнее способность задавать вопросы и отыскивать ответы, даже если они не приходят сразу. Ум – это не результат, а движение вперёд. И, наверное, в этом его самая большая ценность.

Павел записал в блокноте: «Ум – это не точка, а путь. И чем дальше ты идёшь, тем шире становится горизонт».
Обсуждение
20:34 18.07.2025(1)
Виктор Левашов
15:46 10.09.2025
Елена Саульченко
07:49 10.09.2025(1)
Владимир Кочерженко
Леночка, мы же решили на ТЫ! И не прибедняйся; рассказ написан хорошо. Есть повод задуматься.
15:45 10.09.2025
Елена Саульченко
Прости, Владимир, я всегда с трудом перехожу на ТЫ. 
А за оценку рассказа большое спасибо!
21:43 08.07.2025(1)
Жорж Декосье
Понравилось. Убеждает, что Е.Саульченко - умный человек.
23:06 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Благодарю, Жорж.
Выражаю надежду, что в этом году увижу Ваши новые публикации.
23:12 08.07.2025(1)
Жорж Декосье
А старые уже все прочитали? 
23:16 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Только что была на Вашей странице. Ещё не все, но планирую это.
23:27 08.07.2025(1)
1
Жорж Декосье
Хотелось бы и ваши замечания видеть, поскольку они всегда по делу, как я мог заметить.
11:04 17.07.2025
Елена Саульченко
Жорж, спасибо, конечно, за такую оценку моих "замечаний", но хочу отметить, что эти "замечания" не от профессионала. Это просто моё личное мнение как читателя.
19:18 15.07.2025(1)
Магдалина Гросс
Читала - и вспомнила одну из игр "Что? Где? Когда?", в которой Нурали Латыпов отгадал загадку: Чем больше ты из неё черпаешь, тем больше она становится". Отгадкой было слово "яма", но один из игроков, помнится, предложил слово "наука". 
Мне тогда лет 14 было, и я был уверена, что это - правильный ответ.
Действительно, чем больше мы пытаемся узнать что-то из той или иной области науки - тем больше она нас увлекает, тем больше знаний даёт.

Наверное, с умом то же самое. 
17:17 16.07.2025
Елена Саульченко
Наверное, да. Правда, у некоторых людей ум заметно регрессирует в мыслительном застое. У меня самой был такой период.

Ответ "наука" на вопрос Н.Латыпова мне очень понравился. Близок по смыслу ответ "знание", но это слово среднего рода, не подходит. А ведь действительно: чем больше узнаешь, тем больше поражаешься тому, как много открывается неизведанного.

Благодарю Вас, Магдалина, за прочтение, оценку и отклик.


13:56 05.07.2025(1)
1
  Невозможно определить то, что не имеет критериев. 
  Рассуждения о таких явлениях всегда схоластика.

  Но сам факт рассуждений - это уже хорошо.
 Спасибо!
15:58 05.07.2025(1)
Елена Саульченко
Галина, мне было интересно поразмышлять об этом устами конкретных мужчин. Ну а я сама об уме думаю так, как ответила на комментарий Гостя, который написал, что ум – это способность мыслить.
16:20 05.07.2025(2)
 Леночка, поболтаем  так, чтобы нас мужчины не прочли. У большинства из них  с логикой огромные проблемы!
 Умные мужчины есть, как исключение из правил.
 Поэтому не рассуждайте больше от их имени. Мы - умнее, только это секрет! 
 Это   с древности знали евреи, женщина у евреев  играет  большую роль в семье.  
 Французы  понимали с их шерше ля фам. 

Старая истина: кто будет выбирать себе спутника жизни по красивым ногам и смазливой мордочке?  Умный?  Ага...

Но им нельзя говорить, что мы умнее!  Они ужасно обижаются!  И могут  даже хамить, если уж совсем дураки.
22:10 06.07.2025(1)
-1
Моряна (Галина Димитрова)
Вспомнилось, как разводилась с бывшим № 2. На вопрос судьи, почему он решил развестись, был очень яркий ответ: "Умная слишком". Судья удивилась: "Это теперь недостаток?" Даже я была удивлена ответу: "Да, ещё какой недостаток. Я себе попроще нашёл".
22:18 06.07.2025(1)
1
 Воот! Мужчины любят когда  мы дурочками  представляемся.  А уж быть реально дурой - большой шанс на счастье! )

 Браки гениальных поистине мужчин с  дурами на уровне идиоток - тому иллюстрация.  Достаточно часто встречаются такие браки.

