Сегодня я вдруг понял, что особенно раздражает меня в почитателях творчества М.А.Булгакова. Видимо прежде были некие аргументы против этого понимания.
М.А.Булгаков в романе МиМ скрупулёзно подробно, не брезгуя деталями, выписывает образы своих персонажей, стараясь более всего в мелочах полного совпадения. Образ Воланда (Афрания) или Сталина автор описывает как некую артистическую натуру, любящую притворяться то иностранным профессором, то больным старцем, то средневековым рыцарем ... Он запросто может заявлять ложные факты про свои беседы с Кантом, рядиться в колготы, отдыхать в грязном белье, ночуя на нестиранных простынях ювелирши Де Фужере, вдыхая ароматы вонючего варева ... Воланд с удовольствием наблюдает убийство кормящей матери с младенцем, обнажает и насилует Маргариту, хлопая её очевидно чуть пониже спины ...Также в романе его явно нарочито (в черновике ещё более ярко) Булгаков величает именем "хозяин", подчеркивая нарицательность этого прозвища. Для конкретности характеризует как иностранца - неиностранца, каковыми по сей день в Москве считаются кавказцы и азиаты.
И в итоге читатели только восхищаются этим образом, как им хочется понимать мистического сатаны, бессмертного и всемогущего, представляющего в их сознании образ Праведного Зла, карающего всяких уголовников и прохвостов. Они не замечают того, что оправдывают чудовище, образ Абсолютного Зла не в мистическом отображении, а в реальном СССР, как написал гениальный М.А.Булгаков.
Или как читатели умиляются варварством кота Бегемота, чьи повадки буквально списаны с облика Н.И.Ежова. А Коровьев до полного сравнивания соответствует внешности Ф.Э.Дзержинского. Да разве ещё один иностранец - неиностранец Азазелло в накрахмаленном белье под трико и с куринной костью во внешнем кармане пиджака, ко всему прочему обозначенный левшой, чем-то отличается от Л.П.Берия? Как и В.М.Молотов, вечно скрывавший свои глаза за тёмными стёклами очков, разве не выписан автором в образе Абадонны и Толмая, едва ли не главного участника официальных бумаг с приговорами о массовых расстрелах?
Меня раздражает в читателях романа МиМ именно это невежественное варварское восхищение и умиление Злом, когда его характеризуют как нечисть, сатаной и бесами. То самое очарование Злом, языческой сущности сознания народа ...
То есть удивительное стремление россиян видеть в самом мрачном прошлом нечто исключительное, мессианское во имя служения какой-то космополитической Утопии, с верой в выдуманного ими самими Иисуса, но по сути Хлыста, В.И.Ленина.
Вся эта компания Воланда со свитой нисколько не шифруется М.А.Булгаковым, внешнее сходство и поведение старательно выверенны вплоть до мелких деталей.
Вот только народу привычнее Зло считать карой господней и умиляться бесовщиной, нежели видеть в них живое начальство ...
| Помогли сайту Праздники |
