Произведение «А в наше время...»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 34
Читатели: 471
Дата:
Произведение «А в наше время...» самая комментируемая(21) работа за сутки
12.07.2025

А в наше время...


В последние дни мне постоянно попадаются статьи о нашем  поколении, последних людях, кто жил без интернета и мобильных, кто носил октябрятскую звездочку, кто застал бесплатную медицину и образование.  А давайте вспомним, действительно ли было все так хорошо у нас, или это просто ностальгия по юности?
Я считаю, что мы, те, кто родился в семидесятые, невероятно счастливые.
Нам удалось в детстве застать время застоя (в моем понимании -невероятной стабильности), потом в юности по нашему мировосприятию шарахнула перестройка и научила пытаться думать и анализировать самостоятельно, в самое сладкое время упоительной молодости мы учились выживать и карабкались  сквозь страшные девяностые, мы берегли детей и вкладывали в них правильные ценности в  растерянные двухтысячные, потом в гламурные десятые  старались оставаться собой, а потом пришли двадцатые…
 В нашем детстве были практически бесплатные кружки и спортивные секции, я и мои школьные друзья все время были заняты – кто музыкой, кто рисованием, кто литературой. Я ходила на фигурное катание, в бассейн, подружки – на гимнастику и шахматы. Школа была не поставщиком образовательных услуг, а вторым домом, в библиотеки ходили все поголовно.  
 Почти у всех детей работали оба родителя, была невысокая, но стабильная зарплата, в домах стояли приблизительно одинаковые мебельные гарнитуры и предметы интерьера, в холодильниках лежала примерно одинаковая еда. Мы каждый год ездили на море – папа в военный санаторий, а мы с мамой в пансионат в Абхазии. На крупные покупки брали беспроцентные займы в кассе взаимопомощи. Будучи предоставленными сами себе, с ключом от квартиры на шее, мы носились по улице до возвращения родителей, забегая домой попить воды из-под крана (какая вкусная она была!), или гриб, который все выращивали в трехлитровых банках (считалось, что он очень полезный). Лучшим перекусом был белый хлеб с сахаром или черный с солью и зеленым лучком, который выращивали в майонезных баночках. К приходу родителей мы с сестрой обязательно должны были убраться в квартире и сделать уроки, обязанности по дому были у всех детей. В нашем многоподъездном офицерском доме по выходным мужчины сами возводили детские и спортивные площадки, двери практически не закрывались, а в садик всех детей отводили по очереди – то моя мама, то соседки. На лестничных площадках собирался мужской клуб – курили и играли в шахматы. Вообще, народ был очень творческий – то делали чеканки, то рисовали, то мастерили мебель для детских комнат и балконов. А у женщин самой большой ценностью были тетради с кулинарными рецептами. И удивительно, что при скудных магазинных ассортиментах всегда накрывались потрясающие столы к праздникам. Я недавно нашла такую свою тетрадь, мало что из этих изысков сейчас готовлю, как ни странно.
И, конечно, книги! Это была настоящая религия – подписные издания в обмен на макулатуру, копии книг, сделанных на громоздких ротапринтах и передаваемых друг другу, журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность», «Москва». Мы были, бесспорно, самым читающим поколением. Когда в середине 90-х я пришла на работу в американскую компанию, была поражена узости их кругозора и дремучей необразованности в области всего, что не касалось непосредственно профессии. Любой наш пэтэушник заткнул бы за пояс американского топ-менеджера. Кстати, один из руководителей нашего отдела на полном серьезе спорил со мной о том, что Евгения Онегина написал Чайковский, а не Пушкин!
Мы не волновались за будущее – каждый знал, что после школы будет институт, а потом гарантированное распределение. Поэтому, когда грянула перестройка, и посыпались все стабильные схемы, наши родители были в ужасе – было непонятно, как дальше жить, в какую сторону смотреть и на что ориентироваться. Тогда в нашу жизнь пришли мексиканские сериалы – они хоть как-то переключали внимание старшего поколение от ужасающей действительности. В перерывах между программами появилась реклама, которую тоже смотрели, как сериалы, а не раздраженно переключали, как сейчас.  А мы – молодые, открытые к переменам, очертя голову и задыхаясь от нахлынувшей свободы, пытались вписаться в новую реальность. Мы доучивались на обломках нашей лучшей образовательной системы, работали в открывающихся тогда СП и кооперативах, открывали свои бизнесы. Торговля стала новой религией, многие стали ездить в Польшу и Турцию и торговать на рынках, чартеры в шоп-туры открыли поездки за границу. Однажды мы с мужем летели в таком самолете из Стамбула в Москву, потому что это были самые дешевые билеты. Все проходы были заставлены клетчатыми сумками с товаром, а принимать на грудь торговый люд начал еще в аэропорту Стамбула под повсеместный невыносимый треск скотча, которым упаковывали багаж. В салоне самолета продолжали выпивать и курить под охотничьи рассказы о закупках, сейчас такое и представить невозможно, а тогда это была норма. Эти женщины, как инопланетные существа, вызвали отторжение и интерес одновременно, если бы можно было дать им определение одним словом, я бы назвала их «безбашенными», но сейчас я понимаю, что нашу больную экономику именно они вытащили со дна на своих натруженных руках с клетчатыми сумками.