Умные женщины  "давят", это факт. Нужно чтобы мужчина был самодостаточным, способным выносить такое давление.  Слабые  не выносят.  Дезертируют.

 Умные женщины в бОльшей степени, чем все остальные, должны быть актрисами.   Нужно находить сферы или время для того, чтобы быть полной дурочкой. Это компенсирует в какой-то степени  душевные затраты мужа.

 Большая тема.
16:55 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Умные женщины в бОльшей степени, чем все остальные, должны быть актрисами.

Согласна, только не в плане хитрости, а в плане дипломатии.
Мне кажется, что когда женщина «давит» на мужчину своим умом, то она либо хочет его унизить и показать своё превосходство, либо недостаточно умна.
17:20 08.07.2025(1)
-1
 Не совсем так.  Давление мужчины ощущают не тем, что женщина командует,  не уважает мнение мужа.  Можно молчать и сказать одно слово и муж поймет, кто соображает лучше, быстрее, дальновиднее.

 Дальше зависит от мужа:  умный оценит, дурак начнет раздувать самца.

 А чем дипломатия отличается  от хитрости? 
 Хотите анекдот?
 
 Если  дипломат говорит "Да." - это не значит, что он согласился.
 Если женщина говорит "Нет." - это не значит, что она отказала.
 Если дипломат сразу говорит "Нет!" -  кому нужен такой дипломат?
 Если женщина сразу говорит "Да!" -  кому нужна такая женщина?
18:23 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Да, можно давить молча, взглядом или одним словом. Но ведь умный мужчина может оценить ум женщины, но не может не понять, когда присутствует давление. О глупых, "раздувающих самца", говорить не хочется.

Вроде как дипломатия и хитрость на первый взгляд похожи. Я думала об этом. Для меня всё же это разные понятия, хотя они иногда соприкасаются. Хитрость – это стремление получения какой-либо выгоды нередко за счет других и даже, бывает, в ущерб другим, а дипломатия направлена на содружество и устранение проблем.

18:37 08.07.2025(1)
  Дипломатия  имеет полинаучную основу: политология,  международное право, международная экономика, история, культурология и т.п.

  То есть  то, что мы называем семейной дипломатией - это оценочное суждение о формах общения.
  Хитрость - врожденное чувство КАЖДОГО человека. Не стоит  аттестовать хитрость как однозначно отрицательное качество.
  Хитренько не сказать мужу что-то неприятное для него - можно назвать дипломатией. Смотря какие мотивы у женщины. Какие последствия у этого действия.

 То есть все неоднозначно и не имеет четких определений.

 Давление - тоже оценочное мнение. Зависит от  степени развития самцовости у конкретного мужчины.

 Будете смеяться, но МНОГИЕ мужчины уверены, что они априори умнее женщин, потом, что они мужчины.
 
 Чем отличается мужчина от женщины? Первичными половыми признаками. То есть наличие пениса -   свидетельство преимущества перед женщиной! 

 Какая дипломатия справится с самцовостью такого лохмоногого? )
 
18:52 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Галина, я не люблю хитрых людей. Для меня это недостаток человека. Смешно сказать, но я чувствую эту хитрость нутром и стараюсь ограничивать общение с такими людьми. А если человек поступает умно, то я отношу это больше к мудрости.
Ну и, конечно же, избегаю самоуверенных лохмоногих самцов, чтобы не тратить на них своё время и тем более свою жизнь.

Мы говорим о давлении. Действительно, это большая тема. В комментариях мы можем лишь слегка коснуться её, высказав отдельными фразами своё отношение.
19:10 08.07.2025(1)
 Хитрость - это такой сорт ума.  У очень многих людей. При этом не все такие люди злодеи. Есть и добродушные хитрецы и их хитрости - безобидные.

 Говоря о неприятии хитрости Вы имеете в виду стремление  хитрых  к обману, верно?
 Но вспомните русские народные сказки. Хотя они далеко не народные, а обработанные конкретными  писателями в 19 веке. В  исконном виде они неудобоваримы для чтения:  мат на мате и часто бессмысленны, с точки зрения современного восприятия.

 Так вот в сказках герой добивается своих целей хитростью.  Не умом, не трудом.  Хитростью и удальством, которое вполне можно назвать нахальством.