Почти десятилетие гламура постиндустриальной эпохи фактически прошло мимо меня – в те годы мы с друзьями усиленно строили карьеры и воспитывали детей, стараясь не сделать их членами общества потребления, оградить от вседозволенности, сколотить такой стартовый капитал из базовых ценностей, чтобы они не потерялись в жизни.
И вот пришли двадцатые годы. Я оглядываюсь назад, и отказываюсь понимать, что, собственно, бОльшая половина жизни уже прошла. Но я рада, что принадлежу именно к поколению семидесятых, что нам достались такие сложные и такие интересные времена, что они не сломили и не изменили нас, что в нас сохранилось то главное, что не даст поставить под сомнение прожитую жизнь.  
Обсуждение
10:23 24.07.2025(1)
1
Рогочая Людмила
Как-будто с детьми своими поговорила. Они у меня семидесятники (1974, 1978 гг.) и придерживаются подобных взглядов.Любят мои воспоминания (1949 г.) Эта преемственность хранит наш народ от упадка и разложения.
10:05 05.08.2025(1)
Марина Веринчук
Я согласна, Людмила, то, что мы, поколения, держимся друг за друга и передаем свои навыки, мысли, ценности, делает нас цельными людьми, с крепкими корнями.
19:28 05.08.2025
1
Рогочая Людмила
12:27 14.07.2025(1)
Анатолий Комогоров
Опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского была создана в 1877–1878 годах.
14:14 14.07.2025(1)
Марина Веринчук
Спасибо, Анатолий, что просвещаете нас Я в курсе))) дело в том, что американец настаивал именно на литературной версии произведения))
14:27 14.07.2025(1)
Анатолий Комогоров
Я не просвещаю, а сделал акцент на том, что и Чайковский написал нечто, имеющее аналогичное название.
Уверен, что ваше представление о знаниях иностранцев, наверное.
Если бы было так, как вы пишете, их промышленность не превосходила бы нашу в сотни раз.
И они бы у нас до сих пор лапти бы покупали, а мы бы им санкции объявляли.
Спасибо.
15:04 14.07.2025(1)
Марина Веринчук
Анатолий, я рассказала лишь о том, с чем столкнулась сама. С тем же зам директора департамента, который совершенно не обязан знать русскую литературу, мы решили вспомнить американских писателей, которых знаем, и здесь тоже он не был на высоте.  И про Чайковского он узнал, только потому что сходил в оперу в Москве.  При этом во всем, что касается профессионализма, нам до них было очень, очень далеко. Им просто посторонние знания ни к чему, что ли, лишние. Опять же, я не обобщаю, понимаете?
16:50 14.07.2025
Анатолий Комогоров
Понимаю.
20:59 11.07.2025(2)
2
Моряна (Галина Димитрова)
Марина, как же интересно узнать мнение о том времени другого поколения. Ты очень верно сказала, что каждое поколение по-своему воспринимает историю, которая делалась на наших глазах.
У меня нет ностальгии по эпохе застоя. Я тогда жила на 2 города - и как же различалась жизнь в Питере и на периферии. В Питере - музеи, театры, концерты. Здесь - очереди за колбасой и вечная проблема, чем кормить семью. Да и город прозябал - как бы остановился во времени. И только в 90-х в город вдохнули жизнь. Трудное было время, но я научилась не зависеть ни от кого - и шила, и вязала на заказ, и с коллегой соцопросы проводили, и даже бомбила, муж привёз с разборки Роттердама машину за 100 долларов, и я получила права без всяких взяток. И в Польшу ездили на рынок торговать водкой, сигаретами, консервами "Килька в томате" и металлическими изделиям (тяжёлые, зараза), чтобы детям привезти вкусняшек и модную одёжку. Но всё это было намного интереснее, чем болото очередей. 
А сколько книг вышло (та же "Мастер и Маргарита", которую раньше читала только в ротапринтном издании). Какие очереди выстраивались в библиотеке! В 1995 впервые появились в библиотеке ПК. Многие увольнялись из-за этого, а наше поколение стало осваивать с нуля. Мне сын привёз из Москвы комп самодельный, и я стала делать первые шаги в Инете. Это был глоток свободы. Это была другая жизнь - настоящая. Чуть позже открылась возможность путешествовать по Европе, о чём я мечтала всю жизнь.
08:25 12.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
Галочка, спасибо за то, что делишься такими замечательными воспоминаниями! Ты знаешь, а я помню, как в 91 году поехали в Ленинград, я, сидя дома, услышала по телевизору о денежной реформе, и ребята побежали отоваривать все подаренные на свадьбу деньги, чтобы хоть что-то купить. А это была ночь и магазины были закрыты, тогда они рванули на Московский вокзал, где работали ночные ларьки, скупали все подряд - технику, белье, золото, духи. Вместе с другими такими же умниками))
 Да, когда открылись границы, это было невероятно. Первая моя поездка была в Грецию, помню свои ощущения, что я человек мира!
08:27 12.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
У меня не было такого контраста, как у тебя, поэтому я могу судить только по Москве и по Ленинграду, но и у нас были пустые полки и очереди километровые, а потом талоны(( 
22:50 13.07.2025(1)
1
Моряна (Галина Димитрова)
У вас это уже в перестройку. А у нас с 70-х годов. Выручала Литва, куда мы регулярно ездили за покупками. Из Питера везла полные сумки продуктов: майонез, сыр, колбаса, мясо в крапиве. Но рыба была относительно дешёвая и в большом ассортименте. По талонам был минимум - крупы, сахар, стиральный порошок, водка. А моя первая поездка (не считая Польшу) - Прага - Берлин (это начало перестройки), а потом уже (в начале нулевых) - Париж, Брюссель, Амстердам. И потом каждый год куда-нибудь в автобусные туры. Эх...
10:33 14.07.2025(2)
Марина Веринчук
Галочка, а мясо в крапиве - это как? Я такого никогда не слышала.
11:00 14.07.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Мариша, поезд из Питера к нам шёл почти сутки (сейчас больше суток). Чтобы за это время мясо не протухло (а мяса-то хотелось, на одной рыбе сидеть надоедало), его плотно оборачивали в листы крапивы, ведь сумок-холодильников тогда ещё не было. Нам бывшая свекровь № 2 таким образом в посылке гусей и уток присылала. И ведь не тухло... Как говорится, голь на выдумки хитра. Потом мы крапиву взяли на вооружение, чтобы летом сохранять пойманную рыбу.
12:21 14.07.2025(1)
Марина Веринчук
Век живи - век учись! Никогда об этом не знала, а ведь и у меня было несколько случаев, когда нужно было придумать, как перевезти и не испортить. Спасибо за лайфхак, дорогая!
12:24 14.07.2025
Моряна (Галина Димитрова)
10:36 14.07.2025
1
Александр Красилов
Идёте в крапиву (ну, помните, как в фильме "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён!"), становитесь там  и всё.
Со стороны это и будет выглядеть так: "мясо в крапиве".
21:04 11.07.2025
2
Александр Гризодубов
13:22 13.07.2025(1)
Виктор Зубарев
Всё так и было.
10:33 14.07.2025
Марина Веринчук
Да)
22:47 12.07.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Гимн поколению, которое не просто жило, а выживало, росло, любило, строило, теряло и снова находило себя. Мне нравится, что структура — хронологическая, но не сухая. 
Марина, Вы молодец, это хорошая творческая работа! Зрелый взгляд человека, который умеет видеть ценность даже в трудностях. С удовольствием прочитала 🌷🌷🌷
09:42 13.07.2025
1
Марина Веринчук
Спасибо, Ирина!
22:00 12.07.2025(2)
Юлия Моран
Если человек живёт прошлым значит он несчастлив в настоящем. Живя прошлым вы теряете сегодняшний день, по собственной воле крадëте у себя драгоценное время... 
23:27 12.07.2025(1)
Irina Krupenina

00:02 13.07.2025
Юлия Моран
22:10 12.07.2025(1)
Марина Веринчук
Какой странный вывод))
22:17 12.07.2025(1)
Юлия Моран
Логичный. 
22:18 12.07.2025(1)
Марина Веринчук
вы там что-то свое, видимо, прочитали)
22:20 12.07.2025(1)
Юлия Моран
Я прочитала и комментарии и текст. Я как чукча, что вижу о том и говорю. 