 Вот так мы формируем личность ребенка, а потом удивляемся: чего это он обманывает? )
19:30 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Можно сказать, что я сужу по своему опыту. Обжигалась на хитрости с обманом, поэтому ознакомилась с невербальным поведением человека.
В  любом случае хитрость для меня – это сокрытие истинных намерений, обман, а когда человек пытается обмануть, его тело часто выдает сигналы, которые трудно контролировать сознательно.
21:29 08.07.2025(1)
 Невербальное поведение может выдать неподготовленного человека. 
 Понимаете как готовят шпионов? ) 
 Ничто не должно выдать того, что добивается шпион или разведчик, если он "наш"! )
 Все  более или менее успешные аферисты не мигнут лишний раз когда они на деле!

 
22:55 08.07.2025
Елена Саульченко
Я это понимаю. Однако надеюсь, что шпионам я неинтересна ). На аферистов, конечно, можно нарваться, но всё-таки есть голова на плечах, да и мои близкие на страже моей безопасности ).

16:55 05.07.2025(1)
Елена Саульченко
Хорошо, Галина, держим это в секрете )).
 
Но вот у Игоря Сахно сегодня прочитала байки «Рекомые музами». Там встретилась такая фраза: «Известно: дело мужиков — работать... А уж мотивировать их на эту самую работу — забота женщин». А в заключительной фразе автор выражал искреннюю благодарность  таким женщинам. Я подумала, что уже только этими двумя  фразами он признал, что женщины умнее.

Мне кажется, что такая его мужская логика свидетельствует об уме. Игорь, видно, относится к  исключению из правил?
18:18 05.07.2025(1)
Меня насторожила фраза:  ".. дело мужиков — работать... А уж мотивировать их на эту самую работу — забота женщин». 

 Можно подумать, что женщины не работают! И можно подумать, что без мотивации женщин мужчине  не нужна ни работа, ни деньги!
 Иллюстрация моего вывода.
23:04 05.07.2025(1)
Елена Саульченко
Вполне возможно  отдельно от текста и так воспринять эти фразы, но я знала, кто это сказал, кому, в какой исторический период и что именно происходило между этими двумя фразами, поэтому моя реакция была иной.
23:20 05.07.2025
  Согласна. Для меня фраза вырвана из контекста, можно ее неправильно истолковать.  
22:07 06.07.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Умеешь ты, лена, задеть что-то в голове (может, ум). Прочитала с интересом. Задумалась.
С глупостью разобраться легче.
16:49 08.07.2025(1)
Елена Саульченко
Согласна, Галина, легче. Потому что глупость проста, "как мычание коровы" (слова взяла в кавычки, потому что это не моё сравнение. Прочитала это давно, по-моему, у Юлиана Семенова: "Просто как мычание коровы"). 
Глупость не требует большого труда и времени на раздумье.
Когда перед людьми стоит сложная задача, становится яснее разница между умными и глупыми. При этом признаюсь, что, как мне кажется, я способна выдавать глупость. 
17:05 08.07.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Главное отличие: умный иногда может сморозить глупость, а вот глупый вряд ли скажет что-то умное.
18:29 08.07.2025
Елена Саульченко
Рассмешила! Но некоторые любят вооружаться чужими умными фразами. Встречала таких, поэтому давно уже сужу о людях по поступкам.
Гость14:31 05.07.2025(1)
Ум — это способность мыслить.
15:53 05.07.2025
Елена Саульченко
Утверждение "ум — это способность мыслить" является верным, однако, на мой взгляд, оно выглядит слишком упрощённым. Мыслительная деятельность представляет собой лишь одну грань понятия "ума".
 
Я считаю, что ум включает в себя и память, и внимание, и мышление, и воображение, и интуицию, и логику, и творческое начало. А значит, ум – это способность человеческого сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и применять знания и опыт для решения различных жизненных ситуаций.
Гость20:58 04.07.2025(1)
1
Живые и светлые слова вашего рассказа доводят до сильного волнения. Как будто я посмотрел прекрасный кинофильм.  Вы необыкновенный человек. Вам свыше подарили что-то такое, благодаря чему вы дарите людям счастье.
13:53 05.07.2025
Елена Саульченко
Уважаемый Гость, мне ещё никогда не говорили таких слов. Испытываю смущение и очень хотелось бы знать Ваше имя.
17:05 04.07.2025(1)
1
Рассказ на уровне притчи. 
13:53 05.07.2025
Елена Саульченко
Игорь, для меня это высокая оценка. Спасибо!
19:06 04.07.2025(1)
ОлГус
Павел большая умница!
13:50 05.07.2025
Елена Саульченко
Бесспорно.