23:33 12.07.2025(1)
1
Irina Krupenina
Мне кажется не быть счастливым и быть несчастным - это разные понятия. Кто сказал, что человек обязательно должен быть счастлив? Мне кажется, что можно вполне обойтись чувством удовлетворения от прожитого дня. Но при этом хотелось бы иметь хоть какое-то представление о будущем. А когда не можешь представить будущее, то приходится жить прошлым. Ну чтобы не стать несчастным.
00:04 13.07.2025(1)
Юлия Моран
Увы, счастливые люди этого не поймут...
01:28 13.07.2025(1)
Irina Krupenina
Возможно, Юлия. Но меня это нисколько не огорчит. 
01:45 13.07.2025(1)
Юлия Моран
Как много зацикленных только на самих себе... 
01:49 13.07.2025
Irina Krupenina
20:46 11.07.2025(2)
2
Irina Krupenina
Спасибо, Мариночка, что дала возможность вспомнить и задуматься над прожитыми годами. Я старше, родилась в шестидесятые. Наверное воспринимала все немного иначе. Молодые люди приспосабливаются к переменам быстрее и легче. Могу сравнить всю прожитую жизнь со снежным комом, каждый слой которого остался со мной навсегда. Кроме того перемены в обществе еще сочетались с непростой личной жизнью. И казалось бы, пережив годы перестройки, мы уже могли бы справиться с любой жизненной ситуацией, но двадцатые годы этого столетия преподнесли новые страшные сюрпризы. 
Иногда думаешь, может, лучше бы так и сидели за закрытой стеной социализма. Хотя мне те времена не очень нравились. Но я теперь поняла, что человеку мыслящему никакие времена не нравятся. И как говорил Михаил Задорнов: "Не верьте, никогда не придет к власти политик, который всех накормит".
08:39 12.07.2025(1)
2
Марина Веринчук
Ирочка, дорогая, спасибо за твои рассуждения. Ты знаешь, я читала где-то, что на 90-е пришлось самое большое количество разводов, наверное, людям стало казаться, что они освобождаются и обновляются вместе со страной. Больше всего было жаль стариков, которые остались у разбитого корыта. Я помню, как-то рано утром в Коста-Брава в бассейне познакомилась с пожилой женщиной из Англии, разговорились, она сказала, что ей 74 года, на тот момент моей бабуле было столько же. Представить себе бабулю, плавающую в бассейне в 6 утра, я никак не могла, как и то, что она путешествует по миру, летает в самолетах. То есть пропасть была огромная в наших жизнях. Я думаю, Ириш, что не лучше, если бы мы сидели за закрытой стеной. Хорошо, что у нас хоть и не долго, но все-таки  было это странное, противоречивое, но все же счастливое время!
17:08 12.07.2025(1)
2
Irina Krupenina
Конечно, хорошо, что это время было. Но оно закончилось. Может быть мы эту свободу использовали как-то не так. Упустили что-то. Прости меня за пессимизм. Целый день сочиняю ответы и стираю. Очень уж противоречивое у меня отношение к нашей истории, да и к своей жизни.
21:08 12.07.2025
Марина Веринчук
Ирочка, конечно И пессимизм всем нам свойственен, мы же думающие люди. 
21:06 11.07.2025(1)
2
Моряна (Галина Димитрова)
Ир, почему? Когда была свобода, мне нравилось всё - и работа, и быт, и возможность путешествовать. Да и писать прозу я начала, когда поняла, что это кому-то нужно. Но вот уже 5 лет - опять клетка, только уже хуже, чем была.
23:42 11.07.2025(2)
3
Irina Krupenina
      Галечка, ты сама и отвечаешь на свой вопрос. Были годы относительной свободы. Казалось, что жизнь налаживается. Можно было путешествовать. Никто даже представить себе не мог, что такое может произойти в мире. Галя, я согласна, последние пять лет - клетка. Но, как ни странно, именно в этой клетке я начала писать. Хотя и понимаю, что это никому не нужно. Вероятно это проявление именно инстинкта самосохранения. Я живу воспоминаниями, прошлой жизнью.
    
20:48 12.07.2025(1)
2
Лилия Назарова
Да, были годы свободы ,это середина 20-х, жизнь и правда налаживалась после 2010-го...
Как мы славно путешествовали, делали ремонт, отмечали дни рождения фирмы!
Ах, какие были душевные посиделки, корпоративы!
Как всё вокруг преображалось!
Нас прекрасно принимали везде, и мы были счастливы!
А потом, начиная с ковида всё покатилось... и здоровье, и радости жизни...
Сейчас даже мечтать о чём-то боязно... Только молитва осталась...
21:38 12.07.2025(1)
Irina Krupenina
Лиличка, совершенно верно.
22:39 12.07.2025
Лилия Назарова
Ох, Ириша...
Обнимаю
08:42 12.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
Ириш, мне кажется, все равно счастье внутри нас, потом посмотри, как изменилась жизнь благодаря техническому прогрессу, разве мы могли о таком даже помыслить еще какие-нибудь 20 лет назад? Хорошее можно и нужно искать вокруг, как мне кажется.
14:41 12.07.2025(1)
Irina Krupenina
Во всем можно найти и плохое, и хорошее. Конечно, хорошо, что мы увидели мир, сделали себе красивые зубки и имеем замечательных технических помощников. Да, технический прогресс есть, а вот человеческие отношения лучше не стали и счастья в мире не прибавилось. Мариша, и я за технический прогресс, но хотелось бы еще немножечко пожить. Хочется видеть, как растут внуки. А наши внуки проводят почти все время в телефоне. И еще я вспоминаю рассказ Марины-радуги про Волгоград во время войны. Рассказ начинался с того, что где-то уже шла война, но город пока жил спокойной жизнью, словно ее не было. Но она пришла, и это было страшно. А мой знакомый историк, когда я его спросила, что происходит в мире, ответил, что всего лишь на наших глазах пишется история.  
21:09 12.07.2025(1)
Марина Веринчук
Золотые слова произнес твой друг.
21:44 12.07.2025(1)
1
Irina Krupenina
Да, Мариночка, а жена этого историка закапалась в политике и целыми днями истерит по тому поводу - кто прав, а кто виноват. Ссорятся страшно.  
22:12 12.07.2025(1)
Марина Веринчук
Неблагодарное это дело, Ириш))
22:28 12.07.2025
1
Irina Krupenina
Да это так, Мариночка. Тот же историк утверждает, что ни одно историческое событие, действие или заявление нельзя рассматривать в отрыве от определенного исторического контекста. Так-то вроде и понятно, но страдают ведь люди.
15:09 11.07.2025(1)
1
Лилия Назарова
Эксурс в наше такое нелёгкое, и в то же время интереснейшее прошлое удался тебе, Мариша, на славу!
Ёмко и конструктивно, ностальгически притягательно, включая спокойствие течения жизни, ежегодные санатории (правда, это было далеко не у всех) и конечно, если отбросить некие "разборки" при "народе" и перегибы, коих было немало - но это тоже не у всех!
В целом получилось замечательно! Спасибо за память!  
16:25 11.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
Спасибо, дорогая моя! Я думаю, у тех, то чуть постарше, будут и другие воспоминания, а, например, у поколения моих родителей - третьи. Потому что то, что для них было крахом не только страны, но и собственной судьбы, для нас было вызовом, который мы принимали с упоением новообращенцев, радуясь свободе и новым возможностям. И событий было столько, что они неслись, как в калейдоскопе, сменяя друг друга с сумасшедшей скоростью. А у тех, кто младше, наверняка будет своя история, совершенно не похожая на мою.
17:21 11.07.2025(1)
2
Лилия Назарова
Как верно и мудро сказано!
19:47 11.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
Обнимаю, душа моя Я люблю это время вспоминать и твои истории о тех временах очень люблю!
20:15 11.07.2025(1)
1
Лилия Назарова
Спасибо большое, Маришенька!
20:18 11.07.2025(1)
1
Лилия Назарова
Сегодня я ИИ, смеха ради, задала отрывок из своего рассказа о детстве) 
Он рассыпался в таких комплиментах)) Боже, хоть ходи к нему теперь за утешением))
11:18 12.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
Да, они такие, наши виртуальные ребята))) У меня есть рассказ на эту тему, выложу на днях)))
15:13 12.07.2025
1
Лилия Назарова
Ой, жду))
20:59 11.07.2025(1)
2
100% правда. Даже иногда удивляешься, что выжил, и не просто выжил, а жил хорошо, насыщенной жизнью. Можно сказать: "Брал от жизни все!"
08:09 12.07.2025
1
Марина Веринчук
Элина, да. Время такое было, немножко сумасшедшее, что ли. Но как хорошо, что оно было у нас!
02:22 11.07.2025(1)
1
ОлГус
Всё верно, всё верно, Марина...
16:01 11.07.2025(1)
1
Марина Веринчук
Спасибо, Олег!
20:54 11.07.2025
1
ОлГус